Конспект урока Природные зоны. Арктика 
                                         Урок  окружающего  мира.
Сопроводительная  информация.
Чащина Л.Б.
МАОУ «СОШ № 10», г.Кунгур.
Окружающий  мир.
4 класс.
Природные  зоны. Арктика.
Изучение  нового  материала.
Вид  урока – урок – путешествие.
Форма  организации  :  групповая.
Ожидаемый  результат:   учащиеся  должны  уметь -  определять  и  показывать  зону  арктических  пустынь  на  карте  природных  зон,  различать представителей  флоры и  фауны,  объяснять  взаимосвязи  в  природе  и  между  природой  и  человеком;  определять  возможные  причины  экологических  проблем  в  Арктике.
Цель: организация  деятельности учащихся  по  восприятию,  осмыслению  и  запоминанию      
            знаний  о географическом  положении,  об  особенностях  природы  и  экологических     
            проблем  Арктики,  значение  природы  для  данной  местности  для  человека.
Задачи:
Создать  условия для  усвоения знаний учащихся    о  зоне  арктических  пустынь, об  особенностях  природы,  об  экологических  проблемах, различать  представителей  зоны  фауны  флоры,   объяснять  взаимосвязи  в  природе  и  между  природой  и  человеком.
Содействовать  развитию  познавательной  активности  учащихся,  связной  речи, способности  к  поиску,  анализу,   к  творческой  переработке  информации;  умение  делать  сравнение,  обобщение;  уметь  работать  и  взаимодействовать  в  группе.
 Создавать  условия  для  воспитания  бережного  отношения  к  природе.
4. Оборудование:   карта  природных  зон,   атлас «  От  земли  до  неба»,   тематическая  подборка  фотографий,  учебники,   рабочая  тетрадь, компьютер,  учебный  фильм «Арктика».
       Приемы:   ТРКМ :  кластер,   таблица  « Знаю –хочу  узнать -  узнал». 
                                          Ход  урока. 
Организационный  момент.
Начинается  урок, 
Он  пойдет  ребятам  впрок,
Постарайтесь  все  понять,
Учитесь  тайны  открывать,
Ответы  полные  давать,
Чтоб  за  работу  получать
Только  лишь  оценку « пять».
Мотивация. 
-Мы  много  путешествовали  по нашей  стране  с  востока  на  запад.  А  сегодня  мы  изменим  наш  маршрут .
-Куда  же отправится  наша  научная  экспедиция? Внимание  на  экран!
       ( отрывок  из мультипликационного  фильма  «Умка»)
-Какую  природную зону  будем  изучать?
3. Сообщение  темы  урока.
Наша  экспедиция  отправляется за  Полярный  круг.  К  бескрайним  просторам  Северного  Ледовитого  океана,  к  его  островам, зону   арктических  пустынь.  Название  этой  зоны – Арктика.
  Членами  нашей  экспедиции  являются  -  географы,  ботаники, зоологи  и  экологи.
                       ( Каждая  группа  получат  свое  название  ).
 Изучение  нового  материала.
Составление  плана изучения  Арктики.  « Кластер».
Составим  план  изучения  Арктики.
- На  какие  вопросы мы  с  вами  должны  будем  ответить  в  ходе  изучения   этой  зоны?
                                                           Экологические  проблемы
                                                                   и охрана  природы.
                               АРКТИКА.
Изображение                                                                     Деятельность
на  карте.                                                                                  человека.
                                                                          
Условия  неживой               Особенности                     Особенности  животного                                
          природы.                 растительного  мира.            мира.                
                                                      
