Программа по внеурочной деятельности. Направление: Спортивно – оздоровительное «Подвижные игры»
Муниципальное образовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа имени К.Н.Новикова»
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
срок реализации 4 года
Ф.И.О. учителя: Фарионова С.Д.
Направление: Спортивно – оздоровительное: «Подвижные игры»
Программа предполагает 66(68) часов в год, соответственно 2 часа в неделю.
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности является составительской. Разработана на основе программы «Подвижные игры»
автора Яковлев В.Г., Ратников В.П.,М.: «Сфера»,1992.
Качканар
2010г.
Содержание
Пояснительная запискастр.3 – 4
Цель и задачи программы ..стр.4
Особенности программы стр.4 – 5
Основные направления программыстр.6 – 7
Содержание программы для 1-2 класса.стр.7 – 8
Содержание программы для 3-4 класса..стр.9 – 14
Планируемые результаты программыстр.15
Литературастр.16
Приложение.стр.18
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Реализация внеурочной деятельности (занятия "Подвижные игры") – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. Предметом обучения является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности учащихся общего образования. Делает акцент на формирование у школьников активистской культуры здоровья, напрямую связанной с занятиями спортом и предполагающей:
интерес к спорту и оздоровлению, потребность в систематических занятиях спортом, регулярном участии в спортивных соревнованиях, стремление показывать как можно более высокие результаты;
знания в области оздоровления, спортивной подготовки и организации спортивных соревнований;
умение использовать эти знания для эффективной организации спортивной подготовки, успешного выступления в соревнованиях;
спортивный образ (стиль) жизни, предусматривающий активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях;
стремление индивида вовлечь в занятия спортом свое ближайшее окружение (семью, друзей, коллег и т.д.).
Программа предусматривает ориентацию на следующие цели:
( во-первых, способствовать освоению основных социальных норм, необходимых им для полноценного существования в современном обществе, - в первую очередь это нормы поведения здорового образа жизни, нормы сохранения и поддержания физического, психического и социального здоровья;
( во-вторых, способствовать развитию позитивного отношения к базовым ценностям современного российского общества – в первую очередь к таким ценностям, как человек, здоровье, природа, труд, семья, Отечество;
в-третьих, способствовать приобретению школьниками нового ценностно-окрашенного социального опыта, на основе которого они смогли бы в будущем выстраивать собственное социальное поведение.
В процессе реализации данной программы предполагается решение следующих задач:
мотивирование школьников к участию в спортивно-оздоровительной деятельности;
обучение способам овладения различными элементами спортивно-оздоровительной деятельности;
помощь в осуществлении самостоятельного планирования, организации, проведения и анализа наиболее значимых для них дел и проектов спортивно-оздоровительной направленности.
Особенности программы
Программа внеурочной деятельности в разделе спортивно-оздоровительного модуля для младших школьников основывается на принципах природо-сообразности, культуро-сообразности, коллективности, патриотической направленности.
Принцип природосообразности основывается на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовывается с общими законами развития природы и человека, воспитывает его сообразно полу и возрасту, а также формирует у него ответственность за развитие самого себя.
Возрастносообразность – одна из важнейших конкретизаций принципа природосообразности. На каждом возрастном этапе перед человеком встает ряд специфических задач, от решения которых зависит его личностное развитие. Это естественно-культурные (достижение определенного уровня биологического созревания, физического и сексуального развития), социально-культурные (познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые), социально-психологические (становление самосознания личности, ее самоопределение в жизни) задачи.
Принцип культуросообразности основываться на общечеловеческих ценностях физической культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур.
Принцип коллективности предполагает, что спорт и оздоровление, осуществляясь в детско-взрослых общностях, детско-взрослых коллективах различного типа, дают юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, могут создавать условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения в здоровом образе жизни, спортивной самореализации.
Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся в спортивно-оздоровительной деятельности, содержанием которого являются обмен ценностями здорового образа жизни и гуманистического понимания телесности, спорта. Не предполагает равенства между педагогом и школьником. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимного понимания, признания и принятия.
Принцип патриотической предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы спортивных общественно значимых и предметов).
Подвижные игры являются важным средством воспитания. В основе подвижных игр лежат физические упражнения. Благодаря большому разнообразию содержания и игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, способствуя решению специальных задач физи-ческого воспитания.
Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта.
Игры, используемые для физического воспитания, очень разнообразны. Их можно разделить на 2 большие группы: подвижные и спортивные.
Спортивные игры - высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба. Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий.
Подвижная игра рассматривается как осмысленная деятельность, направленная на достижение конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях. В ней проявляется творческая инициатива играющего, выражающаяся в разнообразии действий, согласованная с коллективными действиями.
В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.
Таким образом, игра одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.
Основными направлениями деятельности являются:
Укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта.
Воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности.
Развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости.
Воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и спортивной деятельности.
Актуальность программы заключается в том что, она ориентирована, прежде всего, на реализацию двигательной потребности ребенка с учетом его конституционных особенностей и физических возможностей.
Воспитательные задачи и содержание физического воспитания
Вырабатывать у детей привычку к соблюдению режима, потребность в ежедневных физических упражнениях и играх.
Развивать умение самостоятельно заниматься этими упражнениями, организовывать, проводить их со своими сверстниками.
