Проектная работа учащихся «Нет поэзии в безмятежной и блаженной жизни! »

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЗАТО ЗНАМЕНСК ГИМНАЗИЯ№ 231



Проектная работа
«Нет поэзии в безмятежной и блаженной жизни! »
(1812 год и новая фаза в развитии русской интеллигенции.)



Выполнили:  Васильева Ирина,
Кочкова Алина,
ученики 9-А класса
МКОУ Гимназии№231 .
Руководители проекта:
учитель русского языка,
литературы и мировой
художественной культуры
Чернышева О.А.
и Есауленко Е.Л.,
учителя истории
и обществознания.


г. Знаменск
2012-2013 год



Содержание
Паспорт проекта.
Откуда произошло название Понятие " интеллигенция ".
Интеллигенция 19 века «опаленная войной».
Денис Давыдов - «поэт – гусар».
Александр Алябьев участник войны 1812 года.
6. «Окурить лиру порохом » Поэты и война.
7.Первая женщина - офицер.
8. Выводы.
9. Приложение №1. Вопросы для викторины « Своя игра».













Паспорт проекта.

ТЕМА: «Нет поэзии в безмятежной и блаженной жизни!».
ТИП ПРОЕКТА: межпредметный, информационный, исследовательский.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: Васильева Ирина,
Кочкова Алина, Большов Андрей и Твердохлеб Дмитрий,
обучающиеся МКОУ Гимназии № 231
РУКОВОДИТЕЛИ: учитель русского языка, литературы и мировой художественной культуры Чернышева О.А. и Есауленко Е.Л., учителя истории и обществознания.
Цели проекта:
Рассмотреть понятие «интеллигенция» в русской культуре 19 века как явление национальное.
Доказать, что патриотизм является неотъемлемой чертой русской интеллигенции.
Проследить, как война 1812 года дала огромный толчок развитию идейной и общественной жизни России

Задачи проекта:
Перед нами стояла задача выяснить уникальность происхождение понятия и явления «интеллигенция».
Изучить биографии деятелей культуры, участников войны 1812 года, в творчестве которых нашли отражение события этой особой вехи в истории русского общества.
Проанализировать результаты опроса среди учащихся 9-11 классов с целью выяснения того, как они понимают слово «интеллигенция».

Гипотеза:
В течение нескольких месяцев мы изучали биографии и творчество великих деятелей культуры 19 века, нравственным мерилом которых явилась война 1812 года, И у нас возникла уверенность в том, что именно интеллигенция «опаленная» этой войной, является образцом для раскрытия сущности этого исконно русского понятия, сформировавшегося в середине этого столетия. Нам захотелось узнать, что же такое русская интеллигенция, какие черты она в себя вбирает и каково ее предназначение?

Актуальность:
На наш взгляд ,обращение к данной теме есть выражение интереса современного российского общества к своим историческим истокам и культурному наследию. В наше время резких экономических и социальных перемен культура стала одной из главнейших потребностей духовной жизни общества. Обращение к национальным культурным корням является не только данью памяти по отношению к великому прошлому, но и дает основание для размышления о настоящем.
Прошедший 2012 год являлся знаменательным для российской культуры.
2012 год объявлен организацией ЮНЕСКО годом российской истории.
200 лет назад началась Отечественная война 1812 года

Практическая направленность:
Расширить кругозор и погрузиться в эпоху, когда русская интеллигенция являлась «держателем» интеллектуальных и нравственных ценностей общества, активной участницей исторического процесса.
Стремиться к духовному обогащению, самовоспитанию, самосовершенствованию, личностному росту, как это было у истинных интеллигентов «бранного времени»1812 года
Самой важной, но в то же время и сложной частью сочинения ЕГЭ по русскому языку и эссе по обществознанию является аргументация собственного мнения по указанной проблеме. В качестве аргументов можно приводить примеры и факты, изложенные в нашем проекте. Это касается в большей степени освещения нравственных проблем текста.
Работа над проектом включала несколько этапов:
I этап. Знакомство учащихся с проектной деятельностью.
II этап. Работа со словарями.
III этап. Сбор информации о деятелях культуры 19 века.
IV этап. Анализ их биографии в свете событий истории России 19 века.
V этап. Оформление информации в виде мультимедийной презентаций.
VI этап Создание интерактивной презентации «Своя игра» в рамках недели истории и литературы в гимназии.
















