Тема воспитательного часа Верный друг
Открытый воспитательный час
Тема: Верный друг
Цели: Познакомить учащихся с историей собаки, с породами собак, наукой- кинологией, ролью собак в жизни человека; воспитывать чуткость, любовь к животным, желание оказать помощь обездоленным собакам, развивать любознательность, внимательность.
Оборудование: выставка детских игрушек- собачек, таблицы « Породы собак», рисунки детей, мини сочинения детей о собаках.
Вид: ДОГ-ШОУ
Породы собак Собака друг человека
Жить на свете Без тебя
Очень туго И твой щенок
Без подруги Нестерпимо
Или друга Одинок. Породы собак
Ход воспитательного часа
I. Организационный момент
- Добрый день дорогие гости! Здравствуйте, ребята. Мы собрались на очередной праздник-День земли.
- Послушайте стихотворение.
Едва мы чуть-чуть обогнали мартышку,
К высотам прогресса направив шаги,-
За нами сейчас же погнались вприпрыжку
Мордочка, хвост и четыре ноги.
Порою с пути нам случаются сбиться
(Кругом темнота и невидно не зги),
Но нам дадут насовсем заблудиться-
Мордочка, хвост и четыре ноги
Пусть в чаще свирепые хищники воют-
Тебе не страшны никакие враги.
-Не бойся, мы рядом! –тебя успокоят
Мордочка, хвост и четыре ноги.
А если порою тоска тебя гложет
(Бывает такая тоска-хоть беги!),
Поверь, что никто тебе так не поможет,
Как мордочка, хвост и четыре ноги.
Маленечко мяса, маленечко каши…
(Короче, влезать не придется в долги!)
Матрасик в углу… И вот они-наши:
Мордочка, хвост и четыре ноги.
-Догадались, о ком идет речь?
Тема нашего воспитательного часа – «Верный друг». Прочитайте слова, записанные на доске : «Собака – друг человека». Эти слова будут девизом нашего занятия.
II. Из истории.«Что мы знаем о собаке»
- Давным –давно, 40 миллионов лет назад, появились предки хищных животных миадисы. Прошло немало времени, прежде чем появилась собака. Но какая? Волк,динго, дикая собака и шакал до сих пор не знают, кто из них был пра-пра-пра- прадедом современной собаки.
В те давние времена, когда охота была главным занятием, человек позавидовал быстроте и чутью собаки, а собака – уму и силе человека. С этого и началось. Собака пришла в пещеру человека и стала охотиться вместе с ним.
Собака быстро завоевала положение в обществе. Она помогала добывать пищу пещерным людям, вступала в битвы вместе свойнами, охраняла замки ,принемала участие в пышных царских охотах, пасла стада, приспособилась к условиям жизни в городе.
-Сколько же у собаки профессий? ( Собака и сторож,и геолог, и аквалангист, и санитар, и альпенист, и сапер, и космонавт. Была даже собака – трубочист по кличке Джези. Она жила в Австралии, аккуратно чистила подземные городские трубы и получала зарплату.
Я хочу пригласить в студию следующих учеников.(Темирлан, Альбина, Асылжан)
- Собака- верный друг и помощник человека с давних времен. Она первой пришла к нему из лесной чащи и приняла его покровительство. Это было очень-очень давно. Первобытный человек постоянно боялся за свою жизнь. Он прислушивался к каждому шороху, к незнакомому звуку: не подкрадывается ли враг? А собака слышит то, чего не слышит человек, чувствует запахи, которые не доступны человеческому обаянию. Особенно она чутка ночью: ведь в прошлом собака была ночным хищником.
- Понадобились тысячелетия, прежде чем хищник забыл прежние привычки и стал настоящим другом человека. Постепенно человек приручил собаку, хозяину она помогла защищаться. А когда человек занялся скотоводством, собака стала охранять скот. Повсюду, где живут люди, рядом с ними встречают собак.
- Если вы хотите иметь хорошую собаку, верного друга и защитника, приобретите щенка, сами его вырастите и воспитайте.
А как это сделать лучше, мы узнаем от ребят. Несколько учеников читают стихотворение Агнии Барто «Уехали».
Щенка кормили молоком,
Чтоб он здоровым рос,
Вставали ночью и тайком
К нему бежали босиком
Ему пощупать нос.
Учили мальчики щенка,
Возились с ним в саду,
И он, расстроенный слегка,
Шагал на поводу.
Он на чужих ворчать привык,
Совсем как взрослый пес.
И вдруг приехал грузовик
И всех ребят увез.
Он ждал, когда начнут игру,
Когда зажгут костер…
Привык он к яркому костру,
К тому, что рано поутру
Труба зовет на сбор,
И лаял он до хрипоты
На темные кусты
Он был один в саду пустом,
Он на террасе лег,
Он целый день лежал пластом,
Он не хотел махать хвостом,
Он даже есть не мог.
Ребята вспомнили нем,
Вернулись с полпути,
Они войти хотели в дом,
Но он не дал войти-
Он им навстречу, и на крыльцо…
Он всех подряд лизал в лицо.