Воспитывать любовь к занятиям спортом, интерес к их результатам, достижениям спортсменов.
В процессе физического воспитания использовать возможности для осуществления нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания.
Воспитывать положительные черты характера (организованность, дисциплинированность, отзывчивость и др.) и нравственные (честность, справедливость, чувство товарищества, взаимопомощь, умение заниматься в коллективе, бережное отношение к физкультурному инвентарю, ответственное выполнение поручения), и волевые качества (смелость, решительность, уверенность в своих силах, настойчивость в преодолении трудностей, выдержка и др.).
Образовательные задачи
Формирование двигательных умений и навыков.
Развитие физических качеств (ловкость, быстрота, гибкость, равновесие, глазомер, сила, выносливость).
Воспитание правильной осанки, гигиенических навыков.
Освоение знаний о физическом воспитании.
Целевые ориентации педагогических игр заключаются в следующем:
создать для учащихся повышенную степень мотивации, эмоциональности;
обязательное взаимодействие обучаемых между собой и с преподавателем;
создание условий для социальной адаптации личности.
Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий с младшими школьниками (в расчете – 2 часа в неделю), так и возможность организовывать занятия крупными блоками (например, сборы, праздники, соревнования и т.п.).
Работа по программе «Подвижные игры» предполагает проведение игр, спортивных конкурсов и состязаний на площадках и в спортивном зале, используя разный спортивный инвентарь, мячи различного диаметра, кегли, фишки, ориентиры и др.
Содержание программы (66ч)
Ролевые (сюжетные) игры – 8 часов
Народные игры – 8 часов.
Подвижные игры в помещении – 8 часов
Подвижные игры на улице – 8 часов.
Подвижные игры с предметами – 8 часов.
Подвижные игры без предметов – 6часов
Подвижные игры с элементами спортивных игр – 12 часов
Теория – 8 часов
№
Название раздела
Общ. кол-во часов
Аудиторн.
Внеаудиторн.
1
Спортивно-оздоровительная деятельность.
66(68)
38(40)
28
1.1
Спортивные мероприятия (праздники, эстафеты, подвижные игры, соревнования и т.д.)
42(44)
21
21(23)
1.2
Беседы о здоровом образе жизни, о народных традициях народов Севера, конкурсы, ИКТ
16
10
6
1.3
Совместные мероприятия с родителями.
8
4
4
Содержание программы 1-2 класса
№
п/п
Вид программного материала
год обучения
1
2
1
Знания об играх
2
2
2
Из истории игр:
3
Считалки, скороговорки
3
2
4
Подготовка, проведение игры ( выбор, место, инвентарь, организация)
3
3
5
Ролевые (сюжетные) игры
8
8
6
Народные игры
8
8
7
Подвижные игры в помещении
8
8
8
Подвижные игры на улице
8
8
9
Подвижные игры с предметами
8
8
10
Подвижные игры без предметов
6
6
11
Подвижные игры с элементами спортивных игр
12
12
Итого часов в год:
66
68
Содержание программы 3-4 класса
ОФП(68ч)
№ п/п
Вид программного материала
Количество часов(68)
Теорет.
Практ.
Всего
(ЗОЖ)Гигиена, предупреждение травм, ТБ, режим дня, самоконтроль, упрощенные правила судейства, умение самостоятельно заниматься физкультурой, тестирование и мониторинг здоровья, экскурсии.
5
5
10
Футбол (элементы)
1
6
7
Подвижные игры (П/И)
2
10
12
Лыжи (Л)
3
7
10
Баскетбол (элементы)
1
10
11
Пионербол (П).
1
10
11
Спортивные соревнования(С/С)
-
7
7
Итого:
13
55
68
Разделы программы
практическая направленность
формы
На закрепление совершенствование нав. бега, развитие скоростных способностей к ориентированию в пространстве.
На закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве.
На закрепление и совершенствование метаний на дальность и меткость, развитие способностей к дифференцированию параметров движений, скоростно-силовых способностей
«К своим флажкам»,» Два мороза»,
«Пятнашки», «Гуси-гуси»
«Прыгающие воробушки», «Зайцы в огороде», «Лиса и куры»
«Кто дальше бросит», «Точный расчёт», «Метко в цель»
На освоение умений в ловле мяча, бросках, передачах и ведении мяча.
Ловля, передача, броски мяча индивидуально, в парах, стоя на месте и в шаге.
На закрепление и совершенствование держания, ловли, передачи, броска и ведения мяча и на развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве.
«Играй, играй, мяч не теряй», «Мяч водящему», «У кого меньше мячей», «Школа мяча», «Мяч в корзину», «Попади в обруч»
На комплексное развитие координационных и кондиционных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями
Мини футбол
Мини пионербол
Мини баскетбол
Самостоятельные занятия
Упражнения в бросках, ловле и передачах мяча, ударах и остановках мяча ногами, ведение мяча на месте, ходьба в беге, выполняемые обеими верхними и нижними конечностями.
Основы знаний
Названия и правила игр, инвентарь, оборудование, организация, правила поведения и безопасность.
Игровые упражнения
Игровые упражнения для развития у школьников основных видов движений: ходьбы, бега, прыжков, бросания и ловли, метания, ползания и лазания, равновесия, катания на коньках, санках, лыжах.
