Разработка рабочей программы внеурочной деятельности по физической культуре (спортивной секции футбол для обучающихся 1 – 11 классов )
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Институт психологии и образования
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Итоговая аттестационная работа (проект)
ТЕМА
Разработка рабочей программы внеурочной деятельности по физической культуре (спортивной секции футбол для обучающихся 1 – 11 классов )Автор проекта
Антипов Андрей Николаевич
Научный руководитель
Казань, ... 2016г.
Введение
Постановка проблемы.
Актуальность программы состоит в том, что она направлена на удовлетворение потребностей детей в активных формах двигательной деятельности, обеспечивает физическое, психическое и нравственное оздоровление воспитанников. Программа так же актуальна в связи с возросшей популярностью вида спорта футбол в нашей стране. Отличительная особенность программы «Футбол» в её социальной направленности. Программа предоставляет возможности детям, достигшим 7-17 летнего возраста, но не получившим ранее практики занятий футболом или каким-либо другим видом спорта, имеющим различный уровень физической подготовки приобщиться к активным занятиям футболом, укрепить здоровье, получить социальную практику общения в детском коллективе.
Секционная работа в общеобразовательном учреждении по видам спорта является дополнительным физкультурным образованием. При проведении занятий секции футбола большинство учителей физкультуры испытывают проблему обеспечения содержания занятий на основе образовательной программы.
Обеспечение содержания занятий через реализацию школьной программы затруднено, так как углубленного изучения раздела «футбол» практически нет, поскольку речь идет о дополнительном образовании, да и контингент занимающихся разновозрастный. Обеспечить содержание занятий на основе программы детско-юношеской спортивной школы не представляется возможным, так как ее содержание строго дифференцировано в соответствии с годом обучения и уровнем спортивного мастерства.
Возникает необходимость создания образовательной программы, адекватной задачам дополнительного физкультурного образования в условиях общеобразовательного учреждения в соответствии с ФГОС.
Всем известно, что большинство современных школьников отличаются слабым здоровьем и недостаточным физическим развитием из-за малоподвижного образа жизни. Занятия футболом улучшают работу практически всех органов систем организма, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц, улучшается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы.
Поскольку футбол игра командная, на первое место выдвигается взаимопонимание игроков, умение вести грамотные совместные действия. Важное значение при этом имеет тактическое построение игроков. Основными формами обучения игры в футбол, являются: групповые занятия, которые отвечают характеру игры в футбол, предусматривают повышенное требование взаимодействия между игроками, необходимость решения коллективных задач, а так же тестирование, участие в соревнованиях и инструкторская и судейская практика.
Цель проекта:
Разработать и апробировать программу спортивной секции по футболу, которая создаст условия для формирования у учащихся основ здорового образа жизни, развития физических качеств, овладения техническими и тактическими навыками игры в футбол, содействия развитию чувства товарищества и взаимопомощи в условиях ФГОС.
Задачи проекта:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Изучить уровень готовности педагогов к внедрению Федеральных
государственных образовательных стандартов дополнительного образования и выявить профессиональные затруднения.
3. Разработка критериев результативности внеурочной работы.
4. Подбор диагностики и методики для оценки эффективности проекта.
Целевая группа проекта:
Программа данного курса представляет систему спортивно-оздоровительных занятий для учащихся 1-11 классов и реализуется в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом.
Срок реализации проекта: 1 год
Место реализации проекта: средняя общеобразовательная школа
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап. Изучение, анализ нормативно-правовых документов, научно-методической литературы.
2. Основной этап. Реализация содержания данного проекта.
3. Заключительный этап. Обобщение опыта работы по реализации проекта, анализ результатов, корректировка задач на новый учебный год.
Основное содержание проекта.
План мероприятий по реализации проекта
№ Наименование мероприятия Место проведения Срок проведения Ответственный
11 Проведение родительских собраний. школа Каждую четверть 22 Изучение литературы библиотека Август -сентябрь 33 Разработка плана мероприятий школа Август -сентябрь 44 Поощрение участников соревнований Актовый зал Каждую четверть 55 Составление сметы расходов август 66 Приобретение спортинвентаря Август -сентябрь Ресурсы
Условия Необходимо Имеется Источники Сроки
Нормативно-правовые:
ФГОС…
Н.П. база СОШ№ +
+ Материально-технические:
Интернет …
Библиотечный фонд
Демонстрационные печатные пособия (схемы, плакаты, таблицы)
Экранно-звуковые пособия (видеофильмы, аудиозаписи)
Средства доврачебной помощи (аптечка)
Спортивный зал, пришкольный стадион.
