Рабочая программа Партерная гимнастика 
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного
образования «Железногорская детская школа искусств»
управления культуры администрации г.Железногорска
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УП.02. ПАРТЕРНАЯ ГИМНАСТИКА
дополнительной общеразвивающей программы в области хореографического искусства ПО.01. 
«Хореографическое творчество»
Срок обучения 1 год
Железногорск
2016
Содержание:
I.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.        стр.    3
II. УЧЕБНО ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН....       стр.   4
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА...       стр.  4
IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ 
УЧАЩИХСЯ....................       стр. 9
V. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. СИСТЕМА ОЦЕНОК...............................................................................................       стр. 10
VI. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА..       стр. 11
VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ       стр. 12
I.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Партерная гимнастика» - учебный предмет типового учебного плана детских школ искусств по направлению деятельности «Хореографическое  искусство» для учащихся 1  классов 4-летнего срока обучения.
 Программа рассчитана на два года обучения, 1 час в неделю.
Цель учебного предмета – развить природные физические данные учащихся, сформировать у них основные двигательные качества и навыки, необходимые для дальнейшего занятия хореографическим искусством.
Основные задачи:
 укрепление и развитие силы мышц, эластичности связок, гибкости позвоночника, подвижности суставов, выносливости, координации работы опорно-двигательного аппарата учащегося;
 формирование навыков культуры движений;
 развитие познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления), чувства коллективизма;
 воспитание мотивации к занятиям хореографическим искусством.
Для успешных занятий хореографическим искусством, учащимся детской школы искусств необходима общая физическая подготовленность: высокий уровень прочности опорно-двигательного аппарата, его мышечной и костно-суставной систем, которые обеспечивают связь отдельных частей тела между собой. Двигательный аппарат должен быть достаточно сформирован для того, чтобы тело не было стесненным в движении, негибким, маловыразительным. Данную проблему помогает решить учебный предмет «Партерная гимнастика».
Партерная гимнастика (фр. «parterre»  по земле)  выполнение упражнений на полу в различных позах, в положениях сидя, лежа на животе и спине, на боку, из различных упоров.
Занятия по учебному предмету «Партерная гимнастика» способствуют развитию природных физических данных учащихся, таких как выворотность, подъем стопы, ширина, высота и легкость шага, гибкость, координация, выносливость, ловкость, быстрота, которые составляют так называемую профессиональную пригодность. Они развивают чувство ритма и музыкальность, артистичность и творческое воображение, музыкальную и двигательную память, помогают формированию правильной осанки, основных  двигательных умений и навыков, необходимых для успешного освоения классического, народно-сценического, историко-бытового и современного танца.
II.  УЧЕБНО -ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название раздела и темы
Количество
часов
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Введение
1
Раздел 1. Упражнения для разминки
Тема 1.1. Разновидности ходьбы, исполнение марша в разных пространственных перестроениях
1
Тема 1.2. Общеразвивающие упражнения
1
Тема 1.3. Упражнения на напряжение и расслабление групп мышц тела
1
Раздел 2. Комплексы упражнений партерной гимнастики
Тема 2.1. Упражнения для эластичности мышц стопы, растяжения ахилловых сухожилий, подколенных мышц и связок
3
Тема 2.2. Упражнения для развития выворотности ног, подвижности и гибкости коленного сустава
3
Тема 2.3. Упражнения для развития подвижности тазобедренных суставов и эластичности мышц бедра
3
Тема 2.4. Упражнения для развития танцевального шага
3
Тема 2.5. Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса
3
Тема 2.6. Упражнения для развития гибкости позвоночника
3
Тема 2.7. Упражнения для укрепления мышц плеча и предплечья
1
Тема 2.8. Комплексы упражнений партерной гимнастики
9
Всего:
32
Соотношение количества часов, порядок последовательности тем могут варьироваться  в зависимости от уровня природных данных учащихся.
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Первый год обучения
Введение.
Беседа о содержании, основных задачах и значении учебного предмета.
Раздел 1. Упражнения для разминки
Тема 1.1. Разновидности ходьбы, исполнение марша в разных пространственных перестроениях
Бытовой шаг, ходьба на высоких и низких полупальцах, на пятках, на внутренней и внешней стороне стопы, «гусиным шагом», с переплетающимися ногами и т. д.
Марш на месте, по квадрату, по кругу, по прямой, по диагонали, в построении в линии, шеренги, колонны, размыкания и смыкания.
