Методы интерактивного обучения на уроках химии
Педагогическая философия –
основные подходы к обучению и воспитанию учащихся.
Вы знаете, мне по-прежнему верится,
Что, если останется жить земля,
Главным достоинством человечества
Будут когда-нибудь учителя…" Р. Рождественский
С истории известно многочисленные попытки облегчить и усовершенствовать классно- урочную систему обучения. Я понял, что корпоративный способ проведения уроков, настолько популярный сегодня, был известен в Украине в 20-х годах.XX столетия - но назывался коллективный. Я решил в дальнейшем развивать такой способ проведения уроков. Учащиеся делились на пары или группы, изучали разные аспекты темы, а потом обменивались впечатлениями и знаниями которые они получали путем групповой или коллективной работы. В современной педагогике выделяют четыре основные формы деятельности учащихся:
1) парная (ученик-ученик, ученик-учитель);
2) групповая (учитель - класс);
3) кооперативная (учащиеся обучают друг друга);
4) индивидуальная (самостоятельная работа учащегося).
МЕТОДЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ
МЕТОДЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ
В педагогике различают несколько моделей обучения:
1) пассивная - ученик выступает в роле объекта обучения (слушает и смотрит);
2) активная - ученик выступает субъектом обучения (самостоятельная работа, творческие задания);
3) интерактивная – процесс обучения осуществляется в условиях постоянного активного взаимодействия всех учащихся, ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.
Использование интерактивной модели обучения предвидит моделирование жизненных ситуаций, ролевые игры, общее решение проблем. Исключается доминирование какого-нибудь участника учебного процесса или какой-нибудь идеи. Это обучает демократическому подходу к модели.
Интерактивные методы обучения - это модель открытого обсуждения, которая развивает в детях умение спорить, дискуссировать, и решать определенные задачи.
Использование интерактивных методов - не самоцель. Это лишь способ для достижения той атмосферы в классе, которая наилучше влияет пониманию духа сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
Методы интерактивного обучения предложены в схеме а также способы проведения уроков для каждого метода:
Методы интерактивного обучения
Кооперативная обучаемая деятельность Фронтальная работа Дискуссионное обучение Игровое обучение
( ситуативное моделирование)
Модель организации обучения в малых группах учащихся, объединенных
общей научной целью
Интерактивные методы, в которых предвидится работа всего класса Широкое публичное обсуждение какого – ни будь спорного вопроса
Построение учебного процесса путем задействования учащегося к игре
*Работа в парах.
*Сменные тройки.
*Два – четыре - все
вместе.
*Перекрестные группы.
*Проектная работа.
*Работа в малых
группах.
*Круг знаний.
*Обучая обучаюсь.
*Дерево решений.
*Кейс – метод. *Пирамида.
*Шумовая группа.
*Дебаты.
*Бесконечная цепочка.
*Займи позицию.
*Смени позицию.
* Дискуссия. *Ролевая игра.
*Игра – путешествие.
*Ролевые игры.
*Имитация.
Уроки на которых можно использовать методы
*Изучение нового
материала и
первичного
закрепления новых
знаний;
*комплексное
применение ЗУН
учащихся;
*Закрепление и
развитие ЗУН;
*Комбинированный.
*Комплексного
применения ЗУН
учащихся;
*Формирование умений
и навыков;
* Проверка знаний;
*Закрепление и
развитие ЗУН. *Вступительный;
* Изучение нового
материала и
первичного
закрепления новых
знаний;
*Повторно –
обобщающий. * Применение ЗУН;
*Закрепление и
развитие ЗУН;
*Повторение;
*Повторно –
обобщающие.
Уроки за комбинированной системой Н. П. Гузика1. Разборка нового
материала.
2.Фронтальная
обработка.
3. Внутренне –
предметное
обобщение. 1. Фронтальная
обработка.
2. Внутренне –
предметное
обобщение. 1. Разборка нового
материала.
2. Внутренне –
предметное
обобщение. 1. Разборка нового
материала.
2. Фронтальная
обработка.
3. Внутренне –
предметное
обобщение.
Структура интерактивного урока
Этапы Цель проведения этапа Содержание деятельности
1. Мотивация (не
больше чем 5%
рабочего время) Сконцентрировать внимание учащихся на проблеме, вызвать интерес к исследуемой теме Предложить учащимся:
Цитаты;
Короткие истории;
Познавательные вопросы;
Небольшие задания для обдумывания
2. Предъявление
темы и ожидание
обучаемых
результатов( не
больше чем 5%
рабочего время) Обеспечить понимание учащимися содержания их будущей деятельности (того, что они должны достичь в процессе урока, и того, что от них ожидает учитель) Задействовать к определению ожидаемых результатов всех участников УВП
3. Предоставление
необходимой
информации
(10% учебного
время) Дать учащимся достаточную информацию для выполнения практического задания Ознакомить с раздаточным материалом. Изложить учебный материал в форме мини – лекции. Осуществить презентацию сделанного домашнего задания
4. Основная часть
урока( 60%
учебного время) Обеспечить практическое усвоение материала 1. Инструктаж
( правила выполнения,
последовательность
обучаемых действий,
определение время на
выполнение).
2. Объединение группы
( или распределение ролей.
3. Выполнение задания
( учитель – организатор,
консультант, который
проводит дискуссии).
4. Презентация результатов
работы5. Подведение
итогов, оценивание
результатов урока
(20% учебного
время) Обсудить полученные результаты, сравнить с ожидающими Фронтальная беседа с классом:
* Что нового узнали?
* Какие навыки обрели?
* Можно ли ими
воспользоваться в жизни?
* Что понравилось на уроке?