Презентация по МХК 11 класс Символизм 
Символизм литературно – художественное направление конца XIX - начала XX века. Первое и самое значительное из модернистских течений в России.  Смысл названия - от греч. symbolon – условный знак, образ, выражающий смысл какого-либо явления в предметной форме    Символ ( от греч.symbolon – условный знак, примета)  художественный образ, имеющий иносказательный смысл многозначный однозначный символ аллегория Средства создания символа  метафора метафорический эпитет аллегория оксюморон перифраза Роль символа в художественном тексте: символ – языковое средство выражения художественной мысли, которое приглашает читателя к размышлению, символический образ позволяет читателю вступать с поэтическим текстом в диалог и погружаться в его смысл всё глубже и глубже,символический образ вызывает у разных читателей разные ассоциации,  зависящие от их жизненного опыта, в символе открываются всё новые смыслы, образ становится как бы «прозрачным», не утрачивая своей конкретности. Истоки русского символизма - французская поэзия 70-80-ых годов           XIX века: Шарль Бодлер Поль Верлен Артюр Рембо Стефан Малларме философия               конца XIX - начала  XX века: Соловьев В. Ницше Ф. Шопенгауэр А. Манифесты русских символистов «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» Д.С. Мережковский В.Я. Брюсов «Юному поэту»«Сонет к форме» Основные идеи символизма:  окружающий человека мир безобразен и недостоин внимания поэта, потому что это «зловонная яма»,искусство – земное подобие божественного, прозревающее миры иные сквозь мнимую иллюзорную действительность, поэт – сверхчеловек, который должен постичь метафизическую сущность мира, расшифровать её и превратить в пророчество, сущность творчества – искание символа. Зинаида Гиппиус        Александр Блок Константин  Бальмонт Андрей Белый Вячеслав Иванов Мира Лохвицкая Иннокентий Анненский Вячеслав Иванов Максимилиан Волошин Фёдор Соллогуб «Символизм – энергичное литературное движение , которое подобно реке влилось в море русской литературы, успев образовать могучую дельту, пронизанную сетью многочисленных протоков...»А. Пайман Старшие символисты(декаденты) Отгородиться от реальности, уйдя в мир мечты и фантазии.Искусство для искусства.Поэт – гений, мастер (эгоцентризм).Религиозно-мистическое содержание.Ощущение кризиса и безысходности бытия Младшие символисты(младосимволисты) Искусство должно  спасти мир.Вера в пересоздание  мира и человека на основе приобщения к религии через искусство.Изменить реальность при помощи искусства.Поэт – пророк, призванный в мир спасти человека.Религиозно-нравственное содержание. Общие идеи:  романтическое двоемирие, искусство – земное подобие божественного, культ поэтического Я, пристальное внимание к миру человеческой души, обилие символов.