СВЯТЫНИ ЗЕМЛИ АЛАНСКОЙ ПРОЕКТ. победитель регионального конкурса Ступень в науку
ЗРУГСКИЙ ХРАМ
Суровая красота Зругского ущелья поражает своей первозданностью в любое время года. Сегодня кажется невероятным что здесь, на самом стыке двух частей Осетии, в очень труднодоступных местах, на высоте более чем 2000метров, на протяжении сотни лет кипела бурная жизнь. Еще удивительно то, что на этой сравнительно небольшой территории было сосредоточено сразу несколько религиозных памятников. Но жемчужиной всех сооружений ущелья несомненно можно считать Зругский храм- храм Успения Пресвятой Богородицы.
Труднодоступное Зругское ущелье было частью исторической области Туалгом, по которой проходил важный транскавказский торговый и стратегический путь. Область населена осетинами, ассимилировавшими местные кавказские племена. Зругский храм входит в список уникальных памятников истории и архитектуры федерального значения.
В ущелье находилось 12 сел. Благодаря проекту "Потерянная Осетия", мы знаем их названия. В настоящий момент все села являются опустевшими, постоянного населения в ущелье нет.
Храм построен из осадочного туфа местного происхождения, в традиционной технике бутовой кладки. Постройка представляет собой зальный храм с полуциркульной апсидой, вписанной в общий прямоугольник плана, перекрыт двускатной кровлей, колокольня отсутствует. Длина храма составляет 13,1 метра, ширина 7,8 метра, высота сохранившихся стен около 8 метров. В основании конхи и в западном отрезке свода наоса было заложено 4 крупных сосуда-голосника (сохр. южный в алтаре). Алтарная часть имеет повышение, на котором была установлена преграда.
Алтарная преграда имела один проход и по 2 плиты по сторонам; архитрав поддерживало 6 колонок. Основа преграды сложена из травертиновых блоков, покрытых слоем гипса, на который нанесена резьба. Колонки собраны из отдельных гипсовых деталей и соединены между собой деревянной арматурой. Архитрав не сохранился, скорее всего он был деревянным. Преграда примыкала к настенному покрытию. Техника резьбы по гипсу, примененная при сооружении преграды, встречается по всему Востоку.
Единственный вход в храм традиционно для этого региона сделан с юга, а не с запада, как это принято. До недавнего времени в храме сохранялись деревянные, обитые железными листами двери. В настоящий момент сооружение сильно разрушено: сохранились южная стена и алтарная часть. Храм сильно пострадал во время наводнения в июне 2002 г.
Первые упоминания о Зругском храме мы находим у известного исследователя Кавказа В. Б. Пфафа. «В Зруге, недалеко от того места, где мы ночевали, — сообщает он в «Путешествии по ущельям Северной Осетии», — стоят развалины прекрасной церкви... В этой церкви видны и теперь еще на стене несколько хорошо, сделанных изображений святых...»
Интересные сведения о храмах Осетии имеются в работе профессора Л. П. Семенова «Археологические изыскания в Северной Осетии». "Зругский храм, по-видимому, был оштукатурен снаружи: теперь от облицовки остались лишь незначительные следы; внутренняя облицовка сохранилась в некоторых местах очень хорошо, на ней остались следы фресок, исполненных светло-коричневой и частью серой красками. На алтарной стене изображены двенадцать мужских фигур, по шести по обе стороны окна; вероятнее всего это двенадцать апостолов; размер их фигур, приблизительно в рост человека. На южной стене, около алтаря, сцена "Распятие", на первом плане — воин со щитом в руке(предположительно Георгий Победоносец). Остаток росписи сохранился также над дверью. «Жены-мироносицы у Гроба Господня», «Встреча Марии и Елисаветы», отдельные фигуры святых, над входом. Снаружи, над входом был образ Спасителя или Богородицы с Младенцем".
Изображение мученицы (видимо, св. Варвары), находившееся на южной стене, перенесено в музей города Владикавказ. Расположение сюжетов подчинено византийской схеме. Фрески так же выполнены в Византийском стиле. На подбор сюжетов повлияло, возможно, посвящение храма Богородице. Роспись датируется 2-й половиной XII в.
