Урок Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.


10.09.2015 Учитель:
Русский У р ок 8
Тема: Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.
Цель: Формировать  представления о сходстве и различии  разных форм одного и того же слова и однокоренных слов.
Задачи: Формировать  знания об однокоренных словах и роли окончания, как формообразующей части слова.
Развивать умения образовывать однокоренные слова и формы слова.
Воспитывать аккуратность, любознательность, любовь к родному языку.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностных: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
Регулятивных: оценивать свои достижения на уроке.
Познавательных:принимать и сохранять учебную задачу; осваивать способы ориентировки в пространстве тетради; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, самостоятельная, парная.
Технология: проблемного обучения; информационно-коммуникативная; здоровьесберегающая.
Тип урока: комбинированный урок
Оборудование: учебник, презентация
Ход урока
Этап урока Содержание учебного материала Деятельность обучающихсяФУУД
I. Организационный этап.  - Улыбнулись соседу справа, улыбнулись соседу слева, улыбнулись всем. Дали себе установку на то, что вы будете работать, все у вас получится. Успехов вам!
Прозвенел уже звонок
Вот и начался урок!
Вы за парты ровно сядьте
И тетради раскрывайте! Настрой на работу. Личностные УУД:
II. Актуализация знаний. 1.Проверка домашнего задания. 
1. Фронтальный опрос
-Над какой темой работали на предыдущем уроке?
2.Индивидуальная работа (трое на карточках, один у доски)
Пальчиковая гимнастика.
Сели, открыли тетради, запишите число, классная работа.
3. Минутка чистописания:
Р Бб Бр Би Бу Ба
Ро багаж багажный багажник
багаж багажом багажу
-Чем похожи и в чем отличие строк?
Назовите тему урока
Личностные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 1.Какую поставим цель?
Чтобы достичь цели урока, поставьте задачи урока. Чему должны учиться? Что должны уметь?
Словарь: багаж, бабочка, балкон, банан, барабан, барсук, бассейн, батон.
2. Постановка проблемы.
- Корни заблудились. Помогите каждому корню найти свою семью.(на доске карточки со словами: рис, грибы, грибник, рисование, нарисовал, грибная, вода, водить, подводник, грибные, гриб, зарисовка.)Проверка: при проверке предполагается, что дети не включат слова: рис и водить, так  как нет родства с корнями, а если включат, то поработать над значением этих слов.
1группа слов: грибы, грибник, грибная, грибные, гриб.2 группа слов: рисование, нарисовал, зарисовка. ( рис) не писать.3 группа слов: вода, подводник.( водить ) не писать.
Создание проблемной ситуации.
- Итак, не включив слова рис и водить в группы слов, можно предположить, что (на доске предположение):
Не все слова, имеющие одинаковый корень, будут однокоренными.
- Проведём исследование. Проговаривают проблему, отделяя знание от незнания.
Читают и записывают словарное слово с проговариванием опасных мест.
IV Первичная проверка понимания.
1. Решение проблемы. Исследование.
- Допишите окончания так, чтобы получилось предложение:
Саш. слушает  Даш...Варианты: Саша слушает Дашу.  Сашу слушает Даша.
- Одинаковый ли смысл предложений? (разный).- Убедимся, что разный. О ком говорится в 1 предложении, во 2ом.?- Почему изменился смысл 2-ого предложения? (поменяли окончание).- Изменили окончание, а своё значение имена изменили? (нет).- Значит, слова Света и Свету – это одно и то же слово или разные?(одно и то же).- Поскольку эти слова являются одним и тем же словом, но с разными окончаниями, такие  слова называют формами слова.
( на доске появляется схема)
формы словаодно и то же словоразные окончания у одного слова( из истории возникновения устойчивых оборотов)
- Русский язык очень богат. Для выразительности своей речи люди, общаясь друг с другом, используют крылатые фразы, фразеологические обороты, устойчивые выражения. История возникновения некоторых оборотов очень интересна. - Например выражения – «работать, спустя рукава» и «работать, засучив рукава», зародились в те далёкие времена, когда на Руси носили одежду с очень длинными рукавами. - Работать с такими длинными рукавами было очень неудобно и приходилось их всё время засучивать, а рукава вновь спускались и их опять засучивали.- Народ подметил это и о людях, которые работали хорошо, говорили: « Работает, засучив рукава» и наоборот о людях, которые работали плохо стали говорить:«Работает, спустя рукава».
