Проект Подвижные игры народов мира
Частное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
Проект «Игры народов мира»
ноябрь
автор инструктор
по физической культуре
Гончарова А.Р.
2016
Проблема: Дети не имеют представления об играх, жизни другого народа, доступное их возрасту. Имеют маленький игровой опыт.
Пояснительная записка.
Одной из центральных линий Стандартов выступают задачи формирования разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизация трудовой деятельности и организация активного отдыха.
Проект «Игры народов мира» для старших дошкольников выполняет особую роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Специфика проекта в том, что он строится на психологической и дидактической базе, которая является в старшем дошкольном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и физического развития.
Игра возникла на самой ранней стадии развития человеческого общества и во все времена была своеобразной школой, в которой дети получали физическую и духовную закладку, познавали окружающий мир, учились действовать и добиваться успехов. Эмоционально насыщенные, яркие и разнообразные по содержанию, игры социальны по своей сущности, так как отражают опыт человеческих отношений, формируют нравственность ребёнка и укрепляют его здоровье. В играх познаются различные свойства предметов, разнообразные стороны жизни. При помощи игры ребята получают информацию. Она поступает к ним без насилия и нажима. Основными мотивами является интерес, положительные эмоции, сопровождаемые чувством радости. Психология ребёнка такова, что он видит и переживает, отражается в его поступке, действии. Ребёнок постоянно стремится к деятельности, к общению, не имея возможности удовлетворить эту потребность в другой форме, кроме как в игре. Это - один из факторов, привлекающих детей к игре.
Общая характеристика проекта.
Подвижные игры ценны как в физическом, так и педагогическом аспектах. Бег для ребёнка является естественным движением, знакомым с раннего детства. Он– важнейшее средство для развития координации движений.
К формам проведения подвижных игр относятся:
- сюжетные игры, преимущественно коллективные,
- бессюжетные подвижные игры,
- подвижные игры с элементами соревнования,
- игры большой, малой и средней подвижности.
Алгоритм работы с играми:
- знакомство с содержанием игры.
- объяснение содержания игры.
- объяснение правил игры.
- разучивание игры.
- проведение игры.
Разнообразные действия играющих оказывают благотворное влияние на сердечно – сосудистую, дыхательную опорно – двигательную, нервную и другие системы организма. Игры способствуют общему развитию и укреплению мышц, а также улучшению обмена веществ. Игры с элементами корригирующей гимнастики улучшают осанку. Наличие в играх движений способствует максимальной разгрузке центров головного мозга. Удовольствие, доставленное игрой, не только даёт отдых уставшему организму, нервной системе, но и активизирует жизнедеятельность, увеличивает работоспособность.
Игры малой подвижности обращают внимание детей на ритм жизни и деятельности того или иного народа, на характерные особенности и приоритеты. Данный вид игр направлен на развитие внимания, точности движений, знакомство с языковой культурой.
Цель проекта: Познакомить детей с подвижными играми народов мира. Разнообразить игровой опыт. Развивать выносливость, ловкость, умения подчиняться правилам и договариваться в игровой группе. - укрепление здоровья старших дошкольников. Содействие гармоническому физическому, нравственному и социальному развитию. Воспитание способности к духовному развитию и нравственному самосовершенствованию.
Задачи проекта:
Познакомить и разучить подвижные игры русского, литовского, польского, грузинского, таджикского, украинского народов и народов крайнего Севера. Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о подвижных играх в самостоятельной игровой деятельности.
Повышение эмоционального тонуса детей.
Развитие умений взаимодействовать друг с другом.
Формирование навыков общения в коллективе сверстников.
Воспитание у детей уважения друг к другу в процессе игры.
Повысить компетентность родителей в подвижных играх, в умении выстраивать взаимодействие с ребенком при организации активного досуга ребенка. Обогатить их методический и практический опыт активной игры с ребенком.
Способствовать активному участию родителей в организации досуговых мероприятий, способствующих ознакомлению детей с подвижными играми народов мира.
Приобщать детей и родителей к народным играм.
Сроки реализации проекта: 01.11.2016-3.11.2016
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этап Форма работы Задачи Срок реализации Время в режиме Место проведения
Подготовительный Отбор игр. Подбор муз.материала по необходимости. Изготовление реквизита. 1 неделя Основной Разучивание игр Расширить знания детей о народных играх 2-3 неделя На занятиях по физкультуре и прогулке. НОД Спортивный зал, веранда.
Заключительный Спортивное развлечение «Фестиваль игр со всего света» Закрепить умения детей играть в различные подвижные игры. Создать радостное настроение от совместного с родителями занятия физкультурой и игровой деятельностью. Обогатить игровой арсенал родителей новыми играми.
4 неделя 24.11.216 Спортивный зал
Тематическое планирование.
