Значимость дружбы в современном мире


Класс 6 «Б»
Тема: Значимость дружбы в современном мире.
Цель: воспитание положительных качеств учащихся, умение дружить и бережно относиться друг к другу
Задачи:
- формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе,
- развивать стремления быть терпимым в обществе людей,
- воспитывать уважение к одноклассникам.
Форма проведения: этическая беседа.
Оборудование: ноутбук, доска, ватманы
Приглашенные: студенты-практиканты, классный руководитель, методист по педагогике
Список использованной литературы:
Бескоровайная Л.С. «Настольная книга классного руководителя»
Горенштейн В.О., Грабарь-Пассек М.И., Утченко С.Л. «Цицерон о старости, о дружбе, об обязанностях».
Зимин В.И., Спирин А.С. Пословицы и поговорки русского народа. Объяснительный словарь. – М.: «Сюита», 1996..
Казыханов В. С. Уроки нравственности: пособие для учителей, классных руководителей, воспитателей детских садов и студентов педагогических учебных заведений. - Набережные Челны: издательство “Творчество”, 2000.
Сгибнева Е.П., Солдатова Т.Б. «Классные часы» (Серия «Сердце отдаю детям»). Малые жанры русского фольклора: Хрестоматия: Учеб. пособие для филол. спец. вузов. / Сост. В.Н. Морохин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 1986.
Солдадова Г.У. и др. Жить в мире с собой и другими. – М.: Генезис, 2000.
Трушковой С.В Лабиринты психологии– М.: Изд. отдел УНЦ, ДОМГУ, 1996.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать. – М.: Генезис, 1998.
Хрящевой И.Ю. Психогимнастика в тренинге. – СПб.: Ювента, 1999.
Шевченко С. В. Классные часы (беседы, устный журнал, уроки мужества, ток-шоу). 1-11 классы/.-Волгоград: Учитель, 2004.
План мероприятия:
Приветствие
Вступительное слово
Мозговой штурм: «Дружба – это…» (высказывания учащихся) (2-3 мин)
Рассмотрение пословиц (1-2 мин)
Мозговой штурм «Что по-вашему мнению лучше…» (высказывания ребят) (3-4мин)
Игра «Ромашка качеств» (3 мин)
Рассказ педагога о дружбе (4-5 мин)
Игра «Черты характера настоящего друга» (3 мин)
Игра «Волшебный стул» (5-7 мин)
Чтение стихотворений о дружбе учащихся класса (2 мин)
Формирование правил дружбы (2-3 мин)
Заключение.
Ход мероприятия:
1. Добрый день, уважаемые ребята и гости! Я рада видеть вас и приветствую всех на нашей этической беседе.
2. Прежде чем мы определим тему нашей беседы, сперва угадаем зашифрованное ключевое слово.
Здесь зашифровано слово. Используя алфавит (цифра соответствует порядку номера буквы), разгадайте его.
5 18 21 8 2 1
дру ж б а
-Молодцы, ребята, правильно!
- Сегодня мы затронем одну из самых важных, глубоких, жизненно оправданных тем – тему дружбы. О дружбе слагают стихи, поют песни, пишут романы, ставят пьесы. Как плохо бывает человеку, когда он остается один. Да, одиночество – это плохо и чтобы такого не случилось, надо учиться общаться с людьми, уважать их, быть терпимыми. Сегодня мы узнаем с вами какова значимость дружбы в нашем мире?
3. Давайте попробуем вместе раскрыть понятие «дружбы».
«Дружба – это …».
Дружба – это преданность человека человеку.В дружбе человеческой вечно горит огонек, который можно назвать духовной готовностью прийти на помощь другому человеку.Если ты открыл для себя эти духовные начала дружбы, ты знаешь подлинное счастье жизни.
Дружба – это общность интересов, убеждений, устремлений, взаимная симпатия, готовность оказать помощь другу, разделить с ним неудачу, поступиться ради него собственным благополучием или временем.Известный русский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир – радость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека. Не причиняй своими поступками, своим поведением боли, оскорбления, беспокойства, тяжелых переживаний другим людям, умей поддерживать, помочь, подбодрить человека, у которого горе. Помни, что такое горе может прийти и к тебе. Не будь равнодушным. Равнодушие – одеревенение и окостенение сердца. Равнодушный – это душевно слепой человек»
Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе – значит делить с другом не только радости, но и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему на помощь. Отвернуться от друга в тяжелую минуту – значит нравственно подготовить себя к предательству.
А теперь давайте вместе с вами поразмышляем, а нужна ли дружба людям? (Ответы детей.)
4. Ребята, а вы знаете какие-нибудь пословицы о дружбе?
Пословицы о дружбе.
1.Старый друг лучше новых двух.2. Был бы друг, будет и досуг.3. Был бы дружок, найдется и часок.4. Друзья прямые – братья родные.5. Верный друг лучше сотни слуг.6. Не имей сто рублей, а имей сто друзей .7. Птица сильна крыльями, а человек дружбой. 8. Дерево держится корнями, а человек – друзьями. 9. Хороший друг всегда приходит во время.10. У друга вода лучше, чем мед у врага.11. Не тот друг, кто потакает, а кто на ум наставляет.12. У друзей секретов нет.13. В дороге и отец сыну товарищ.14. Друг научит, недруг проучит.15. Своих друзей наживай и отцовских не забывай.16. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты.17. С кем поведешься, от того и наберешься.18. Приятелей много, а друга нет.
