Календарно-тематическое планирование по технологии 4 класс ФГОС УМК Гармония
Четвертый год обучения
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В основу рабочей программы по технологии для 4 класса положена авторская программа Н.М. Конышевой «Технология. Художественно-конструкторская деятельность» и обеспеченная учебником Н.М. Конышевой «Технология» 4 класс - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2014 (учебно-методический комплект «Гармония»). Учебники комплекта "Гармония" рекомендованы к использованию Министерством образования и науки РФ и включены в Федеральный перечень учебников на 2015-2016 учебный год.
Рабочая программа курса построена с учётом требований ФГОС, содержит общую характеристику особенностей курса, его целей, задач, содержания и планируемых результатов образования.
Рабочая программа разработана в соответствии с и нормативно-правовой базой:
Законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Федеральным перечнем учебников на 2015-2016 учебный год, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 № 1047;
СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
Рекомендациями по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ);
Учебным планом школа х. Ямы филиал МОУ СОШ х. Клетский на 2015-2016 учебный год;
Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании социально значимых умений и общей творческой направленности личности, духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Изучение технологии способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.
Задачи изучения дисциплины:
формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;
развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);
развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений;
развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;
формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;
духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.
Отбор содержания курса определяется рядом принципов.
Согласно принципу гуманитаризации и культуросообразности содержание получаемого образования не ограничивается практико-технологической подготовкой, а предполагает освоение на доступном уровне нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре. В процессе изучения программного содержания учащиеся знакомятся с традициями в развитии предметного мира, изучают традиционные ремесла и приемы работы. В результате мир вещей выступает для них как источник историко-культурной информации, а мастерство как выражение духовной культуры человека; освоение приемов и способов преобразовательной практической деятельности приобретает значение приобщения к человеческой культуре. Кроме того, они получают необходимые элементарные знания из области дизайна (о правилах создания предметов рукотворного мира, его взаимосвязях с миром природы) и учатся их использовать в собственной деятельности.
Принцип интеграции и комплексности содержания предполагает органичное включение нового материала в изучение последующего содержания и решение творческих задач; кроме того, согласно данному принципу в содержании изучаемого материала учитывается личный опыт учащихся, направленность предметного содержания на комплексное развитие всех структур личности и установление межпредметных связей с курсами других учебных дисциплин, что обеспечивает углубление общеобразовательной подготовки учащихся.
Предлагаемый учебный курс интегрирует в себе как рационально-логические, так и эмоционально-оценочные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами:
окружающий мир (рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций);
математика (моделирование – преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр., выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами);
изобразительное искусство (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна);
родной язык (развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности: описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);
литературное чтение (работа с текстовой информацией, восприятие и анализ литературного ряда в целостном процессе создания выразительного образа изделия).
Принцип вариативности содержания предусматривает возможность дифференциации изучаемого материала с целью индивидуального подхода и разноуровневого освоения программы; этот принцип реализуется за счет выделения в содержании изучаемых тем основной (инвариантной) составляющей и вариативной (дополнительной) части;
Инвариантная часть содержания обеспечивает освоение предметных знаний и умений на уровне обязательных требований на момент окончания начальной школы; вариативная часть включает задания, дифференцированные по уровню сложности и объему, материал на расширение и углубление знаний по теме, задания на реализацию индивидуальных интересов, на применение полученных знаний в новых ситуациях, для решения нестандартных практических задач.
Принцип концентричности и спиралевидности предполагает, что продвижение учащихся в освоении предметного, культурологического и духовно-эстетического содержания курса происходит последовательно от одного блока к другому, но в то же время оно не является строго линейным. Изучение наиболее важных вопросов, с целью достижения необходимой глубины их понимания, строится таким образом, чтобы школьники могли осваивать их постепенно, обращаясь к тем или иным темам на разных ступенях единого курса.
В соответствии с принципом целостности развития личности в ходе освоения учебного предмета предполагается целенаправленное стимулирование интеллектуальной, эмоционально-эстетической, духовно-нравственной, психофизиологической сфер личности, что обеспечивается побором содержания материала и организацией деятельности учащихся по его усвоению.
