ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ И ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ И ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Проблема межнационального общения всегда была и будет актуальной, ею всегда интересовались ученые многих стран. Вопрос межнационального общения является сложным и многогранным. Это связано с падением нравственности, нарушением прав человека, общечеловеческими и межэтническими конфликтами.
Студенческая среда – это одна из наиболее интенсивных зон межэтнических контактов. В города приезжает учиться молодежь практически из всех регионов России, Именно в образовательных учреждениях встречаются представители самых разнообразных этнических групп, и вступают в контакт различные системы мировосприятия и миропонимания. Именно в результате этих контактов у многих студентов закрепляются стереотипы межэтнического восприятия и поведения, которые они пронесут через всю жизнь.
В целом студенческий возраст является решающим периодом развития этнического самосознания, его упрочнения и закрепления. В период обучения в образовательном учреждении этническое самосознание молодого человека расширяет систему его представлений о мире и укрепляет его место в нем. Студенческий возраст представляет собой кризисный переход между юностью и взрослостью, в течение которого в личности происходят многомерные, сложные процессы: обретение взрослой идентичности и нового отношения к миру.
В целом в повседневной жизни этничность подавляющего большинства студентов не актуализирована и этническая самоидентификация не занимает ведущих позиций. Несмотря на это, студенты проявляют довольно живой интерес к различным этническим вопросам. В то же время следует отметить существующие элементы предвзятости и негативизма в национальных отношениях. Хотя многие студенты имеют среди своих друзей и близких представителей других национальностей, достаточно значительное количество определяют свое отношение к человеку, исходя из его этнической принадлежности.
Мощнейшим мобилизационным фактором для большинства студентов является оскорбление по национальному признаку или негативная оценка народа, к которому принадлежит человек. Именно это чаще всего оставляет глубокий след в памяти человека и заставляет предпринимать какие-либо действия. Ещё одним мощным фактором этнической мобилизации является сопричастность или сопереживание какому-либо общему успеху или достижению.
Всё это повышает ответственность педагогического образования за будущее России, за то, по какому пути она пойдёт, как будут развиваться процессы межэтнического взаимодействия.
Образование будущих педагогов обеспечивая механизм трансляции этнического наследия новым поколениям, призвано, вместе с тем, обеспечить и интеграционные процессы, заложить основы для понимания и общения с другими культурами, нацеливать на умение поддерживать и развивать диалог культур.
Одной из задач системы образования, является целенаправленное формирование норм и эталонов, отражающих специфику социально - исторического опыта жизни народов, проживающих в крае, привитие навыков межнационального общения, формирование умения преодолевать конфликтные ситуации, развитие интереса к историко-культурному наследию народов. Освоение, понимание и принятие иной национальной культуры - важное требование нашего времени. И на первый план выходит проблема толерантности в межэтнических и социальных отношениях. Толерантность должна стать культурной нормой поведения в обществе.
Эти цели и задачи могут реализоваться в различных организационных формах: от включения информации, демонстрирующей значимость толерантности в современном обществе, в программу общеобразовательных учебных курсов, до проведения специальных тренинговых занятий.
Огромные возможности в решении проблем воспитания культуры межэтнического общения представляет курс социальной психологии. В ходе лекционных и практических занятий, выполняя задания для самостоятельной работы, студенты знакомятся с основными психологическими механизмами формирования этнических стереотипов, трансформаций этнической идентичности, лежащих в основе возникновения межэтнической нетерпимости и напряженности.
Работа ведется по трем направлениям: просветительская, диагностическая и коррекционно-развивающая.
Просвещение:
предоставление информации о толерантности и интолерантности; формах их проявления в межэтническом взаимодействии;
формирование представлений о возникновении и закреплении в общественном сознании различных форм этнических стереотипов и дискриминации по признаку расы и этничности;
обучение навыкам распознавания проявлений этнических стереотипов, этноцентризма и дискриминации по признаку этничности и расы в различных сферах общественной жизни;
формирование более адекватных представлений о различных культурах и психологических особенностях их представителей.
Диагностика:
осознание участниками образовательного процесса собственных этнических стереотипов и их влияния на различные сферы жизни;
определение общего уровня толерантности отдельных групп участников образовательного процесса.
Коррекция, психологическая помощь и развитие:
разрядка негативных чувств, связанных с опытом переживания дискриминации по признаку этничности и расы
формирование позитивной этнической идентичности
осознание собственной роли в трансляции и закреплении этнических стереотипов и различных форм дискриминации по признаку этничности и расы.
При этом особое внимание уделяется не только теоретической подготовке, но и практическим контактам между представителями различных культур.
При работе со студентами необходимо помнить, что это – будущие преподаватели, которые должны будут передать полученные знания и сформированные установки последующим поколениям.
И в заключение данной статьи считаем необходимым отметить, что, вне зависимости от используемых обучающих и психологических технологий главный инструмент воздействия, который используется психологом и педагогом - это его (ее) собственная личность. Поэтому совершенно необходимый компонент формирования этнической толерантности в колледже является отражение черт толерантной личности в поведении всех участников образовательного процесса, в первую очередь, - преподавателей.
Литература:
Андриенко Е.В. Социальная психология. М.: «Академия», 2004 г.
Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений.- СПб.: Питер, 2010 г.
Мириманова М.С. Воспитание толерантности. 2002 г. №2. Психология личности.
15