Презентация В.Распутин. Прощание с Матёрой
Валентин Григорьевич Распутин(1937 – 2015 )
Родился 15 марта 1937 года в крестьянской семье в поселке Усть-Уда Иркутской области. Вскоре родители переехали в родовое отцовское гнездо – село Аталанка. Это небольшое село на берегу красавицы Ангары, стало центром мироздания для талантливого мальчика
Здесь прошли детские годы, здесь была закончена начальная школа.Здание начальной школы
Закончив местную начальную школу, он вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа (об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ «Уроки французского» — 1973).
Иркутский университетПосле школы поступил на историко-филологический факультет (Иркутский государственный университет). В студенческие годы он стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у Лёшки» был опубликован в альманахе «Ангара» (1961).
После окончания университета Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве Красноярской ГЭС и магистрали Абакан — Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники «Костровые новых городов» и «Край возле самого неба».
В 1965 году Распутин показал несколько новых рассказов приехавшему в Читу на совещание молодых писателей Сибири В. Чивилихину. Последний одобрил произведения молодого прозаика. А дальше пошло – поехало. Одно за другим появляются произведения, сделавшие Распутина известным автором.
Первая книга рассказов Распутина «Человек с этого света» была издана в 1967 г. в Красноярске. В том же году выходит повесть «Деньги для Марии», после публикации которой был принят в Союз писателей. Пришли слава и известность.
В полную силу талант писателя раскрылся в повести «Последний срок» (1970), заявив о зрелости и самобытности автора. К Распутину пришла мировая известность.
Затем последовали рассказ «Уроки французского» (1973), повести «Живи и помни» (1974) и «Прощание с Матёрой» (1976).
В 1981 году вышли новые рассказы: «Наташа», «Что передать вороне», «Век живи — век люби».
Появление в 1985 г. повести Распутина «Пожар», отличающейся остротой и современностью проблемы, вызвало большой интерес у читателя.
В последние годы писатель много времени и сил отдавал общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 г. вышли в свет его рассказ «В ту же землю»; очерки «Вниз по Лене-реке»; в 1996 — рассказы «Поминный день»; в 1997 — «Нежданно-негаданно»; «Отчие пределы» («Видение» и «Вечером»).
В 2004 г. опубликовал книгу «Дочь Ивана, мать Ивана». В 2006 г. вышло третье издание альбома очерков писателя «Сибирь, Сибирь (англ.)русск.» (предыдущие издания 1991, 2000).
Экранизации1981 — «Василий и Василиса»
Награды Герой Социалистического Труда (1987), два ордена Ленина (1984, 1987), Трудового Красного Знамени (1981), Знак Почета (1971). Орден За заслуги перед Отечеством III степени (8 марта 2007) Орден За заслуги перед Отечеством IV степени (28 октября 2002) Распутин - лауреат Государственной премии СССР (1977, 1987), международной премии имени Федора Достоевского, премии Александра Солженицына (2000), Всероссийской литературной премии имени Сергея Аксакова (2005).Почётный гражданин Иркутска (1986)
До последних дне писатель постоянно встречался со своими читателями, вел большую общественную работу.
«ПРОЩАНИЕ С МАТЁРОЙ»1976 год
В 1972 году Распутин написал очерк «Вверх и вниз по течению». Герой очерка плывёт на теплоходе в деревню к родителям. Правда, родной деревни, где он вырос, нет: она затоплена, осталась на дне рукотворного моря вместе с кладбищем, огородами, лугами.Очерк автобиографичен: в нём идёт речь о судьбе деревни Распутина – Аталанке. оставшейся под водой, впрочем, это судьба многих деревень в годы строительства Братской ГЭС попавших в зону затопления. Сколько мытарств вынесено земляками писателя ради легендарной, прославленной в песнях электростанции.
Впервые появившись в журнале «Современник» №10,11 за 1976 год, повесть «Прощание с Матёрой выходила потом отдельными изданиями как на русском, так и на других языках. В том же году она была издана в Праге, затем в Мюнхене, Осло, Хельсинки, Варшаве, Берлине..На страницах литературной газеты писатель скажет: « я не мог не написать «Матёру», как сыновья, какими бы они ни были, не могут не проститься со своей умирающей матерью. Эта повесть в определённом смысле для меня рубеж в писательской работе».
Два чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. На них основана от века по воле Бога самогоСамостоянье человека – залог величия его.Животворящая святыня!Земля была б без них мертва,Без них наш целый мир – пустыня,Душа – алтарь без божества.А.С. Пушкин
Смысл названия деревни?Матёра. Здесь корень и от слова мать – вечное, прочное, родовое. (Мать-земля, мать-Родина), и от слова материк – земля, окружённая со всех сторон водой. Матёра – это и остров, и одноимённая деревня.
С какой целью так подробно автор рассказывает о деревне?Чем больше знаешь, тем дороже и роднее.
Почему нарушился жизненный уклад деревни? Бедствием, крушением размеренного лада жизни, благодати оборачивается строительство ГЭС.
Почему сцена на кладбище так важна для понимания повести?«Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» Пушкин.
Как воплощается в образе Дарьи нравственный идеал человека?Дарья - воплощение совести, народной нравственности, её хранительница. Для Дарьи несомненна ценность прошлого: она отказывается от переезда из родной деревни, по крайней мере до тех пор, "покуль могилки не перенесут". Мудрым афоризмом звучат её слова: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни».
Почему сцена прощания Дарьи с домом становится идейно-художественным центром повести? Что вкладывает Распутин в понятие «дом»?Что значит дом для старухи?Дом – основа родовой укорененности человека посредством памяти о прошлом, о тех, «кто был до нас», к ответственности перед теми, «кто после нас придет». Дом – это незыблемые нравственные заповеди. Дом – это открытость миру, причастность общей жизни. В этом доме прожила свою жизнь Дарья Пинегина, и прощается она с домом, как прощаются с родным человеком, провожая в последний путь. Утрата Дома, по мнению В. Распутина, - трагедия национальная.
Какие смысл вкладывает автор в рассказ о лиственнице?Один из традиционных символов жизни - дерево- Старая лиственница- "царский листвень" - является символом мощи природы. Ни огонь, ни топор, ни современное орудие - бензопила- не могут справиться с ним.
Давайте вдумаемся и разрешим вместе с автором изначальный вопрос: необходимо ли затопление Матёры? Ради кого и ради чего это делается?В. Распутин: «Я верю, что наступит такое время, и оно уже не за горами, когда люди вынуждены будут согласиться, что безоглядный и безудержный технический прогресс не служит человеку, и что он не есть прогресс.»
На родине, как в космосе, не счестьОгня и леса, камня и простора,Все не вместишь, не потому ли естьУ каждого из нас своя Матёра,Своя Ока, где тянет холодокВ предзимний день от влаги загустевшей,Где под ногой еще хрустит песокКрупнозернистый и заиндевевший…Прощай, Матёра! Быть или не бытьТебе в грядущей жизни человечьей –Нам не решить, но нам не разлюбитьТвоей судьбы непостижимо вещей.Я знаю, что необозрим народ,Что в нем, как в море, света или мути,Увы, не счесть… Да будет ледоход,Да будут после нас иные люди! Прощай, Матёра, боль моя, прощай,Прости, что слов заветных не хватает,Чтоб вымолвить все то, что, через крайПереливаясь, в синей бездне тает… С.Куняев
«Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом. В.Распутин