Содержание курса позволяет реализовать принцип развития по целому ряду взаимосвязанных направлений:
Умственное развитие на уроках технологии обусловлено тем, что в основе развития обобщений и абстрактного мышления лежит отнюдь не вербальная, а непосредственная практическая деятельность человека, соединенная с умственной деятельностью, что особенно актуально в младшем школьном возрасте. В соответствии с этим для успешного формирования новых умственных действий в процесс обучения включаются необходимые внешние, материальные действия. Они дают возможность невидимые внутренние связи сделать видимыми, показать их содержание учащимся, сделать понятными.
Эмоционально-эстетическое развитиесвязано с тем, что учащиеся так или иначе проявляют соответствующее отношение к объектам, условиям, процессу и результатам труда. Выполнение заданий на уроках художественного конструирования предполагает учет основ композиции, средств ее гармонизации, правил художественной комбинаторики, особенностей художественного стиля. Поскольку содержание работы школьников строится с учетом определенных художественно-конструкторских правил (законов дизайна), на уроках создаются благоприятные условия для формирования представлений о наиболее гармоничных вещах и среде в целом, для выработки эстетического восприятия и оценки, художественного вкуса.
Духовно-нравственное развитие учащихся в курсе технологии обусловлено направленностью его содержания на освоение проблемы гармоничной среды обитания человека, конструируемой с учетом культурных традиций и правил современного дизайна. Школьники получают устойчивые и систематические представления о достойном человека образе жизни в гармонии с окружающим миром.
Развитию духовности и нравственных принципов способствует активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для художника-конструктора. Мир вещей возникает из мира природы и существует рядом с ней, и данная программа побуждает детей задуматься о взаимосвязи этих двух миров, о способах их сосуществования.
На уроках технологии школьники знакомятся также с народными ремеслами, изучают народные традиции, которые сами по себе имеют огромный нравственный смысл. Они получают знания о том, как в обычных утилитарных предметах повседневного быта в культуре любого народа отражались глубокие и мудрые представления об устройстве мироздания; как гармонична была связь всего уклада жизни человека с жизнью природы; каким высоконравственным было отношение к природе, вещам и пр.
Все эти вопросы ученики осваивают не на уровне вербальных положений или абстрактных идей, а пропуская их через собственный опыт и продуктивную творческую деятельность.
Психофизиологическое развитие на уроках технологии обеспечивается тем, что работа учащихся сочетает в себе умственные и физические действия. Выполнение практических заданий связано с определенной мускульной работой, в результате которой активизируются обменные процессы в организме, а вместе с ними – рост клеток и развитие мускулов. Предусмотренная в содержании курса система практических операций способствует ускорению формирования узла связи предплечья и кисти, развитию координации движений руки и гармонизации физического и общего психофизиологического развития учащихся.
При составлении программы также учтены принципы классической дидактики (прежде всего научности, доступности, систематичности, последовательности).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В системе общеобразовательной подготовки учащихся начальной школы курс технологии играет особую роль в силу своей специфики. Особенность уроков технологии состоит в том, что их основой является предметно-практическая деятельность, в которой понятийные (абстрактные), образные (наглядные) и практические (действенные) компоненты процесса познания окружающего мира занимают равноправное положение. С учётом таких уникальных возможностей курс технологии можно рассматривать как базовый в системе общеобразовательной подготовки младших школьников. Он эффективно заменяет собой целый ряд так называемых специальных тренингов и при этом не только не увеличивает, но снимает учебные перегрузки и тем самым составляет ощутимый противовес тотальному вербализму в обучении, который захлестнул современную школу и наносит колоссальный ущерб здоровью детей.
Отбор содержания и построение учебной дисциплины определяются возрастными особенностями развития младших школьников, в том числе функционально-физиологическими и интеллектуальными возможностями, спецификой их эмоционально-волевой сферы, коммуникативной практики, особенностями жизненного, сенсорного опыта и необходимостью их дальнейшего развития.
Учебный материал каждого года имеет системную блочно-тематическую структуру, предполагающую постепенное продвижение учащихся в освоении выделенных тем, разделов одновременно по таким направлениям, как практико-технологическая (предметная) подготовка, формирование метапредметных умений и целостное развитие личности.
