Внеурочная деятельность, спортивно-оздоровительное напрвление
Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение
«Прогимназия № 29»
Рабочая программа ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Будь здоров!»
по спортивно-оздоровительному направлению
2016- 2017 учебный год
Пояснительная записка.
Программа «Будь здоров!» реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности в 3 классе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения и на основании следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
2. Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации «ФГОС НОО»:
от 6 октября 2009 г. № 373
от 26 ноября 2010 г. № 1241
от 22 сентября 2011 г. № 2357
от 29 декабря 2014 г. № 1643
от 31 декабря 2015 г. № 1576
3. Письмо МО и Н РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных программ»
4. СаНПиН 2.4.2.2821-10 с изменениями от 18 декабря 2015 г.
5. Учебный план Прогимназии № 29 на 2016/2017 учебный год.
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Тематическое планирование внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Будь здоров!» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребёнка. Включает в себя, как теоретическую – изучение полезных и вредных привычек, так и практическую части – организация подвижных игр.
Программа рассчитана для учащихся 3 класса, на 1 год обучения.
На реализацию курса «Будь здоров!» в 3 классе отводится 68 ч в год ( 2 часа в неделю). 70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся на свежем воздухе или в спортзале. Остальное время распределено на всевозможные тематические беседы, часы здоровья, подготовку и проведение различных соревнований и внеклассных мероприятий по формированию здорового образа жизни.
Для успешной реализации программы будут использованы Интерет-ресурсы, разработки внеклассных мероприятий, презентации, видеоролики, мультфильмы о здоровом образе жизни и т.п.
Во внеурочную деятельность включено знакомство с различными подвижными играми. Игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре татарского народа, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию.
Подвижные игры имеют и оздоровительное значение. Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки детей.
Цели :
создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
приобщение к занятиям подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
обеспечить двигательную активность младших школьников во внеурочное время;
познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
профилактика вредных привычек;
развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;
воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
Основные направления реализации программы:
- организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;
– организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);
– организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;
– активное использование спортивной площадки
– проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;
– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
– организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
– организация и проведение профилактической работы с родителями;
– организация встреч родителей с медицинским работником.
Формы занятий:
беседы
игры
элементы занимательности и состязательности
викторины
конкурсы
праздники
классный час
В результате освоения программного материала учащиеся 3 класса должны:
знать:
о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
о режиме дня и личной гигиене;
о вредных и полезных привычках;
о народных играх;
о различных видах подвижных игр;
о соблюдении правил игры.
уметь:
применять на практике приобретенные знания о правилах ведения здорового образа жизни: занятие спортом,
правильное питание, отказ от вредных привычек;
играть в подвижные игры;
применять игры самостоятельно;
соблюдать правила игры;
работать в коллект
Содержание программы (68ч.):
1 раздел (1 ч)
Вводные занятия.
За здоровый образ жизни. Беседы о безопасном поведении на дороге по пути в школу, в школе, на льду, на реке, на морозе.
2 раздел (39 ч)
Спорт любить здоровым быть!
Показать детям, как можно разнообразить активные игры в школе. Цель данного направления работы предоставить детям возможность узнать о важности активного образа жизни. Увеличить перечень активных игр для детей.
Народные игры (4 ч.) Разучивание татарских народных игр: «Качышлы», «Дурт почмак», «Чулмэк сату», «Утыр, утыр, Мэликэ», «Толке хэм тавыклар», «Тимербай»
Подвижные игры (25ч.) Подобраны игры, носящие соревновательный характер, с применением инвентаря (мяча) и без него, игры с заучиванием слов.
Играя, подружись с бегом (4ч.): «Бездомный заяц», «Борьба за флажки», «Пустое место», «Салки по кругу»
Игры – эстафеты (4ч.): «Команда быстроногих», «Эстафеты-поезда», «Большая круговая эстафета».