Спортинвентарь.
+
+
+
+
+
+
+ Кадровые:
Учитель физкультуры.
Тренер по футболу.
Медицинский работник.
+
+
+ Научно-методические:
Изучение, анализ научно-методической литературы.
Медицинский контроль.
Педагогический контроль.
+
+
+ Август
Ежемесячно
В течение всего периода
Информационные:
Объявления.
Реклама.
Поздравления в средствах массовой информации.
Видео и фоторепортажи.
+
+
+
+ Сентябрь
Сентябрь
После соревнований
Мотивационные:
Вызвать интерес: детей, учителей.
Привлечь родителей.
+
+ Организационные:
Разработка плана мероприятий.
Выступление на педсовете.
Выступление на родительском собрании.
+
+
+ Август
Сентябрь
Сентябрь
Финансовые:
Составить смету расходов.
+ Август
Ожидаемые результаты реализации проекта:
В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
Испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; уважительно относиться к культуре других народов;
Освоить мотивы спортивной тренировки и личностный смысл занятий в спортивной секции,
Проявлять этические чувства, доброжелательную и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
Сотрудничать со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
Оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
Организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования;
Соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической культурой;
Метапредметные результаты включают освоенные школьниками УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные):
Владеть
Понятиями «Техника игры», «Тактика игры», знать правила игры, владеть основными техническими приемами, применять полученные знания в игре.
Начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного курса.
Планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата.
Определять общую цель и путей её достижения.
Распределять функции и роли в совместной деятельности и осуществлять взаимный контроль.
Конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных условиях.
Характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса.
Излагать факты истории развития футбола.
Играть в футбол, (мини-футбол) с соблюдением основных правил.
Иметь первоначальные навыки судейства.
Предметные результаты
Планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга;
Использовать подвижные игры с элементами футбола как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека;
Измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длины и массы тела) и развития основных физических качеств;
Организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
Выполнение технических действий футбола, применение их в игровой и соревновательной деятельности;
Излагать факты истории развития футбола, характеризовать его роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
Оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснить ошибки и способы их устранения;
Бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам поведения;
Взаимодействовать со сверстниками по правилам поведения подвижных игр и соревнований;
В доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
Применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях
Критерии эффективности проекта (методы диагностики)
(Л.Н. Давыдова)
определение объекта, целей и задач педагогического диагностирования;
выдвижение гипотезы и ее последующая проверка, планирование процесса предстоящего диагностирования;
выбор средств диагностирования (критерии, уровни, методики);
сбор информации об объекте (соотношение реального состояния объекта с нормативно-оптимальным);
обработка полученной информации (анализ, систематизация и классификация);
синтез компонентов диагностируемого объекта в некоторое новое единство на основе анализа достоверной информации;
прогнозирование перспектив дальнейшего развития диагностируемого объекта, обоснование и оценка педагогического диагноза;
практическое применение педагогического диагноза, осуществление коррекции по управлению педагогическим процессом с целью преобразования диагностируемого объекта.
Основная литература
1. Андреев С.Н. Футбол в школе. – М.: ФиС, 1986. – 222 с.
2. Годик М.А., Мосягин С.М., Швыков И.А. Поурочная програм- ма подготовки юных футболистов 6–9 лет. – М.: Граница, 2008. – 272 с.
3. Годик М.А., Скородумова А.П. Комплексный контроль в спор- тивных играх. – М.: Советский спорт, 2010. – 336 с.
4. Котенко Н.В. Акробатические упражнения в тренировках юных футболистов // Теория и методика футбола. – М.: Олим- пия, 2007. – С. 10–12.
5. Кузнецов А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера. – М.: Олимпия; Человек, 2007. [1 этап (8–10 лет) – 111 с.; 2 этап (11–12 лет) – 204 с.; 3 этап (13–15 лет) – 310 с.; 4 этап – 165 с.]. 6. Тунис Марк. Психология вратаря. – М.: Человек, 2010. – 128 с.