Содержательные акценты программы сделаны на вопросах освоения предметного мира как отражения общей человеческой культуры (исторической, социальной, индивидуальной) и ознакомления школьников с законами и правилами его создания на основе доступных им правил дизайна. Дизайн соединяет в себе как инженерно-конструкторский (т. е. преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный), что позволяет осуществить в содержании курса более гармоничную интеграцию различных видов учебно-познавательной и творческой деятельности учащихся.
Методической основой организации деятельности школьников на уроке является система репродуктивных, проблемных и поисково-творческих методов. Проектно-творческая деятельность при дизайнерском подходе к программному материалу составляет суть учебной работы и неотделима от изучаемого содержания. В соответствии с этим программа органично вписывает творческие задания проектного характера в систематическое освоение содержания курса. Помимо этого в учебнике 3 класса предусмотрены специальные темы итоговых проектов, однако данное направление работы не ограничено их локальным выполнением; программа ориентируется на системную проектно-творческую деятельность учащихся; основные акценты смещаются от изготовления поделок и овладения отдельными приёмами работы в сторону проектирования вещей на основе сознательного и творческого использования материалов и технологий.
Таким образом, программа и созданный на её основе авторский учебно-методический комплект позволяют учителю избежать как вербального подхода (когда большая часть содержания усваивается «на словах»), так и узко технологического (при котором основное внимание направлено на обучение приёмам практической работы). Сочетание интеллектуального, эмоционального и практического компонентов на базе творческой предметно-преобразовательной деятельности позволяет представить курс технологии в начальных классах как систему формирования предметных и метапредметных знаний, умений и качеств личности учащихся.
Программа курса обеспечивает результаты, необходимые для дальнейшего обучения в среднем звене школы, для усвоения социального опыта, нравственно-эстетического развития и творческой деятельности.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования, положенными в основу данной программы, являются:
Формирование у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания.
Формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки.
Воспитание ребёнка как члена общества, во-первых, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, принципы нравственности и гуманизма, а во-вторых, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении.
Формирование самосознания младшего школьника как гражданина, основ гражданской идентичности.
Воспитание в ребёнке чувства прекрасного, развитие его эстетических чувств, вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой культуры, стремления к творческой самореализации.
Воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью.
Направленность образовательного процесса на достижение указанных ценностных ориентиров обеспечивается созданием условий для становления у учащихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий одновременно с формированием предметных умений.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный:
рассказ, лекция, объяснение, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.; б) репродуктивный:
воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование; в) проблемное изложение изучаемого материала; г) частично-поисковый, или эвристический метод; д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ:
Индивидуальная
Парная
Групповая
Фронтальная
Экскурсия
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курса «Технология» в 4 классе начальной школы отводится 1 ч в неделю. Программа рассчитана на 34 ч (34 учебные недели).
Учебно-тематический план
№ Наименование разделов и тем Всего часов
1. Из глубины веков – до наших дней 10
2. Традиции мастеров в изделиях для праздника 11
3. Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие 6
4. В каждом деле – свои секреты 7
Итого: 34
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
4 класс (34 часа)
Из глубины веков – до наших дней (10 ч)
Керамика в культуре народов мира. Особенности керамической посуды у разных народов; отражение в посуде образа жизни и обычаев; форма и роспись сосудов. Архитектурная керамика; изразец.
Плетение из лозы, бересты, щепы; имитация этих материалов в плетении из бумажных полос.
Украшения в культуре народов мира. Использование древних традиций в современных изделиях. Изготовление изделий на основе народных традиций.
Традиции мастеров в изделиях для праздника (11 ч)
Гофрированная подвеска из бумаги. Традиционные приемы выполнения складок и конструирования изделий. Раскладная открытка; особенности конструкции раскладных открыток, композиция изделий. Упаковка для подарка; связь упаковки с подарком, зависимость конструкции и отделки от назначения упаковки. Карнавал. Традиции разных народов в организации карнавалов, их культурно-исторический и современный смысл. Праздничный пряник. Традиционное праздничное угощение в народной культуре. Творческое использование традиционных канонов в современной жизни.
Декоративная рамка для фото. Зависимость формы, декора рамки от особенностей обрамляемой фотографии или картины. Приемы изготовления декоративной рамки в технике барельефа. Изготовление праздничных сувениров и подарков к Новому году и Рождеству.
Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие (6 ч)
Вязание крючком; материалы, инструменты, технология вязания. Изготовление простых изделий. Петельный шов; технология выполнения петельного шва, его функциональное и декоративное назначение. Изготовление изделий с использованием петельного шва; декоративные кармашки. Жесткий переплет, его составные части и назначение. Технология выполнения простых переплетных работ. Обложка для проездного билета. Ремонт книги. Изготовление подарков, сувениров с использованием освоенных технологий.
В каждом деле – свои секреты (7 ч)
Соломенных дел мастера; декоративно-художественные свойства соломки. Обработка и использование соломки как поделочного материала в различных видах изделий. Отражение культурно-исторических традиций в изделиях из соломки. Замена соломки другими волокнистыми материалами. Игрушки из соломки и ниток. Аппликация из соломки.
Металл в руках мастера. Ремесла, связанные с обработкой металла; чеканка. Тиснение по фольге как упрощенный аналог чеканки по металлу. Подготовка материалов и инструментов, способы работы. Изготовление декоративной пластины способом тиснения по фольге.
Секреты бумажного листа. Технологии и культурные традиции в искусстве оригами. Новые виды складок и приемы работы.
Традиционные ремесла как отражение особенностей национальной культуры народов мира.
планируемые результаты освоения предмета
Личностные
У учащихся будут сформированы:
положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;
уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире;
представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания;
Могут быть сформированы:
устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;
привычка к организованности, порядку, аккуратности;
адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов;
Предметные
Учащиеся научатся:
использовать в работе приемы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборки и отделки изделия;
работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
изготавливать плоскостные и объемные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность - и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности;
Учащиеся получат возможность научиться:
определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т.е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
руководствоваться правилами при выполнении работы;
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия дляполучение необходимых результатов;
осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения;
Познавательные
Учащиеся научатся:
находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями;
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;
понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности;
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
В зависимости от этапа обучения используются три вида оценивания: стартовая диагностика, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и итоговое оценивание.
Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся носит накопительный характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всего года обучения в 3 классе. При текущем контроле проверяются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например, по обработке материалов, изготовлению различных изделий. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертёжные инструменты, поскольку умения владеть ими в курсе технологии являются основными и базовыми для большинства видов художественно-творческой деятельности. Учитель может дополнительно наблюдать и фиксировать динамику личностных изменений каждого ребёнка (учебная и социальная мотивация, самооценка, ценностные и морально-этические ориентации).
Критерий оценки качественных результатов выполнения заданий:
чёткость, полнота и правильность ответа на вопросы по изделию;
соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным образцом характеристикам;
аккуратность в выполнении изделия, экономность в использовании средств;
целесообразность выбора композиционного и цветового решения, внесения творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием).
Характеристика цифровой отметки
•“5” ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, проявил организационно-трудовые умения (поддерживал чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно расходовал материалы, работа аккуратная);
•“4” ставится, если работа выполнена не совсем аккуратно, измерения не достаточно точные, на рабочем месте нет должного порядка;
•“3” ставится, если работа выполнена правильно только наполовину, ученик неопрятно, неэкономно расходовал материал, не уложился в отведенное время.
В заданиях проектного характера необходимо обращать внимание на умение детей сотрудничать в группе, принимать поставленную задачу и искать, Отбирать необходимую информацию, находить решение возникающих при работе проблем, изготовлять изделие по заданным параметрам и оформлять выступление. Кроме того, отмечать активность, инициативность, коммуникабельность учащихся, умения выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания защищать проект.
СВЕДЕНИЯ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ УЧИТЕЛЕМ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ И ОСНАЩЕНИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА:
Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение:
Для учителя:
- Рабочие программы. Начальная школа. 4 класс УМК «Гармония».
- Учебник: Н.М.Конышева «Технология» 4 класс - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013
- Методические рекомендации Н.М.Конышева «Технология» 4 класс - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012.
Ресурсы Интернета
- Электроные образовательные ресурсы http://umk-garmoniya.ru/electronic_support/ - Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru,
- Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/- Учительский портал: http://www.uchportal.ru/- http://www.nachalka.com/- http://www.zavuch.info/- Методический центр: http://numi.ru/Инструменты для обработки различных материалов.
Коллекции «Виды бумаги и картона», «Виды ткани».
Муляжи «Овощи», «Фрукты».
Модели геометрических фигур.
Таблицы по темам.