Игры: «Пойдем на прогулку», «Ножки по дорожке», «Ровным кругом», «Великаны-калики", «Колпачок и палочка», «Разверни круг», Тяни в круг», «Птички в гнездышках», «Карусель», «У медведя во бору», «Мы веселые ребята», «Гуси-лебеди», «Лягушки», «Скок-поскок», «Попрыгун-
чики», «Волк во рву», «Попади в мяч», «Передал - садись», «Пронеси – не урони», «Совушка»
Подвижные игры и игровые упражнения
«К своим флажкам», «Два мороза», «Октябрята», «Волк во рву», «Удочка», «Мяч ловцу», «Охотники и утки», «Перестрелка», «Мяч в воздухе», «Не давай мяч водящему», «Мяч капитану», «Точное время», «Чехорда», «Стой!», «Бой петухов».
Подвижные игры, переходные к спортивным.
«Соревнуются пятерки», «Пионербол», «Футбол раков», «разведчики и часовые», «защита укрепления», «Борьба всадников», «Четыре мяча»., «хоккей руками», «Борьба за мяч», «Воробьи-вороны», «Наступление», «лучший лидер», «Челнок», «Скакуны», «мячом в цель», «В горизонтальную мишень», «Делай наоборот», «Пирамиды», «Построить мост», «Кружилиха», «С берега на берег», «Гимнастический марафон», Музыкальные змейки».
Подвижные игры на снегу и катке.
«Пружинки», «Фонарики», «Салки» на коньках, «Пистолетик» на коньках, «Снежки», «Защита укрепления», «Снежный тир».
Подвижные игры для внеурочных форм занятий.
Малоподвижные игры, применяемые на физкультминутках, физкультпаузах, походах: «Подскоки», «Удочка», «Сталкивание ладонями», «Перехваченная эстафета».
Аттракционы, соревнования по подвижным играм.
«Неуловимый шнур», «Вокруг стульев», «быстрее встать», «Сши-
балка», «По кирпичикам», «Пила и молоток», «Точный поворот». Соревнования по «Пионерболу».
Спортивный праздник.
«Веселые старты», «Веселые старты на воде», «Веселые старты на катке», «Детские олимпийские игры», «Праздник Нептуна», «Папа, мама, я – спортивная семья», «А. ну-ка, девочки», А, ну-ка, мальчики», «Спортландия», «Герои спорта», «Белая ладья», «Чудо-шашки», «Кожаный мяч», «Лед надежды нашей», «Конкурс снежных фигур» и т.д.
Игры, направленные на развитие физических
Прыгучесть «Удочка». Для игры требуется веревка длиной 2 3 м. К одному концу ее прикрепляется маленький грузик. Играющие становятся по кругу. Водящий в центре круга берет веревку за свободный конец. По сигналу тренера он начинает кружить веревку по земле. Играющие подпрыгивают, стараясь, чтобы она не задела ноги. Кого веревка заденет, тот выбывает из игры.
«Чехарда». Играющие становятся друг за другом по прямой линии в 56 шагах друг от друга. Все, кроме стоящего сзади, выставляют вперед ногу, сгибают ее и, опираясь на нее руками, наклоняют туловище и голову. Задний игрок, разбежавшись, подпрыгивает, отталкивается руками от спины стоящего впереди игрока и, разведя ноги в стороны, перепрыгивает через него, бежит дальше, перепрыгивает через второго, третьего и т. д. Затем он выбегает вперед на 56 шагов и становится, согнувшись, как и все играющие. Затем начинает перепрыгивать через всех следующий играющий, стоящий сзади, и т. д.
«Зайцы в огороде». На площадке чертят два круга, один в другом. Внутренний круг «огород». В нем стоит «сторож». «Зайцы» находятся в промежутке между кругами. Они прыгают на обеих ногах то в «огород», то из «огорода». «Сторож» по сигналу тренера ловит «зайцев», оставшихся в «огороде», догоняя их только в пределах внешнего круга, «зайцы» не могут выпрыгивать и за пределы круга. Когда будет поймано 23 «зайца», выбирают нового «сторожа».
«Прыжки по кочкам-». На земле чертят 1012 кружков («кочки») диаметром 40 см на расстояни 6070 см один от другого. Играющие перепрыгивают с «кочки» на «кочку», стараясь не попасть в «болото». Побеждает тот, кто без нарушений преодолел установленное расстояние, не заступив за «кочки».
«Гонка паровозов». Все играющие делятся на две или более команды с равным числом участников. Команды выстраиваются в колонны по одному, причем каждый игрок держится за талию стоящего впереди. По сигналу тренера команды передвигаются подскоками до заранее установленного места и возвращаются обратно. Выигрывает команда, закончившая продвижение первой, но при том условии, чтобы все игроки прыгали, а не бежали.
«Бой петухов». Играющие делятся на две команды. Команды располагаются в шеренги по одному лицом друг к Другу на расстоянии 68 м. В коридоре между шеренгами чертится круг диаметром 2,53 м. В середину круга по очереди встают по одному игроку от каждой команды. Они занимают позиции в противоположных точках круга на одной ноге, руки закладывают за спину. По команде тренера игроки, прыгая на одной ноге, стараются вытолкнуть друг друга из круга без помощи рук. Игрок, коснувшийся пола другой ногой или применивший толчок руками, считается побежденным. Победа игрока дает команде очко. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.
