Различение однокоренных слов и форм одного и того же слова

Содержание

Пояснительная записка.
2. Технологическая карта урока русского языка: «Различение однокоренных слов и форм одного и того же слова».
3. Список литературы.























Пояснительная записка.
Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей. И всё же у многих педагогов они вызвали тревогу и неуверенность в своих силах:
- Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты?
- Какие из предложенных в учебнике задания целесообразно отобрать для урока?
- Какие методы и приёмы работы будут эффективными?
- Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять?
- Нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися?
Это далеко не все вопросы, которые сегодня задаёт учитель, реализующий ФГОС НОО.
Изучая «Стандарты второго поколения», понимаешь, что в школе должны вводиться новые формы организации учебного процесса, необходимо создание разных образовательных пространств: урок как коллективное действие; учебное занятие; урок – мастерская; урок – консультация; урок – презентация; урок решения проектных задач и др.
Этого требует системно-деятельностный подход, который лежит в основе нового стандарта.
Передо мной, как учителем, встают проблемы:
- Как учить в век информатизации человека будущего?
- Чему учить, чтобы знания, полученные на уроках, помогли ученику стать конкурентоспособной личностью?
- Как повысить качество обученности школьников?».
В поисках решения этих проблем и складывается система моей работы.
Используя в своей педагогической деятельности такие формы, как мастерская знаний, проектная технология, другие интерактивные методы, отдаю предпочтение технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
При всем многообразии определений критического мышления можно увидеть в них общий смысл, который отражает оценочные и рефлексивные свойства мышления.
Критическое мышление – это мышление открытое, рефлексивное, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.
Характерными, устойчивыми особенностями развитого критического мышления являются оценочность, открытость новым идеям, целостное рассмотрение ситуации, стремление к разносторонней осведомленности, поиск альтернатив, выбор точки зрения, позиции (а также ее изменение при наличии достаточных оснований), склонность к применению навыков критического мышления в жизни.
Базовая модель технологии критического мышления включает следующие стадии (этапы): вызов - осмысление содержания - размышление. Хотелось бы более подробно остановиться на характеристике этапов, а также рассмотреть приемы, используемые на каждой стадии.
Первая стадия – «Стадия вызов» позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по проблеме, вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме или проблеме, побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
На данной стадии использую следующие методические приёмы:
-корзина идей,
- рассказ-предположение по ключевым словам,
- систематизация материала (графическая):
-кластеры,
-таблицы,
-верные и неверные утверждения.
Прием «Корзина» идей, понятий, имен...
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Многие уроки изучения нового материала начинаются с приема «Корзина», на доске демонстрируются или выводятся через проектор основные идеи предстоящего урока.
Прием “ Рассказ-предположение по “ключевым” словам”.
По ключевым словам нужно составить рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.
Повышают мотивацию к изучению материала задания «Верные–неверные утверждения». Предлагаем  ученикам несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к  этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Вот как приемы «Корзина идей» и «Составление кластера» работают на стадии вызова при изучении темы «Имя существительное» в 6 классе. В центре листа учащиеся записывают имя существительное, затем прошу ребят в течение 1-2 минут зафиксировать в тетрадке все, что им известно об имени существительном. После предлагаю в форме аукциона знаний назвать записанные сведения, факты, не повторяя ранее сказанного. Все фиксирую на доске. Таким образом, составляем список идей. Предлагаю ребятам скомпоновать идеи по категориям, т.е. систематизировать материал, оформив его в виде кластера.

Кластер – это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами или явлениями. Кластер охватывает большее количество информации, чем при обычной письменной работе, помогает систематизировать информацию в виде заголовков смысловых блоков. В ходе работы приходим к составлению подобной схемы-кластера
Данные методические приемы позволяют учащимся, с одной стороны, увидеть собранную информацию в укрупненном виде, с другой стороны, структурирование высказанных идей выявит противоречия, непроясненные моменты, которые и определяют направления дальнейшего поиска в ходе изучения новой информации.
Вторая стадия технологии критического мышления – «Стадия осмысления содержания». Она позволяет получить новую информацию; осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниями. На данной стадии идёт активная самостоятельная работа учащихся.
Здесь применяю такие приёмы:
- чтение текста методом ИНСЕРТ,
- чтение с остановками,
- таблицы вопросов,
- взаимоопрос.
Инсерт – это прием такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чем хочется узнать более подробно. Маркировка текста производится с помощью специальных значков:
V Я это знал.
+ Новое для меня.
Вызывает у меня сомнение.
? Вопрос.
В ходе знакомства с материалами учебника или заранее подготовленного материала предлагаю учащимся по ходу чтения ставить на полях значки. Совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. Учащиеся должны отразить свое представление об информации в целом.
После прочтения материала организую беседу по вопросам: что вы прочитали? какие знания подтвердились? какую информацию вы встретили? какие вопросы возникли? Затем предлагаю ребятам оформить индивидуальную таблицу, с тем, чтобы распределить полученную информацию по категориям, количество граф таблицы соответствует числу значков маркировки текста.
Для заполнения таблицы учащиеся снова возвращаются к тексту. Таким образом, обеспечиваю вдумчивое, внимательное чтение. Условные значки помогают читать более внимательно, превращают чтение в увлекательное путешествие, становятся помощниками в запоминании материала.
Прием ИНСЕРТ и таблица делают зримыми процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому». Важным этапом работы становится обсуждение записей, внесенных в таблицу.
«Чтение с остановками»
«Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения. Примерные вопросы:
-Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?
-Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли?
-Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?
-Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?
«Толстые и тонкие вопросы»
Задание «Толстые и тонкие вопросы» развивает умение задавать вопросы, анализировать, интерпретировать текст. Например:
       Тонкие       вопросы
Толстые             вопросы

