Конспект занятия по ОЗОМ на тему: Интерактивный рассказ Дюймовочка с использование ТРИЗ
Интеграция областей: Художественная литература, ОЗОМ, Экология.
Задачи: Углубить, систематизировать знания детей о жизни животных и птиц зимой; углубить знания детей о временах года; Развивать творческие способности, через игры ТРИЗ. Закреплять умение составлять цепочку-сказку. Продолжать учить детей составлять загадку с помощью опорной модели.Учить в речи использовать обобщающее понятие, формировать связную речь, развивать фантазию, воображение, логическое мышление, мелкую моторику.Воспитывать у детей заботливое отношение к животным и птицам.Оборудование: системный оператор; мольберт с таблицей (составление загадки); карточки строение цветка, дерева; три дерева (дуб, береза, тополь);
Ободки –насекомые (бабочки, муравьи, жуки); волшебный цветок; карточки сказка в картинках Дюймовочка; карточки птиц, животных.
Биллингвальный компонент: әдемі-красивый, қыс- зима, қарлығаш-ласточка.
Ход занятия:
(В специально подготовленном зале звучит спокойная музыка).
Слышите, сказочная страна ждёт нас.
Мы пройдём в сказочную страну.
Добрая фея здесь побывала
Смотрите, платочек свой потеряла.
Книга волшебная, зря не лежи
Сказку волшебную нам расскажи.
А кто загадку отгадает,
Тот и в сказке побывает.
Загадка:
Родилась в цветке тюльпана.
Из окна украли прямо
и в болото утащили
жабы две -- они там жили.
Лист кувшинки мотыльки
тянут за верёвочку
по течению реки,
чтоб спасти (Дюймовочку).
(Музыка волшебство)
Жила – была женщина. Детей у нее не было, а ей очень хотелось иметь маленького ребеночка. Пошла она за советом к колдунье, и та подарила ей маленькое зернышко. Посадила женщина зернышко в землю, и из него вырос чудесный цветок, в котором сидела маленькая, хорошенькая девочка. Ростом она была не больше дюйма, и поэтому назвали ее Дюймовочкой. Каждый день Дюймовочка любила смотреть из окна на природу.
Музыка Лето
- Ребята, что она там могла видеть?
Дети: слышать пение птиц, видеть как ярко светит солнце, любоваться красивыми птицами, красивыми цветами и деревьями.
- Ребята , скажите в какое время года можно услышать пение птиц? (Летом)
-Назовите название летних месяцев. (Июнь, июль, август)
Игра: лето «Хорошо- плохо». Сначала полными предложениями высказываем, чем лето хорошо, затем чем лето плохо.
Дети летом так много красивых распустившихся деревьев и цветов скажите, какие необходимы условия для роста цветов?
Дети: Земля, вода, свет, солнце.
Дети, а вы знаете названия цветов, которые не нужно садить?
Дети: Да, луговые цветы не нужно садить, они сеются сами, семена разносит ветер (Одуванчик, ...).Коллективное задание.
Дети, разделитесь на две подгруппы, подойдите к мольбертам . Первая подгруппа собирает строении цветка, вторая подгруппа собирает строение дерева.( корень, стебель, листья, цветок; корни, ствол, ветки , крона, листья.)
Слушаем дальше сказку.
Блестящая лакированная скорлупка грецкого ореха была её колыбелькою, голубые фиалки — матрацем, а лепесток розы — одеяльцем; в эту колыбельку мама её укладывали на ночь, а днём Дюймовочка играла на столе.Раз ночью, когда она лежала в своей колыбельке, через разбитое оконное стекло пролезла большущая жаба, мокрая, безобразная! Она вспрыгнула прямо на стол, где спала под розовым лепестком Дюймовочка.
— Вот и жена моему сынку! — сказала жаба, взяла ореховую скорлупу с девочкой и выпрыгнула через окно в сад.
Там протекала большая, широкая река; у самого берега было топко и вязко; здесь-то, в тине, и жила жаба с сыном. У! Какой он был тоже гадкий, противный! Точь-в-точь мамаша.
_ Ребята, скажите жаба в этой сказке положительный или отрицательный герой? А почему?
- Давайте попробуем составить загадку про жабу:
Зелен Елка
Длин.язЗмея
С бород На руке
Зеленая, но не елка;
Длинный язык, но не змея.
С бородавками, но не рука.-Ребята, посмотрите на наше волшебное окно.
-Давайте сейчас с вами составим структуру жабы. Вы будете называть все , что вы знаете о ней , а я буду в наши окошки вешать соответствующие картинки.(внешние признаки, среду обитания, чем питается и т.д.)
болото мошки Длинный язык
Бородавки ЖАБА Темно -зеленая
икринками ТеррариумахЗалегает в спячку
Системный операторВ реке росло множество кувшинок; их широкие зелёные листья плавали по поверхности воды. Самый большой лист был дальше всего от берега; к этому-то листу подплыла жаба и поставила туда ореховую скорлупу с девочкой. – Вот отсюда она не сбежит, а мы пока приберём там, внизу, наше гнёздышко. Вам ведь в нём жить да поживать.
Бедная крошка проснулась рано утром, увидела, куда она попала, и горько заплакала: со всех сторон была вода, и ей никак нельзя было перебраться на сушу!
Дюймовочка осталась одна-одинёшенька на зелёном листе и горько-горько плакала.
- Ребята , вспомните сказку, кто ей пришел на помощь в этот раз?