- Ох уж эти интеллигенты
- А вам понятно, что означает это слово?
- Обычно оно означает
- Оно всегда означает: умный и широко образованный
- А знаете ли вы, что это вообще такое уникальное слово, которое есть только в словарях русского языка. В зарубежных словарях его нет.
- А как тогда называют этих людей, если таковые существуют в странах Западной Европы?
- Там их называют интеллектуалы.
- Либо на самом деле ссылаются на русское толкование, т.е. «интеллигенция».
- Действительно, это слово есть и в английских словарях , и, как я понимаю, во французских, и в немецких, но везде дается именно такое написание и ссылка на русский язык.
-Удивительно! А наши русские люди очень часто допускают в написании этого слова ошибки и порой даже не ведают, что за этим понятием стоит.
 
Добрый день, дорогие друзья!
Для того чтобы перейти к теме нашего проекта, нам сначала хотелось бы озвучить результаты анкетирования, которое мы провели среди учащихся 9-11 классов нашей гимназии.
Им были предложены открытые вопросы:
- ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ СЛОВО 'ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ'?

Термин 'интеллигенция' хорошо знаком нашим ребятам : 85% респондентов знают или хотя бы слышали это слово.
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ СЛОВО 'ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ', ЧТО ОНО ОЗНАЧАЕТ?
Подавляющее большинство опрошенных смогли дать определение данному понятию или изложить свои представления об интеллигенции. Половина ответивших (72%) следует в определении понятия 'интеллигенция' западной традиции, то есть считает, что интеллигенты - это интеллектуалы, образованные и эрудированные люди ('высокообразованные люди'; 'высокоинтеллектуальные люди'; 'группа людей, имеющая высокий интеллект'; 'население с высшим образованием').
Часть респондентов (10%) перечислили профессии, носителей которых они причисляют к интеллигенции. В основном называли врачей, учителей, писателей, музыкантов, ученых ('это работники науки и культуры'; 'начальство, директора школ'; 'врачи и учителя'; 'профессора, ученые').
Также участники опроса отмечали, что интеллигенция составляет 'привилегированный класс общества' (6%), имеет 'хороший доход' (3%) и проживает в основном в городах (1%)
И только малая доля опрошенных (8%) упоминает в этой связи моральный аспект, что характерно уже для русской традиции трактовки понятия 'интеллигенция'.

Результаты анкетирования убедили нас, что наш проект на тему: «Нет поэзии в безмятежной и блаженной жизни! » (1812 год и новая фаза в развитии русской интеллигенции) имеет актуальное звучание и практическую направленность.


