Презентация на тему: Нетрадиционная методика охраны и укрепления здоровья детей. Массаж биологически активных точек
Нетрадиционная методика охраны и укрепления здоровья детейМастер-класс«Массаж биологически активных точек»ПодготовиливоспитателиКолб А.В.Федосова Е.А.учитель-логопедДудина Л.В.
«Моя рука – лучший доктор». (восточное поэтическое выражение)
Цель: показать аудитории целесообразность и эффективность выполнения точечного массажа и самомассажа рук и лица для оздоровления дошкольников.Задачи: - познакомить педагогов с нетрадиционной методикой охраны и укрепления здоровья детей; - внедрить в практику работы данную оздоровительную методику;- познакомить с видами точечного самомассажа для дошкольников;- представить методику проведения и элементов самомассажа;Точечный массаж является профилактикой простудных заболеваний. Особо актуальным считаем применение точечного массажа в периоды межсезонья, когда возрастает всеобщая заболеваемость гриппом и простудой. Целевая аудитория : воспитатели ДОО.
Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.Развивает тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук. Совершенствует зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности.
АкупрессураАкупрессура или по-другому точечный массаж, представляет собой комплекс последовательных надавливаний и массирующих движений в область активных зон человека.Данный метод был известен в китайской традиционной медицине еще более 5 тысяч лет назад, передаваясь устно из поколения в поколение.
Биологически активные точки рук
Самомассаж кистей и пальцев рук. Для развития тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта детей сначала нужно обучить элементам самомассажа кистей и пальцев рук. Самомассаж проводить 2-3 раза в день, начинать с легкого растирания подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони одной руки, затем другой. Ребята с удовольствием осваивают различные приемы самомассажа (поглаживание, растирание, разминание и др.), который желательно сопровождать веселыми рифмами («приговорками»), стихами, использовать музыкальное сопровождение (песенки Е. и С.Железновых).
Польза самомассажаПольза самомассажа несомненна и неоднократно доказана на практике: - можно проводить не только индивидуально, но и на занятиях с подгруппой детей одновременно, - использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях семьи и дошкольного учреждения, - можно использовать без специального медицинского образования. Использование приёмов самомассажа при коррекции речевых нарушений в игровой форме, помогает в работе логопеда, вызывает у детей положительный эмоциональный отклик, подготавливает речевой аппарат малышей и развивает речь. А пальчиковые игры и упражнения с использованием нетрадиционного материала, не только оказывают благотворное влияние на весь организм, повышают иммунитет, но также помогают решать и коррекционные задачи: оказывают стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры, что благоприятно отражается на развитии речи детей, внимания, памяти и мелкой моторики рук, способствуют ориентировке в пространстве, развитию координации движений.
Игровой самомассаж кистей рук – это важная составляющая сенсорного воспитания, поскольку ощущения, возникающие одновременно в обеих кистях рук ребенка, отличаются друг от друга не только происхождением, но и разными условиями восприятия, поскольку массируемая рука пассивно воспринимает механические раздражения, а массирующая рука еще и создает их. Это уникальная тактильная гимнастика, поставляющая в мозг мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже, а также от проприорецепторов мышц и суставов, совершенствующих соматосенсорную сферу. Одновременно с этим в кору головного мозга поступает информация в речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны, что не только оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, но и способствует созданию новых нейронных сетей. Выполнение традиционной пальчиковой гимнастики вызывает возбуждение локальных участков мозга, в то время как игровой самомассаж оказывает тотальное воздействие на кору, а это предохраняет отдельные зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Игровой самомассаж является прекрасным средством совершенствования таких психических функций, как внимание, память (словесно-логическая, моторная, тактильная, эмоциональная, рефлекторная, зрительно моторная координация.
Правила проведения массажа Для профилактики гриппа и ОРЗ точечный массаж рекомендуется делать 3-6 раз в день, последний раз за два часа до сна. Для лечения гриппа и ОРЗ - через каждые 30-40 минут или не реже одного раза в 1,5-2 часа, до полного восстановления здоровья. Перед тем как приступить к основному массажу, руки необходимо слегка растереть. Данный прием улучшит в них кровообращение, разогреет и усилит чувствительность. - Точечный массаж выполняется кончиком указательного или большого пальца. В профилактических целях производится слабое надавливание, в лечебных - максимальное надавливание.
При простуде и насморкепоможет общий массаж подушечек пальцев
Точечный массаж при простуде и насморке
С помощью большого пальца одной руки нужно надавливать на точки, которые расположены в промежутке между большим и указательным пальцами. Давить на точку до появления ощущения небольшой боли.
При головной болиБольшой палец руки массируется в двух точках, одна из которых расположена в самом центре подушечки пальца.
Другая – на кончике пальца. Для снятия боли в голове на них нужно несильно нажимать.
