Интегрированное внеклассное мероприятиеКак сладкую песню Отчизны моей люблю я Кавказ
Интегрированное внеклассное мероприятие
(география и литература)
«Как сладкую песню отчизны моей, люблю я Кавказ»
Учитель: Дорогие ребята! Ежегодно в нашей республике проходит фестиваль «Родной язык – душа моя, мой мир» с целью укрепления престижа родных языков и культур народов, проживающих в Кабардино – Балкарии.
Фестиваль направлен на формирование интернационально-патриотических чувств у школьников, на приобщение учащихся к духовной культуре, литературе, искусству, истории. Наше сегодняшнее мероприятие посвящено следующей теме: Природа Кабардино-Балкарии в стихах любимых поэтов. А название у него следующее: «Как сладкую песню отчизны своей, люблю я Кавказ!»
Сегодня мы совершим небольшую экскурсию по родному краю, поговорим о природных богатствах нашей республики, вспомним замечательные стихи, посвященные красотам Кабардино-Балкарии.
Учитель: Читает стихотворение З.Александровой «Родина»
Если скажут слово «Родина»
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка – скромница
И ромашковый бугор….
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок
Или степь от маков красная,
Золота целина …..
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Учитель: Когда человек появляется на свет, родители дают ему имя. С этим именем он неразрывно связан всю жизнь. Точно так же неразрывно связан он и со своей Родиной-местом, где родился и вырос. А наша с вами Родина – это Кабардино – Балкария.
Сегодня мы совершим небольшую экскурсию по нашей республике. Наша задача - вспомнить, чем богата наша республика, поближе познакомиться с природой родного края.
Ученик:
Кабардино-Балкария – это горные цепи,Это пики, взлетевшие до облаков. Кабардино - Балкария – это дивные степи,Это реки, вскипевшие близ берегов!Кабардино-Балкария – это славные люди!Это сила, лежащая в гуще садов.Кабардино-Балкария – это отрадные будни,Это шум небольших, но родных городов! (Песня)
Учитель: Кабардино – Балкария расположена на живописной и богатой земле, начинающейся от высочайшей вершины Кавказа Эльбрусa и кончающейся там, где Терек неторопливо несёт свои воды по равнине. КБР – удивительная республика. Здесь есть всё: и горы с глубокими ущельями, с огромными ледниками, альпийскими лугами, и прекрасные леса, и плодотворные пашни.
Жители с давних времен, соприкасаясь с природой этого края, учатся у неё мудрости, наблюдательности. Учились разумно использовать дары природы, а еще писали прекрасные стихотворения.
Ученик:
Где горы – как витязи в древних доспехах,Где в скалах гремучее прячется эхо, Где ветви кизила под ветром шумят, Где бросился вниз головой водопад –Расцвел, приумножив людские богатства:Невянущий сад двуединого братства,Тот сад – Кабардино-Балкария.Не только цветы здесь садовник лелеет –Под яростным солнцем он пашет и сеет,Он звездный металл добывает вольфрам,Отары ведет по зеленым буграм.Спешит с урожаем в ненастную пору,И песня легко поднимается в гору –В саду Кабардино-Балкария.И если заявишься гостем сюда ты –Подарит восходы свои и закаты,Долины и кручи в папахе снегов,Сердца неизвестных тебе кунаков;Как другу, подарит легенды и травы –Частица огромного сада Державы,Наш сад – Кабардино-Балкария.Хабас Шогенов
Учитель: Кабардино-Балкарская республика расположена на северных склонах центральной части Главного кавказского хребта (Большого Кавказа) и на примыкающей к ним кабардинской равнине. Общая площадь составляет 12,5 тысяч кв.км.
Дороги во все ущелья, ко всем красотам республики начинаются в городе Нальчик, столице Кабардино-Балкарии.
- Что же означает слово Нальчик?
(“Нальчик” в переводе с кабардинского и балкарского языков означает “подкова”, т.к. географически город расположен в полукруге гор, напоминающем подкову. Подкова и стала эмблемой города).
Ученик:
Нальчик, светлый, молодой,Я с тобою вместе рос.Здесь с любимой над рекойЯ бродил до поздних звезд.
Любовался, как в огняхТы светился среди скал.Блеск от искорки в глазахУ любимой замечал.