Его ласкали малыши,
И лаял он от своей души.
Вывод: Щенок или котенок не игрушка, а живые существа. Они требуют постоянной заботы и ласки.
А вот что случилось с маленьким щенком. Чтение стихотворении С. Михалкова
Я сегодня сбилась с ног,
У меня пропал щенок.
Два часа его звала ,
Два часа его ждала,
За уроки не садилась
И обедать не могла.
В это утро очень рано
Соскочил щенок с дивана
Стал по комнате ходить,
Прыгать, лаять,всех будить.
Может быть,его украли,
На веревке увели,
Новым именем назвали,
Дом стеречь заставили?
Может, ое в лесу дремучем
Под кустом сидит колючим,
Заблудился, ищет дом,
Мокнет бедный по дождем?
Вывод: постарайтесь никогда не забывать слова писателя Антуана Сент –Экзюпери: «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил».
- Человек всегда старался вырастить таких собак, которые соответствовали бы его вкусам и нуждам, поэтому сегодня мы можем видеть породы собак любого размера, формата и окраски.
III. Рассказы детей о породах собак. Приглашаю в студию следующих гостей Дильназ, Алмаз, Смагул, Ерсултан ,Аина.
Все породы собак делятся на три основные группы: служебные, охотничьи и комнатно – декоративные. К служебным собакам относятся – овчарки, лайки, боксеры,дог,пули,пуми, колли и др.Охотничьи собаки – это русская гончая, русская псовая борзая,сеттер,спаниель, пойнтер и др. ,а к комнатно – декоративные – пудель, сенбернар, болонка, тойтерьер идр.
Велика роль упряжных, или, как их называют, ездовых собак. Восемь-десять собак,запря-Женные в легкие нарты, за сутки покрывают расстояние до 150 км,перевозя 1,5 тонн груза.
Кто не знает пограничных собак? Днем и ночью помогают они охранять священные рубежи нашей Родины. По поведению собак пограничники своевременно узнают о приближении лазутчиков. Бесстрашные и смелые овчарки преследуют нарушителей границы.
Человеку, потерявшему зрение, собака как бы заменяет глаза: приводит на работу и домой, оберегает его в пути.
В освоении космического пространства собаки также сыграли большую роль. Прежде чем человек проник в космос, на разведку к звездам поднялась собака Лайка .
Приглашаю следующих гостей (Карина, Алмаз, Есбол,Ерсултан, Усербек )
Русская псовая борзая- охотничья собака, используется для охоты на зайцев,лисиц,волков.
Русская борзая обычно бывает уравновешанной ,неагрессивной,мало лает,она послушна
Доберман – пинчер –сторожевая собака, отличается преданностью, бесстрашием, злобностью и редким чутьем.
Восточно –европейская собака –собака умная, смышленная, обладает острым чутьем, легко дрессируется ,но для этого у нее должен быть один хозяин.
Шотландская овчарка- колли – пастушья собака .Колли можно доверить пасти овец и оленей .Колли чуткие и даже нервные собаки , отличные товарищи ,привязанные к своим хозяинам.
Самой известной породой спасательных собак является – сенбернар. Его использовали для поиска и спасения заблудившихся и замерзающихпутников в горах.
«Трезор» (Смагул и Дильназ)
На дверях висел замок
Взаперти сидел щенок;
Все ушли и одног в доме заперли его.
Мы оставили Тезора без присмотра без надзора,
и поэтому щенок перепортил на кухне платье
зайцу вырвал клок , в коридор из-за кровати
наши туфли уволок, под кровать загнал кота ,
кот остался без хвоста.
Вывод: Часто берут собак ,но забывают о них. И вот что происходит.
Бедная собака- бросили ее
Старая собака –где ее жилье?
Злой хозяин – злющий.
Выгнал за порог!
Перед нею, бедной,
Нет уже дорог.
Бедная собачка- бросили ее,
Поскорее б лето
С солнышком пришло.
IV. Собака облегчает тяжелый труд чабана: пасет овец, охраняет от хищников ,человеку потерявшее зрение,собака как бы заменяет глаза. А еще есть специальная школа ,в которой обучают собак.
«Собачкины огорчения»
В лесочке,над речкой построена дачка.
На дачке живет небольшая собачка;
Собачка довольна И лесом и дачкой,
Но есть огорченье в жизни собачьей,
Во-первых,собачку слегка раздрожает,
Что дачу высокий забор окружает
Ведь, если б не этот противный забор,
То с кошками был бы другой разговор.
Не огорчает, что люди забыли
Придумать собачкам автомобили.
Собачка обиды терпеть не желает:
Она на машины отчаянно лает,
Ей грустно глядеть на цветочные грядки,
Они у хозяев в таком беспорядке!
Однажды собачка их словно вскопала
И ей же ,представте за это попало! Хозяин собачку за стол не сажает-
И это конечно ее обижает. Не так уж приятно приличной собачке
Сидеть на полу ,ожидая подачки! Но дайте собачке кусочек печенья –
И сразу окончатся все огорченья!