7. Лапшин О.Б. Теория и методика подготовки юных футболи- стов. – М.: Человек, 2010. – 176 с.
8. Bischops / Gerards. Junior Soccer. A manual for coaches. Meyer&Meyer Sport. – 2003. – 162 p.
Дополнительная литература.
1.Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / Рос. акад. образования; под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова.– М. : Просвещение, 2009. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).
2. Кузнецов, В.С. Внеурочная деятельность учащихся. Баскетбол: пособие для учителей и методистов / Кузнецов, В.С., Колодницкий, Г.А. [Текст]. - М.: Просвещение, 2013. - 112 с3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». 40. Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 5-9 классы [Текст]. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 61с.: ил. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-026620-8.
4. Письмо Управления оценки качества образования Рособрнадзора от 23.12.2010 № 105/12 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» // Вестник образования. – 2011. - №5.
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» // Вестник образования. – 2011. - №7.
Интернет-ресурсы
Федеральный государственный образовательный стандарт. – http://standart.edu.ru/
http://zdd.1september.ru/ - газета "Здоровье детей"
http://spo.1september.ru/ - газета "Спорт в школе"
http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://sportlaws.infosport.ru / - Спортивное право.
http://kzg.narod.ru/ - Журнал «Культура здоровой жизни» ://members.fortunecity.com/healthdoc/default.htm Если хочешь быть здоров. http://www.sportreferats.narod.ru/
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=22924&lib_no=32922&tmpl=lib сеть …
Интернет-ресурсы. Материалы для учителя физкультуры на сайте Zavuch.Info. 05.01.2010. www.edunet.uz/media/e-resource/detail.php…
Журнал "Теория и практика физической культуры" http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/2006N6/Index.htm
Правила различных спортивных игр http://sportrules.boom.ru/ Электронно-библиотечная система http://www.iprbookshop.ru/РАССМОТРЕНО: РЕКОМЕНДОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании педагогическим советом Директор
методического совета протокол №1 МБОУ «СОШ№_»
№1 _______________ от _____________
приказ №___от _______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
спортивной секции «Футбол»
для обучающихся 1-11 классов
на ... учебный год
Нормативный срок освоения
2016 год
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………….3
Учебный план………………………………………………………………6
Методическая часть……..…………………………………………………7
Теоретическая подготовка…………………………………………….7
Общая физическая подготовка………………………………………9
Специальная физическая подготовка……………………………….9
Техническая подготовка……………………………………………...10
Тактическая подготовка……………………………………………...11
Контрольные нормативные требования ………………………………..11
Соревновательная деятельность………..……………………………….12
Воспитательная работа………………………………………………….12
Список литературы……………………………………………………….13
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа предназначена для тренеров - преподавателей, учителей физической культуры и руководителей общеобразовательных учреждений и является документом внеурочной деятельности по физической культуре в общеобразовательной школе. Она раскрывает весь комплекс параметров обучения и тренировки в секции футбола . Актуальность программы состоит в том, что она направлена на удовлетворение потребностей детей в активных формах двигательной деятельности, обеспечивает физическое, психическое и нравственное оздоровление воспитанников. Программа так же актуальна в связи с возросшей популярностью вида спорта футбол в нашей стране. Отличительная особенность программы «Футбол» в её социальной направленности. Программа предоставляет возможности детям, достигшим 7-17 летнего возраста, но не получившим ранее практики занятий футболом или каким-либо другим видом спорта, имеющим различный уровень физической подготовки приобщиться к активным занятиям футболом, укрепить здоровье, получить социальную практику общения в детском коллективе.
Футбол - командный, увлекательный и зрелищный вид спорта с более чем столетней историей. В настоящее время самый популярный и массовый вид спорта в мире. В игре проявляются скорость, сила, ловкость, быстрота реакции.
В программе представлены основные разделы спортивной подготовки футболистов спортивно-оздоровительного этапа, изложенные на основе новейших данных в области теории физической культуры и спорта. Поскольку футбол игра командная, на первое место выдвигается взаимопонимание игроков, умение вести грамотные совместные действия. Важное значение при этом имеет тактическое построение игроков.
Основными формами обучения игры в футбол, являются: групповые
занятия, которые отвечают характеру игры в футбол, предусматривают
повышенное требование взаимодействия между игроками, необходимость
решения коллективных задач, а так же тестирование, участие в соревнованиях и инструкторская и судейская практика.
