Конспект урока по литературному чтению на тему: Волшебное слово (2 класс)
Технологическая карта урока
Учебный предмет: литературное чтение
Класс: 2.Учитель: Витязева Елена ВладимировнаАвтор УМК (программы учебного курса): Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. "Литературное чтение 2 класс ("Школа России")". М., 2012.
Тема урока: В.А. Осеева «Волшебное слово»
Тип урока: изучение нового материала. Цели:
Формировать умение определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу.
Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, сдержанность, умение выслушать товарища, интерес к учению, любовь к родному языку.
Задачи:
формировать личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
формировать регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
формировать коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
формировать познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемые результаты:
Предметные: ученики усовершенствуют умение зрительно конкретизировать образы персонажей; умение определять тему, проблематику и идею эпического произведения; умение соотносить начало и финал произведения и его название с его идеей; давать речевую характеристику персонажа; умение подтверждать свои высказывания цитатами из текста.
Личностные: ученики усовершенствуют умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные: ученики усовершенствуют умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своѐ действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Межпредметные связи: русский язык, изобразительное искусство.
Ресурсы:
- мультимедиа проектор, экран, компьютер, монитор
- презентация к уроку, выставка книг В.А. Осеевой
Выставка книг В.А. Осеевой
8
7
6
5
4
2
3
1
10
9
Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Познавательная Коммуникативная Регулятивная
Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности
Этап 1 – Организационный этап
- Итак, у нас урок чтения. Проверьте: у вас на парте должен быть учебник, тетрадь, дневник и пенал. Кто готов к уроку, может сесть.
- Будьте старательными, активными, внимательными и у вас все получится.
Приветствие, фиксация отсутствующих; проверка подготовленности уч-ся к учебному занятию; проверка подготовленности классного помещения к занятию; организация внимания школьников Ответ на приветствие учителя.
Выделение существенной информации из слов учителя.
Взаимодействие с учителем
Слушание учителя
Целеполагание
Умение настраиваться на занятие
Этап 2 - подготовки школьников к восприятию литературного произведения
- Ребята! Сегодня нам предстоит познакомиться с замечательной писательницей
Валентиной Александровной Осеевой [1]
- Посмотрите, пожалуйста, на доску. Вот несколько иллюстраций к рассказам Валентины Осеевой [2]. Как вы думаете, что в них общего?
- Верно! Герои всех рассказов этой писательницы – дети. Именно с ними происходят самые невероятные истории, о которых интересно читать не только детям, но и взрослым. Дело в том, что Валентина Александровна работала воспитательницей, сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят. Когда она была такой, как вы, очень любила читать маленькие рассказы. Однажды после прочтения одного рассказа мама сказала ей:– Мало уметь читать, надо уметь думать.
- Вот и сегодня мы с вами прочитаем одну из этих удивительных историй и попробуем над ней поразмышлять, подумать.
- Откройте учебники.
- Давайте прочитаем название рассказа.
- Как вы думаете, какие слова могут быть волшебными и существуют ли они вообще?
- Да, волшебными могут быть слова-заклинания, а еще?
- Верно! Вежливые слова. А в чем же их волшебство?
- Давайте узнаем, о каком слове идет речь в этом рассказе. Осуществляет подготовку учеников к восприятию литературного произведения, знакомит с автором, демонстрирует портрет автора.
Задаёт вопросы.
Знакомит с творчеством В. Осеевой.
Настраивает на восприятие произведения с целью его последующего анализа.
Создание проблемной ситуации Слушают учителя.
Ответы на вопросы.
Слушают учителя.
Получают установку на восприятие и анализ.
Высказывают свои предположения Выделение существенной информации из слов учителя.
Выделение существенной информации из слов учителя.
Выделение существенной информации из слов учителя.
Анализировать проблемную ситуацию Взаимодействуют с учителем
Слушают учителя.
Взаимодействие с учителем
Высказывают сое мнение Слушание учителя и ответы на поставленные вопросы.
Слушание учителя
Умение слушать и вступать в диалог.
Умение формулировать гипотезу Развитие регуляции учебной деятельности.
Развитие регуляции учебной деятельности.
Целеполагание
Развитие регуляции учебной деятельности
Регуляция учебной деятельности.
Регуляция учебной деятельности.
Регуляция учебной деятельности.