№ Подвижная игра Игра средней и малой подвижности
2-3 неделя Бурятская игра «Волк и ягнята», русская игра «Посигудки» Грузинская игра «Надень папаху»
Игра народов Крайнего Севера «Хейро» Русская игра «Штандер»
Армянская игра «Лезгинка» Польская игра «Колечко на ленте»
Грузинская игра «Кабахи» Литовская игра «Ригу-рагу»
4 неделя Бразильская игра «Амарела» Русская игра «Золотые ворота»
Татарская игра «Кто первый?», «Серый волк» Японская игра Гачанко. Таджикская игра «Немая игра»
Список литературы
1. Захарова Л. М. Проблема формирования у дошкольников позитивного отношения к людям разных национальностей в отечественной педагогике (вторая пол. XIX в. в.): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1998.
2. Кенеман А. В. Детские подвижные игры народов СССР - Москва: Просвещение, 1988 - с. 239
3 Ориол Риполл «Играй! Самые интересные игры со всего света» - Москва Манн, Иванов и Фербер, 2016-128ил.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Картотека народных игр проекта.
Русская народная игра: ПосигуткиИграющие распределяются на две команды по жребию, одна из них — водящая. Игроки этой команды образуют пары, которые встают коридором друг к другу лицом на расстоянии 1—2 м одна пара от другой. Затем дети также попарно садятся на траву, ноги выпрямляют, ступнями касаются друг друга. Играющие другой партии встают гуськом и стараются как можно быстрее перепрыгнуть через ноги. Водящие пытаются осалить прыгающего игрока. Каждый осаленный встает за спиной того водящего, кто его осалил. Игроки меняются местами после того, как прошли все дети, и игра повторяется.
Правила игры. Осаленный не должен прыгать дальше той пары игроков, которые его осалили. Водящий салит играющего только тогда, когда он перепрыгивает, при этом он не должен менять положения ног. Вариант. Играющие водящей команды могут не садиться, вытягивая ноги, а держать шнур или резинку, стоя на коленях.
«Золотые ворота»
Солнце и луна у нас есть значит можно и в золотые ворота сыграть
То выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота».
Если собралось очень много игроков, то выбираются 4 человека, которые встают в круг, берутся за руки и поднимают руки вверх, образуя «двойные ворота» с входом и выходом.
Остальные игроки встают цепочкой (берутся за руки или кладут руки на плечи друг к другу) и проходят под воротами.
Игроки-ворота напевают:
Золотые воротаПропускают не всегдаПервый раз прощаетсяВторой запрещаетсяА на третий разНе пропустим вас!
Ворота закрываются на последнем слове и ловят того, кто проходил в этот момент через них. Пойманный игрок становится сзади луны или солнце, игра продолжается до тех пор пока все игроки не будут распределены на две команды.
Татарские народные игры
Кто первый? (Узыш уены?)
Играющие выстраиваются в шеренгу на одной стороне площадки, на другой - ставится флажок, обозначающий конец дистанции. По сигналу участники начинают бег наперегонки. Кто пробежит это расстояние первым, тот считается победителем.
Правила игры. Расстояние с одного конца площадки до другого должно быть не более 30 м. Сигналом может служить слово, взмах флажка, хлопок. При беге нельзя толкать товарищей.
Кто первый? (Узыш уены?)
Серый волк
На площадке на расстоянии 20—30 м чертят две линии. Одного из играющих выбирают серым волком. Присев на корточки, серый волк прячется за одной чертой (в кустах или в густой траве). Остальные играющие находятся на противоположной стороне за другой чертой. По сигналу все идут в лес собирать грибы, ягоды. Навстречу им выходит ведущий и спрашивает (дети хором отвечают):
Вы, друзья, куда спешите?
В лес дремучий мы идем.
Что вы делать там хотите?
Там малины наберем.
Вам зачем малина, дети?
Мы варенье приготовим.
Если волк в лесу вас встретит?
Серый волк нас не догонит!
После этой переклички все подходят к тому месту, где прячется серый волк, и хором говорят:
—Соберу я ягоды и сварю варенье,
Милой моей бабушке будет угощенье.
Здесь малины много, всю и не собрать,
А волков, медведей вовсе не видать!
После слов не видать серый волк встает, а дети быстро бегут за черту. Волк гонится за ними и старается кого-нибудь запятнать. Пленников он уводит в логово — туда, где прятался сам.
Правила игры. Изображающему серого волка нельзя выскакивать, а всем игрокам убегать раньше, чем будут привнесены слова не видать. Ловить убегающих можно только до черты дома.
Литовская народна игра «Ригу-рагу»
Выбирается ведущий игры. Он стоит перед играющими. У всех пальцы согнуты в кулак. Ведущий трясет перед собой руками, сжатыми в кулак, и приговаривает: «Ригу-рагу, ригу-рагу...» Затем высовывает большие пальцы, изображая рога, и называет, например: «Коза с рогами» или «Дом с рогами». Если названо животное с рогами, то все должны быстро таким же образом показать рога. Если названо животное без рогов или какой-то предмет, то дети не показывают рога. За ошибку платят фант. В конце игры фанты выкупаются (дети поют песни, читают стихи и т. д.).Правила игры. Дети внимательно должны следить за движениями рук ведущего. За ошибками следит ведущий.