Точечный массаж при головной боли
При сильном кашле необходимо массировать большой палец руки. Нужно тщательно надавливать на край лунки у основания ногтя.
Затем по линии, которая идёт от ногтевой пластинки большого пальца до запястья.
Точечный массаж при сильном кашле
Почти всегда бывает так, что искомая точка акупрессуры реагирует на сильное нажатие резким (четким) болевым сигналом (импульсом), что выделяет ее на искомом участке тела. Для поиска биологически активных точек в су джок терапии применяют специальную диагностическую палочку. В домашних условиях диагностику и массаж болезненных точек можно провести, используя любой предмет, не имеющий острых концов. Но особый интерес представляет использование для этих целей китайских палочек.
Массаж указательных пальцев – активизация речевых зон.
Использование в Су-Джок терапии природного материала: шишек, грецких орехов и круп, относится к семянотерапии. Семена растений являются живой биологической структурой и обладают большой жизненной энергией. Применяя на практике методику Су-Джок, мы адаптировали элементы семянотерапии, приблизив ее к возможностям детей дошкольного возраста. Нами были созданы «крупяные мешочки», при этом мы использовали разные виды круп (фасоль, горох, гречка, рис).
Семя подсолнечника — универсальный инструмент в семянотерапии. Каждое зернышко похоже на маленькую пирамидку. А любая пирамидальная форма обладает способностью концентрировать энергию особенно сильно и направленно ее передавать. Семя подсолнечника использую в качестве массажёра.
Использование элементов семянотерапии
Массаж БАТ семенем пдсолнечника
Массаж БАТ семенем пдсолнечника
Массаж БАТ семенем пдсолнечника
9 биоактивных точечных зон на телеНаиболее популярным сегодня является точечный массаж биологически активных точек организма по системе профессора Аллы Алексеевны УМАНСКОЙ.Суть метода заключается в воздействии пальцами на 9 биоактивных точечных зон на теле малыша. Эти точки – как кнопки на пульте, управляющем всем организмом. Во время проведения пальцевого массажа происходит раздражение рецепторов кожи, мышц, сухожилий, пальцев рук, импульсы от которых проходят одновременно в головной и спинной мозг, а оттуда уже поступает команда включиться в работу различным органам и структурам. Массаж повышает защитные свойства оболочек носоглотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства (например, интерферон), которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.Уманская Алла Алексеевна: Директор Института проблем эмбриогенетического нейроэндокринного иммунного дефицита (ЭНЭИД) РАЕН”, Научный руководитель городской экспериментальной площадки. Зав.кафедрой “Основ здоровья и профилактической медицины” МИСРЛиС . Академик РАЕН, профессор.
Специалисты обнаружили, что размер биоактивных точек меняется в зависимости от состояния человека. Например, при сильной усталости и во время сна биоточки уменьшаются до миллиметра в диаметре, а иногда и еще меньше. После пробуждения их диаметр увеличивается до 1 см. При сильном эмоциональном возбуждении или заболевании вокруг точек образуются целые участки с повышенной биологической активностью. Таким образом, на биозоны лучше воздействовать утром, несколько раз в течение дня, перед сном.На биозоны можно воздействовать подушечками пальцев, ногтями, гладкой палочкой, карандашом, массажными шариками, зубной щеткой, зернышками и… даже мысленно.
Здесь же приведены примеры тех «волшебных точек» (по А.А. Уманской), которые апробированы, доказали свою эффективность и доступность при широком внедрении в повседневную педагогическую и домашнюю практику.
БАТ
Правила проведения Акупрессура проводится кончиками указательных пальцев обеих рук, с обеих сторон, синхронно, в течение 15–20 с на каждую точку, в ритме один-два оборота в секунду. Проводить его надо на последней физкультминутке каждого занятия и после дневного сна в ДОУ, и один раз дома перед сном. Причем в утренние часы и днем надо оказывать на кожу более сильное давление, в сочетании с быстрыми, интенсивными движениями, а перед сном (дома) массаж должен быть легким, спокойным, неинтенсивным.
Общие правила:- перед занятием ребёнок всегда должен мыть руки;- движения сначала показываются отдельно и лишь после усвоения включаются в занятия в полном объёме;- стихотворение ведёт за собой сами движения и их порядок;- удлинение стихотворной строки здесь вызвано необходимостью выполнения разнообразных движений, причём ребёнок должен успеть повторить эти движения несколько раз;- ритм стиха задаёт ритм массажных движений;- темп произнесения текста взрослым замедлен, особенно на первых этапах, чтобы ребёнок успевал сделать самомассаж, а не обозначать его движения.
Самомассаж БАТ «Снеговик»
Самомассаж БАТ «Мухомор»
Самомассаж БАТ «Лес зелёный»
Будьте здоровы!