V. О науке кинологии
-Существует наука, которая занимается изучением собак. А как ее называют, вы узнаете из стихотворения Тима собакина.
Минералы ищет геолог,
Языки изучает филолог,
Раскопки ведет археолог.
Это понятно, но
Кто же такой кинолог-
Тот, кто смотрит кино?
Я кинологом стать хочу-
Кино- логия мне по плечу!
Но папа сказал: - А ну-ка
Откроем словарь….Итак:
«кинология – это наука, изучающая собак»
А как можно сказать по другому: собаковед
VI. Литературная викторина
Загадки
1.Красивая,добрая собака с длинной шерстью хорошо плавает, ее родина Северный остров.(Колли)
2.Самая распространенная порода служебных собак , обладающая развитым чутьем, отличается злобностью.(Овчарка)
3.Любимая породакомнатных собак, очень подвижная,игривая и умная.(Пудель)
4. Крупная собака с типичными вперед прогнутыми ушами.(Водолаз)
5. Маленькая с удлиненным туловищем собачка,шерстный покров мягкий,шелковистый, курчавый.(Болонка)
6. Собака охотничьей породы, с успехом применяющего для охоты как на крупного,так и на мелкого зверя. (Лайка)
Вопросы о собаке.
1. Гладишь – ласкается, дразнишь- кусается.
2. На цепи сидит , дом сторожит.
3. В дом чужого не пущу, без хозяина грущу.
4.Заворчал живой звонок, лег у двери поперек.
5.С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крыльцом, а хвост колечком.
6. Отчего собака бегает, а не летает? (Крыльев нет)
7. Ворона летит, асобака на хвосте сидит. Может быть такое? (Да, собака на своем хвосте сидит.)
8. Почему собаки бегают? (По земле)
9. Когда собака лает? ( Собака лает в первую очередь в тех случаях, когда она испугана или зла.
VII. Собаки –самые- самые.
- Собака, как известно, друг человека, древний и верный.Может быть,поэтому в известной Книге рекордов Гиннесса,где собраны разнообразные рекорды,не забыты и собаки.
1-й ученик. Крупнейшие породы домашней собаки- английский мастиф и сенбернар: они весят 77-91 кг.
2-й ученик. Самая маленькая собачка- йоркширский терьер. Они достигают размеров 11см 9мм в высоту, а его вес равнялся 481 г.
3-й ученик. Сенбернар Барри – знаменитый спасатель во все времена.За свою 12-летнюю карьеру в шверцарских альпах Барри спас более 40 человек. Среди спасенных им людей был полузамерзший мальчик,лежавщий под снежной лавиной рядом с погибшей матерью. Барри роспласталься на теле мальчика, чтобы согреть его, и лизал ему лицо до тех пор. Пока ребенок не пришел в себя. Затем Барри привел его к ближащему жилью.
VIII. Старинные русские пословицы.
А) Собака- не футбольный мяч, с ней приходится иметь дело и после игры.
Б) Плохо воспитанную и необученную собаку перевоспитать трудно.
В) Собака в доме- это радость.
Г) слепой щенок и тот к матери лезет.
Д) Собака собаку в гости звала. «Нет, нельзя, недосуг». «А что?»- «да завтра хозяин за сеном едет, так надо вперед забегать да лаять».
Е) «собака, что лаешь?»- «Волков пугаю».
«Собака, что хвост поджала?» - «Волков боюсь »
Ж) Собака лает- ветер носит.
Щенок лает- от больших слышит .
З) Как собака на сене : исама не ест, и другим не дает.
И) Видит собака молоко, да в кувшине глубоко.
IX. О бездомных собак
- Собака – друг человека. Как часто сам человек забывает об этом. Сначала приручает, заботится, а потом. Когда животное надоест или заболеет, выбрасывает его на улицу, как надоевшую игрушку.
Бездомный пес, в глазах один вопрос:
«Зачем же я не нужен никому?»
Погладишь пса и отведешь глаза….
А что еще ответствовать ему?
Ничейный пес удержится от слез-
Он понимает правила игры.
Полкан иль Бим, он хочет быть твоим
Не ради миски или конуры.
Ничейный пес меж туфель и колес
Бредет куда- то в изморось и ночь.
Опять ни с чем. Он не поймет, зачем
Зовут , ласкают и уходят прочь.
Вывод: О собаках говорить можно много, постоянно нам надо быть добрыми к меньшим братьям – животным. Любить и не выбрасывать на улицу. Брошенные собаки объединяются в группы и очень опасны, они уходят иногда в степь и могут напасть на человека, животных. А в городах много брошенных собак, кто –то жалеет их, а кто-то проходит мимо. А это живое беззащитное животное становится злым, голодным и опасным. Люди которые берут собак ,кошек в дом ,не должны их выбрасывать, поэтому, ребята, любите животных не бросайте их, будьте добрыми с ними.
X. Песня «Мой щенок» (Серикбаева Асель)
XI. Итог
Хорошо воспитать собаку может только хороший человек.
Человечество по достоинству оценило бескорыстную собачью службу. Во многих странах собакам поставлены памятники .