Игры с прыжками (4ч.): «Зайцы в огороде», «Поймай лягушку», «Придумай и покажи», «Кружилиха»
Кто сильнее? Игры-соревнования (3ч.): «Бой петухов», «Борьба всадников», «Выталкивание спиной», «Эстафета с чехардой»
Мой весёлый звонкий мяч! (5ч.) «Школа мяча», «Мяч – соседу», «Гонка мячей по кругу», «Охраняй капитана», «Пушбол»
Сюжетные игры (4ч.): «Птица без гнезда», «Мы-весёлые ребята», «Два мороза», «Космонавты», «Совушка».
Пальчиковые игры (3ч.). Это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. Д. Очень важны эти игры для развития творческих способностей у детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумывать новую инсценировку для других стишков и песенок. «Волшебные пальчики», «Здравствуй, пальчик», «Долго, долго мы лепили», « Как живёшь?», «Кто приехал?», «Ну-ка, братцы, за работу».
Зимние забавы (4ч.). Строительные игры из снега. «Клуб ледяных инженеров». Эстафета на санках. Лыжные гонки.
Спортивные праздники (4 ч.) Праздник «Папа, мама, я – спортивная семья», «Богатырская сила»
3 раздел (4 ч) Игры на развитие психических процессов. Игры на развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности) развивают произвольную сферу (умение сосредоточиться, переключить внимание, усидчивость).
4раздел ( 23 ч) Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть!
Полезные и вредные привычки. (5ч.) Просмотр и обсуждение фрагмента обучающего фильма. Курение – это болезнь. Вред от алкоголя. Наркотические вещества. Токсические вещества. Полезные лекарства. Вредные лекарства. Режим дня школьника. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.
Здоровое питание –отличное настроение. (5ч.) Вредные и полезные привычки в питании. Овощи на твоём столе. Полезные и вредные жвачки, конфеты, шоколадки. Фрукты – лучшие продукты. Очень вкусная еда, но не детская она: сладости, чипсы, напитки (пепси, фанта и т. Д.), торты, сало.
Лечебная физкультура.( 3ч.) Приёмы самомассажа и релаксации. Релаксационные настрои. Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног, лица.
Помоги себе сам.(3ч.) Оказание первой помощи. Познакомить детей с понятием «болезнь», с необходимостью обращаться за помощью к врачам. Показать детям опасные ситуации и научить правилам поведения в них. Показать основные приемы оказания первой доврачебной помощи. Воспитывать желание помогать людям в трудных и опасных для здоровья ситуациях
Праздники (3ч.) «Мама, папа, я – здоровая семья», «В здоровом теле – здоровый дух»
Часы здоровья.(4ч.) «О пользе завтрака», «День каши» Цели: рассказать детям о каше как о традиционном блюде русской кухни, её пользе для здоровья; познакомить с правилами приготовления каши. «День соков». Цель: дать представление о значении жидкости для жизнедеятельности организма, необходимом количестве жидкости в ежедневном рационе питания человека, разнообразии и ценности напитков. «Фруктовый карнавал» поговорим о фруктах и их значении для организма человека.
5 раздел ( 1 ч)
Итоговое занятие. Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника.
Тематическое планирование.
№
Тема
Количество часов
Форма занятия
Вводное занятие.
1
Классный час
Полезные привычки. Режим дня школьника.
1
Беседа
Играя, подружись с бегом. Игра «Бездомный заяц»
1
Игра
Мой весёлый звонкий мяч! Игра с мячом «Школа мяча»
1
Игра
Помоги себе сам.
1
Классный час
Игры – эстафеты «Команда быстроногих»
1
Соревнование.
Игры с прыжками «Зайцы в огороде»
1
Игра
Час здоровья. Беседа «О пользе завтрака»
1
Классный час
Пальчиковые игры «Волшебные пальчики»
1
Игра
Татарские народные игры «Качышлы», «Дурт почмак»
1
Игра
Вредные привычки. Курение – это болезнь
1
Классный час
Кто сильнее? Игры-соревнования «Бой петухов», «Борьба всадников»
1
Соревнование
Полезные привычки. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».
1
Классный час
Полезные привычки в питании.
1
Классный час. Викторина.
Лечебная физкультура.
1
Игра
Сюжетная игра «Два мороза»
1
Игра
Игры на развитие психических процессов.
