Конспект Знай и люби родную природу
Знай и люби родную природу.
ЦЕЛЬ: Закреплять знания детей о родной природе. Познакомить их с лекарственными растениями Башкортостана. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. Активизировать словарный запас детей. Развивать память, мышление, речь детей.
ОБОРУДОВАНИЕ: Карточки с буквами, картинки с изображением лекарственных растений: шиповник, подорожник, ромашка, крапива. Овощи и фрукты, две корзины. Листья деревьев и их плоды (дуб – желудь, рябина – ягоды, береза – сережки и др.)
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Экскурсии в осенний лес, сбор природного материала, рассматривание иллюстраций о лекарственных растениях Башкортостана, знакомство с Красной книгой.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель. Когда ты входишь в лес,
Где все нам с детства мило
Где чистым воздухом приятно так дышать
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать
Давай пройдемся медленно по лугу
И, здравствуй, скажем, каждому цветку
Ты должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Ребята, о чем это эти строчки стихотворения ? Что такое природа?
Природа это все что нас окружает, это наш дом, в котором мы живем
Без природы жизнь невозможна. Человек должен быть добрым
хозяином своей земли, настойчиво, терпеливо, глубоко изучать природу,
любить, охранять, умело умножать природные богатства.
Сегодня на нашем занятии мы поговорим о природе и выясним как
вы знаете и любите природу. Как же ее беречь?
Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы их разгадаете. Слушайте внимательно.
Нам каждому природа дорога
Ручьями распускаются холодные снега
От снега очищается и хвоя и валежник
И первым появляется в проталине … (подснежник)
В траве густой зеленой он выглядит нарядно
Но с пашен, как сорняк он изгнан беспощадно
Головка голубая и длинный стебелек
Но кто ж его не знает ведь это … (василек)
Знакома с детства каждому их белая рубашка
С середкой ярко желтой. Что за цветок? (ромашка)
Вышли темно - голубые в поле на бугорчике Это цветики степные, это … (колокольчики)
Приятно в саду прогуляться, искать освежающей тени,
Вдыхать аромат, наслаждаться, присев под кустами …
(сирени)
Тот кто на поле бывал, тот наверно замечал,
Как вьется розовый цветок, он называется … (вьюнок)
Ребята, о чем эта загадка? Какие цветы вы еще А сейчас мы поиграем и узнаем как вы знаете деревья. Я буду называть деревья, если они растут в Башкортостане- хлопок в ладоши, если нет – молчание.
Яблоня, груша, малина, ель, саксаул, облепиха, береза, вишня, черешня
лимон, апельсин, липа, клен, баобаб, мандарин.
А почему лимон, апельсин и мандарин не растут у нас?
Хорошо, а сейчас быстро буду называть деревья.
Слива, осина, каштан, кофе, рябина, кокос, дуб, кипарис, алыча, тополь,
сосна, каланча.
Молодцы, ребята, знаете вы деревья. А сейчас мы поговорим о лекарственных растениях.
Лес, как сказочное царство там кругом растут лекарства.
В каждой травке, в каждой ветке и микстуры и таблетки
Ну а чем и как лечить я хочу вас научить.
Все целебные растения знаю я без исключения
Нужно только не лениться находить в лесу
Растения что пригодны для лечения. А задание для вас такое: я покажу вам лекарственные растения, а вы попробуйте их назвать. Кто - то может быть знает что они лечат?
подорожник, ромашка, крапива, шиповник
А какие еще лекарственные растения вы знаете?
Сейчас мы поговорим о птицах. Я хочу вам загадку про птиц загадать.
Но задание это не такое уж простое, как вы думаете. Сейчас я вам раздам
карточки с буквами, а потом загадки буду вам загадывать. Отгадки вы
должны будете не просто сказать, а буквами написать.
А, В, Г, Е, И, К, Л, Н, О, П, Р, С, Ц, Ч, Я.
Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей.
Взад – вперед по пашне вскачь, а зовется птица … (грач).
На одной ноге стоит в воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад, ищет в речке лягушат.
На носу повисла капля. Узнаете - это … (цапля).
Распустила хвост жар – птица, он горит и золотится.
Из заморских, из долин, этот хвост принес … (павлин). Мы построили вдвоем для гостей весенний дом.
А верней сказать дворец, прилетай скорей … (скворец).
Ночь, как смоль, черным – черна, серой птице не до сна.
Меж кутов как тень скользит, караулит, но не спит.
Ловит каждый шорох чутко, а как крикнет, станет жутко.
Вздрогнет спящая трава, это ухает … (сова).
Еще поиграем? Игра называется ,, Птицы ,, . Но я буду называть не только птиц, если вы услышите, что появилось какое – то другое слово, не связанное с
названием птиц, топайте ногой.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны … (дети топают)
- Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи ( дети топают)
Что неправильно? (мухи – это насекомые).
-Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары
(дети топают),
-кукушки даже совы сплюшки, лебеди и утки и спасибо шутке!
Дидактическая игра «Овощи и фрукты »
У всех есть свои огороды, есть огород и у на в интернате. На огороде растут овощи и фрукты. Вот сейчас мы и соберем урожай. И не просто соберем, а фрукты – в одну корзину, а овощи – в другую.
Дидактическая игра «Чьи детки? »
Дуб – желудь, сосна – шишка, рябина – ягоды, береза – сережки.
Ребята, а что такое «красная книга»? Как надо беречь природу? Вот сегодня мы и проверили, как вы знаете природу, наш край лесной. Наступит лето, вы поедете домой, будете ходить за грибами за ягодами. Не забывайте, что в лесу нужно соблюдать чистоту и порядок. Каждый человек за свою жизнь должен посадить хотя бы одно дерево.
Лес зеленый охраняй никого не обижай
Не губи деревья ты, сохрани в лесу цвет
Ты, дружок, смотри, не подкачай, Правдивым быть и добрым обещай
Не обижай ни птахи, ни сверчка
Не покупай для бабочки сачка.
Люби цветы, леса, простор полей –
Все, что зовется Родиной твоей.
Ребята, помните, охраняя природу – мы охраняем свою Родину!»