Ученик:
Далеко нас в тихий паркУводил аллей изгиб.Помню смех и говор пар,Шелест хвои, запах лип.
Пусть свежий ветер этот стихЗакрутит меж расселин,Мой Нальчик, ты в стихах моихПребудешь вечно зелен!
Учитель: Красива и исключительно разнообразна природа республики. С севера-востока на юго-запад степная равнина последовательно сменяется узкой полосой предгорной лесостепи, а затем могучими горными лесами. Над лесами располагаются субальпийские и альпийские луга, а ещё выше – безжизненные ледяные просторы. Недра богаты полезными ископаемыми. Республика славится цветными металлами, нерудными ископаемыми и минеральными водами.
- Какие же достопримечательные места есть в нашей республике?
Учитель. Из множества памятников природы всероссийское значение имеют: Голубые озёра, Чегемские водопады, Долина нарзанов, Тамбуканское озеро.
Каждому из нас вспоминается что – то своё, самое дорогое. Но для каждого родного уголка есть что-то особое, что объединяет всех живущих здесь. Так достопримечательностью и символом нашей республики являются горы. А точнее самая высокая гора – Эльбрус.
- Как Эльбрус называют? (Двуглавый)
- Почему его так называют? ( Имеет две вершины)
- А как с любовью его называют? (Эльбрус – красавец)
Каждый год тысячи туристов отправляются к подножию Эльбруса, чтобы полюбоваться его красотой и величием, совершить восхождение к его снежным вершинам.
- А знаете ли вы, какова высота вершин Эльбруса?
( Западная вершина 5642 м, а восточная – 5621м)
- Издавна сверкающие две вершины Эльбруса (Ошхамахо, Минги- Тау) манили учёных и путешественников из многих стран. Штурм Эльбруса осуществила в 1829г. международная экспедиция под руководством генерала Эммануэля. А проводниками этой экспедиции были балкарец Ахид Соттаев и кабардинец Киллар Хаширов.
Вот как писал в 18 веке А.С. Пушкин о самой высокой вершине Европы.
Ученик:
Великолепные картины!Престолы вечные снегов,Очам казались их вершиныНедвижной цепью облаков.И в их кругу колосс двуглавый,В венце, блистая ледяном,Эльбрус огромный величавыйБелел на небе голубом.
Учитель: Все гости Кабардино – Балкарии приезжают в Чегемскую теснину, чтобы полюбоваться чудесным зрелищем: Чегемскими водопадами. Здесь панорама гор туманит взор.
Ученик:
Волнуется Чегемская теснина...
Быть могут только горы лучше гор! - Так учит слог великого Кайсына.
Переливаясь, в бликах золотых,
Застывшие искрятся водопады;
Причудливые очертанья их
Волшебным зимним холодом объяты.
- Так писала о Чегемских водопадах ингушская поэтесса Раиса Дидигова.
- А что вам о них известно?
(Вода падает вниз с 30 м высоты сплошной вертикальной струей. Ударяясь о камни, водяная пыль поднимается вверх и под лучами солнца образуется радуга.)
Учитель: Наша республика богата реками. По территории КБР протекает более 40 рек. Но не меньше и озёр. Их более ста. Все они различны по своему происхождению. Но самые знаменитые и привлекательные Голубые озёра. Наверное, многие из вас побывали там. Что вам запомнилось?
(Это очень красивые озёра. Они довольно большие и очень глубокие. Нижнее Голубое озеро (Чирик-Кёль) – одно глубочайших озёр мира. Его глубина 258м. Это озеро питается подземными источниками. Температура воды зимой и летом + 9,6 С. Поэтому в озере опасно купаться. Верхнее голубое озеро расположено на высоте 970м, его называют Секретным. Есть и пропавшее озеро Кель Кетхен.)
Учитель: Со всей страны круглый год в нашу республику съезжаются люди, чтобы полюбоваться природой и поправить свое здоровье, т.к она богата минеральными источниками. А что вам о них известно?
( Природа щедро одарила Кабардино-Балкарию минеральными источниками. Всего их восемнадцать. Среди них особое место занимают уникальные высокогорные углекислые, термальные, минеральные источники Джилы-Су, которые оказывают благотворное действие при лечении самых разных заболеваний. Газирующие минеральные источники Джилы-Су, благодаря красоте дикой природы и своему внешнему эффекту «кипения» издавна привлекали людей. Из более чем 100 источников минеральных вод наиболее крупными являются источники с углекислыми водами типа нарзан: Приэльбрусская, Малкинская, Верхнее-Малкинская, Хасаутская и другие).