Быстрота реакции
«Совушка». В углу волейбольной площадки кружком отмечают «гнездо», в которое по назначению тренера становится один из играющих «совушка». Все игроки разбегаются по площадке. По сигналу тренера «день» они бегают по площадке, а по сигналу «ночь» все мгновенно замирают в той позе, в которой оказались к тому моменту. «Совушка» вылетает из гнезда и следит за играющими. Если кто-нибудь пошевелится, «совушка» берет этого игрока к себе в гнездо. По сигналу «день» «совушка» улетает в свое гнездо, а игроки возобновляют передвижения по площадке. Игроки, которые попались «совушке», пропускают одну очередь, а затем снова включаются в игру.
«Море волнуется». Все игроки, за исключением водящего, становятся в круг лицом внутрь, на расстоянии шага друг от друга. Каждый играющий отмечает крестиком место, где он стоит. Вожак ходит между играющими, стоящими на своих местах, и приговаривает: «Море спокойно». Кому он скажет эту фразу, тот идет следом за ним, взяв за руку впереди стоящего. Таким образом за вожаком образуется целая цепочка. Все игроки оказываются в этой цепочке, передвигаясь шагом или бегом по площадке. После фразы водящего «Море волнуется» (или свистка тренера) все играющие расцепляют руки и бегут, стараясь занять какое-либо место, помеченное крестиком. Водящий тоже занимает одно из мест. Тот, кто остался без места, становится водящим.
«Слушай сигнал!» Занимающиеся идут в колонне по одному. Тренер внезапно подает сигнал (хлопок в ладоши или свисток), по которому играющие должны моментально остановиться. Если тренер дал два сигнала, то играющие продолжают идти вперед, если три раза,игроки бегут в колонне по одному и т. д. Тот, кто ошибается, подстраивается в конец колонны.
«Третий лишний». Занимающиеся становятся в круг парами, лицом к центру. Двое играющих водят. Водящие бегают за кругом, причем один убегает, а другой догоняет. Убегающий может спастись от догоняющего, встав впереди любой пары. Тогда догоняющий может пятнать того, кто оказался «лишним», то есть игрока, стоящего позади данной пары, третьего. Игрок, оказавшийся третьим, должен быстро отбежать от своей пары и встать впереди другой иначе он будет запятнан и становится водящим. Бегать через круг не разрешается.
Быстрота
«Передача мячей». Играющие становятся в круг. Двум игрокам, стоящим по кругу один напротив другого, дают по волейбольному мячу. Игроки по сигналу стараются быстрее передать мяч рядом стоящим игрокам, чтобы перегнать один другого.
«Мяч среднему». Играющие образуют три-четыре круга. В середине каждого круга стоит водящий; он бросает мяч своим игрокам поочередно. Получив мяч от последнего, водящий поднимает мяч вверх. Круг, допустивший меньшее количество падений мяча на землю, выигрывает.
«Обгони мяч». Занимающиеся стоят по кругу на расстоянии вытянутых рук. За круг выходит водящий. Соседний с водящим игрок получает волейбольный мяч, и дальше игроки передают его по кругу (влево и вправо). Когда мяч пройдет 68 человек, передача приостанавливается и игроки говорят: «Раз, два, три'беги!» Водящий бежит с внешней стороны круга за мячом до своего места, а игроки тем временем продолжают передавать мяч по кругу до места водящего. Водящий выигрывает в том случае, если он успеет добежать до своего места, опередив передачу мяча.
Скорость
«Кто первый?» Две команды выстраиваются в колонну по одному за лицевой линией или определенной отметкой. По звуковому или зрительному сигналу первые игроки команд бегут до противоположной лицевой линии (или стены) и обратно. Прибежав, ударяют по ладони следующего (или передают какой-либо предмет), тот бежит также и т.д. Команда, раньше закончившая бег, получает одно очко. Игра проводится несколько раз. Команда, набравшая больше очков, становится победителем.
«Воробьи и вороны». Две команды, которые условно называются «Воробьи» и «Вороны», становятся у средней линии площадки спиной друг к другу. Тренер стоит сбоку от них и называет. «Во-ро-бьи!» или «Во-ро-ны!» долго протягивая слог «ро» и быстро произнося последний слог. Названная команда должна быстро убежать за лицевую линию площадки, а игроки другой команды ловить убегающих. Так тренер, чередуя названия, ведет игру. После каждого раза подсчитывают число поймйанных игроков. Победителем считается команда, поймавшая больше игроков.
«Пустое место». Игроки образуют круг. Водящий бежит за кругом, кого-нибудь «пятнает» и продолжает бежать в ту же сторону, а «запятнанный» игрок бежит в противоположную сторону. Каждый из двух бегущих старается обежать круг и стать на освободившееся место. Неуспевший занять место становится водящим, и игра продолжается в том же порядке. При встрече водящий обязан «запятнанному» уступить дорогу, отходя на шаг в сторону от круга.