2.-Познакомимся с устойчивыми оборотами, связанными со словом голова.- Какие обороты знаете вы?-Если изобразить в виде карикатур, то это будет выглядеть так:- Выбросить из головы - постараться забыть.-Отвечать головой - взять на себя ответственность.- Ходить на голове - шалить, озорничать.- Светлая голова - умный, думающий человек.- Снег на голову - неожиданно, внезапно появиться.
 - Слово голова во всех словосочетаниях звучит по-разному почему? (разные окончания) - Выделим их.- Могут ли при помощи окончания образовываться новые слова? (нет).Если дети скажут да, то попросить выделить основу.- Выделим основы.- Что видите? (о основа одинаковая – голов)- Какую особенность формы слова отметим в таблице?(в таблицу добавляется):
формы словаодно и то же словоразные окончания у одного словаодинаковые  основы
- У каждого на столе карточка со словами:Лес, лесник, лесная, лесок.- Самостоятельно нужно выделить основу, корень, окончание.После выполнения - Какие это слова? (однокоренные)-Почему? Можно ли, выделив корень, определить родство слов? (да).- Но при этом, что нужно учитывать? (показать пример с рисом).-Чтобы в корне было заключено основное значение слов.однокоренные словаодинаковый кореньв корне заключено основное значение слов
- Какие выделили основы? (разные)(в таблицу добавить )однокоренные словаодинаковый кореньв корне заключено основное значение словразные основы
- Разные основы, значит лексическое значение какое? (разное)(добавить в таблицу)
однокоренные словаодинаковый кореньв корне заключено основное значение словразные основы  разное лексическое значение
- Мы выделили ряд особенностей форм слова и однокоренных слов.
формы словаодно и то же словоразные окончания у одного словаодинаковые  основы
-Вернёмся к предположению, которое прозвучало вначале урока
Не все слова, имеющие одинаковый корень, будут однокоренными.- Посмотрим на группы слов.
1группа слов : грибы, грибник, грибная, грибные, гриб.2 группа слов: рисование, нарисовал, зарисовка. ( рис) не писать.3 группа слов: вода, подводник.( водить ) не писать.
- Вы не включили слова РИС и ВОДИТЬ  в группы слов, т. к. эти слова не имеют родства  с группами слов.- Посмотрите на слова 1-ой группы, что вы теперь можете сказать.(слова  ГРИБ, ГРИБНАЯ – являются формами слов грибы и грибные).
Вывод: не все слова, имеющие одинаковый корень, будут однокоренными – подтвердился. Определение и обоснование темы урока
Высказывают предположения.
Познавательные УУД:
Регулятивные УУД:
V. Динамическая пауза. музыкальная Выполнение движений, показанных учеником
Коммуникативные УУД: работа в парах
VI.Первичное закрепление. 1. Закрепление.
Игра:  «Не ошибись» - Я буду читать пары слов, а вы определите какие это слова – однокоренные или формы слова, или совершенно разные слова.
Лес-лесник, стена-потолок, кот-котик, сад-садовый, дом-домашний, дом-дома, дом-дым, пять-пятно, царь-цари. Каждое слово ученик объясняет
Практическая работа, анализ. Личностные УУД: установка на здоровый образ жизни.
VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. У упр 31
2. Задание: «поле свободы». На доске помещены 4 слова: светлый, старый, берёзовый, ленивый. -Запишите одно слово.
Выпишите формы слова или однокоренные слова с любым словом по выбору.
1 карточка: старик, старое, светлая, берёза, березняк, ленивая, лень 2 карточка старина, светлое, свет, берёзовая, берёзовые, ленивые.3 карточка старых, старенький, светить, берёзка, лениться, ленивенький.4 карточка старая, старче, светлеет, светлых, берёзовую, ленивой.Проверка.
Игра: «лото».На карточках даны слова: мороз, морозная, заморозок, морозу, морозы, морозные, морозное- Собираем однокоренные слова, потом собираем формы слова.(дети выходят к доске и помещают нужные карточки.
Морозы - морозу - Мороз - морозная - морозные - морозное

ЗаморозокЗаморозки
Закрепляют знания, доказывают.
Тренируют мыслительные операции.
Выдвигают гипотезы с использованием моделей своей исследовательской деятельности. Познавательные УУД: построение ответов.
Коммуникативные УУД: приходить к общему решению.
VIII. Рефлексия. – Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?
– Что было трудным на уроке?– Что было для вас самым интересным на уроке?
Какие задачи ставили перед собой?
Удалось ли решить эти задачи?
Что самое главное для себя запомнили на уроке?
- Оцените своё настроение и работу на уроке Познавательные УУД: построение ответов.
Коммуникативные УУД: приходить к общему решению
IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. упр. 32 Самооценка и коррекция.
Личностные УУД:
Регулятивные УУД:.