Судья по всему, Храм строился как главный христианский и просветительский центр Зругского ущелья. По традиции вокруг всего сооружения совершались погребения, этому свидетельствуют найденные могильные кресты. В более позднее время, как и в большинстве подобных памятников Северного Кавказа, в почитании Зругского храма стали преобладать местные полуязыческие культы, вход внутрь постройки был строго запрещен и все ритуалы устраивались снаружи. К этому периоду относятся найденные археологами многочисленные вотивные предметы (бубенчики, бляшки, бусы, свинцовые пули, наконечники стрел и т. д.), а также черепа жертвенных животных, сложенные на ограде храма. О христианском этапе напоминает лишь название «Майрам», видимо отражающее первоначальное посвящение храма Богородице.
На сегодняшний день от храма осталось две стены, южная и восточная (алтарная). На протяжении нескольких лет проводятся реставрационные работы, но никаких результатов это не принесло. Не прекращаются попытки спасти уникальный памятник архитектуры начала XI века и сегодня. Из-за острых трудностей с финансированием ситуация с храмом зашла в тупик, необходимо провести реставрационные работы – иначе, мы все-таки потеряем храм. Погодные условия наносят сильный ущерб храму. И потому сейчас крайне необходимо создать на федеральном уровне комиссию из высококвалифицированных специалистов-реставраторов, которая, побывав в нашей республике, вынесла бы свое авторитетное заключение о состоянии уникального памятника, на основании которого можно было бы принять ответственное решение о его дальнейшей судьбе. То есть, проще говоря, определиться, спасаем мы все-таки храм – или нет, и какой конкретно комплекс мер нужен, чтобы его спасти.
Первая задача которая стоит перед нами, восстановить размытую часть холма и защитить его от «подтачивания» водами своенравного Зругдона бетонной подпорной стеной. Без проведения этих работ, все сделанное в Зруге попросту окажется бесполезной тратой средств, сил и энтузиазма — реальная угроза обрушения уникальной «жемчужины» аланского зодчества по-прежнему будет сохраняться… Но проблема оказалась в том, что проект этот — далеко не из самых дешевых. А кроме того, «на повестке дня» стоит так же и другой вопрос —восстанавливать и бережно реставрировать храм — или просто подвергнуть консервации? Но и в случае консервации мы не сможем сохранить основание храма. И тут тоже должны сказать свое слово в защиту либо одного, либо другого из этих двух вариантов ведущие российские мастера. Напомним, что противоаварийные работы в Зруге стартовали еще в начале 2007 года при поддержке Правительства Северной Осетии и при участии внебюджетных финансовых источников. Составлен был их комплексный план под руководством Ивана Стрельбицкого – Московского инженера-реставратора высшей категории, давнего и хорошего друга нашей республики. К финансированию этого проекта, подключилась также федеральная целевая программа «Культура России» – так как Зругский храм принадлежит к числу уникальнейших, бесценных памятников истории и культуры федерального значения. В 2008 был разработан проект восстановления геометрии самого этого холма. А также – проведения берегоукрепительных работ в русле реки Зругдона, воды которого медленно, но неуклонно «подгрызают» холм. Но как мы уже говорили –проект этот, если прямо называть вещи своими именами, очень дорогой. Сметная стоимость работ, о которых идет речь, – около 30 миллионов рублей. И примерно 18 миллионов нужно затратить на их начальный этап… Так и получилось, что после знакового «рывка», совершенного строителями и реставраторами в Зруге в 2007–2008 годах, на этом объекте воцарилось затишье…..
В Москве соглашаются: да, Зругский храм – уникальный историко-культурный памятник федерального значения, но сдвинуть эту проблему с мертвой точки тоже не в силах: «Вот когда гидротехнические работы в Зруге будут завершены, тогда пожалуйста – федеральный бюджет с удовольствием поможет Северной Осетии в следующих этапах реставрации храма»… А у республики, учитывая сегодняшнюю сложную финансовую ситуацию, таких средств нет.