В групповых занятиях занимающиеся выполняют задание при различных методах организации: фронтальном, в подгруппах, индивидуальном. При начальном обучении основам используется фронтальный метод обучения, так как он позволяет более полно контролировать и корректировать деятельность занимающихся.Основополагающие принципы:
Системность – предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-
тренировочного процесса (физической, технико- тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля).
Преемственность – определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствия его требованиям высшего мастерства, чтобы обеспечить в многолетнем учебно- тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей уровня физической и технико-тактической подготовленности.
Вариативность – предусматривает, в зависимости от этапа многолетней
подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена, включение втренировочный план разнообразного набора тренировочных средств и нагрузок для решения одной или нескольких задач спортивной подготовки
Цель программы: обеспечение разностороннего физического развития и
укрепление здоровья обучающихся поcредством игры в футбол. Воспитание
гармоничной, социально активной личности.
Решение задач поставленных перед учебными группами предусматривает:
привитие интереса к систематическим занятиям футболом;
укрепление здоровья детей средствами физической культуры;
обеспечение общефизической подготовки;
овладение основами игры в футбол;
привитие навыков соблюдения спортивной этики, дисциплины;
выявление перспективных детей и подростков для последующего
совершенствования их спортивного мастерства в спортивных школах.
На спортивно-оздоровительном этапе требуется более вариативный подход к оценке уровня подготовленности детей по итогам учебного года, который нашёл своё отражение в оценочной характеристике выполнения нормативов ОФП.
Спортивно-оздоровительный этап является первым звеном в системе многолетней подготовки юных футболистов. Эта форма работы охватывает всех желающих, основная задача – укрепление здоровья, физического развития и подготовленности занимающихся, воспитание личностных качеств, освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники футбола в процессе систематических физкультурно-спортивных занятий. В спортивно-оздоровительные группы зачисляются обучающиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься спортом, имеющие разрешение врача.
Рабочая программа рассчитана на 188 часов подготовки. Систематический сбор информации об успешности образовательного процесса, контроль за состоянием физического развития, физической подготовленности обучающихся, определяется контрольными испытаниями.
Перечень и порядок проведения контрольных испытаний для обучающихся, а также нормативные требования по общей, специальной физической и технической подготовке для обучающихся спортивно-оздоровительного этапа, учитывают требования для данного биологического возраста детей и скорректированы с учётом возрастных особенностей обучающихся.Режимы учебно-тренировочной работы
и требования по спортивной подготовленности
Этап подготовки Год обуче-нияМинимальное число учащихся в группе Максимальное число учащихся в группе Максимальное кол-во уч. часов в неделю Требования по спортивной подготовке
Спортивно-оздоровительный Весь период 10 20 6 Прирост показателей ОФП
2.УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебный план МБОУ СОШ №__ составлен на основании Федерального учебного плана, рассмотрен на педагогическом совете (Протокол педсовета Приказ № ___ от ________ года), утверждён Приказом директора № ___ от _______ года. Учебно-тематический план для групп спортивно-оздоровительной подготовки секции футбола, количество часов в неделю – 5 / количество часов в год – 188
Примерный план-схема годичного цикла подготовки игроков в футбол в спортивно-оздоровительных группах
№ Виды подготовки сен октноя дек янвфевмарапрмай Всего
1 Теоретическая подготовка 1 1 1 1 1 1 1 7
2 Общая физическая 8 7 6 7 5 6 7 8 5 60
3 Специальная физическая 5 5 4 5 4 5 5 5 4 42
4 Техническая 7 7 6 8 5 6 7 7 6 60
5 Тактическая 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9
6 Соревнования - 2 - - 1 1 - 2 6
7 Контрольные испытания - 2 - - - - - 2 4
Всего часов 22 22 20 22 16 20 22 22 20 188
3.МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1 Теоретическая подготовка
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В РОССИИ
Массовые виды спорта, их развитие в Российской Федерации.
Физическая культура в системе народного образования. Международное спортивное движение. Олимпийские игры.