Ход работы:
Начиная данное исследование, необходимо обратиться к терминологии, а точнее – к главному понятию, не уяснив которое, трудно будет разобраться в главной проблеме. Итак, обратимся к истории термина "интеллигенция".
(От лат. intelligentia - понимание, познавательная сила, знание, от intelligens умный, понимающий, знающий, мыслящий), общественный слой людей, профессионально занимающийся умственным, преимущественно сложным творческим трудом, развитием и распространением культуры. Термин «интеллигенция» был введен в обиход русским писателем П.Д. Боборыкиным (1860-е) и из русского перешел в другие языки. 
Интеллигенция - сложное, многогранное и противоречивое явление российского народа и его культуры. Расцветом для этого исконно русского явления и новой фазой в его развитии стал 1812 год.
В рамках своего проекта мы хотим познакомить вас с людьми, которые внесли огромный вклад в развитие как русской, так и мировой культуры в целом. Ставшие впоследствии известными поэтами, художниками, композиторами, изначально они выбирали своей профессией военную карьеру. В большинстве своем офицеры, они участвовали в войне 1812 года против Наполеона и своим патриотизмом, основанном на вере в свой народ и беззаветной, неисчерпаемой любви к Родине, составили пласт русской интеллигенции.
1812 год – особая веха в истории нашей родины. Борьба с наполеоновским нашествием подняла все слои русского общества, ускорила его духовное развитие, способствовала подъему национального самосознания и национальной культуры. По словам В.Г.Белинского, «1812 год по своим последствиям был величайшим событием после царствования Петра Великого». Мощный взлёт народного духа во время Отечественной войны против Наполеона оказал огромное влияние на развитие русской культуры. Рост национальной гордости и самосознания русского общества в те годы выразился в обострении интереса литераторов, художников, музыкантов к героическим страницам русской истории.
Именно к армии восходили первоисточники всех важнейших представлений о военном положении страны, о ходе боевых действий и их результатах. Наконец, в армии был сосредоточен цвет дворянской интеллигенции. По выражению одного современника, наша культура, в частности литература была « одета в гвардейские мундиры и дипломатические фраки». Значительная часть «пишущей братии» служила либо в армии, либо на государственной службе, занимая нередко высокие посты. Многие писатели стали непосредственными участниками военных событий.
«Гусару не возбраняется становиться поэтом» - вполне мог бы сказать о себе легендарный Денис Давыдов. Вот уж кого судьба с блеском вела и по войне, и по поэзии! Да так, что другие поэтические имена словно сотрутся из нашего восприятия войны 1812 года. Хотя вряд ли кто навскидку вспомнит из Давыдова хотя бы пару строк. Еще при жизни имя Дениса Давыдова стало легендой, как русской армии, так и русской поэзии. В молодости наряду с «гусарскими проделками» он увлекся литературным творчеством. Его стихи быстро получили признание, они звучали и в великосветских гостиных, и на приятельских пирушках. В годы отечественной войны 1812 года он прославился своими дерзкими рейдами в тыл французской армии и славными делами руководимых им партизанских отрядов. Незадолго до смерти Денис Давыдов напишет воспоминания – от третьего лица, в духе традиций екатерининской эпохи. «Давыдов не искал авторского имени, и как приобрел оное - сам того не знает. Большая часть стихов его пахнет биваком. Они были писаны на привалах, на дневках, между двух дежурств, между двух сражений, между двух войн; это пробные почерки пера, чинимого для писания рапортов начальникам, приказаний подкомандующим. Стихи - день их был век их».
«Поэт - гусар» превратился в национального героя, портрет которого по нынешний день занимает почетное место в галерее Эрмитажа.
Однополчанином Дениса Давыдова по заграничному походу 1813 года был 25-летний казачий офицер Александр Алябьев. Дружба двух боевых соратников - поэта и композитора, увековечена в романсах 30-х годов. На долю композитора выпала сложная судьба. Он получил прекрасное домашнее образование, в Петербурге начал серьезно заниматься музыкой. За боевые заслуги в годы Отечественной войны Алябьев был награжден орденами и медалями. Казалось бы, все обещало блестящую карьеру, но судьба распорядилась иначе. В 1825 году его обвинили в убийстве, и без каких - либо убедительных доказательств сослали в Сибирь, лишив при этом «знаков отличия, чинов и дворянства». Через 15 лет Алябьеву вновь разрешают поселиться в Москве, но под присмотром полиции и с тем, чтобы он не показывался публике. Бывший блестящий офицер, известный композитор вынужден был вести замкнутый образ жизни. Такая трудная судьба мало отразилась на романсовом творчестве композитора. Именно в этом жанре он оставил истинные шедевры. Миллионам любителей музыкального искусства Алябьев известен, прежде всего, как автор знаменитого «Соловья».