      - Молодцы!  На  какие  вопросы  вы  уже  можете  ответить?
         4. 2. Заполнение  таблицы « Знаю – хочу  узнать – узнал».
                 Знаю   Хочу  узнать    Узнал
         (  дети  заполняют  две  первые  колонки,  исходя  из  ранее  информации  и  своих  знаний,   опыта. Третья  колонка  заполняется  при  подведении  итогов).
Работа  с  картой  « Природные  зоны».
-  Найдите  на карте  природных  зон  зону  арктических  пустынь,  назовите  острова,  которые  относятся к  этой  зоне.
( Земля Франца  Иосифа,  Северная  Земля,  Новосибирские  острова, остров  Врангеля.)
- Каким  цветом  обозначена  на  карте  зона  арктических  пустынь? 
-   В каком  тепловом  поясе  находится  эта природная  зона?
( Арктика находится  за  линией  северного  полярного  пояса).
-    Мы  отправляемся  в  экспедицию  в  зону  арктических  пустынь.  
                         Физминутка.
 Работа  в  группах.
 - Мы  в  зоне  арктических  пустынь!
Нашей  экспедиции предстоит  ответить  на  вопросы…
« Почему  здесь  такие  суровые  зимы?» -  задача  для  географов.
« Какие  растения  встречаются  в  этой  зоне?» - задача  для  биологов.
«Какие  животные  населяют  арктическую  пустыню?» - задача  для зоологов.
« Имеется   ли  здесь коренное  население,  и  какие  экологические  проблемы  существуют  в Арктике  по  вине  человека».-  задача  для экологов.
                  ( Каждая  группа  получает  раздаточный  материал  и  опорную  карточку.
                     Материал  самостоятельно  изучается,  обсуждается  в  группе.  Дети    
                        готовят краткие   сообщения и  презентации.  Индивидуальную  помощь    
                       оказывает   учитель).  
                                 Карточка  для  географов.
  Источник  информации.         Цель.   Результат.
Учебник  стр. 78 – 79
 Папка  с  фотографиями»  Природа  Арктики».
 Найти  ответы  на  вопросы  и  подготовить  краткое  групповое  выступление. Презентацию
Что  такое Арктика?
Почему  в Арктике  всегда  холодно?
Природные  условия  данной  зоны.
 Какие явления  природы  можно  наблюдать  в  Арктике?
                               Карточка  для  ботаников.
Источник  информации.      Цель.  Результат.
Учебник  стр. 79- 81
Папка  с фотографиями
« Растения Арктики»
Рублика « Это  интересно  знать!»
Найти  ответы  на  вопросы  и  подготовить  краткое  групповое  выступление,  презентацию.
Какие  растения  растут  в  зоне  арктических  пустынь?
 Почему  в Арктике   растут  только эти  растения?
Интересные  факты!
              
     
  
                              Карточка  зоологов.
 Источник  информации.         Цель.   Результат.
Учебник  стр. 79 – 82.
Энциклопедия»  я  познаю  мир. Животные. » 
Стр. 20, 183, 197, 302.
Папка  с  фотографиями « животные  Арктики».
Рублика « Это  интересно  знать!».  Найти  ответы  на  вопросы  и  подготовить  краткое  групповое  выступление,  презентацию.
Как  животные  обитают  в  зоне  арктических  пустынь?
Почему  в  Арктике
живут  только  эти  животные?
Что  такое « птичий  базар ?»
Интересные  факты.
                   Карточка для  экологов  № 1.
Источник  информации.    Цель.   Результат.
Учебник  стр. 79 -82.
Папка  с  фотографиями « Экология  Арктики»  Найти  ответы  на  вопросы  и  приготовить  краткое  групповое  выступление,  презентацию.
Почему  Арктика  привлекает  людей?
 Каким  основным  трудом  заняты  люди?
Существуют  ли  экологические  проблемы?  Какие?
Какие  меры  охраны  природы  осуществляются?
 
               Карточка  для экологов  № 2.
 Источник  информации.    Цель.   Результат.
Учебник  стр. 86.
Энциклопедия «Я познаю  мир» стр. 427.
Папка  с  фотографиями « 
Остров  Врангеля.» Найти  ответы  на  вопросы  и  приготовить  краткое  групповое  выступление, презентацию.
 
Когда  был  организован   заповедник « Остров Врангеля?»
В  честь  кого  он  назван?
Какие  животные  обитают  на  территории  заповедника?
 Внесен ли он  во  Всемирный  список ЮНЕСКО?
Групповаязащита.  Презентации.
 Подведение  итогов.  Рефлексия.
- Что  нового  вы узнали  о зоне  арктических  пустынь?
-Заполним  третью  колонку  таблицы « знаю – хочу  узнать -  узнал»
-Понравилось  ли  Вам  быть  исследователями  Арктики ?
-С  какими  затруднениями  столкнулись  на  уроке?
- Какие  вопросы  Вы  бы задали  в  связи  с этим?
- Выберите  из  конверта  кружок  такого  цвета,  который  бы  обозначил твое  настроение  к  концу  урока.
   ( выставление  отметок)
9. Домашнее задание.