«Вызов номеров». Занимающиеся делятся на две команды. Игроки каждой команды рассчитываются по порядку номеров и встают в затылок друг другу. Расстояние между командами не менее 2 м. Тренер называет какой-либо номер. Услышав свой номер, оба игрока обеих команд выбегают из колонн, бегут до заранее определенного места, возвращаются назад, обежав свои колонны снаружи. Кто скорее возвратится на свое место, тот приносит своей команде очко. Тренер вызывает все номера команд в любом порядке.
«Салки». Занимающиеся разбегаются по площадке, а водящий ловит их. Игрок, которого коснется водящий, меняется с ним ролью.
Планируемый результат программы
Повышение функциональных возможностей организма учащихся. Развитие физического потенциала школьников.
Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников.
Повышение приоритета здорового образа жизни.
Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
Повышение уровня самостоятельности и активности школьников.
Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников.
Реализация программы направлена на формирование у учащихся культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя:
-культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма);
-культуру физическую (способность управлять физическими природосообразными движениями);
-культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями);
-культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их).
Базовыми компонентами на всех ступенях являются:
-формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;
-формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;
-формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;
-формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Былеева Л.В., Григорьев В.М. Игры народов СССР. М.: ФиС,1985.
2. Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры. М.: ФиС, 1982.
3. Былеева Л.В., Табарков К.М. Игра?.. Игра! М.: Молодая гвардия, 1988.
4. Васильков Г.А., Васильков В.Г. От игры – к спорту. М.: ФиС,1985.
5. Геллер Е.М. Игры на переменах для школьников 1-8 классов. М.: ФиС, 1985.
6. Гуревич И.А. 300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию. Минск: «Высшая школа», 1994.
7. Демчишин А.А., Мухин В.Н., Мозола Р.С. Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков. Киев: «Здоровья», 1989.
8. Коротков И.М. Подвижные игры детей. М.: «Советская Россия», 1987.
9. Коротков И.М Подвижные игры в занятиях спортом. М.: ФиС,1971.
10. Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры. М.: ФиС, 1998.
11. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М.: Просвещение, 1986.
12. Лысова В.Я., Яковлева Т.С., Зацепина М.Б. Спортивные праздники и развлечения для дошкольников. М.: Аркти, 1999.
13. Портных Ю.И. Спортивные и подвижные игры. М.: ФиС, 1984.
14. Фатеева Л.П. 300 подвижных игр для младших школьников. Ярославль: «Академия развития»,1998.
15. Фридман М.Г. Спортивно-оздоровительная работа в детских лагерях отдыха. М.: Просвещение, 1991.
16. Яковлев В.Г., Ратников В.П. Подвижные игры. М.: «Сфера»,1992.
17.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010.- 223с.
18.Гришин В.Г., Осипов Н.Ф. Малыши открывают спорт. – М.: Педагогика, 1975
19.Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. – М.: Гуманитарный Издательский Центр ВЛАДОС, 2002.
Программы:
1.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ под ред. В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2010. – 111с.
2.ФГОС Примерные программы начального образования. – «Просвещение», Москва, 2009.
3.ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – «Просвещение», Москва. 2009.
4.Комплексная программа по физическому воспитанию учащихся 1- 4 классов (2007г.)
Физическая культура в основной школе (2006г.).
Приложение
Золотые ворота
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки - это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка.
Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй - запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!
С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те дети, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.
Мышеловка
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Дети становятся в круг, взявшись за руки - это мышеловка. Один или двое детей - «мышки». Они вне круга. Дети, взявшись за руки и подняв их вверх, двигаются по кругу со словами:
Ах, как мыши надоели,
Все погрызли, всё поели!
Берегитесь же, плутовки,
Доберёмся мы до вас!
Вот захлопнем мышеловку
И поймаем сразу вас!
Во время произнесения текста "мыши" вбегают и выбегают из круга. С последним словом "мышеловка захлопывается" - дети опускают руки и садятся на корточки. Не успевшие выбежать из круга "мышки" считаются пойманными и встают в круг. Выбираются другие "мышки".
Ведьма
Количество игроков: любое
Дополнительно: веревка
Из веревочки выкладываем круг. Это - дом ведьмы, в котором один из игроков - ведьма - подстерегает добычу. Остальные ходят на корточках вокруг ведьминого дома.
Когда ведьма выходит наружу, все очень быстро удирают.
Разбойники
Количество игроков: любое
Дополнительно: любые предметы
Прячем в комнате несколько предметов. Вернувшиеся в комнату игроки должны отыскать пропажу.
Соревнование скороходов
Количество игроков: любое
Дополнительно: обувные коробки
Все участники надевают обувные коробки и бегут наперегонки через всю квартиру.
Побеждает тот, кто добежал до конца комнаты первым.
Выпусти рыбку
Количество игроков: 6-12
Дополнительно: бумажные рыбки
Выстраиваются две команды по 36 человек, лицом друг к другу на расстоянии 24 м. Ведущий вручает первым номерам команд по одной рыбке. Звучит музыка, игроки передают рыбку друг другу. Рыбу следует передавать головой вперед (как она плывет).
Музыка внезапно смолкает. Те участники, у кого в руках оказываются рыбки, выбывают из игры.
Если в момент остановки игры рыбу держат двое, то выбывает тот, кто держит ее за голову. Вновь звучит музыка и т.д. Так продолжается до тех пор, пока в каждой команде не остается по одному человеку.