Не менее интересным человеком был и Федор Глинка. Будучи кадровым военным, гвардейским подполковником, он много времени уделял литературным и общественным делам. Огромный успех имели его письма с театра военных действий 1812 года. «Сочинитель истории 1812 года должен быть воин, самовидец» , напишет Федор Глинка.
В 1812 году ушли на фронт не только кадровые военные, но и штатские литераторы. Поэт К.Батюшков был зачислен в армию и стал адъютантом генерала Н.Раевского. Батюшков не был на войне новичком. Его вообще не покидало ощущение, что он «разменял» судьбу поэта на пыль военных странствий. «Какую жизнь я вел для стихов! – писал он в сердцах Жуковскому. - Три войны, все на коне и в мире на большой дороге»
 
Молодой Батюшков не усидел на месте еще в 1807 году – записался в Петербургский милиционный батальон, прообраз народного ополчения, занял у кого-то тысячу рублей и, в тайне от родных, отправился в Прусский поход. Его первое боевое крещение состоится в Гейльсбергском сражении, когда поэта «вынесли полумертвого из груды убитых и раненых товарищей». Как пишет биограф, пуля пробила Батюшкову ляжку и, вероятно, повредила спинной мозг. «Потом в жизни Батюшкова будут еще и войны, и сражения, но ни разу не будет он в них ни ранен, ни контужен, даже царапины не получит». Правда, его рана стала причиной для насмешек, если даже Вяземский «сердито шутил» в его адрес, подписывая послание: «раненному в ж герою Батюшкову»
 
Потом в жизни поэта будет шведская кампания 1809 года, весьма успешная для русских войск – раз удалось присоединить к империи всю Финляндию.
 
А вот Бородинской битвы в его судьбе не будет. Его отечественная война пройдет уже за пределами отечества – рука об руку с героем Бородино генералом Николаем Николаевичем Раевским. Батюшков будет участвовать в сражении под Кульмом и знаменитой «битве народов» под Лейпцигом. Кстати, здесь поэт-адъютант тоже поможет своему раненому генералу и прикроет его при выходе из боя. А в записках-воспоминаниях оставит слова Раевского: «Ничего, ничего Чего бояться, господин Поэт?..» За Лейпциг Батюшков получит лишь Анненский крест, хотя Раевский представлял поэта к Владимиру за битву под Теплицем, к Георгию – за Париж. Увы, эти представления затеряются в многочисленных штабных инстанциях. Он с гордостью запишет: «Эти слова: мы во Франции – возбуждают в моей голове тысячу мыслей, которых результат есть тот, что я горжусь моей родиной в земле ее безрассудных врагов». Батюшков не простит французам ни ужасов развязанной войны, ни пожара Москвы


Однополченцем стал и молодой поэт В.А. Жуковский - родоначальник русского романтизма. Белинский справедливо заметил, что «без Жуковского не было бы и Пушкина». Друзья, прощанью кубок сей!
И смело в бой кровавый
Под вихорь стрел, на ряд мечей,
За смертью иль за славой...
Меланхоличный, спокойный, размеренный, всю жизнь избегавший каких-либо авантюр, Жуковский по складу характера меньше всего подходил для войны. Поэтому князь Вяземский, его взбалмошный друг, искренне удивился, даже несмотря на общий патриотический порыв, что Жуковский неожиданно для себя и для всех решил вступить в народное ополчение.