Технологические карты.
Для детей:
- Учебник: Н.М.Конышева «Технология» 4 класс - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Для полноценной реализации курса технологии в начальном общем образовании и достижения планируемых результатов необходима соответствующая материальная база. При этом данная программа разработана с учетом значительного разнообразия реальных условий, в которых существует современная отечественная начальная школа, и предполагает, что ее содержание может быть реализовано при минимальных затратах на материальные ресурсы. Для работы каждому ребенку необходимы
следующие материалы: наборы цветной бумаги для аппликации, картон, ткань, пластилин, швейные нитки, нитки для вышивания, пряжа для вязания, природные и утилизированные материалы, гуашь;
и инструменты: ножницы (школьные), подрезной нож, простые и цветные карандаши, линейка, угольник, циркуль, швейные и вышивальные иглы, кисти для клея и для красок, дощечка для лепки, подрезная доска.
Помимо перечисленных материалов и инструментов в необходимую материальную базу входят учебники, рабочие тетради на печатной основе и другие учебно-методические материалы, составляющие учебно-методический комплект по технологии.
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу третьего класса учащиеся узнают:
виды технической документации (чертеж, эскиз, рисунок, схема);
способ использования линейки как чертежно-измерительного инструмента, для выполнения построений и разметки деталей на плоскости;
способ построения прямоугольника от двух прямых углов с помощью линейки;
что такое развертка объемного изделия (общее представление), способ получения развертки;
условные обозначения, используемые в технических рисунках, чертежах и эскизах разверток;
способы разметки и вырезания симметричной формы из бумаги (по половине и % формы);
что такое композиция (общее представление), об использовании композиции в изделии для передачи замысла;
что такое барельеф, технику выполнения барельефа;
как выглядит полотняное переплетение нитей в ткани;
что разметку деталей на ткани можно выполнять по шаблону и способом продергивания нити;
как сделать бахрому по краю прямоугольного изделия из ткани с полотняным переплетением нитей;
швы «вперед иголку» и «через край», способы их выполнения;
о технологических и декоративно-художественных различиях аппликации и мозаики, способах их выполнения;
о символическом значении народной глиняной игрушки, ее основных образах;
Учащиеся научатся:
правильно использовать линейку как чертежно-измерительный инструмент для выполнения построений на плоскости;
с помощью линейки строить прямоугольник от двух прямых углов;
читать технический рисунок и схему с учетом условных обозначений и выполнять по ним работу;
выполнять несложные расчеты размеров деталей изделия, ориентируясь на образец или технический рисунок;
чертить простые прямоугольные развертки (без соблюдения условных обозначений);
выполнять разметку квадрата на прямоугольном листе бумаги способом сгибания;
выполнять разметку по предмету;
выполнять изображения в технике барельефа;
лепить круглую скульптуру из целого куска, пользоваться специальной палочкой и стекой;
изготавливать несложные фигуры из бумаги в технике оригами;
создавать простые фронтальные и объемные композиции из различных материалов;
выполнять разметку на ткани способом продергивания нитей;
выполнять разметку на ткани по шаблону; выкраивать из ткани детали простой формы;
выполнять бахрому по краю изделия из ткани с полотняным переплетением нитей;
выполнять швы «вперед иголку» и «через край»;
выполнять несложные изображения в технике мозаики (из бумаги и природных материалов);
анализировать конструкцию изделия и выполнять работу по образцу;
придумать и выполнить несложное оформление изделия в соответствии с его назначением.
Учащиеся получат возможность узнать:
-что поделочные материалы (бумага, ткань, пластилин) могут менять свои конструктивные и декоративные свойства в результате соответствующей обработки (намачивания, сминания, разогревания и пр.);
что вещи должны подходить к окружающей обстановке, к характеру и облику своего хозяина;
что в разных условиях использования одна и та же по своей функции вещь будет иметь разное устройство и разный внешний вид;
что в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;
о символическом значении образов и узоров в некоторых произведениях народного искусства;
что такое симметрия (асимметрия) и ритм в форме предметов, в композиции изделий и каков их конструктивный и эстетический смысл;
-что такое проектная деятельность, требования к выполнению и защите проектов.