РАЗВИТИЕ ФУТБОЛА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Краткая характеристика футбола как средства физического воспитания. История возникновения футбола в России и развитие его. Всероссийские соревнования по футболу: чемпионат и Кубок России. Участие российских футболистов в международных соревнованиях (Чемпионат и Кубок Европы, мира, олимпийские игры).Всероссийские и международные юношеские соревнования. Современный футбол и пути его дальнейшего развития. Федерация футбола России, ФИФА, УЕФА. Лучшие российские команды, тренеры и игроки.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ. ЗАКАЛИВАНИЕ. РЕЖИМ И ПИТАНИЕ СПОРТСМЕНА.
ГИГИЕНА : Общее понятие о гигиене. Личная гигиена : уход за кожей, волосами, ногтями, ногами. Гигиена полости рта. Гигиеническое значение водных процедур (умывание, душ, баня, купание ). Гигиена сна. Гигиенические основы режима труда, отдыха и занятий спортом. Режим дня. Значение правильного режима для юного спортсмена. Гигиенические требования, предъявляемые к местам занятий по футболу.
ЗАКАЛИВАНИЕ: Его значение для повышения работоспособности человека и увеличения сопротивляемости организма к простудным заболеваниям; роль закаливания в занятиях спортом. Гигиенические основы закаливания, средства закаливания и методика их применения в занятиях футболом. Использование естественных природных сил (солнца, воздуха и воды) для закаливания организма.
ПИТАНИЕ: Значение питания как фактора борьбы за здоровье. Понятие об основном обмене, энергетических тратах при различных физических нагрузках, восстановлении белков, углеводов, жиров, минеральных солей и витаминов. Понятие о калорийности и усвояемости пищи. Примерные суточные пищевые нормы футболистов в зависимости от объема и интенсивности тренировочных занятий и соревнований.
ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ И САМОКОНТРОЛЬ, ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙПОМОЩИ, СПОРТИВНЫЙ МАССАЖ.
Врачебный контроль и самоконтроль при занятиях футболом. Значение и
содержание самоконтроля. Объективные данные самоконтроля: вес, динамометрия, спирометрия, кровяное давление. Субъективные данные: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение. Дневник самоконтроля. Понятие о «спортивной форме», утомлении, переутомлении. Меры предупреждения переутомления. Значение активного отдыха для спортсмена. Понятие о травмах. Особенности спортивного травматизма. Причины травм и их профилактика применительно к занятиям футболом. Оказание первой помощи до врача.
ОСНОВЫ ТЕХНИКИ И ТАКТИКИ ИГРЫ В ФУТБОЛ:
Понятие о спортивной технике. Взаимосвязь технической, тактической и физической подготовки футболистов. Классификация и терминология технических приемов. Высокая техника владения мячом – основа спортивного мастерства. Качественные показатели индивидуальной техники владения мячом – рациональность и быстрота выполнения, эффективность применения в конкретных игровых условиях. Основные недостатки в технике футболистов и пути их устранения. Понятие о стратегии, системе, тактике и стиле игры. Характеристика и анализ тактических вариантов игры с расстановкой игроков. Тактика отдельных линий и игроков команды (вратаря, защитников, полузащитников, нападающих).
ПРАВИЛА ИГРЫ. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ. Разбор правил игры. Права и обязанности игроков. Роль капитана команды, его права и обязанности. Обязанности судей. Способы судейства. Роль судьи как воспитателя. Значение спортивных соревнований. Требования, предъявляемые к организации и проведению соревнований. Заявки, их форма и порядок предоставления.
3.2 Общая физическая подготовка (ОФП)
Общая физическая подготовка чрезвычайно важна для создания базовых условий успешной специализации.
Основной задачей занятий по общей физической подготовке является укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие занимающихся.
Целесообразно развивать такие качества, как гибкость, ловкость, двигательно-координационные способности. Для этого применяются широкий комплекс общеразвивающих упражнений, подвижные игры, беговые и прыжковые упражнения.
Упражнения для рук и плечевого пояса, Сгибание и разгибания, вращения, махи, отведения и приведения, рывки. Упражнения выполняются на месте их движении. Упражнения для мышц шеи: наклоны, вращения и повороты головы в различных направлениях.
Упражнения для туловища: упражнения на формирование правильной осанки; в различных исходных положениях – наклоны, повороты, вращения туловища; в положении лежа – поднимание и опускание ног, круговые движения одной и обеими ногами, поднимание и опускание туловища.