Зругский храм — это бесценный «самоцвет» в «диадеме» культурного наследия Осетии. И не только Осетии, но и всей России… Позволить себе расточительную роскошь дать ему погибнуть — значит, сделать размашистый шаг по скользкой тропе исторического и духовного беспамятства, ведущей в никуда. И очень хочется надеяться и верить, что проблемы связанные со спасением этой древней святыни, именем которой в Осетии веками клялось, как одной из самых чистых и нерушимых клятв, не одно поколение, все-таки удастся решить. Это — попросту наш нравственный долг. Перед предками, возводившими тысячу лет назад стены храма — и перед нашими потомками…
И каждый житель Осетии должен принять участие в сохранении этого уникального памятника.
В свою очередь хочу предложить свое решение проблемы, которая может не решит всей проблемы, но может положительно повлиять не только на Зругский храм, но и на остальные архитектурные комплексы Осетии. Можно организовать платные поездки: как туристические, так и паломнические. План который я просчитал состоит из следующих мест назначения. Если начать поездку с Алагира, мы посетим Свято-Вознесенский кафедральный собор XIX в. с уникальными фресками Коста Хетагурова. Далее можно отправиться в Богоявленский Аланский женский монастырь. На территории можно посетить храм, трапезную, источник Святителя Николая и озеро, где принимали таинство крещения более 8000человек. Далее поехав по живописной горной дороге можно остановиться у Нузальской часовни. Постройка храма датируется XII-XIVвв. После часовни следующая точка приезда Храм Казанской Божией матери в Зарамаге. После этого можно направиться в Верхний Мизур и посмотреть один из древнейших храмов Северной Осетии - Храм Архангела Михаила XIV в. Спустившись с горного ущелья едем, сворачиваем с дороги и держим путь в Цейское ущелье, в один из самых почитаемых святынь Северной Осетии - Реком. Далее спустившись на дорогу едем в с. Нар, родину К. Л. Хетагурова, посетить дом-музей, место где провел детство поэт. Так же в Наре под мостом есть небольшая церковь Георгия Победоносца. Здесь же можно отдохнуть, и с новыми силами тронуться к нашей последней точке пребывания - к Жемчужине Зругского ущелья, Храму Успения Пресвятой Богородицы.
Дорога к храму увлекательная и местами ощущаешь что едешь по местам не тронутым цивилизацией. Узкая, каменная, горная дорога уносит от суеты в глубь ущелья, туда, где уже давно не живет человек, но сохранился этот дух, дух предков, ощущение того что много лет назад по той каменистой дороге ходили люди которых уже давно нет. Это десятки и сотни людей, столько же историй, характеров, судеб. Ущелье окутывает тебя со всех сторон, отключается мобильная связь, воздух становится холоднее, чище. Ты дышишь полной грудью и понимаешь что там, в привычном мире ты давно так не дышал. Наконец ты оказываешься там, для чего совершалась это поездка. Горы будто расступаются и ты оказываешься в центре ущелья. На берегу реки, среди гор, почти тысячу лет величественно возвышается храм. К сожалению, приблизившись ближе понимаешь, что это величие вот-вот навсегда рухнет в воду.
Что бы оказаться внутри храма надо пройти по деревянным подмосткам, и оказавшись в центре храма видишь, что большая часть храма уже давно разрушена. Осталась только алтарная часть и немного сохранилась южная стена. Несмотря на то что от былой красоты храма практически ничего не осталось, ее очень интересно рассматривать снаружи и внутри.
И в этот момент может кто-то подумает, зачем восстанавливать храм, который был построен тысячу лет назад? Храм который находится на расстоянии десятка километров, к которому вероятнее всего никто не будет ехать.? Разве он стоит вложенных в него денег???? Стоит. Потому что это наша история, это история о жизни наших предков, это место где старейшины возносили молитву Богу прося о благополучии и процветании ущелья. Место где крестились наши деды и прадеды, где благодарили Бога за урожай и за солнце, где примирялись кровники и выдавали замуж дочерей, где как дочь принимали невесту в надежде скоро услышать в этом доме детский крик, где до сих пор, прислушавшись, у колыбели слышится тихая молитва матери…….
Возможно предложенный вариант это не решение всех проблем, но преимущество этого плана в том, что все больше и больше жителей Осетии и других республик начнут узнавать о таких древнейших сооружениях. И потом, средства собранные от поездок можно распределять на поддержание этих уникальных памятников архитектуры. Спасибо за внимание.