В бодром письме к Вяземскому с этой новостью Жуковский, сам того не замечая, выведет классический ответ на вопрос: зачем поэт идет на войну? – «Хочу окурить свою лиру порохом». В дни суровых испытаний – а это ни для кого не казалось аллегорией – лира просто обязана быть в меховом кивере с крестом, сером полукафтанье, с саблей и пистолетом. Кстати, сабля казалась Жуковскому лишней – то же, что «кочергой махать», как он сам скажет. Можно сказать, что Жуковский на войне ничем не отличился, да и вообще воин из него не вышел бы. И все же его участие в Бородинской битве необходимо – поэт должен быть там, где сплетены нервы эпохи, где решаются судьбы мира, где все равны перед Богом и пулей
Вяземский Пётр Андреевич – известный в своё время поэт и критик. Друг Пушкина. Холодный здравый рассудок, в отличие от нынешних военкомовских «мыслеобразов», никогда бы не записал Петра Вяземского в военное сословие (да и поэт о карьере военного никогда не думал). Огнестрельное оружие и Вяземский – вещи несовместимые: его и рапира-то едва слушалась, и лошади, верно, старались избежать такого неловкого седока. О первом «армейском поручении» князь и сам рассказывал позднее – его послали за пряниками, но он счел это за шутку.
 
Но Московское ополчение – при всем своем «нестроевом характере» - далеко не шутка: в российской истории за народным ополчением очень прочно закрепилась героическая слава. Накануне Бородинской битвы Вяземский испытал все те же знакомые чувства – не дай бог война без меня кончится! «Все были уже на конях, - вспоминал Петр Андреевич. - Но, на беду мою, верховая лошадь моя, которую отправил я из Москвы, не дошла еще до меня. Все отправились к назначенным местам. Я остался один. Минута была ужасная. Меня обдало холодом и унынием. Мне живо представились вся несообразность, вся комическо-трагическая неловкость моего положения. Приехать в армию, как нарочно, ко дню сражения, и в нем не участвовать! Мысль об ожидавших меня насмешках, подозрениях, толках меня, преследовала и удручала. Мне тогда казалось, что если до венца сражения не добуду себе лошади, то непременно застрелюсь»
 
К счастью – а именно так Вяземский и определяет – один из адъютантов Милорадовича одолжил ему свою запасную лошадь. Дальше будет то, что уже хорошо известно. На поле битвы Вяземский оказался в составе дивизии генерал-майора А.Н. Бахметева. Когда дивизия перестраивалась в каре к атаке, генерал с князем оказались под вражеским огнем. Одно ядро накрыло Бахметева и раздробило ему ногу. Как только Вяземский соскочил с лошади помочь генералу, очередное ядро разорвало несчастное животное почти на части. Поэт с помощью двух или трех солдат вынес генерала из сражения на своем плаще
 
«Вот и вся моя Илиада!» - завершит Вяземский свои воспоминания. Потомки и биографы определят точнее: «Он был при Бородине и пулям не кланялся». Хотя «Одно, другое, третье ядро пролетало над ним, ударялось впереди, с боков, сзади. Он сбежал вниз. «Куда я?» - вдруг вспомнил он, уже подбегая к зеленым ящикам. Он остановился в нерешительности, идти ему назад или вперед. Вдруг страшный толчок откинул его назад, на землю. В то же мгновенье блеск большого огня осветил его, и в то же мгновенье раздался оглушающий, зазвеневший в ушах гром, треск и свист Он, не помня себя от страха, вскочил и побежал назад на батарею, как на единственное убежище от всех ужасов, окружавших его»

Это – тоже Вяземский, но уже глазами Льва Толстого, который взял поэта за прототип Пьера Безухова, нелепо метавшегося по Бородинскому полю и не понимавшему, что вокруг него происходит. Взял по той же тривиальной причине – близорукости – и возвел ее в «ранг» растерянности.

Все могло быть. Первый вариант романа Толстого вышел в свет, когда П.А. Вяземский был еще жив. Собственно, эта книга и стала поводом для воспоминаний. Князь не стал распространяться, похож он на Безухова или нет. Но эффект близорукости на поле боя описал: «Худо видел я, что было пред глазами моими. Во время сражения я был, как в темном, или, пожалуй, воспламененном лесу. И я мог бы спрашивать в сражении: «А это мы бьем или нас бьют?»

