Литературное чтение во 2 классе. Тема. В. А. Осеева «Волшебное слово».


Литературное чтение.
Тема. В. А. Осеева «Волшебное слово».
Урок «открытия» нового знания
Цель: ознакомить детей с рассказом В. А. Осеевой «Волшебное слово».
Задачи: развивать внимание, навыки чтения, умение подтверждать свои высказывания цитатами изтекста; учить делить текст на части, находить главную мысль части и целого; учить связно излагать
прочитанное; воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.
Планируемые результаты
Предметные. Научатся прогнозировать содержание произведения, воспринимать на слух, соотносить смысл пословицы и основную мысль рассказа
УУД. Р: учитывать ориентиры действия выделенные учителем
П: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
К: координация разных точек зрения
Личностные результаты. Оценивать свою речь и речь товарищей на предмет успешности.
Ход урока
I. Мотивирование к учебной деятельности
П. Речевая разминка.
Был вежлив этот мальчик
И, право, очень мил: отняв у младших мячик,
Он их благодарил,
Cпасибо! - говорил. (С.Я. Маршак)
III. Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, когда вы слышите слова «вежливость» что вам представляется? Как вы понимаете значение этого слова?
Сегодня на уроке мы продолжим говорить о вежливости и познакомимся с произведением русской писательницы Валентины Александровны Осеевой «Волшебное слово».
Слушайте внимательно и запоминайте для того, чтобы в конце урока ответить на вопросы викторины.
IV. Изучение нового материала
Рассказ об авторе. Осеева – Хмелёва (настоящая фамилия) Валентина Александровна родилась 15 апреля в г. Киеве В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой. Но, к сожалению, мечта не сбылась, но Валентина Александровна стала работать с беспризорными детьми и малолетними правонарушителями, помогая им. В свободное время сочиняла сказки, писала пьесы и ставила их вместе с детьми, любила придумывать игры, увлекалась ими не меньше самих ребят.
Валентина Осеева написала много интересных и замечательных стихов, сказок и рассказов для детей (слайды): «Рыжий кот», «Волшебное слово», «Мой товарищ», «Простое дело», «Синие листья». Валентине Осеевой даже была присуждена Государственная премия СССР за произведение «Васек Трубачев и его товарищи». «Доброй и честной, смелой и рыцарски благородной» - такой запомнил писатель Анатолий Алексин Валентину Осееву.
- Сегодня мы с вами тоже познакомимся с одним из интересных рассказов этой замечательной писательницы, который называется «Волшебное слово» (слайд).
2) Первичное восприятие (чтение учителем)
- Ребята, когда вы слышите слова «волшебник», «волшебное», что вы представляете? (ответы учащихся). Как вы понимаете значение этих слов?
- Я вам прочитаю часть рассказа «Волшебное слово», а вы внимательно послушаете и ответите на вопрос: как можно назвать эту часть рассказа? (Чтение рассказа учителем, учащиеся внимательно слушают учителя).
3) Работа по содержанию I части
- Какое название вы бы дали этой части рассказа? (Встреча со старичком, Павлик узнал волшебное слово)
- Каким мы видим Павлика в первой части рассказа? Как он разговаривает с окружающими. Найдите ответ в тексте. (Ответы детей)
(На доске появляются слова: красное сердитое лицо, кричал, плакал, ссорился, сердито буркнул, сжал кулаки, засопел от обиды).
- Каким предстает перед нами Павлик? Нравится ли он вам? Кому можно посочувствовать: Лене, бабушке или Павлику? (Нет, старику)
- Но у этого рассказа есть продолжение. Как вам кажется, что произойдет дальше?
-Давайте выясним правы ли вы и прочитаем вторую часть рассказа.
4) Вторичное восприятие (чтение учащимися).
Откройте учебник на странице 170. Читаем по одному предложению по цепочке, начиная с первого ряда, следите внимательно и прочитывайте каждое предложение про себя.
5). Работа по содержанию II части
- Ребята, как подействовали на окружающих, на Лену, бабушку и брата слова Павлика, найдите эти строчки в тексте. («Лена широко раскрыла глаза…», «Бабушка выпрямилась…», «За столом все сразу замолчали…», «Брат громко засмеялся…»)
- Каким становилось настроение у людей, когда они слышали волшебные слова? (хорошим, радостным)
- Изменился ли Павлик после того, как стал говорить волшебное слово? Что с ним хорошего произошло? Как вы думаете, можно ли назвать старичка волшебником? Почему? Что он волшебного сделал? (Старичок был очень мудрым человеком. Он знал тайну доброго отношения к людям, открыл эту маленькую тайну Павлику, чтобы тот сумел достойно прожить жизнь) - Молодцы! Действительно, старика можно назвать волшебником, ведь он помог Павлику измениться, стать вежливее, добрее к близким людям.
- Ребята, в жизни очень важно быть вежливым и стараться как можно чаще говорить людям волшебные слова.
- А какие волшебные слова вы знаете? (ответы детей)
- Подумайте, какая пословица подходит к этому рассказу: Доброе слово путь к сердцу открывает и Вежливость украшает человека. (на доске) (Обе пословицы подходят, потому что доброе слово, сказанное человеку помогает, это мы увидели, когда Павлик просил у Лены краски, у бабушки пирожок, у брата – покататься, а вежливость важна для человека и украшает его).
V. Закрепление нового материала.Выборочное чтение.
Прочитайте, как изменилось поведение сестры, когда мальчик сказал ей волшебное слово.
Прочитайте, как отреагировала на волшебное слово бабушка.
Почему старший брат согласился взять Павлика кататься на лодке?
VI.Итог урока. Рефлексия.
Как вы думаете, зачем Павлик побежал на улицу?
На какого волшебника, по-вашему, похож старик?
Какие «волшебные слова» мы сегодня вспомнили? Как они действуют на людей?
С какой целью надо употреблять «волшебные слова»?
Домашнее задание. Перечитать рассказ, подготовить вопросы по содержанию и подготовиться к выразительному чтению.