Статья:Изучение крымскотатарского языка и литературы с использованием интерактивного метода
Изучение крымскотатарского языка и литературы с ипользованием интерактивного метода
Деятельность учителя крымскотатарского языка и литературы в целях перехода на ФГОС носят,гуманистический характер образования, свободного развития личности, которые воспитывают трудолюбие, любовь к близким , природе,родному краю.
Всему этому ученика должна учить школа. На каждом уроке учитель ставит перед собой цель решать вопросы, которые предусматривает ФГОС.
Самым эффетивным методом при решении вопросов ФГОС на уроках крымскотатарского языка и литературы является интерактивный метод. Анализируя свои планы уроков, всё чаще прихожу к выводу, что в них показана деятельность учителя, где он требуя тишины рассказывает, показывает, спрашивает .Учащиеся остаются пассивными слушателями.
Интерактивное обучение даёт возможность ученикам быть активными участниками в процессе обучения. На таких уроках больше материала усваивается ими, так как меняются позиции ученика и учителя, меняется деятельность участников образовательного процесса.
Много положительных сторон уроков с применением интерактивного метода:
1) высокий уровень усвоения материала.
2)весь класс активно работает до конца урока. 3)ребята учатся работать в группе и т.д. 4)вырабатываются коммуникативные навыки. 5) появляется возможность учитывать свои индивидуальные особенности при построении занятия. 6) на уроке активны и учитель, и ученики. Изменилось и моё отношение к учащимся: я стала больше доверять детям. Эти взаимоотношения предполагают принятие учителем активные позиции учащихся, и признание их права на самостоятельность мыслей, высказывание своих мнений.
Изложение учителем материала не исключается из учебного процесса, просто меняется роль и место приёма. Учитель настраивает учащихся на изучение нового материала, над которым они работают с большим интересом и получают хороший результат.
Я считаю, что в числе основных методических принципов интерактивного подхода к обучению родному языку ,необходимо общение на родном языке. Традиционное приподаание предмета в учебном процессе должно перейти на демократический стиль общения.
Для подтверждения своей гипотезы могу привести пример из своей практики: выбрала лексико-грамматический тест, который даст мне результат знания детей. Тест состоял из нескольких уровней в соответствии с принятой пятибальной системой. 1. Низкий – на( 1-2 балла)
2. Удовлетворительный -на( 3 балла)
3.Достаточный- на ( 4 балла)
4.Высокий на -( 5 баллов)
Класс отдельными группами садится за разные столы. Текст делится на три части, так как дети разделились на три группы.Каждый учащийся получает одну часть текста.
Даётся 7 минут поработать над содержанием полученного текста. При работе над содержанием ученики читают текст, для того чтобы как можно точнее передать смысл другим учащимся в произвольной форме.( работа в тетра-дях: составление плана, тезиса и т.п.)
По окончании работы учащиеся рассчитываются по порядку и запоминают свои номера. Образуются новые 3 группы. 1 гр. из первых номеро, 2 гр.-из 2х, 3гр.-из3х.
Новые группы излагают ткст уже в этой группе. На эту работу даётся 12-16 минут в зависимости от объёма и сложности текста.
По окончании работы учащиеся задают вопросы друг другу. Учитель в форме вопросов проверяет,как поняли ученики содержание всего текста. Можно собрать тетради, где записаны тезисы и планы детей. Продумав механизм проверки понимания текста всеми учащимися, оценивается работа.
Этот интерактивный метод я использую и на уроках крымскотатарской литературы.
Например, при изучении в 10 классе творчество писателя Аблякима Ильмий.
Днём раньше двум ученикам – информаторам даю тексты над которыми на следующий день классу предстоит работать. На уроке класс делится на две группы и садятся за разные столы. Информаторы подробно излагают содержание текста своим группам.Остальные пишут тезисы и составляют план. После чего, информаторы меняются местами и теперь уже текст рас- сказывают этой группе.
После получения информации, учащиеся выполняют словарную работу Новые слова даны на мультимедийной доске. Они переводятся на русский язык.Затем , с ними составляются предложения . Закончив работу класс под красивую музыку ансамбля « Сельсебиль отдыхает. На доске высвечиваются вопросы к тексту, на которые учащиеся должны ответить и записать в таблице ключевые слова,используя которых даём характеристику писателю. Работа завершается. Один или два ученика делают выводы и подводят итоги выполненной работе. Учащиеся работают активно, с большим интересом. Все ученики получают отличные и хорошие отметки.
Такие уроки способствуют появлению желания у учащихся учиться и вместе с учителем разрешать возникшие проблемы.
Методы интерактивного обучения также обеспечивают достижение целей более эффективно, чем это делают методы традиционной системы бучения.
Учитель крымскотатарского языка и литературы Билялова Анифе Энверовна 2015г.