Но в остальном он даст Толстому отповедь – назовет его взгляды насчет войны 1812 года «школой отрицания и унижения истории» и посоветует автору «быть осмотрительнее» в исторических живописаниях. Мол, с «историей надлежит обращаться добросовестно, почтительно и с любовью»
Из русских писателей наиболее болезненно пережил этот короткий «срез времени» и свою «полупринадлежность к войне» Грибоедов.

Ему – чуть больше двадцати: самое время окунуться в хаос войны, промчаться по ней, вырвавшись из университетских будней и многочисленной маменькиной родни. Не смущала и близорукость, чтобы подать прошение в действующую армию. Об авторе знаменитой комедии «Горе от ума» Александре Сергеевиче Грибоедове Пушкин говорил как об одном из « самых умных людей в России». Принадлежа к старинному дворянскому роду, Грибоедов получил прекрасное домашнее воспитание. Во время Отечественной войны 1812 года Грибоедов добровольцем ушел на фронт в действующую армию. Однажды, уже под Москвой, солдат оставили ночевать под открытым небом. Костры развести не удалось, ужинали раскисшими сухарями и холодной бараниной. А наутро Грибоедова стала бить лихорадка, и вскоре впавшего в беспамятство Александра сдали на руки приехавшей за ним матери.
Болел он долго, встал с кровати лишь через месяц. Война тем временем перебиралась обратно, на запад, и у Грибоедова «на душе кошки скребли» - война проходит, а он так и не был ни в одной переделке. Наконец, осенью 1813 года, Грибоедов прибыл в Брест-Литовск в распоряжение командира резервного полка. Ничего хуже для Грибоедова придумать было нельзя - молодость требовала отваги, геройства, подвига, а вместо этого предписывалось сидеть в резерве. Потом «злые языки» в светских пересудах будут называть его «воякой, не убившим ни одного француза»
Первой женщиной-офицером в истории России стала Надежда Андреевна Дурова, которая служила под именем Александра Андреевича Александрова в регулярной русской армии. С 1806, выдав себя за мужчину, вступила в кавалерийский полк, участвовала в войнах с Францией в 1807 и 1812-14, ординарец М. И. Кутузова. Участница Бородинского сражения. В 1816 вышла в отставку в звании штаб-ротмистра. Впоследствии занялась писательским трудом, в основном мемуарным. Самым значительным своим произведением, описывающим грозное время Отечественной войны 1812 года являются автобиографические «Записки кавалерист-девицы» (1836-39), которые высоко оценили А. С. Пушкин и В. Г. Белинский.
Благодаря патриотическому подъему, вызванному войной 1812 года, идея самоотверженного служения Родине была воплощена и в творчестве художников.


Автор картин «Сватовство майора», «Свежий кавалер», «Вдовушка», Павел Андреевич Федотов закончил Московский кадетский корпус, по окончании которого стал офицером. С полком он переехал в Петербург, где давно появившаяся страсть к рисованию стала развиваться особенно интенсивно. Со временем совмещать живопись и службу становилось все труднее, и Федотов принял решение оставить военную карьеру. «Обрекая себя на беспрерывный труд, не зная отдыха, постоянно нуждаясь, он шел от одного рубежа к другому, отдавая искусству все - покой, достаток, личное счастье».
Художник-баталист, автор полотен «Апофеоз войны», «Атака», Василий Верещагин, вопреки желанию семьи, традиционно готовившей сына к военно-морской службе, выбрал путь художника. Но все ужасы войны он познал на собственном опыте. Весьма важно то, что в лице этого живописца тема Двенадцатого года получила всемирное признание. Около семнадцати лет отдал Верещагин работе над этой темой. Одновременно с картинами он писал и книгу о тех событиях. 
В завершении работы мы пришли к выводу, что события Отечественной войны 1812 года оказали стимулирующее воздействие на развитие русской художественной культуры. Это  время особенно отмечено рождением ярких имен в области искусства. Все они в полной мере отвечают главным составляющим понятия «русская интеллигенция»: «держатели» интеллектуальных и нравственных ценностей общества и активные участники исторического процесса своей страны.
Сейчас возрождения именно той интеллигенции не происходит. Нельзя повторить те особенные исторические условия, когда «Россия вступила в новую фазу, ее подлинную историю открыл собою лишь 1812 год» (А.И. Герцен)