Игру можно продолжить провести соревнование между двумя финалистами и определить одного победителя.
Кто последний?
Количество игроков: 2-3
Дополнительно: гимнастическая палка (черенок швабры) или бельевая веревка
Игра может пригодиться, когда нужно определить водящего.
Играющие по очереди хватаются за палку или веревку, начиная примерно с середины. Выигрывает тот, кто окажется последним.
Стоп!
Количество игроков: любое
Дополнительно: мяч
Выбирается ведущий. Играющие становятся в круг, ведущий – за кругом спиной к игрокам. По команде ведущего игроки начинают быстро передавать друг другу мяч по кругу по часовой или против часовой стрелки. Бросать мяч нельзя, он постоянно должен находиться в руках у кого-то из участников.
Ведущий быстро командует «Стоп!». У кого из игроков в этот момент оказался мяч, тот выходит из игры. Игра продолжается, пока не останется один участник.
Веселые силачи
Количество игроков: двое
Дополнительно: нет
Двое примерно равных по комплекции детей усаживаются спина к спине, крепко упираются друг в друга и пытаются встать в этом положении на ноги (со сцепленными руками или без).
После этого надо снова сесть, так же крепко упираясь друг в друга
Картошка
Количество игроков: любое
Дополнительно: мяч
Мяч должен быть легким, лучше небольшой надувной. Игроки став в круг перекидывают мяч друг другу (ловят или отбивают как в игре "волейбол"), тот кто пропускает или роняет мяч становится "картошкой" - садится на корточки в круг и по нему могут производиться удары мячом.
Если мяч после удара по "картошке" падает на землю, то он не считается пропущенным и игра возобновляется, если "картошке" удается поймать мяч (наподобие "свечи"), то "картошкой" становится потерявший мяч, а остальные игроки выходят из круга. Последний из двух оставшихся игроков, уронивший мяч на землю, становится первой "жертвой" нового кона.
Вышибалы
Количество игроков: любое
Дополнительно: мяч
Игровое поле (длиной ~8-10 метров очерчено с двух сторон линиями, за которыми стоят вышибалы (водящие), их задача - выбить мячом игроков с поля, мяч подается поочередно от одного вышибалы к другому, существует масса вариантов игроков.
а) вышибалой становится "выбитый" или вновь прибывший игрок.
б) играющие делятся на команды и выбитые игроки уходят с поля пока не будут выбиты все игроки команды, при этом из рук вышибалы может быть поймана "свечка", что означает либо возможность остаться в круге, либо возврат одного из выбитых игроков на поле.
Сыщик, ищи вора
Количество игроков: любое
Дополнительно: шапка, бумажки, ручки
Итак, в шапку складываются бумажки с ролями: Сыщик, вор, король, судья, палач и т.п.
Игроки наугад вынимают бумажки и только "сыщик" предъявляет то, что ему досталось. Теперь он должен найти "вора" среди игроков, если угадывает - судья наказывает "вора", если нет, то "сыщика", "палач" обязан проследить за исполнением приговора.
Король
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Игроки встают в круг, водят вокруг водящего ("короля") хоровод со словами:
Шел король по лесу, по лесу, по лесу,
Hашёл себе пpинцессу, пpинцессу, пpинцессу, (король из хоpовода выбиpает пpинцессу)
Давай с тобой попрыгаем, попpыгаем, попpыгаем, (всеми выполняются указанные действия)
И ножками подpыгаем, подpыгаем, подpыгаем,
И ножками потопаем, потопаем, потопаем,
И pучками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
Головкой покачаем, и снова начинаем... (выбирать принцессу лучше с закрытыми глазами)
Удочка
Количество игроков: любое
Дополнительно: прыгалки
Стоящий в центре водящий раскручивает прыгалки, а остальные, расположившись по кругу, должны вовремя подпрыгнуть, чтобы прыгалки не задели по ногам.
Кто попался на удочку, тому водить.
Невод
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
В эту игру стоит играть, когда народу соберется побольше. Посчитались кому-то выпало водить: стараться осалить убегающих, уплывающих, увертывающихся от него, ныряющих (под водой салить нельзя!).
Но одному водить недолго придется: тот, кого он осалил, тоже принимается ловить других вместе с ним. Ловцов становится все больше. Вот их стало пятеро теперь они должны не просто осалить каждого оставшегося, а взять его в кольцо. Но тот может спастись, если поднырнет под руки водящих. И тогда те двое, которые его опустили, выходят из воды на берег. Невод распался.
Игра продолжается до тех пор, пока есть кого ловить. Тот, кто продержался дольше всех, молодец.
Крепкие и надежные друзья
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Все встают и выстраиваются в затылок в один большой круг.
Дальше надо встать как можно плотнее друг к другу, сделав круг более узким. Затем наступает главная и самая трудная часть. Попробуйте все одновременно согнуть ноги и присесть друг к другу на коленочки. Если получилось, рано радоваться! Теперь постарайтесь удерживаться в таком положении и еще вытянуть руки в стороны.