5. Молодцы, ребята. А что, по-вашему мнению, лучше для человека: иметь одного настоящего друга или множество знакомых и приятелей? (высказывания детей)
Да, ребята, вы правы, лучше иметь одного настоящего и верного друга, на которого можно положиться, чем множество знакомых и приятелей.
6. А теперь давайте подумаем, какие качества важны в дружбе и оформим наши мысли в виде ромашки.
Сейчас я раздам каждой команде лепестки ромашки, на которых вы напишите те качества, которые важны в дружбе и затем мы разместим их на доске в виде ромашки.
(Забота, честность, доброта, ответственность, уравновешенность, правдивость, доброжелательность, отзывчивость, справедливость, терпение, дружелюбие, вежливость, тактичность, душевная щедрость, внимательность, искренность и т.д.)7. А теперь послушайте внимательно нижеследующий рассказ и скажите, правильно ли поступила девочка Аня.
Переехала Аня на новую квартиру в другой район города. Жаль ей было расставаться со своими друзьями.
В новой школе Аня никого не знала. Поэтому на уроках она ни к кому не обращалась и к ней никто. Всё присматривалась к учительнице, к школьникам, к классу. На перемене стояла в коридоре около окна одна, не играла, не ходила ни с кем.
Как-то на большой перемене подошла к ней одноклассница Галя и спрашивает:
- Ты еще ни с кем не дружишь?
- Нет, - ответила Аня.
- И я ни с кем не дружу, - вздохнула Галя. – Плохие у нас в классе девочки: Ленка – задавака, Вера – хитруля, Надя – врунья, а Ира – задира.
Почти всех девочек перебрала Галя – все оказались плохими. Только про себя ничего не сказала.
- Просто не знаю, с кем ты можешь подружиться у нас?!
- Не волнуйся, - ответила Аня. – С кем я подружусь, я еще не знаю. Зато знаю, с кем мне не надо дружить.
А теперь, ребята, скажите:
Какие качества в одноклассниках отмечала Галя?
Как Аня догадалась, с кем ей не надо дружить?
8. Хорошо! А теперь я раздам вам перечень личностных качеств человека. А какие черты характера вы хотели бы видеть в своих друзьях? Давайте вместе с вами “разобьем” на две группы предложенные слова, обозначающие необходимые другу качества, и слова, обозначающие качества, от которых нужно избавиться (раздаются листики с чертами характера, дети делят на 2 колонки).
Теперь одна команда зачитает те качества, которые принадлежат хорошему другу (вторая команда внимательно слушает, добавляет или исправляет). А вторая команда зачитает те качества, от которых следует избавится, чтобы стать верным и надежным другом (первая команда слушает и добавляет)
9. А теперь давайте поиграем. Из каждой команды выходит человек и садиться на стул напротив противоположной команды. Игра “Волшебный стул”.
На “волшебный стул” приглашается один из участников игры: как только он садиться, “высвечиваются” и становятся очевидными только все его достоинства; присутствующие рассказывают о том, что видят их глаза; называют качества (умный, добрый, внимательный..); дают поведенческие характеристики (он всегда помогает, к нему можно обратиться с просьбой…); говорят о внешних достоинствах (красивые волосы..).10. А теперь давайте послушаем стихи о дружбе, которые подготовили нам ребята.
Ученики читают стихи о дружбе.
1. Если есть друзья на свете –Все прекрасно, все цветет.Даже самый сильный ветер,Даже буря не согнет.
2. Мы и в дождь, и в снег, и в стужу,Будем весело шагать.При любой погоде дружим –Дружбы этой не порвать.
3. И любой из нас ответит,Скажут все, кто юн и смел:Мы с тобой живем на свете,Для хороших, славных дел.
4. Не стой в стороне равнодушно,Когда у кого-то беда.Рвануться на выручку нужно,В любую минуту, всегда.
5.И если кому-то поможет,Твоя доброта и дружба твоя,Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!На свете живешь ты не зря!
6. Будь весел, чтоб радостней сталоТому, с кем подружишься ты,Чтоб каждому в жизни хваталоПрекрасной людской доброты.
7. Услышишь ты песенку чью-то,И станет светлее кругом:Волшебное самое чудоМы дружбой недаром зовем.
8. Раздаются порой голоса,Что чудес никаких не имеется.Есть на нашей Земле чудеса,Но их надо найти, разумеется.
9.Дружба – главное чудо всегда.Сто открытий – для всех настоящие.И любая беда не беда,Если рядом друзья настоящие.
10. Друг не будет смотреть свысока,Наизусть он характер твой выучит.Нужно верить, что друга рука,В трудный час обязательно выручит.
11. Ребята, вы порадовали меня своими знаниями о дружбе. А теперь, давайте подведем итоги нашей беседы и попробуем выработать правила дружбы и постараемся эти правила соблюдать.
Не выдавай чужие секреты;
Если поступил плохо, не стесняйся признаться и исправиться.
Не груби;
Не ябедничай.
Не жадничай!
Помогай товарищу
Если умеешь делать что-то – научи его.
Если товарищ попал в беду, помоги, чем можешь.
Умей сопереживать товарищу.
Останови друга, если он делает что-то плохое
12. А теперь давайте встанем вкруг, возьмемся за руки и подарим друг другу самую добрую и теплую улыбку.
Все ребята встают, берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку.
Заключительное слово:
Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Человек человеку друг, товарищ и брат. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живет один раз на Земле, поэтому каждый день нужно творить добро.