Ученик:
Текущую меж скал я воду пил
И ощущал мороз её истоков.
Я воду пил и набирался сил
И приобщался к мудрости высокой.
К Кулиев
Учитель: Встречаются здесь и эндемики, т.е. представители растительного и животного мира, которые обитают только в определенной местности.
- Какое растение можно встретить только у нас на Кавказе? (Рододендроны.)
Учитель: Что вам о них известно?
(Это растение встречается в горах Кабардино-Балкарии. Оно образует заросли с упругими побегами. Летом растение покрывается розоватыми цветками. Своими цепкими корнями они защищают горы от разрушения, не дают осыпаться склонам гор).
Учитель: Не менее интересен и животный мир нашей республики. Некоторые животные обитают только у нас на Кавказе и больше нигде в мире. Назовите их. (Кавказский тур, кавказский улар, северо-кавказский фазан, королек желтоголовый.)
– Что вы можете рассказать об этих животных?
( Один из самых интересных представителей – это кавказский тур или его еще называют горный козел. Обитают туры только в пределах Главного Кавказского хребта на высотах от 1200 до 3400 метров над у. м. Держатся стадами по 8 – 10 животных в самых непреступных местах: на площадках между камнями крутых скальных склонов, иногда лежат прямо на снежных полях ледников. Для питания спускаются по ночам на альпийские луга, поедая здесь различные растения).
Учитель: У нас много рек. Некоторые из них, такие как Малка, Чегем, Баксан, Терек берут свое начало высоко в горах, в ледниках. Эти реки многоводны, стремительны, бурные. А другие, как Нальчик, Шалушка, Куркужин берут начало из родников. Эти реки менее бурные и стремительные. Но отличительной чертой всех рек является то, что все они несут чистую воду, которую можно использовать для нужд человека.
Учитель: Природу Кавказа воспевали многие поэты. Я предлагаю вам викторину. На столах у вас листочки со стихами поэтов. На экране вы увидите презентацию о природе Кавказа. Вам нужно к этой презентации подобрать соответствующее стихотворение из тех, которые есть на листочках.
Учитель: Много ещё можно говорить о красоте родного края. Сегодня мы совершили экскурсию лишь по некоторым самым знаменитым местам КБР. Как мала наша республика, но как много замечательных уголков на ней.
Наш край - это частица большой и прекрасной страны. Забота о родном крае - это значит забота о Родине. Любить свою природу - это, значит, и беречь её, и заботиться о ней, и дружить с нею!
Ученик:
Блистают звёзды, цвет меняют горы,
Снега сползают, розы опадают,
Мне очень жаль людей, которых
На свете ничего не удивляет.
Добротой земля моя прекрасна.Так давай те же на долгие векаСохраним земле ее богатства - Эти горы, реки и луга!
Учитель: Не только жители Кабардино – Балкарии любят свой край, но и те, кто хоть раз побывал здесь, не могут забыть величие и красоту нашей природы. Галина Сергеевна родилась в Сибири, но с 1984 года она живет здесь, в Кабардино – Балкарии. Хотя она сибирячка, но всей душой полюбила здешние места. Галина Сергеевна не только преподает географию, но и сочиняет стихи. Одно из её стихотворений посвящено нашей малой родине – станице Александровской.
Дети, вырастая, разлетаются из отчего дома, но никогда не смогут забыть те места, где они родились. Одним из выпускников нашей школы, которым мы по праву можем гордиться, является Кутюхин Илья. Он закончил Училище им. Гнесиных, сейчас продолжат обучение в Академии им.Гнесиных в Москве, преподает вокал и мечтает петь на Большой сцене. Никогда он не забывает наши прекрасные места и посвящает им свои песни. Одна из них прозвучит сейчас в его исполнении.
Учитель: Можно долго рассказывать о красоте, богатстве нашей республики. Но мы знаем одно: кто побывал в нашем крае, непременно вернется еще раз, чтоб послушать шум леса, шум горной речки, полюбоваться горными заснеженными вершинами.