Развитие регуляции учебной деятельности
Этап 3 - Этап первого восприятия
Учитель читает рассказ. Чтение рассказа Слушают рассказ Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Слушают
учителя Слушание
учителя Развитие регуляции учебной деятельности.
СаморегуляцияЭтап 4 – Физкультминутка
Этап 5 - Этап выявления специфики восприятия
- О ком этот рассказ?
- Что случилось с Павликом?
- Как об этом узнал старик?
- Почему окружающие так относятся к Павлику в начале рассказа?
- Что изменилось после встречи со стариком? Задаёт вопросы.
Слушает и проверяет правильность ответов на вопросы.
Ответы на вопросы
Поиск и выделение информации.
Умение строить речевое высказывание.
Установление причинно-следственных связей.
Построение логической цепи рассуждений Участие в обсуждении во фронтальном режиме. Понимание на слух вопросов и ответов обучающихся, умение использовать речь для регулирования своего действия
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. Контроль правильности ответов обучающихся.
Самоконтроль понимания вопросов. Умение слушать. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.
Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.
Саморегуляция.
Постановка вопросов.
Этап 6 - Этап постановки учебной задачи
- Скажите, какая из иллюстраций на доске относится к нашему рассказу?
- Какой эпизод проиллюстрирован?
- Так о каком волшебном слове идет речь в рассказе?
- А в чем же волшебство?
- А разве это слово изменило отношение окружающих к Павлику? А что тогда?
- Тогда почему писательница назвала рассказ именно «Волшебное слово»?
Давайте думать… Создание проблемной ситуации Высказывают свои предположения Анализировать проблемную ситуацию Высказывают сое мнение Умение формулировать гипотезу Развитие регуляции учебной деятельности
Развитие регуляции учебной деятельности
Этап 7 - 8. Этап повторного восприятия и этап анализа текста
- Во-первых, давайте посмотрим, из чего построен рассказ?
- А можно было бы написать этот рассказ без диалогов?
- Почему же автор намеренно использует диалоги? Как вы думаете?
- Да, для автора важны слова и он нам это демонстрирует, выбрав именно такую форму повествования. Здесь важно кто, как и когда их произносит, какие поступки за ними скрываются и как они влияют на взаимоотношения людей.
Давайте проследим, что происходит с главным героем рассказа Павликом и как слова сказываются на его взаимоотношениями с другими героями.
С кем первым в рассказе вступает в диалог Павлик?[3] Как мальчик себя вел с ним? Найдите подтверждение в тексте. Какими словами автор передает настроение Павлика?
Записываем в нашу табличку [9]:
- Итак, что рассказывает мальчик? Зачитайте.
- Почему Лена не давала краски?[4]
- Как Павлик повел себя с бабушкой?[5]
- Что нам понятно из этих слов?
- Зачитайте, что рассказал Павлик про брата.
- Что случилось дальше?
- Давайте прочитаем, как это произошло.
- Почему старик захотел помочь Павлику?
- Поверил Павлик в волшебство слова?
- Как повела себя Лена, когда увидела Павлика?[6]
- Что же Павлик?
- Как подействовало волшебное слово на Лену? Зачитайте.
- К кому следующему пошел мальчик?
- Как отреагировала бабушка, когда она услышала волшебное слово? Прочитайте. [7]
- А реакция Павлика?
- Какое трудное испытание ожидало Павлика в третий раз?
- Зачитайте предложения, в которых говорится о том, как Павлик вел себя за столом. [8]
- Как он обратился к брату?
- Заканчивается ли на этом рассказ?
- Зачитаем, что случилось дальше.
- Как вы думаете, зачем Павлик побежал в сквер?
- Давайте посмотрим на нашу табличку[9]. Что изменилось, после того как герой узнал волшебное слово?
- Как это слово подействовало на самого Павлика?
- В чем секрет волшебного слова? Задаёт вопросы.
Слушает и проверяет правильность ответов на вопросы.
Направляет учеников в процессе анализа
Помогает выделить главные эпизоды в рассказе и проанализировать их. Ответы на вопросы.
Анализ ответов.
Находят основные эпизоды, анализируют развитие сюжета. Поиск и выделение информации.
Умение строить речевое высказывание.
Установление причинно-следственных связей.
Построение логической цепи рассуждений
Умение выделять главное, анализировать развитие сюжета, средства выразительности, которые использует автор, устанавливать причинно-следственные связи, искать главную мысль и идею произведения
Умение структурировать знания.