Марш с добавлением движений:
-головы  повороты, наклоны;
-рук  поднимание, опускание перед собой, над головой;
-с хлопком, за спиной;
-круговые движения руками вперед, назад, поочередно и вместе; 
-вращательные и сгибательные движения кистями;
-корпуса  повороты, наклоны влево, вправо;
-ногами  с вытянутого подъема стопы, с подъемом колена вверх, с подъемом на полупальцы, с приседанием на полупальцах.
Тема 1.2. Общеразвивающие упражнения
Упражнения, развивающие гибкость шеи: 
-наклоны, 
-повороты,
- круговые движения головой.
Упражнения, развивающие эластичность плеча и предплечья, подвижность локтевого сустава: опускание и поднимание, круговые движения вовнутрь и наружу, отведение вперед и назад плеч и предплечий.
Упражнения, развивающие подвижность лучезапястных суставов, эластичность мышц кисти: 
-одновременное и последовательное сжимание и разжимание пальцев рук; 
-сгибательные, разгибательные, вращательные движения кистями рук в локтевых суставах.
Упражнения, развивающие подвижность позвоночника: 
-сгибания и разгибания, 
-наклоны, повороты вправо и влево, 
-круговые движения, скручивания корпуса.
Упражнения, развивающие подвижность коленных суставов:
-приседания, 
-выпады, 
-горизонтальные круговые движения коленями.
Упражнения, развивающие подвижность суставов, эластичность мышц стопы:
 прыжки на полупальцах, не касаясь пола пятками;
 подъем стоп, не отрывая пяток от пола;
 шаг на месте с вытягиванием подъема стопы;
 приседания, не отрывая пяток от пола;
 тренировка мышц свода стопы, поднимаясь на полупальцы обеих ног по VI, невыворотной I, позициям ног;
 приседания и подъем на высокие полупальцы;
 стретчинговые упражнения (активные).
Тема 1.3. Упражнения на напряжение и расслабление групп мышц тела
Напряжение и расслабление мышц
 шеи;
 ног;
 рук;
 всего корпуса.
Подъем и сброс плеч. «Твердые» и «мягкие» руки. «Твердые» и «мягкие» ноги.
Раздел 2. Комплексы упражнений партерной гимнастики
Тема 2.1. Упражнения для эластичности мышц стопы,
растяжения ахилловых сухожилий, подколенных мышц и связок
В положении лежа на спине и сидя:
 вытягивание и сокращение подъема стопы по VI позиции ног;
 развороты стоп с вытянутым и сокращенным подъемом вI позиции ног;
 вращательные движения стопами внутрь и наружу;
 приподнимание в воздух вытянутых ног попеременно на 25°, 45°, 60°;
 упражнение «складка»  наклон ровного корпуса на вытянутые ноги с захватом руками стоп ног;
Тема 2.2. Упражнения для развития выворотности ног,
подвижности и гибкости коленного сустава
В положении лежа на спине:
 напряжение и расслабление ягодичных мышц;
 поворот бедер, голени и стоп внутренней стороной наружу;
 круговые движения голенью ног вправо, влево.
В положении сидя:
 упражнение «велосипед»  поочередное сгибание и вытягивание ног над полом.
В положении сидя по-турецки:
 подъем корпуса в вертикальное положение без участия рук;
 выпрямление колен до соприкосновения их внутренней части с полом по VI позиции ног.
Тема 2.3. Упражнения для развития подвижности
тазобедренных суставов и эластичности мышц бедра
В положении лежа на спине:
 поочередное выпрямление согнутых ног с помощью рук;
 легкое раскрывание ног в стороны, расслабляя колени, и закрывание через сопротивление в стопе и голени .
В положении сидя:
 наклоны вперед, с касанием вытянутых и разведенных в стороны ног, касаясь локтями пола;
 поочередное касание пола коленом вовнутрь согнутых и поставленных врозь ног;
 упражнение «лягушка»  касание пола согнутыми в коленях и разведенными врозь ногами;
 упражнение «лягушка» с наклоном корпуса вперед;
 подъем на колени с вытянутыми руками вперед из положения, сидя на пятках, с руками на поясе (при седлообразной спине);
 отведение прямой ноги назад на носок, с подачей корпуса
вперед, с руками на поясе, стоя на колене другой ноги (при седлообразной спине).
Тема 2.4. Упражнение для развития танцевального шага
В положении лежа на животе:
 упражнение «лягушка» с поднятым и прогнутым назад корпусом, прижатыми пятками и животом к полу.
В положении лежа на спине:
 подъем согнутой в коленном суставе ноги с отводом в сторону вверх с помощью руки;
 подъем ноги на 90° с выворотной и сокращенной стопой, с нагрузкой на поднятую ногу (с посторонней помощью);
 растяжка поднятой вперед вверх ноги на 180° (с посторонней помощью).
