Конспект познавательного занятия История вулкана
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 21 г.Туймазы муниципального района
Туймазинский район республика Башкортостан
Конспект организованной образовательной деятельности.
Образовательная область: познавательное развитие.
Раздел: ознакомление с окружающим.
Тема: Извержение вулкана.
Возрастная группа: подготовительная к школе группа.
Выполнил воспитатель: Минуллина Фарида Гельмановна
Программное содержание.
Познакомить детей с извержением вулкана.
Задачи:
1. Образовательные.
- Познакомить детей понятием «вулкан», дать представление о происхождении строении вулканов.
- Формировать умение правильного обращения с химическими веществами (уксусом).
2. Развивающие.
- Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира.
- Развивать мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности. Стимулировать желание детей экспериментировать;
- Развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя.
3. Воспитательные.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной и самостоятельной деятельности по экспериментированию.
Интеграция областей:
Познавательное развитие.
Речевое развитие.
Социально – коммуникативное развитие.
Материал:
Демонстрационный: иллюстрации с изображением вулканов.
Раздаточный: макеты вулканов, поддоны, чайные ложки, пипетки, салфетки, сода, вода, красная краска, моющая жидкость.
Ход занятия.
Воспитатель. Сегодня к нам пришли в гости. Давайте поздороваемся с ними.
Дети. Здравствуйте.
(В это время входит Знайка, переодетый воспитатель).
Знайка. Дверь, два шага еще дверь шаг группа «Ромашка». Ой, а это группа Ромашка?
Дети. Да.
Знайка. Ребята, я был очень рад получить от вас приглашение на занятие. А не сбиться с пути мне помогла карта, которую вы мне прислали. Ребята, я знаю что вы очень любознательные, умные и интересуетесь всем, что нас окружает. А знаете ли вы кто такие геологи?
Дети. Геологи – это люди, которые изучают богатство земли.
Знайка. Какие богатства нашей земли вы знаете?
Дети. Нефть, вода, песок, глина, мел.
Знайка. До сих пор ученые изучают богатства земли. Изучить, что находится в недрах земли, им помогают вулканические выбросы. А вы знаете, что такое вулкан?
Дети. Это большая гора с крутыми склонами.
Знайка. Я хочу вам рассказать легенду о вулкане. Хотите послушать?
Дети. Хотим.
Знайка. “Жил на свете богатырь по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами”.
Понравилась легенда? А сейчас давайте сделаем физкультурную минутку.
Стихотворение
Движения
Вулканы начали "играть" -
Из жерла лаву извергать.
Присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями рук, опустить руки вниз.
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!
Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак.-2 раза
Но вот он начал уставать -
Огонь в нём начал угасать.
Медленное опускание рук с одновременным приседанием в низ
Последний раз огнём дыхнул -
Сидя в приседе, долгий сильный выдох. Дышат как драконы «извергающие огонь»
И на десятки лет уснул.
Складывают руки под щеку «засыпают, спят»
Знайка. А сейчас я хотела бы вас пригласить в лабораторию, для проделывания интересного опыта. Но сначала давайте вспомним технику безопасности. Как вы думаете, что надо сделать первым делом?
Дети. Одеть специальную одежду.
Знайка. Как нужно вести себя в лаборатории?
Дети. Быть внимательными, осторожными.
Знайка. Со всеми веществами следует обращаться очень осторожно. И конечно, не стоит пробовать на вкус. Давайте пройдем в лабораторию и займем свои места. Ребята, посмотрите на эти изображения вулканов. Какой формы вулканы, на что они похожи?
Дети. На пирамиду, конус.
Знайка. Правильно вулканы конусообразной формы. Обратите внимание на его верхнюю часть, на что она похожа?
Дети. На большую яму, воронку, чашу.
Знайка. Верно. Огромная чаша на вершине горы, из которой извергается вулкан, называется кратер вулкана. Давайте повторим хором.
Знайка. А на дне красновато – оранжевая пасть это жерло вулкана, дыра, уходящая глубоко в землю. Повторите, как называется красно – оранжевая пасть, которая уходит глубоко в землю?
Дети. Жерло вулкана.
Знайка. Огненная жидкость, выходящая из вулкана называется лава. Кто скажет, что такое лава?
Дети. Лава – это огненная жидкость, которая извергается из вулкана.
Знайка. Ребята, я знаю, что Егор давно увлекается вулканами и хочет нам показать опыт - извержение вулкана, давайте посмотрим.
Практическая часть - опыт Егора.
Знайка. Ребята, что мы наблюдаем?
Дети. Извержение вулкана.
Знайка. Хотите, я вас научу делать раствор, который заставляет вулкан действовать?
Дети. Хотим.
Знайка. Будьте очень внимательны и аккуратны. Я вам приготовил инструкцию – подсказку, она на доске. Но делать мы будем все вместе, сообща. Засыпаем в кратер вулкана 1 ч.л. соды
1 ч.л воды
1 маленькую ложку краски
6 капель моющего средства
Хорошо перемешайте. А теперь внимание! Это жидкость у меня с особым знаком. Что означает этот знак?
Дети. Самому пользоваться нельзя.
Знайка. Правильно, это уксус и его наливать можно только взрослому. Это буду делать Я.
Дети сами готовят состав лавы, а уксус добавляет воспитатель.
Знайка. Молодцы ребята, все справились с поставленной задачей.
Из вас получились хорошие исследователи. Ребята, проделав опыт-эксперимент, что нового вы узнали?
Дети. Мы познакомились с составом лавы.
Знайка. Если в воду насыпать соды, а потом капнуть кислоту, то произойдёт реакция похожая на ту, которая происходит в вулкане.
Как вы думаете? Мы всё узнали о вулканах?
Ответы детей.
Знайка. Я даю вам домашнее задание: узнать что то новое, интересное про вулканы и рассказать нам. На сегодня наше исследование закончились, спасибо всем за работу. Лаборатория закрывается.
Мне очень нравится профессия, которую я выбрала, потому что я люблю детей. Люблю заниматься с ними, играть, помогать им в освоении новых знаний, умений и навыков. Особенно мне по душе заниматься с воспитанниками продуктивными видами деятельности: лепкой, рисованием, аппликацией... Результаты работы приводят в восторг меня, детей и родителей.
15