Упражнения для ног: различные маховые движения ногами, приседания на обеих и на одной ноге, выпады, выпады с дополнительными пружинящими движениями.
3.3 Специальная физическая подготовка (СФП)
Приседание с отягощением (гантели, набивные мячи весом 2 – 4 кг, мешочки с песком 3 – 5 кг, диск от штанги, штанга для подростков и юношеских групп, вес штанги от 40 до 70 % к весу спортсмена) с последующим быстрым выпрямлением. Поскоки и прыжки после приседа без отягощения и с отягощением. Приседание на одной ноге «пистолет» с последующим подскоком вверх. Лежа на животе – сгибание ног в коленях с сопротивлением партнера или резинового амортизатора(для укрепления мышц задней поверхности бедра).
Броски набивного мяча ногой на дальность за счет энергичного маха ногой вперед. Удары по футбольному мячу ногами и головой на дальность. Вбрасывание футбольного и набивного мяча на дальность. Толчки плечом партнера. Борьба за мяч.
Упражнения для быстроты: Повторное пробегание коротких отрезков (10-30 м) из различных исходных стартовых положений. Бег с изменением направления (до 180 градусов). Бег прыжками. Эстафетный бег.
3.4 Техническая подготовка
Удары по мячу ногой. Удары правой и левой ногой: серединой подъема, внутренней частью подъема, внешней частью подъема, внутренней стороной стопы по неподвижному и катящемуся мячу. Удары по неподвижному и катящемуся мячу. Удары по неподвижному и катящемуся мячу носком. Выполнение ударов после остановки, ведения и рывков, посылая мяч низом и верхом на короткие и средние расстояния.
Удары по летящему мячу внутренней стороной стопы и внутренней частью подъема. Удары по мячу головой. Остановка мяча. Остановка подошвой и внутренней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча – на месте, в движении вперед и назад, подготавливая мяч для последующих действий. Остановка внутренней стороной стопы и грудью летящего навстречу мяча – на месте, в движении назад и вперед опуская мяч для последующих действий в ноги и закрывая его туловищем от соперника.
Ведение мяча. Ведение внутренней частью подъема, внешней частью подъема. Ведение правой, левой ногой и поочередно по прямой и кругу, а также меняя направление движения, между стоек и движущихся партнеров. 3.5 Тактическая подготовкаТактические действия полевых игроков. Обучение занимающихся правильному расположению на футбольном поле и умению выполнять основным тактические действия в нападении и защите.
Тактика вратаря. Уметь выбрать правильную позицию в воротах при различных ударах в зависимости от «угла удара», разыгрывать свободный удар от своих ворот, ввести мяч в игру после ловли открывшемуся партнеру, занимать правильную позицию при угловом, штрафном и свободном ударах вблизи своих ворот.
4.КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Контрольные нормативы по общей физической подготовке для учащихся на спортивно-оздоровительном этапе
Упражнения оцениваются по бальной системе: 5,4,3 балла, все результаты ниже 3х баллов оцениваются 2 балла.
Спортсмену, сдающему комплекс контрольных нормативов ОФП в зачет идут результаты четырех тестов, итоговая сумма очков определяется четырьмя уровнями подготовленности:
Отлично: от 18-20 баллов
Хорошо: от 15-17 баллов
Удовлетворительно: от 12-14 баллов
Неудовлетворительно: от 11 и ниже
ЮНОШИ
№
п/пУпражнения оценка ВОЗРАСТ
7-8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
1 Бег 30 метров, сек 5
4
3 6,5
7,0
7,5 6,2
6,7
7,2 5,9
6,4
6,8 5,6
6,1
6,6 5,3
5,8
6,3 5,0
5,5
6,0 4,7
5,2
5,8 4,4
4,9
5,4 4,2
4,7
5,2 4,0
4,5
5,0
2 Прыжок в длину, см5
4
3 160
150
140 170
160
150 180
170
160 190
180
170 200
190
180 210
200
190 220
210
200 230
220
210 240
230
220 250
240
230
3 Челночный бег
3 х 10 м, сек 5
4
3 8,1
8,4
8,8 7,9
8,3
8,7 7,7
8,1
8,5 7,5
7,9
8,3 7,3
7,7
8,1 7,1
7,5
7,9 7,0
7,4
7,8 6,8
7,2
7,6 6,6
7,0
7,4 6,5
6,9
7,3
4 Подтягивание, кол-во раз 5
4
3 6
4
2 8
6
4 10
8
6 12
10
8 14
12
10 16
14
12 18
16
14 20
18
16 22
20
18 24
22
20
Методические указания к выполнению упражнений
по общей физической подготовке:
Бег 30 м с высокого старта проводится на дорожке в спортивной обуви без шипов. Количество стартующих в забеге определяется условиями, при которых бегущие не мешают друг другу. Разрешается две попытки.