Учащиеся получат возможность научиться:
планировать предстоящую практическую работу, выстраивать технологическую последовательность изготовления простых изделий по образцу или собственному замыслу;
выполнять несложные эскизы разверток изделий с использованием условных обозначений;
вносить несложные изменения и дополнения в конструкцию и оформление изделия в соответствии с поставленными условиями;
создавать творческие фронтальные и объемные композиции по собственному замыслу в соответствии с художественно-конструкторской задачей; подбирать материалы и способы их обработки;
-расписывать изделия из пластилина красками (гуашью);
-выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изученного материала на основе полученных знаний и умений.
Поурочно-тематическое планированиеуроков технологии в 4 классе, программа Н.М. Конышевой
(1 час в неделю. 34 часа в год)
Планируемые сроки / дата проведения № урока Тема урока, изделия, страницы учебника Предметное содержание и задачи урока Характеристика учебной деятельности учащихся Формируемые УУД Виды деятельности
1. Из глубины веков – до наших дней (10 ч)
1 Вводный урок. Задачи и содержание работы в новом учебном году и первой четверти.
Учебник С. 3–12 Введение учащихся в проблематику вопросов, предусмотренных для изучения.
Формирование умения работать с учебной информацией (учебник). Рассматривать, читать учебник и рабочие тетради.
Обсуждать общее содержание учебника и тетрадей.
Обсуждать смысл историко-культурных традиций.
Обсуждать содержание творческих работ и проектов на предстоящий учебный год. Ориентироваться в содержании учебника.
Воспринимать и анализировать учебную информацию (условные обозначения, содержание, рубрики, расположение на странице, рисунки, схемы, словарь).
Вступать в общение, соблюдая правила общения, выражать свою точку зрения, слушать другого. Беседа. Составление технологической карты по ТБ.
2
Керамика в культуре народов мира. Лепка сосуда по традиционным канонам гончарного искусства.
Учебник, с. 13–15
Повторение и закрепление технологий лепки, освоение новых технологий изготовления сосудов.
Развитие умения работать по инструкции (словесной и в виде графической схемы).
Расширение представлений о гармонии формы («красоты») и функции («пользы», удобства) в предметах народного быта.
Расширение культурного кругозора, воспитание интереса к культурным традициям.
Развитие тонкой моторики, внимания, воображения.
Воспитание экологического сознания. Рассматривать образцы керамических изделий.
Анализировать форму сосудов, её функциональность и внешнюю выразительность.
Анализировать различные способы практической работы, обсуждать их и сравнивать.
Изготавливать изделия по образцам, инструкции и замыслу. Анализировать информацию в учебнике, обсуждать ее.
Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану.
Выполнять работу по инструкции.
Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности.
Прогнозировать необходимые действия для получения практического результата, планировать работу.
Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). Подбор и составление магические узоры для керамического изделия. Лепка простого сосуда из пластилина. Роспись сосуда.
3 Керамика в культуре народов мира. Роспись сосуда символическим орнаментом по традиционным канонам.
Учебник, с.16–21
Рабочая тетрадь № 1, с. 4–5
Обогащение знаний о культурных традициях в создании предметного мира.
Развитие художественного вкуса, творческого воображения.
Развитие тонкой моторики, внимания, ассоциативно-образного мышления.
Рассматривать образцы изделий, анализировать и обсуждать их (значение, символический смысл и способы создания узоров на сосудах).
Выполнять упражнения на составление узоров по мотивам культурных образцов.
Выполнять декоративную отделку сосудов по мотивам культурных образцов. Воспринимать и анализировать текстовую и визуальную информацию.
Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать.
Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану.
Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности.
Прогнозировать необходимые действия для получения практического результата, планировать работу.
Творчески использовать полученные знания и умения в практической работе.
Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). 4
Архитектурная керамика. Изразец. Декоративная плитка.
Учебник, с.22–31.
Рабочая тетрадь №1, С.6-9.
Ознакомление с особенностями архитектурной керамики, её историей и технологией.
Совершенствование приёмов и технологий лепки.
Расширение культурного кругозора.
Воспитание экологического сознания.
Формирование коммуникативных умений. Читать, анализировать и обсуждать информацию в учебнике.
Рассматривать образцы изделий.
Выполнять эскизы декоративных плиток.
Распределять работу в парах, группах по изготовлению декоративных изразцов.
Выполнять работу в соответствии с замыслом. Анализировать графическую и текстовую информацию.
Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать.
Принимать учебную задачу. Планировать работу.
Выполнять работу по инструкции и по плану.
Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). Дорисовка пропущенного фрагмента изразца. Роспись готового панно. Изготовление «изразцового» панно из пластилина. Лепка и роспись.
5
Архитектурная керамика. Изразец (продолжение).
Коллективное панно.
Учебник, с. 22–31.
Рабочая тетрадь №1, С.6-9.
Формирование знаний об использовании керамики в архитектуре. Ознакомление с русским изразцом.
Обучение технике изготовления декоративных изображений по типу керамических панно из плиток.
Воспитание коммуникативности, культуры общения в совместной работе.
Развитие творческого воображения, внимания, тонкой моторики. Читать, анализировать и обсуждать информацию в учебнике.
Рассматривать и анализировать образцы, технологии изготовления изделий.
Договариваться о выполнении работы в парах, группах.
Выполнять работу по изготовлению коллективного панно.
Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать.
Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану.
Прогнозировать необходимые действия для получения практического результата, планировать работу.
Творчески использовать полученные знания и умения в практической работе.
Выполнять работу по инструкции и оп замыслу.
Проявлять заинтересованное, внимательное, вдумчивое отношение к объектам культурного наследия.
Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). 6-7
Древнее ремесло – плетение изделий.
Плетёная коробочка.
Учебник, с.32–39
Рабочая тетрадь №1, С. 10-13.
Ознакомление с технологией плетения изделий из полос бумаги.
Формирование практических умений изготовления изделий в технике плетения.
Развитие тонкой моторики, внимания, пространственного мышления.
Расширение культурного кругозора.
Воспитание аккуратности, усидчивости, добросовестного отношения к работе.
Воспитание экологического сознания. Читать, анализировать и обсуждать информацию в учебнике.
Рассматривать образцы изделий. Анализировать приёмы выполнения работы.
Изготавливать коробочку в технике плетения.
Обсуждать варианты работы с товарищами.
Воспринимать и анализировать учебную информацию.
Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать.
Принимать учебную задачу; понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ней.
Прогнозировать необходимые действия для получения практического результата. планировать работу.
Выполнять работу по плану в соответствии с инструкцией.
Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). Проявлять заинтересованное, внимательное, вдумчивое отношение к объектам природы и их отражению в произведениях искусства. Изготовление плетеной корзиночки способом прямого плетения.
8 Мини-проекты (переконструирование, доконструирование и проектирование изделий в технике плетения из полос).
Учебник, с.39
Совершенствование навыков плетения из полос.
Развитие умения решать творческие задачи с использованием освоенных технологий.
Развитие мышления, воображения.
Развитие проектных умений, подготовка к выполнению проектов.
Читать, анализировать и обсуждать информацию в учебнике.
Решать задачи на доконструирование и переконструирование изделий.
Выполнять мини-проекты: создавать эскизы изделий в соответствии с поставленными условиями.
Конструировать изделия в соответствии с дизайнерской задачей. Воспринимать и анализировать учебную информацию.
Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к творческой самостоятельности.
Аргументированно излагать свой замысел.
Творчески использовать полученные знания и умения в практической работе.
Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). Изготовление плетеной коробочки способом прямого плетения. Украшение готового изделия бумажными кружевами.
9
Украшения в культуре народов мира. Цепочки из бисера. Технология изготовления узора «колечки».
Учебник, с.40–46.
Рабочая тетрадь №1, С.14. Обучение новым технологиям изготовления декоративно-прикладных изделий из бисера.
Расширение культурного кругозора: ознакомление с историческими традициями изготовления украшений и их ролью в культуре народов мира.
Формирование представлений о ритме и симметрии в узорах украшений и их значении в орнаментах народных изделий.
Развитие тонкой моторики, воображения, ассоциативно-образного мышления.
Развитие художественного вкуса, воображения.
Воспитание аккуратности, усидчивости, добросовестного отношения к работе. Читать текст, рассматривать образцы изделий.
Воспринимать новую информацию по изучаемой теме, обсуждать ее.
Решать задачи на завершение эскизов и составление схем цепочек из бисера с узором «колечки».
Упражняться в выполнении цепочки из бисера с узором «колечки».
Воспринимать и оценивать текстовую и визуальную информацию, обсуждать ее.