Чижик
Количество игроков: любое
Дополнительно: мел, палочка
Старший из детей очерчивает на земле мелом или острой палочкой квадрат "клетку", в ее середине устанавливает камень, на который кладет палочку "чижик". Все по очереди подходят к "клетке" с другой длинной палкой и бьют по "чижику", который от удара подлетает вверх. Тогда другие игроки бьют "чижика" на лету, стараясь загнать его в "клетку". Правда, нужно быть внимательным, чтобы самому не попасть под удар вместо "чижика".
У медведя во бору
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Выбирается "медведь", который садится в стороне. Остальные, делая вид, что собирают грибы-ягоды и кладут их в лукошко, подходят к "медведю", напевая (приговаривая):
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
Медведь сидит,
На нас глядит.
(Варианты: Медведь не спит
И на нас рычит!
или: Медведь простыл,
На печи застыл!)
Лукошко опрокинулось (дети жестом показывают, как опрокинулось лукошко),
Медведь за нами кинулся!
Дети разбегаются, "медведь" их ловит. Первый пойманный становится "медведем".
Ловушка
Количество игроков: как можно больше
Дополнительно: нет
Все играющие встают в три круга, взявшись за руки. Крайние идут вправо, средний круг идет влево, хлопая в ладоши. Поют песню. По сигналу (хлопок, свисток) игроки крайних кругов подают друг другу руки, стараясь захватить в капкан среднего. Захваченный встает в один из крайних кругов.
Столбы
Количество игроков: 15-20 человек
Дополнительно: мяч
Все встают в широкий круг. Игра начинается с вольной переброски мяча. Всякий, кому брошен мяч, должен поймать его и бросить другим игрокам другим. Лишь только мяч упадет на землю все тотчас же разбегаются в стороны, а уронивший мяч становится водящим. Его задача - как можно скорее поднять мяч, крикнув при этом «стой!» Игроки останавливаются там, где их застал этот возглас. Водящий с места, где поднят мяч, бросает его в ближайшего игрока.
Тому разрешается увертываться от мяча, но ни в коем случае не отрывать ног от земли. Удалось водящему задеть мячом игрока - значит он отыгрался. Игра начинается снова. Если водящий бросил мяч мимо цели, то его за это объявляют «столбом», то есть он должен стоять на месте не двигаясь. Все играющие становятся снова в круг в 5-6 шагах от «столба», и игра возобновляется. Когда наступит момент разбега, «столб», лишенный этого права, остается на месте. Вероятно, в него и будет бросать мяч новый водящий, если остальные далеко разбегутся. При удачном броске он отыгрывается, а «столб» по-прежнему остается там, где стоял.
Игра продолжается. Если водящий промахнется, его самого ставят «столбом», а тот, в кого он бросал мяч, возвращается в круг играющих.
Вьюны
Количество игроков: чем больше, тем лучше
Дополнительно: нет
Играющие встают в круг и приподнимают руки кверху, образуя «воротца». Ведущий объявляет двух рядом стоящих игроков вьюнами. Один вьюн встает в круг и называется «убегающий», другой - за кругом - «догоняющий». Дистанция пробега невелика - нужно один раз обежать круг и встать на свое место, но бежать придется не по прямой, а по извилистой линии, проскальзывая в «воротца» то с одной, то с другой стороны.
По сигналу ведущего оба вьюна срываются с места. Если победил, то есть добежал раньше до своего места убегающий, то назначается вместо него вьюн, а догоняющий остается прежний. Если догоняющий осалил убегающего, то догоняющий выбирает себе замену, а убегающий вьюн остается старый.
Можно игру проводить с разделением на две команды, рассчитав всех стоящих на первые и вторые номера, тогда убегающий и догоняющий вьюны выбираются из разных команд, а успех того или другого приносит одно очко его команде.
В шляпе
Количество игроков: любое
Дополнительно: шляпа
Выбирается водящий. Задача водящего осалить игрока в шляпе. Однако остальные игроки постоянно передают шляпу друг другу. Если игроку передали шляпу, он должен остановиться и надеть ее. Бегать, держа шляпу в руке, запрещается.
Если водящему удалось осалить игрока в шляпе, они меняются ролями. Меняются ролям водящий и игрок, уронивший шляпу на землю или забывший надеть ее на голову.
Чтобы сделать игру более динамичной и интересной, можно ввести в игру нескольких (двух - четырех) водящих и несколько шляп.
Переход пропасти
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
На земле или на полу чертится линия. Все участники делятся две команды. Игроки одной команды становятся в ряд, боком друг к другу, и берутся за руки. Каждая команда приставным шагом двигается по линии (команды начинают движение с противоположных концов линии). Самое трудное - разойтись по линии, когда команды встречаются (лицом друг к другу). Команда, игроки которой сошли с линии, считается проигравшей.
Для того, чтобы выиграть, разрешается сталкивать игроков противоположной команды.
Звонарь
Количество игроков: чем больше, тем лучше
Дополнительно: нет
Дети встают в круг. Считалкой выбирается водящий. Он идет по кругу и приговаривает:
Дили-дон, дили-дон,
Отгадай, откуда звон.
Остальные игроки приплясывают на месте. На слово«звон» водящий поворачивается к игроку, стоящему возле него и, хлопнув в ладоши три раза, кланяется. Игрок тоже хлопает три раза в ладоши, кланяется и встает за водящим. Теперь они вдвоем идут по кругу, приговаривая:
Дили-дон, дили-дон,
Отгадай, откуда звон.