В положении сидя:
 выпрямление согнутых в коленях ног с разворотом стоп в I позиции ног с одновременным медленным наклоном корпуса к ногам;
 наклоны корпуса вперед с касанием пола к раскрытым до предела в стороны ногам;
 виды «шпагатов»  продольный, поперечный.
Тема 2.5. Упражнения для укрепления мышц брюшного
пресса
В положении лежа на спине:
 поочередный и одновременный подъем выворотных ног с сокращением и вытягиванием стоп в воздухе;
 подъем корпуса в положение сидя с вытянутыми вперед руками, с закрепленными на полу ногами (при седлообразной спине);
 одновременный подъем корпуса и вытянутых ног до образования угла согнутых в коленях ног и корпуса с разворотом их в разные стороны;
 забрасывание прямых ног за голову и возвращение в исходное положение;
 приподнимание головы с целью увидеть свои стопы (при сутулой спине).
В положении сидя:
 упражнение «ножницы»  поочередное выбрасывание прямых ног вверх с большой и малой амплитудой, раскрытие и перекрещивание ног над полом;
 отведение одной руки назад с взглядом на кисть в упоре на коленях (при седлообразной спине).
Тема 2.6. Упражнения на развитие гибкости позвоночника
В положении лежа на спине:
 приподнимание верхней части позвоночника с удерживанием тела на крестцовой части позвоночника и затылочной части головы «маленький мост» (при сутулой спине);
 прогиб корпуса с опорой на локти, без отрыва головы и таза от пола;
 наклон туловища вправо, влево без отрыва спины от пола;
 касание пола справа и слева коленями согнутых ног с одновременным поворотом головы в противоположную сторону;
 упражнение «березка»  выход в стойку с вытянутым вверх позвоночником опорой на плечи, локти и кисти рук, шея, свободна спина, таз, ноги вытянуты в одной плоскости вертикально вверх.
В положении сидя:
 выпрямление согнутых в коленях ног без отрыва туловища от ног с захватом пяток руками;
 наклоны корпуса вправо, влево с одновременным касанием пола локтем руки за коленом отведенных в сторону ног.
В положении лежа на животе:
 сдвиг подбородком предмета (книги) при вытянутом положении тела рук и ног (при сутулой спине);
 упражнение «лодочка»  одновременное вытягивание и приподнимание рук вперед, ног назад, с последующим раскачиванием;
 упражнение «качели»  захват руками щиколоток согнутых в коленях ног, их вытягивание вверх с одновременным раскачиванием;
 упражнение «кольцо»  прогиб корпуса назад с касанием головой стоп согнутых в коленях ног;
 упражнение «мостик»  стойка на руках и ногах с одновременным прогибом спины и головы назад.
В положении упора на коленях:
 поочередное поднимание прямых противоположных руки и ноги (при сутулой спине).
Тема 2.7. Упражнения для укрепления мышц плеча
и предплечья
В положении лежа на животе:
 подъем плеч вверх и назад, ладони рук в захвате локтей за головой без отрыва груднойН клетки от пола.
В положении сидя:
 подъем таза вперед вверх с опорой на руки сзади корпуса и на ноги.
В положении упора на коленях:
 касание подбородком пола с одновременным сгибанием рук в локтях (при сутулой спине);
 наклон корпуса вперед с последующим касанием плеч пола;
 с вытянутой одной рукой вперед (вторая рука под подбородком) отклонение таза вправо, влево;
 прогиб спины назад с касанием вытянутыми руками стоп.
Тема 2.8. Комплексы упражнений партерной гимнастики
Комплексы упражнений партерной гимнастики, построенные на пройденных упражнениях.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ 
УЧАЩИХСЯ
В результате изучения учебного предмета учащийся должен:
знать:
 упражнения для разминки и их предназначение;
 комплексы упражнений партерной гимнастики и их значение в подготовке учащихся к классическому и народно-сценическому танцам;
 основы релаксации;
уметь:
 выполнять комплексы упражнений;
владеть навыками:
 осознанного выполнения комплексов упражнений;
 мышечного самоконтроля во время исполнения движений;
 расслабления.
V.ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. СИСТЕМА 
                                    ОЦЕНКИ
             Оценка качества освоения учебного предмета "партерная гимнастика" включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающегося в конце каждого учебного года обучения. В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться контрольные уроки, опросы, просмотры.
             Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
             Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков. Контрольные уроки могут проходить в виде просмотров.
             Контрольные уроки в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
              По завершении изучения предмета "партерная гимнастика" по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.
              Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно.
2. Критерии оценок
            Образовательным учреждением разрабатываются критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся.
            Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно.
