План-конспект урока по теме Движение земной коры 6 класс

20 география 6кл. Дата __________

ТЕМА: « ДВИЖЕНИЯ ЗЕМНОЙ КОРЫ».
Цели и задачи: дать представление об основных видах движения земной коры и причинах их возникновения познакомить с новыми понятиями и новыми географическими объектами; продолжать развивать навык. работы с географической картой и контурной картой; познакомить с правилами поведения при землетрясениях. Средства обучения: физические карты полушарий и России, атлас, контурная карта, учебник, таблица шкалы землетрясений по Рихтеру,
Ход урока
1. Организационный момент. 2. Повторение изученного материала. Задание. 1) На доске начертить схему «Виды горных пород» 2) Дать характеристику горных пород по таблице. З) Найдите соответствие между горными породами и их происхождением 1. Каменный уголь 10. Ракушечник 2. Мрамор 11. Известняк З. Поваренная соль 12. Гипс 4.Пемза 13.Гранит 5. Нефть 14. Габбро б. Мел 15. Песчанки 7, Гнейс 16. Кварцит 8.Графит 17.Глина 9. Диорит 18. Глинистый сланец А. Магматические Б. Осадочные В. Метаморфические 3. Изучение нового материала. Землетрясение грозное явление природы, представляющее собой подземные удары и колебания поверхности Земли, вызванные главным образом резкими разрывами и смещением горных пород на глубине. Землетрясения различаются по силе и степени разрушения зданий и сооружений. Сила землетрясения оценивается по 12-балльной шкале, каждый балл характеризует размер и степень разрушений. Очаг землетрясения: область в недрах Земли, где происходит быстрое перемещение масс вдоль земного разрыва, сопровождаемое высвобождением накопленной энергии; размеры могут быть от десятков метров до сотен километров. Эпицентр землетрясения участок земной поверхности над очагом землетрясения. Сейсмический пояс территория, охватывающая области известных и ожидаемых очагов землетрясений и подверженная их воздействию, приурочены к областям формирования горных хребтов, межгорных впадин, глубоководных океанических впадин. Беседа-анализ с отработкой новых понятий и поиск новых географических объектов (Тихоокеанский, Альпийско-Гималайский или Средиземноморско-Азиатский сейс мические пояса) на настенных картах и нанесением их на контурную карту, а также - вычерчиванием на доске и в тетрадях схемы распространения волн при землетрясениях Знакомство с правилами поведения при землетрясениях. 2. Рассказ учителя с элементами беседы о медленных вертикальных движениях земной коры. Почему происходят движения земной коры? Какие существуют виды колебаний земной коры? Что происходит в результате опускания и поднятии участков земной коры? Могут ли эти природные явления принести вред человеку и окружающей природе? В каких районах Земли наиболее часты землетрясения? В равнинных или горных? Почему территории равнин меньше подвержены резким колебаниям земной коры? Скандинавский полуостров испытывает медленное поднятие со скоростью 1 см в год, Гималаи поднимаются со скоростью 5 8 см в год. Значительная часть Нидерландов испытывает медленное вертикальное опускание до З мм в год Объяснение учителем видов залегания горных пород с вычерчиванием на доске и в тетрадях схем горста, сброса и грабена. Иллюстрация схем конкретными примерами морей: грабенового происхождения Черное, Красное; сбросовые моря Охотское, Японское; озер грабенового происхождения
· Байкал, Танганьика, Виктория; гор горстового происхождения Тянь-Шань, Сьерра-Невада; сбросового происхождения Капские горы; плоскогорий горстового происхождения Тибет, горы Забайкалья. Учащиеся наносят названия этих географических объектов на контурную карту. 3. Закрепление полученных знаний. 1 вариант. Заполнение таблицы на основе текста учебника
Вид движения земной коры
Районы проявления 1

1. Земная кора медленно поднимается
Скандинавский полуостров, ...

2. Земная кора медленно опускается
Нидерланды,

3. Землетрясение
Тихоокеанский пояс,

2 вариант. Тестовое задание для учащихся более высокого уровня подготовки замена работы с текстом учебника. 1) Глубокие впадины, образующиеся при опускании земной коры, это: а) горст в) сброс - б) грабен г) разлом 2) Медленное вертикальное поднятие испытывает: а) Скандинавия в) Чили б) Байкал г) Нидерланды З) Медленное вертикальное опускание испытывает: а) Скандинавия в) Чили б) Байкал г) Нидерланды 4) Участок в земной коре, где происходит разрыв и смещение пород, это а) кратер в) грабен б) очаг землетрясения г) эпицентр 5) Прибор, регистрирующий землетрясение, это: а) барометр в) сейсмограф б) флюгер г) гироскоп 4. Домашнее задание. Подготовка сообщений о практическом применении горячих источников и гейзеров. п. 18, вопросы и задания



Тесты по теме «Движения земной коры»

1) Глубокие впадины, образующиеся при опускании земной коры, это: а) горст в) сброс - б) грабен г) разлом
2) Медленное вертикальное поднятие испытывает: а) Скандинавия в) Чили б) Байкал г) Нидерланды
З) Медленное вертикальное опускание испытывает: а) Скандинавия в) Чили б) Байкал г) Нидерланды
4) Участок в земной коре, где происходит разрыв и смещение пород, это а) кратер в) грабен б) очаг землетрясения г) эпицентр
5) Прибор, регистрирующий землетрясение, это: а) барометр в) сейсмограф б) флюгер г) гигроскоп


Тесты по теме «Движения земной коры»

1) Глубокие впадины, образующиеся при опускании земной коры, это: а) горст в) сброс - б) грабен г) разлом
2) Медленное вертикальное поднятие испытывает: а) Скандинавия в) Чили б) Байкал г) Нидерланды
З) Медленное вертикальное опускание испытывает: а) Скандинавия в) Чили б) Байкал г) Нидерланды
4) Участок в земной коре, где происходит разрыв и смещение пород, это а) кратер в) грабен б) очаг землетрясения г) эпицентр
5) Прибор, регистрирующий землетрясение, это: а) барометр в) сейсмограф б) флюгер г) гигроскоп