Методическая разработка урока по рассказу В. Распутина Женский разговор
Урок внеклассного чтения по рассказу В. Распутина «Женский разговор»
10 класс.
Учитель: Куличкина Г. И.
1. Многие психологи утверждают, что каждый рабочий день надо начинать со слов: «Мы самые красивые. Мы самые умные. У нас всё получится.» Вы согласны с психологами? Вот с таким настроением и начнём урок.
2.Сегодня мы проводим урок внеклассного чтения по рассказу В. Распутина «Женский разговор».
Отсюда нетрудно догадаться, о чём пойдёт речь на уроке.
Тема урока «Душа по капле собирает свет» (записать число и классная работа).
3.Давайте вместе определим цели урока:
-осмыслить сюжет произведения;
- выявить позицию героев рассказа по отношению к вопросу «любви» и «нравственности» ;
- уметь высказать собственную точку зрения о жизненных позициях героев.
4. Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Александра Вампилова.
Писать надо о том, от чего не спится по ночам.
5. Работа с текстом.
Поговорим о рассказе «Женский разговор» , который был опубликован в 1997 году и сразу же заслужил высокую оценку.
-Откройте текст. Прочитайте первый абзац.
-На какие мысли наводит автор, рассуждая о деревне?
-В такую глушь привезли Вику на перевоспитание.
-Почему перевоспитание?
И вот они две героини, две судьбы.
6.Работа в группе.
1 группа.
-Зачитать портрет Вики.
2. Дайте психологическую оценку характера Вики.
3. Исследуйте лексику Вики, как она её характеризует?
2 группа.
1. Какой предстала бабушка Наталья?
2. Чем определяется возраст человека, почему бабушка говорит: «Я древняя старуха, столько годков прожила, что на две могилы хватит?»
3. Исследуйте лексику бабушки, как она её характеризуеи?
3 группа.
1. О какой традиции, ушедшей из современной жизни, жалеет автор?
2. Какую роль в рассказе автор отводит пейзажу «лунной морозной ночи» ?
3. Почему разговор внучки и бабушки происходит ночью?
7.Ночью состоится женский разговор.
-Запишите кластер со словом «женский» , с чем у вас ассоциируется это слово?
Женский –сердечный, доверительный, тёплый, по душам
Давайте проверим кластер. Вот такой разговор должен состояться у наших героинь.
-Как вы думаете, понимают ли друг друга бабушка и Вика?
8.Работа с текстом.
-Зачитать начало разговора.
-Как вы объясните состояние Вики?
- Почему бабушке так важно услышать ответ на вопрос «Геройство у тебя это было или грех?»
-Простила бы бабушка грех внучке?
Больно бабушке и хочется, чтобы внучка сохранила себя по капельке, подготовила к замужеству, т. к. у неё своё представление о семье и любви.
- Что рассказывает бабушка о своём замужестве?
9. Звучит песня на слова Н. Заболоцкого « Очарована, околдована»
-Почему эта песня и кому из героинь мы её подарим?
- Почему бабушка считает, что этот разговор важен для обеих?
10.Текст, зачитать со слов «Вика засыпала»
-О чём это говорит?
-Вернёмся к эпиграфу. –Прав ли Вампилов?
11.Подведём итоги.
- Какие проблемы высветил рассказ?
-В какой момент вашей жизни вы обратитесь к этому произведению?
- О чём заставил задуматься рассказ?
- Оцените свою работу на уроке и докажите.
-Оценки.
-Домашнее задание.
Слабая группа. Мини-сочинение «Рассказ заставил»
Сильная группа. Мини-исследование по тексту «Мнение бабушки и Вики о роли женщины в обществе».
Всем спасибо за урок.