             По итогам показа на контрольном уроке выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Критерии выставления оценок по пятибалльной шкале
          Оценка «5» (отлично) - Учащийся осознанно и свободно владеет содержанием комплексов упражнений. Упражнения исполняет уверенно, без ошибок. Свободно владеет пластикой тела, демонстрирует физическую готовность опорно-двигательного аппарата к дальнейшему обучению, прослеживается наличие действий творческого характера при выполнении заданий. Учащийся проявляет целеустремленность, ответственность, познавательную активность, творческое отношение к занятиям.
          Оценка «4» (хорошо) - Учащийся понимает и свободно владеет содержанием комплексов упражнений и выполняет их по заданному учителем образцу без ошибок. Владеет пластикой тела, в достаточной степени демонстрирует развитость опорно-двигательного аппарата. Учащийся проявляет старание и интерес к занятиям.
         Оценка «3» (удовлетворительно) -Учащийся знает содержание комплексов упражнений, выполняет их неуверенно по заданному учителем образцу с существенными ошибками. Демонстрирует развитость опорно-двигательного аппарата, но недостаточно владеет пластикой тела. Интерес к занятиям и определенное старание не стабильны.
Оценка «2» (неудовлетворительно) - учащийся не знает содержание комплексов упражнений, выполняет их неуверенно, с существенными ошибками. Демонстрирует  зажатость,  неразвитость опорно-двигательного аппарата,     недостаточно владеет пластикой тела. 
VI. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Каждое занятие по учебному предмету «Партерная гимнастика» включает разминку, комплексы упражнений на полу и релаксацию, которые связаны между собой. 
Разминка предназначена для включения в работу в динамичном режиме опорно-двигательного аппарата, разогрева мышц, для концентрации внимания. Разминочные упражнения представляют собой разнообразные виды ходьбы, дыхательные и общеразвивающие упражнения, упражнения на напряжение и расслабление различных групп мышц тела. 
Комплексы упражнений на полу, в том числе стретчинговые (stretching  растяжка) и корригирующие, создаются с целью направленного воздействия и включения в работу различных групп мышц.
При составлении комплексов упражнений учителю следует учитывать возрастные и физиологические особенности учащихся, их двигательные и координационные способности, а также руководствоваться следующими рекомендациями:
-тщательный подбор исходных положений для упражнений;
-всякое движение должно компенсироваться «контрдвижением»: напряжение  расслабление, растягивание  силовая нагрузка;
-растягивание групп мышц выполняется в различных направлениях и должно быть нерезким, медленным, контролируемым сознанием, без усилия;
-использование упражнения на все группы мышц, с преимущественной нагрузкой на какую-либо одну из групп (каждое упражнение выполняется 45 раз);
-выполнение упражнений c предельной амплитудой движений;
-использование малой амплитуды движений для увеличения
интенсивности воздействия упражнений;
- контроль напряжения мышц с фиксированием положений рук, ног, туловища, головы;
- контроль за дыханием на протяжении всего занятия;
- использование сочетаний пружинных движений с последующей фиксацией позы для развития гибкости, растяжения мышц, связок, сухожилий;
- контроль за утомляемостью учащихся;
- исключение физических упражнений в период острых заболеваний;
Главными принципами в обучении гимнастическим движениям должна быть последовательность и систематичность; от простого - к сложному.
Релаксация  обучение расслаблению, которое необходимо для снятия физического и эмоционального напряжения, повышения жизненного тонуса. 
Музыка на занятиях по учебному предмету «Партерная гимнастика» должна соответствовать заданию учителя, сопровождать и дополнять его     объяснение и показ, поддерживать эмоциональный настрой урока, помогать справляться с темпом упражнений, с мышечным напряжением при выполнении упражнений.
Для реализации программы «Партерная гимнастика» необходимы:
- балетные залы площадью не менее 35кв.м, имеющие пригодное для танца напольное покрытии, зеркала размером 7x2 м на одной стене;
- индивидуальные коврики;
-  раздевалка  для учащихся и преподавателя;
- методический комплекс, включающий в себя нотный материал и методические пособия;
VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
БарышниковаТ. К. Азбука хореографии / Т. К. Барышникова.  СПб.,1996.
Васильева Т.И. Балетная осанка  основа хореографического воспитания детей /сост. Т. И. Васильева.  М., 1983.
Иванов В. А. Основы хореографии / В. А. Иванов.  М., 2002.
Лисицкая Т. С. Хореография в гимнастике / Т. С. Лисицкая.  М.,1984.
Никитин В. Ю. Модерн-джаз танец: этапы развития, метод. техника / В. Ю. Никитин.  М.,
13PAGE  14115
13PAGE  14115
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315