Дети: маленькие рыбки.
-Как они ей помогли?
Дети: перегрызли тонкие корни листика и он поплыл по течению.
Мимо летел майский жук, увидел девочку, обхватил её за тонкую талию лапкой и унёс на дерево, а зелёный листок поплыл дальше. Он уселся с крошкой на самый большой зелёный лист, покормил её сладким цветочным соком и сказал, что она прелесть какая хорошенькая, хоть и совсем непохожа на майского жука.
Потом к ним пришли с визитом другие насекомые, которые жили на том же дереве.
- Дети скажите, какие насекомые могут жить и питаться листвой деревьев?
Дети: Бабочки, муравьи, жуки.
Игра: «Найди свое дерево»
У вас на столах лежат ободочки возьмите себе по одному оденьте на голову.
Слушаем задание: Пока играет музыка мы все порхаем крыльями ,танцуем. Музыка затихает каждый занимает свое место бабочки летят к клену, муравьи к дубу, жуки к березе. Игра повторяется три раза, при этом деревья меняем местами. Цель: тренировка внимания ребенка.
Музыка для игры
Вернемся к сказке.
Другие насекомые не оценили ее красоты и поэтому целое лето прожила Дюймовочка одна-одинёшенька в лесу. Ела она сладкую цветочную пыльцу, а пила росу, которую каждое утро находила на листочках. Так прошли лето и осень; Однажды утром она проснулась и увидела, что все певуньи птички разлетелись, кусты и цветы увяли, большой лопушиный лист, под которым жила Дюймовочка, пожелтел, весь засох и свернулся в трубочку. Сама крошка мёрзла от холода. Пошёл снег, и каждая снежинка была для неё то же, что для нас целая лопата снега; мы ведь большие, а она была всего-то с дюйм!
Музыка Зима
-Ребята, скажите что случилось, что произошло с природой?
Дети: наступила зима.
-Как вы это поняли? Назовите признаки зимы?
Дети называют признаки зимы.
-Ребята, вспомните, кто дальше ей помог?
Дети: встретила она мышь и стали они жить вместе.
Как –то сидит Дюймовочка в норке, и слышит чей то сильный топот.
-Что она подумала..? Дети: нет, медведь залегает в спячку.
-Как называется жилище медведя?
Дети: Берлога.
-А еще кто не мог топать?
Дети: Ежик
-А кто зимой по лесу может ходить, какие животные?
Дети: Зайцы, волки, лисы.
Как животные защищаются от холодной зимы?
Дети: осенью одевают теплую шубку и т .д.
А как защищаются люди зимой?
Дети: одеваются тепло и т.д.
-Вспомните сказку, что было дальше? Что придумала мышь?
Дети: Мышь хотела отдатьДюймовочку замуж за крота. Сначала он не хотел на ней жениться, говорил что она много кушает, все его запасы скушает.
Потом согласился, что бы Дюймовочка стала его женой.
Вскоре крот прорыл под землёй длинную галерею от своего жилья к дверям полевой мыши и позволил мыши и девочке гулять по жилищу сколько
угодно. Крот просил только не пугаться мёртвой птицы ласточки, которая лежала там. Это была настоящая птица, с перьями, с клювом; она, должно быть, умерла недавно. Девочке стало ужасно жаль её, она очень любила этих милых птичек, которые целое лето так чудесно пели ей песенки. И она склонила голову на грудь птички, но вдруг испугалась — внутри что-то застучало.
-Ребята, скажите почему умерла ласточка?
Дети: ласточка не успела улететь в теплые края, и она замерзла, и её засыпало холодным снегом, ведь она перелетная птица.
Скажите на какие группы делятся птицы?
Дети: перелетные, зимующие. (кочующие)
-Кто мне скажет, что значит кочующие птицы?
Дети: птицы, которые наоборот зимой прилетают к нам.
Игра: «Ты скажи, а я покажу»
Назовите, только перелетных птиц?(ласточка, соловей, сокол, сова)
Назовите зимующих птиц?(синица, голубь, сорока, воробей, дятел)
Назовите кочующих птиц? (снегирь, свиристель)
Вернемся к сказке. Наступила весна Дюймовочка говорит: Ах, как мне не хочется выходить замуж за крота и жить в его темной норе.
Милая Ласточка, унесите меня далеко – далеко.
И принесла ласточка Дюймовочку в сказочную волшебную страну цветов, где жил прекрасный сказочный эльф.
- АХ, какая прекрасная девочка, будьте моей женой.
Д: Я согласна! Вот и нашла Дюймовочка своего прекрасного эльфа и всем стало светло и весело.
Понравилось Дюймовочке и осталась она жить в красивом цветочке.
- Ребята, понравилась вам сказка? А в чем смысл этой сказки? Доброта всегда вознаграждается, а злоба, недовольство - наказываются. Так давайте будем с вами добрее, и будем дарить свою доброту другим людям. И мы непременно за это получим какое-нибудь вознаграждение. На столе лежат смайлики, подойдите и наклейте смайлик , к тому заданию которое больше всего вам понравилось выполнять.
- Ребята, скажите где осталась жить Дюймовочка?
Сюрпризный момент (Большой цветок из 4-х лепестков). Цветок раскрывается, а в нем сидит Дюймовочка .Музыка
ЧМЦ «Добрая сказка»
Конспект открытого занятия по ОЗОМ на тему:
«Интерактивный рассказ Дюймовочка»
Выполнила: Морозова Е.С.
Петропавловск 2016 год