Выделение существенной информации
Умение структурировать знания.
Умение строить речевое высказывание.
Участие в обсуждении во фронтальном режиме.
Участие в обсуждении, анализе, высказывании своего мнения и слушания ответов других.
Взаимодействие с учителем и с одноклассниками Понимание на слух вопросов и ответов обучающихся, умение использовать речь для регулирования своего действия
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.
Умение в коллективном обсуждении приходить к общему мнению, высказывать свои мысли и слушать других.
Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний.
Слушание.
Чтение.
Говорение.
Умение слушать и вступать в диалог.
Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. Контроль правильности ответов обучающихся.
Самоконтроль понимания вопросов.
Саморегуляция. Контроль и самоконтроль.
Контроль правильности ответов обучающихся
Самоконтроль и взаимоконтроль Умение слушать. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.
Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.
Саморегуляция.
Постановка вопросов.
Умение слушать. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.
Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.
Саморегуляция.
Постановка вопросов.
Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся
Коррекция.
Оценка.
Саморегуляция.
Постановка вопросов.
Этап 9 - Обобщение и систематизация
- Довольны ли вы окончанием рассказа?- Почему же В.Осеева заканчивает рассказ именно так?
- Верно, писательница хотела подчеркнуть, что важно вовремя говорить слова благодарности, потому что потом может не представиться возможность.- Что В. Осеева хотела сказать нам этим рассказом?
- Какое средство она использовала в своем рассказе, чтобы подчеркнуть важность слов? Подведение итогов.
Помогает сделать вывод, найти главную идею произведения. Обобщают все вышесказанное, анализируют обсуждение, приходят к главному выводу.
Обсуждают выводы.
Умение обобщать и делать выводы.
Взаимодействие с учителем и с одноклассниками
Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Самоконтроль и взаимоконтроль Коррекция.
Оценка.
Саморегуляция.
Этап 10 - Подведение итогов занятия
Молодцы ребята, мы сегодня хорошо поработали. Давайте подведем итог урока.
Расскажите, о какой писательнице вы узнали сегодня.
Какие рассказы она писала?
Какой рассказ мы с вами прочитали и проанализировали?
Назовите главных героев.
Какая главная идея этого рассказа? Задает вопросы Отвечают на вопрос учителя, подводят итоги Анализ работы на уроке и осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме. Участие в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме. Понимание на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию. Контроль правильности ответов обучающихся Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся
Этап 11 - Рефлексия
«Рефлексивный экран» [10]. Экран с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрёл…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Расскажу дома, что … Проводит рефлексию, анализирует выбор и ответы детей Рефлексируют. Умение делать выводы.
Рефлексия способов и условий действий.
Взаимодействие с учителем. Умение формулировать собственное мнение. Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний. Саморегуляция.
Рефлексия.
Этап 12 - Этап объяснения домашнего задания
- На уроке мы с вами составили план рассказа «Волшебное слово», в котором отразили поведение Павлика и реакцию окружающих[9]. На дом я вам задаю составить цветовую палитру слов и поступков Павлика: вам нужно подобрать цвета, которые соответствуют его словам и поступкам на протяжении всего рассказа и нарисовать. Постарайтесь научиться читать рассказ так, чтобы передать эти настроения (выразительное чтение). Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению Слушание учителя и запись домашнего задания в тетради. Выделение существенной информации из слов учителя. Взаимодействие с учителем Слушание учителя Развитие регуляции учебной деятельности. Регуляция учебной деятельности.
Список использованных источников, в том числе интернет-ресурсы:Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова Литературное чтение: Учебник: 2 класс: В 2 ч. — по 224 с.: ил. — пер., М., 2012.
Рыжкова Т.В. Литературное развитие младших школьников: Учебное пособие - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006
Рыжкова Т.В. Проектирование уроков литературы – Москва: Педагогический университет, «Первое сентября», 2008
Бондур Н.Г. , Пичугина М.А. , Чурилова Т.Г. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС – Сургут, 2012
http://peskarlib.ru/lib.php?id_sec=36http://publ.lib.ru/ARCHIVES/O/OSEEVA_Valentina_Aleksandrovna/_Oseeva_V.A..htmlhttp://www.livelib.ru/author/25344http://prezentazia.ucoz.ru/load/ehlektronnye_fizkultminutki/6http://www.zavuch.info/methodlib/53/44496/