На слово «звон» водящий опять хлопками и поклоном приглашает следующего игрока включиться в игру. Так игра продолжается до тех пор, пока сзади водящего не окажется 46 человек.
После этого дети, оставшиеся в кругу, хлопают, а водящий и выбранные им играющие приплясывают. С окончанием музыки водящий и другие играющие должны встать парами. Кому пары не хватило тот становится водящим.
Стоп, машина!
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Ведущий, становиться, как можно дальше к игрокам, спиной. Игроки выстраиваются в шеренгу и по сигналу ведущего, начинают движение к нему. Сигналом может служить слово «старт».
Задача игроков, быстрее всех добежать до ведущего и коснуться его спины. Но во время движения игроков, в любой момент, любой количество раз, ведущий может произнести фразу: «Стоп, машина!!!». И все игроки должны замереть на месте.
Ведущий может обернуться и посмотреть, если он заметит, что кто-то шевелится или улыбается, тот игрок штрафуется. Он должен отойти назад на пять шагов или вернуться на исходную позицию (смотря на расстояние). После этого ведущий снова начинает игру и может снова остановить ее в любой момент.
Победивший игрок становиться ведущим.
Зеленая ягодка, красная ягодка
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Дети делятся на две команды. На игровом поле чертятся две линии на расстоянии 710 м друг от друга. Каждая команда выстраивается в шеренгу за линией лицом к игрокам другой команды. Одна команда получает название «Зеленая», другая «Красная».
Играющие хором спрашивают ведущего: «Какую ягодку берете? С какого дерева сорвете?» Ведущий отвечает: «Я гулять пойду, красную (зеленую) ягодку сорву!» Если был назван красный цвет, первый игрок команды «Красная» разбегается и пытается прорвать цепь команды противника. Если ему это удалось, он берет к себе в команду одного из детей «слабого звена». Если попытка была безуспешной, остается в противоположной команде.
Та команда, где через определенное в начале время окажется больше играющих, побеждает. Но победа может оказаться очевидной и раньше, если команда сохранит не больше двух игроков.
Малечена-калечина
Количество игроков: любое
Дополнительно: небольшая палочка
Играющие выбирают водящего.
Каждый игрок берет в руки небольшую палочку (длиной 20-30 см). Все произносят такие слова:
Журавли-журавли
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Вожак журавлиной стаи, который выбирается считалочкой, поет или говорит речитативом следующие слова: "Журавли, журавли, выгнитесь дугой". Все играющие в процессе размеренной ходьбы выстраиваются дугой, держа руки, как крылья. Вожак, убыстряя темп, продолжает: "Журавли, журавли, сделайтесь веревочкой". Дети быстро, не отпуская рук, перестраиваются в одну колонну за вожаком, который все убыстряет шаги по темпу песни. "Журавли-журавли, извивайтесь, как змея!" - вереница детей делает плавные зигзаги. Вожак поет дальше "Змея, заворачивайся в кольцо", "Змея выпрямляется" и т. д.
Упражнения выполняются во все возрастающем темпе, переходящем в бег, до тех пор, пока вереница не разрушится. Когда играющие запутаются, игру начинают снова.
Ласточки и мошки
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Играющие - мошки - летают по поляне и напевают:
Мошки летают!
Ласточку не замечают!
Жу-жу! Жу-жу!
Зу-зу! Зу-зу!
Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: "Ласточка встанет, мошку поймает!" С последними словами она вылетает из гнезда и ловит мошек. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется. Мошкам следует летать по всей площадке.
Тропинка – команда - кочки
Количество игроков: четное
Дополнительно: нет
Группу детей разбивают на 2 команды. Команда должна действовать согласовано и быстро реагировать на указания водящего. При слове тропинка – встать друг за другом в цепочку, положить руки на плеч впереди стоящего. При слове «команда» - собраться в круг, взяться за руки и поднять их вверх. А при слове кочки – сесть на землю, как можно ближе друг к другу и прикрыть голову руками.
Корзина с фруктами
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Дети садятся в круг на расстоянии метра друг от друга на корточки. Каждый называет себя каким - нибудь фруктом: грушей, ананасом, апельсином - кому что по вкусу. Водящий - покупатель стоит в кругу. Ребята спрашивают: "Что ты купил?" Покупатель отвечает, к примеру, так: "Я пришел с рынка, принес яблоко и грушу". Тогда "яблоко" и "груша" быстро меняются местами, а покупатель старается занять место кого - нибудь из них. Тот, кто остается без места, отправляется на базар - становится водящим.
Волк во рву
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Посреди площадки проводятся две параллельные линии на расстоянии 1 метр одна от другой. Это "ров", один - два "волка" становятся во рву. Все остальные - "козы", размещаются на одной стороне площадки - "пастбище". По сигналу "козы" бегут на "пастбище" и перепрыгивают через ров. "Волки", не выходя из рва, пытаются осалить как можно больше коз. Осаленные отходят в сторону, их подсчитывают. Затем по сигналу козы опять перебегают на другую сторону, в дом, а волки их ловят во рву.
После 2-4 перебежек выбираются новые волки. Выигрывают козы, не пойманные ни разу, и волки, поймавшие больше коз.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 142615
Заголовок 115