  Кто...?
  Что...?
  Когда...?
  Как звать...?
Было ли...?
Дайте три объяснения, почему...?
Объясните, почему...?
Почему, вы думаете...?
В чём различие ...?
Предположите, что будет, если ...?
Согласны ли вы ...?
Верно ли ...?


Многие приёмы, использованные на стадиях вызова и осмысления, логически переходят в стадию «Размышление». Эта стадия позволяет: осмыслить всю полученную информацию, присвоить новое знание, сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу. Парная мозговая атака, возвращение к ключевым терминам, кластерам, создание синквейна, эссе, мини-сочинений – всё это даёт возможность учащимся самореализоваться в рамках изученной темы.
Хотелось бы более подробнее остановиться на одном из приемов развития критического мышления – составлении синквейна.
Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, написанное по особым правилам. Схема составления синквейна выглядит следующим образом: в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное); во второй дается описание предмета (два прилагательных или причастия); в третьей, состоящее из трех глаголов, характеризуются действия предмета; в четвертой строке приводится фраза обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; в пятой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово). Вот примеры синквейнов, составленных учащимися 11-го класса в ходе знакомства с творчеством Владимира Владимировича Маяковского:
Маяковский
Гениальный, индивидуальный
Философствует, размышляет, доказывает
Лучший человек родился
Гений
Маяковский
Спонтанный, необычный
Чувствовал, страдал, творил
Мне чужды его мысли
Футурист
Синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, поскольку он дает возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, что отнюдь не просто. Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческого самовыражения.
В 6 классе на уроках литературы составление синвейна является важным этапом при подготовке учащихся к написанию отзыва о прочитанном произведении.
На последнем уроке знакомства с произведением прошу ребят одним словом сказать, о чём же оно, и записать это слово на первой строчке. Затем идёт второй вопрос и заполнение второй строки. Здесь надо уже двумя словами сказать об особенностях рассказа. Третья строка и три слова о месте и времени действия. Четвёртая – четыре слова о главных событиях рассказа. Пятая – пять слов о главных героях и их особенностях. Шестая – шесть слов о чувствах, возникших в ходе чтения – в начале, середине и в конце рассказа. На седьмой строке надо попытаться дополнить первую уже семью словами. А восьмая – при помощи восьми слов расскажет о личном восприятии рассказа или о том, посоветуют ли ребята прочитать его своим друзьям. Предлагаю ребятам дописать, дополнить новыми словами и мыслями их строчки. Делать это для наглядности лучше ручкой любого другого цвета, чтобы был виден ход работы над текстом. Таким образом, получаем мы основу для написания отзыва на литературное произведение.
Обобщая вышесказанное, хочу сказать, что использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы помогает развить в детях самостоятельность, ответственность, умение адаптироваться к сложившейся ситуации, монологическую и диалогическую речь, умение работать со словарями и другой справочной литературой. Самое главное – самостоятельно добывать знания, самореализоваться и социализироваться в современном мире.
«Цель обучения – научить обходиться без учителя», - сказал Эльберт Хаббард. Свою деятельность пытаюсь организовывать, руководствуясь этим положением.

















Список использованной литературы
Бахарева С. Развитие критического мышления через чтение и письмо. Учеб.-метод. Пособие. Новосибирск: Новосиб. ин-т пов. квалификации и переподгот. работников образования. 2005. Вып. 2. 94 c.
Великанова А.В. и др. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Дебаты. Портфолио. Самара: Профи, 2002.
Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. СПб: Альянс-Дельта, 2003. 284 с.
Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. Изд. 2-е. СПб: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003. 192 с.
Низовская И. А. Словарь программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо»: Учебно-методическое пособие. Бишкек: ОФЦИР, 2003. 148 с.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя/ Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010
Фундаментальное ядро содержание общего образования./ Под ред. В.В. Козлова, А.М.Кондакова. М.: Просвещение, 2011















13PAGE \* MERGEFORMAT14515