Презентация Формы и методы ФГОС
Современный урок русского языка и литературы(ФГОС) Все уроки, как люди, и похожи, и разны, Если к ним приглядеться с различных сторон. Есть уроки, как светлый и радостный праздник! Есть другие – как страшный, мучительный сон. В.Троицкий – учёный - литературовед Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра. Джон Дьюи Шесть основных этапов современного урока русского языка по ФГОС мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);взаимопроверка, взаимоконтроль;рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке). Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Подготовка к уроку Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами Основные этапы урока Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) Главная цель учителя на уроке Успеть выполнить все, что запланировано Организовать деятельность детей:по поиску и обработке информации;обобщению способов действия;постановке учебной задачи и т. д. Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. Форма урока Преимущественно фронтальная Преимущественно групповая и/или индивидуальная Нестандартное ведение уроков – Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся Взаимодействие с родителями обучающихся Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления». (Г.А. Цукерман) 1. Мотивация к учебной деятельности Цель этапа: включение обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Хочу, могу, надоЧто значит уметь учиться? « Сегодня, когда мы научились летать , как птицы, погружаться так глубоко, как рыбы, осталось научиться одному-научиться жить на земле как люди».-Что значит жить на земле как люди?-Что же делать, чтобы называться человеком? -С чего начать? -Какую позицию принять?Где учиться? У кого? Проблематика повести «В дурном обществе» 2 этап урока- решение «проблем» Особенность урока: наличие проблемных вопросов, способствующих созданию поисковых ситуаций, заданий, требующих сопоставления, сравнения, обобщения. Проблемы урока Почему именно такую фразу сказал Валек?Почему не совсем понял эти слова Вася? Что его поразило в этих словах?Прав ли Валек, утверждая, что он не компания Васе? Почему?Что, по-вашему, лежит в основе настоящей дружбы? 1. Почему Васю тянуло к этим детям?2.Почему Валек и Маруся сдружились с Васей?3.Почему Валек большую часть подарков отдавал сестре? Как это его характеризует?4.Почему трогают отношения брата и сестры?5.Почему Вася постоянно сравнивал Марусю со своей сестрой? Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. В подземелье… Тяжелая жизнь детей…Учимся сравнивать… Назначение учителя- помочь родиться мысли в голове ученика. Сократ Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приемов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д. Развитию УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность. Синтаксическая зоркость. Поставим знаки.1.В ноябре снег одел пушистым нарядом лес и наступила зима.2. Зайдёшь в лесную глушь и не узнаёшь знакомых мест. 3. Птицы наши друзья.4. Когда топор касался молодых росточков мне становилось жалко их.5.Про снег люди говорят полетели белые мухи. Синтаксическая зоркость. Взаимопроверка.1.В ноябре снег одел пушистым нарядом лес , и наступила зима.2. Зайдёшь в лесную глушь и не узнаёшь знакомых мест. 3. Птицы - наши друзья.4. Когда топор касался молодых росточков , мне становилось жалко их.5.Про снег люди говорят: «Полетели белые мухи». Нужен ли знак? Она открыла глаза (?) и сейчас же зажмурилась от яркого света. Диктант-дублет Учитель: Ученик:шёпот пчёлкаакация дикция чертежом врачомгрузчик переводчиквыросли водоросли Итог урока Особую роль играет итог урока, так называемый этап рефлексии, я использую различные приёмы рефлексии: пятиминутное эссе; синквейны; метод незаконченного предложения; свободное высказывание, смайлики. Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.А.Л. Колмогоров Проектная деятельность Одну из самых эффективных форм работы я вижу в сотрудничестве с учеником, в совместной созидательной деятельности при решении одной общей проблемы, где присутствует равенство сотрудников в учебной деятельности; где ученик - не объект обучения, а субьект наравне с учителем; где присутствует возможность оценить результат своей деятельности не на основе оценки, а в том, чему научился.Идеальной формой такого сотрудничества является создание совместных проектов. Наши проекты «К истокам слова» -Васильев Артем и Герчикова Арина «Хлеб наш насущный даждь нам днесь…» Макаров Сергей и Петриченко Виктория Слово «богатырь» произошло от двух слов – «бог» и… «тырить»! Раньше «тырить» означало не «красть», а «нести». Богатырь – это человек, «несущий Бога». Какое заведение может восстановить силы? (Матф.6:9-13) «Хлеб наш насущный даждь нам днесь!»(Матф.6:9-13) Метод «детского эксперимента» В рамках каждого урока стараюсь создать условия для формирования и развития познавательной активности одарённых детей. Для этого использую метод «детского эксперимента». Суть заключается в том, что ученики сталкиваются с проблемной ситуацией, сами определяют, какой материал они не знают, что должны повторить для изучения новой темы, помогают составить алгоритм для решения учебной задачи. Выводы Требования ,предъявляемые к современному уроку.-планирование своей деятельности и деятельности учащихся;-тему урока формулируют дети (учитель подводит учащихся к этому);-цели и задачи ставят учащиеся;-планирование учащимися способов достижения цели;-урок должен быть проблемным и развивающим;-организация проблемной и поисковой деятельности активизирует;-применение групповых и индивидуальных методов;-осуществление самоконтроля и взаимоконтроля;-организация творческой работы;-устранение затруднений самостоятельно;-оценка деятельности (самооценка, оценка деятельности товарищей);-проведение рефлексии на каждом уроке.