Прыжок в длину с места: проводится в спортивном зале на резиновом покрытии, исключающем жесткое приземление.
Челночный бег 3х10 м: проводится в спортивном зале и в спортивной обуви.
Подтягивание (мальчики), кол-во раз: выполняется из положения вис хватом, руки на ширине плеч. Темп выполнения произвольный. Подтягивание считается выполненным, если при сгибание рук подборок выше перекладины.
5.СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Участие в соревнованиях - необходимое условие проверки и совершенствования моральных, волевых качеств, повышения уровня спортивного мастерства. В процессе обучения обучающимися изучаются теоретические материалы по данному разделу программы.
Участие учащихся в соревнованиях: групповых, районных, городских.
Обучающиеся приобретают на учебных занятиях, соревнованиях начальные навыки работы в качестве помощника педагога и судьи.
6.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
В работе с юными спортсменами применяется широкий круг средств и методов воспитания.
В процессе спортивных занятий с юными спортсменами важное значение приобретает интеллектуальное воспитание, основными задачами которого являются: овладение учащимися специальными знаниями в области теории и методики тренировки, гигиены и других дисциплин; умения объективно анализировать приобретаемый опыт тренировки и выступлений в соревнованиях; развитие познавательной активности, творческих проявлений в спортивной деятельности.
7.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреев С.Н. Футбол в школе. – М.: ФиС, 1986. – 222 с.
2. Годик М.А., Мосягин С.М., Швыков И.А. Поурочная програм- ма подготовки юных футболистов 6–9 лет. – М.: Граница, 2008. – 272 с.
3. Годик М.А., Скородумова А.П. Комплексный контроль в спор- тивных играх. – М.: Советский спорт, 2010. – 336 с.
4. Котенко Н.В. Акробатические упражнения в тренировках юных футболистов // Теория и методика футбола. – М.: Олим- пия, 2007. – С. 10–12.
5. Кузнецов А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера. – М.: Олимпия; Человек, 2007. [1 этап (8–10 лет) – 111 с.; 2 этап (11–12 лет) – 204 с.; 3 этап (13–15 лет) – 310 с.; 4 этап – 165 с.]. 6. Тунис Марк. Психология вратаря. – М.: Человек, 2010. – 128 с.
7. Лапшин О.Б. Теория и методика подготовки юных футболи- стов. – М.: Человек, 2010. – 176 с.
8. Bischops / Gerards. Junior Soccer. A manual for coaches. Meyer&Meyer Sport. – 2003. – 162 p.
9.Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / Рос. акад. образования; под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова.– М. : Просвещение, 2009. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).
10. Письмо Управления оценки качества образования Рособрнадзора от 23.12.2010 № 105/12 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» // Вестник образования. – 2011. - №5.
11. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» // Вестник образования. – 2011. - №7.
Интернет-ресурсы
Федеральный государственный образовательный стандарт. – http://standart.edu.ru/
http://zdd.1september.ru/ - газета "Здоровье детей"
http://spo.1september.ru/ - газета "Спорт в школе"
http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://sportlaws.infosport.ru / - Спортивное право.
http://kzg.narod.ru/ - Журнал «Культура здоровой жизни» ://members.fortunecity.com/healthdoc/default.htm Если хочешь быть здоров. http://www.sportreferats.narod.ru/
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=22924&lib_no=32922&tmpl=lib сеть …
Интернет-ресурсы. Материалы для учителя физкультуры на сайте Zavuch.Info. 05.01.2010. www.edunet.uz/media/e-resource/detail.php…
Журнал "Теория и практика физической культуры" http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/2006N6/Index.htm
Правила различных спортивных игр http://sportrules.boom.ru/ Электронно-библиотечная система http://www.iprbookshop.ru/