Источники информации:

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
«России верные сыны» в 2 т./ Сост. Л.Емельянова, Т.Орнатской. Л., 1988.
«Русские писатели». Библиографический словарь. – М.: Просвещение
Аношкина В.Н., Петрова С.М. История русской литературы. – М.: Просвещение, 1989.
Архипов В. Поэзия подвига. М.: Правда, 1969.
Балязин В. Расцвет Российской империи. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009.
Кузьмин А.И. Героическая тема в русской литературе. – М.: Просвещение, 1974.
Русская энциклопедия. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]











Приложение № 1

Вопросы к викторине «Своя игра».
Петер Гесс- баварский художник запечатлел много военных сцен, создал ряд жанровых сцен из военной жизни- «Сражение при Валутиной горе», «Сражение при Бородино», «Бой под Малоярославцем», «Переправа через реку Березину» , «Донские казаки с пленными французскими крестьянами», «Переход киргизов и казаков через Рейн», «Грабящие казаки», и др. Какие события нашей истории запечатлены на полотнах этого художника?
Художник называл себя не баталистом, а художником военных сцен. Действительно, в его искусстве картины сражений очень редки. Художника волновали не кровавые зрелища, не эффектные картины сражений, а великое геройство и великое страдание народа. В своих произведениях он рассказывал зрителю о войне как о величайшем зле, как об огромной человеческой драме. О каком живописце идет речь?
«Это – положительно русская «Илиада», обнимающая громадную эпоху, громадное событие – и представляющая историческую галерею великих лиц, списанных с натуры – живою кистью – великим мастером» ( И.А.Гончаров). О каком произведении идет речь и кто его автор?
Кто из писателей и поэтов участвовал в Отечественной войне 1812 года и оставил об этом литературные произведения (стихи, поэмы, рассказы, романы, мемуары, записки и т.п.)?
«Москва как много в этом звуке Для сердца русского слилось!.. Как много в нем отозвалось!» - Кто автор этих поэтических строк? Как называется стихотворение?
О каком заслуженном полководце 1812 года идет речь в стихотворении А.С. Пушкина «Полководец»?
Назовите 4 басни И. А. Крылова, посвященных Отечественной войне 1812 года, о каких событиях в них повествуется?
Кому посвящено стихотворение М. Цветаевой «Генералам Двенадцатого года»? Какова история создания этого стихотворения? В каком кинофильме звучал романс на стихи М.Цветаевой?
Кому посвящено стихотворение М. Цветаевой «Генералам Двенадцатого года»? Какова история создания этого стихотворения? В каком кинофильме звучал романс на стихи М.Цветаевой?
Назовите поэтов - cовременников Дениса Васильевича Давыдова, оставивших о доблестном герое поэтические строки? Приведите примеры наиболее понравившихся Вам.
Назовите поэтов - cовременников Дениса Васильевича Давыдова, оставивших о доблестном герое поэтические строки? Приведите примеры наиболее понравившихся Вам.
: «...старцем в стан врагов
Идет во мраке ночи;
Как тень, прокрался вкруг шатров.
Все зрели быстры очи
И стан еще в глубоком сне,
День светлый не проглянул
А он уж, витязь, на коне,
Уже с дружиной грянул!»
Писал о нем В. А. Жуковский
Его образ послужил прототипом персонажа Федора Долохова в романе Л.Н. Толстого Война и Мир.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




Рисунок 11Єђ Заголовок 515