Проблемы озера Байкал (план — конспект урока, 8 класс)


« География России- 8 класс»
Тема урока: Проблемы Байкала (происхождение озера, строение Байкальской котловины, свойства вод озера, влияние озера на природу).
Цели урока:
Познавательная – Раскрыть уникальность природы озера Байкал и причины уникальности. Познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал.
Развивающая – Углубить и расширить знания о природных компонентах Байкала и их взаимосвязях.
Воспитательная – Рассмотреть экологические проблемы озера Байкал и пути их решения (экологическое воспитание учащихся)
Тип урока: кино-урок
Методы обучения: проблемное изложение, частично – поисковый.
Оснащенность урока: Физическая карта России; юга Сибири; картины озера Байкал; кинофильм «Байкал».
Межпредметные связи - история изучения Байкала (история); экологические проблемы (глобальная география).
Литература:
Основная: Раковская Э.М. География: природа России.8 класс-М.:Просвещение,2004.
Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии. Природа России 8 класс. Москва,2005.
Дополнительная: Элькин Г.Н. География России: природа. 8 класс- С-Пб.: Паритет,2001.
Энциклопедия для детей. Том 12. Россия.-М.:Аванта плюс.
Раковская Э.М. Методическое пособие по курсу «География: природа России».-М.:Просвещение,2001.
Ход урока
План урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Организационный момент.
Приветствие учеников, смотр подготовленности учащихся к уроку.
На доске слова Л.С.Берга – «Чудо природы во всех отношениях»
Учащиеся приветствуют учителя
2.Изучение новой темы:
А) Вступительное слово учителя
Б) Просмотр фильма
В) Изучение природы Байкала.
-Сейчас мы это чудо природы. Озеро, которое является объектом мирового наследия. «Кто Байкала не видел, тот в Сибири не бывал» - говорят сибиряки.
План изучения – на доске:
ГП озера.
История открытия. Когда русские впервые появились на озере?
Происхождение озера Байкал.
Берега. Найдите и выпишите хребты, окаймляющие озеро
Глубина и ширина.
Климат .Реки. Какая река вытекает из озера?

8.Эндемики .
9. Уникумы Байкала. Напишите особенности озера (не менее 5).

10.Проблемы Байкала.
11. Пути решения.
После просмотра учащиеся работают с текстом учебника и картам по изучению природы озера.
Горы юга Сибири.
17 век. «Житие протопопа Аввакума», Курбат Иванов, К.Москвитин, И.Иерский.
Самая древняя сейсмическая зона (возраст озера – 15-20 миллионов лет, тектоническая впадина- грабен).
Гористые. Учащиеся наносят объекты на контурную карту.
Найдите в тексте размеры озера.
Резко континентальный, зимой – Сибирский антициклон; местные ветры – Сарма, Баргузин.
Около 350 рек, коротких, впадающих в озеро. Самая крупная река – Селенга. Вытекает – Ангара.
Голомянка, омуль, байкальская
нерпа.
Самое глубокое.
Чистая, пресная вода.
Сильные ветры.
Уникальность животного мира.
Жемчужина России.
Лесозаготовка, молевой сплав, целлюлозно-бумажные комбинаты, ГЭС на Ангаре (подъём уровня воды), дикий туризм – итог –загрязнение воды.
Прекращен молевой сплав, запрет рубки лесов на склонах хребтов, очистные сооружения, создание заповедной зоны.
3. Закрепление изученного материала.
4.Домашнее задание Задание по карте.
Найдите на карте: - хребты

- реки
- острова
- заливы

-полуострова
Параграф 43; ответить на вопросы. Байкальский, Баргузинский, Хамар- Дабан, Приморский
Селенга, Баргузин, Ангара, СармаОльхон, Круглый, Долгий
Бабушка, Внучка, Аяя,ПровалСвятой Нос, Шаманка,
Покойники
Составить 5 вопросов «Почему … ?»