Таджикская игра «Немая игра»
Игроки садятся в круг. Выбирается водящий. Он тоже сидит в кругу вместе с детьми. Водящий медленно толкает плечом игрока с правой (или левой) стороны от себя. Тот в свою очередь передает это движение соседу по кругу, и так продолжается до тех пор, пока движение не вернется водящему. Смысл игры: заставить соседа заговорить или засмеяться. Если сосед один раз заговорил или засмеялся, то все игроки смотрят на него, а соседние игроки, т. е. сидящие по обе стороны от него, начинают гримасами сами смешить его. Если он не выдержит (засмеется или издаст какой-нибудь звук), то выходит из игры. Выигрывает тот, кто проявил большее самообладание. Правила игры. Проигравшие должны в конце игры спеть, прочитать стихотворение или станцевать.
Грузинские народные игры Кабахи (конно-спортивная игра)
Цель игры: развитие меткости, глазомера, укрепление мышц плечевого пояса.
В середине игровой площадки длиной 12—16 м ставится стойка высотой 1—1,5 м с подставкой, на которую сверху помещают мяч большого размера. От стойки на расстоянии 2—3 м проводится линия метания.
Игроки делятся на две команды по шесть-восемь человек и располагаются шеренгами у стартовых линий, начерченных по обоим концам площадки. Всадники сидят верхом на воображаемых лошадях (палки с изображением головы лошади), у каждого в руках мяч малого размера.
Игрок первой команды скачет к линии метания, стараясь попасть мячом в большой мяч, помещенный на подставку стойки, после чего возвращается на свое место. В игру вступает первый игрок из второй команды и т. д. Каждый мяч, попавший в цель, дает команде одно очко.
Правила игры: Побеждает команда, набравшая большее количество очков;
переступать за линию метания запрещается.
Вариант игры: с целью усложнения игры ее можно проводить на время. В этом случае команды играют поочередно и побеждает та из них, которая в течение определенного времени наберет большее количество очков.
Надень папаху (Папахны гий. Т/агъур лъе)Мальчик-джигит сидит на стуле. На восемь - десять шагов от него отводят водящего, поворачивают лицом к джигиту, чтобы водящий сориентировался, где тот сидит. Водящему завязывают глаза, поворачивают кругом, ют в руку папаху. Он должен сделать определенное количество шагов и надеть папаху на джигита. Остальные участники игры считают вслух шаги водящего и болеют за него. При повторении игры на роль водящего и джигита назначаются другие дети.
Правила игры. Водящий не должен подсматривать; играющие не должны помогать водящему, подсказывать ему.
Игры народов Крайнего Севера «Хейро»
Ребенок Солнце садиться в центр круга. А вы ребята и родители беритесь за руки. И приставным шагом по кругу, руками машем и «Хейро» Кричим. Как только солнце надо нам надо будет разбегаться, а оно будет по площадке крутиться и нас руками запятнать пытаться. А нам уворочиваться надо. ДА как только услышите «Раз, два, три! В круг скорее беги, все не осаленные, не обожженные должны обратно в круг встать.
Бурятская народная игра «Волк и ягнята» (Шоно ба хурьгад)
Один игрок - волк, другой - овца, остальные - ягнята. Волк сидит на дороге, по которой нвижется овца с ягнятами. Овца впереди, за нею друг за другом гуськом идут ягнята. Подходят к волку. Овца спрашивает: «Что ты здесь делаешь?» «Вас жду», - говорит волк. «А зачем нас ждешь?» - «Чтобы всех вас съесть!» С этими словами он бросается на ягнят, а овца загораживает их.
Правила игры. Ягнята держатся друг за друга и за овцу. Волк может ловить только последнего ягненка. Ягнята должны ловко делать повороты в сторону, следуя за движениями овцы... Волку нельзя отталкивать овцу.
Белорусская игра Колечко (Пярсцёнак)
Играющие стоят по кругу, держат руки впереди лодочкой. Выбирается один ведущий. В руках у ведущего лежит небольшой блестящий предмет (это может быть колечко, фантик из фольги). Ведущий идет по кругу и каждому как будто кладет колечко в руки. При этом он говорит:
Вот по кругу я иду,
Всем колечко вам кладу,
Ручки крепче зажимайте
Да следите, не зевайте!
Одному из детей он незаметно кладет колечко, а потом выходит из круга и говорит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Тот, у которого в ладошках окажется колечко, выбегает, а дети должны постараться задержать его, не выпустить из круга.
Правила игры. После слов: «Колечко, выйди на крылечко!» - все игроки должны успеть быстро взяться за руки, чтобы не выпустить игрока с колечком в руке из круга.
Японская ирга ГачанкоНарисуйте на земле спираль. Дома обеих команд стоят на конце спирали. Команды строятся в свои дома. По сигналу один игрок от каждой команды начинает бежать по спирали. Встретившись, игроки говорят друг другу «Гачанко!» - начинают играть в «Камень, ножницы, бумага». Проигравший покидает спираль, и от его команды отделяется новый игрок. Победитель продолжает бежать в том же направлении, что и раньше. Игроки встретившись повторять все тоже самое. Выигрывает команда, в которой больше игроков добрались до дома соперников.