1
Игра
Играя, подружись с бегом. Игра «Борьба за флажки»
1
Игра
Спортивный праздник «Богатырская сила»
1
Праздник
Мой весёлый звонкий мяч! Игра с мячом «Мяч – соседу»
1
Игра
Полезные привычки в питании. Фрукты – лучшие продукты.
1
Классный час
Татарские народные игры «Чулмэк сату», «Утыр, утыр, Мэликэ»,
1
Игра
Час здоровья «День каши»
1
Классный час
28-29
Зимние забавы. Лыжные гонки
2
Соревнование
30.
Правила безопасного поведения зимой. «Осторожно – тонкий лёд!» «Осторожно – гололёд!»
1
Классный час. Викторина.
31
Пальчиковые игры «Здравствуй, пальчик», «Долго, долго мы лепили»
1
Игра
32
Вредные привычки. Вред от алкоголя.
1
Классный час
33
Зимние забавы. Эстафеты на санках.
1
Соревнование.
34
Помоги себе сам. Первая помощь при порезе, ушибе
1
Классный час
35-36
Праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»
2
Праздник
37
Сюжетная игра «Космонавты»
1
Игра
38
Играя, подружись с бегом. Игра «Пустое место»
1
Игра
39-40
Зимние забавы. Эстафеты на санках.
2
Эстафета
41
Кто сильнее? Игра-соревнование «Выталкивание спиной»
1
Соревнование
42
Игры на развитие психических процессов.
1
Игра
43
Пальчиковые игры. « Как живёшь?», «Кто приехал?», «Ну-ка, братцы, за работу».
1
Игра
44
Игры – эстафеты. Игра-эстафета «Эстафеты-поезда»
1
Эстафета
45
Час здоровья. «День соков».
1
Классный час. Викторина.
46
Лечебная физкультура. Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц
1
Классный час
47
Сюжетные игры. «Совушка».
1
Игра
48
Зимние забавы. «Клуб ледяных инженеров».
1
Конкурс
49
Татарские народные игры. «Толке хэм тавыклар», «Тимербай»
1
Игра
50
Вредные привычки. Наркотические вещества. Токсические вещества.
1
Классный час
51
Полезные и вредные привычки в питании. «Очень вкусная еда, но не детская она»
1
Классный час. Викторина.
52
Помоги себе сам.
1
Классный час
53
Игры с прыжками. «Поймай лягушку»
1
Игра
54
Играя, подружись с бегом. Игра «Салки по кругу»
1
Игра
55
Мой весёлый звонкий мяч! «Гонка мячей по кругу»
1
Игра
56
Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть! «Здоровое питание – отличное настроение».
1
Классный час
57
Игры с прыжками. «Придумай и покажи»
1
Игра
58
Кто сильнее? «Эстафета с чехардой»
1
Эстафета
59
Лечебная физкультура.
1
Классный час
60
Час здоровья. «Фруктовый карнавал»
1
Классный час
61
Игры с прыжками. «Кружилиха»
1
Игра
62
Игры на развитие психических процессов. «Море волнуется раз»
1
Игра
63-64
Праздники. «В здоровом теле – здоровый дух»
2
Праздник
65
Игры – эстафеты.
1
Игра
66
Мой весёлый звонкий мяч! Игра «Два «охотника»
1
Игра
67
Праздник «Веселые старты»
1
Праздник
68
Итоговое занятие.
1
Классный час. Викторина
Итого
68
Литература
Баранцев С.А. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. - М. : Просвещение, 1988
Безруких М. М. , Филиппова Т.А, Макеева А.Г Разговор о правильном питании / Методическое пособие.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 80 с.
Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.
Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 1995
Глязер С., Зимние игры и развлечения. – М., 1993.
Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
Ковалько В.И. Школа физкультминуток.- М., ВАКО, 2005.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1–4-е классы.
Коростелев Н. Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя / Под ред. В.Н. Кардашенко.- М.: Просвещение, 1986.- 176 с.
Коротков М.И. Подвижные игры детей. М.: Сов. Россия, 1987
Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР. - М.: Просвещение, 1988
Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
Степанов П.В., Сизяев С.В., Сафронов Т.С. Программы внеурочной деятельности. Спортивно-оздоровительная деятельность. - М., Просвещение, 2011
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715
5ђЗаголовок 2uђЗаголовок 615