Принимать учебную задачу; понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ней.
Планировать работу и выполнять её по плану.
Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). Составление собственного узора цепочки «крестик» или «колечки».
10 Украшения в культуре народов мира. Цепочки из бисера. Технология изготовления узора «крестик».
Учебник, с.47-48.
Рабочая тетрадь №1, С.15, 17.
Закрепление приёмов изготовления декоративных цепочек из бисера; обучение новым технологиям.
Развитие художественного вкуса, воображения.
Воспитание аккуратности, усидчивости, добросовестного отношения к работе. Читать текст, рассматривать образцы изделий.
Воспринимать новую информацию по изучаемой теме, обсуждать ее.
Решать задачи на завершение эскизов и составление схем цепочек из бисера с узором «крестик».
Изготавливать цепочки из бисера с узором «крестик». Воспринимать и оценивать текстовую и визуальную информацию, обсуждать ее.
Принимать учебную задачу; понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ней.
Планировать работу и выполнять её по плану.
Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). Составление собственного узора цепочки «крестик» или «колечки».
2. Традиции мастеров в изделиях для праздника (11 ч) 11
Бумагопластика. Изготовление форм приёмом гофрирования. Гофрированная подвеска.
Учебник, с.49–59
Рабочая тетрадь №1, С.18-21.
. Совершенствование навыка обработки бумаги способом гофрирования.
Ознакомление с новыми технологиями получения декоративных форм из гофрированной бумаги.
Развитие тонкой моторики, глазомера, внимания воображения, пространственного мышления.
Развитие художественного вкуса.
Воспитание усидчивости, аккуратности, добросовестного отношения к работе. Читать текст, рассматривать и анализировать изображения зрительного ряда.
Выполнять разметку прямоугольных полос из бумаги.
Упражняться в выполнении ритмичных складок.
Конструировать гофрированную подвеску из бумаги.
Анализировать текстовую и зрительную информацию.
Анализировать образцы, способы получения выразительной пластической формы, обсуждать их и сравнивать.
прогнозировать
Принимать учебную задачу; понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ним.
Прогнозировать практические действия по получению форм в соответствии с замыслом.
Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). Проведение расчетов длины заготовок. Заполнение таблицы расчетов. Изготовление трехцветной заготовки. Вспомогательная сетка.
12 Бумагопластика. Конструирование форм приёмом гофрирования. Гофрированная подвеска (творческие работы).
Учебник, с.49–59.
Рабочая тетрадь №1, С.18-21.
Закрепление и совершенствование навыка обработки бумаги способом гофрирования.
Расширение культурного кругозора (новые знания из истории бумажных изделий, о культурных традициях использования бумаги в создании предметного мира).
Развитие изобретательности, гибкости и вариативности мышления. Читать текст, рассматривать и анализировать изображения зрительного ряда.
Решать задачи на мысленную трансформацию заготовки в изделие и наоборот.
Выполнять вычисления, построение деталей.
Обсуждать и аргументировать выдвинутые варианты решения задач.
Выполнять проверку правильности решения задач опытным путем.
Конструировать гофрированную подвеску по предложенным условиям. Воспринимать и оценивать текстовую и визуальную информацию, обсуждать ее.
Принимать учебную задачу; понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ней.
Планировать работу и выполнять её по плану.
Использовать полученные знания и умения в решении творческих практических задач.
Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). 13-14
Бумагопластика. Раскладные картинки.
Учебник, с.60–63.
Рабочая тетрадь №1, С.22-28.
Ознакомление с новыми приёмами изготовления объёмных конструкций.
Совершенствование навыка разметки деталей прямоугольной и произвольной формы, совершенствование чертежно-графических умений.
Развитие воображения, образного мышления. Воспитание художественного вкуса.
Развитие конструкторских умений, дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности. Читать, слушать информацию о новых технологиях создания объёмных конструкций, обсуждать ее; рассматривать образцы.
Выполнять построение деталей прямоугольной формы.
Выполнять обработку деталей для создания объёмной раскладной конструкции.
Решать задачи на мысленную трансформацию объемной конструкции и её деталей.
Конструировать открытку с раскладной картинкой, используя освоенные технологии работы. Воспринимать и анализировать учебную информацию.
Анализировать образцы изделий, обсуждать их.
Принимать учебную задачу; понимать смысл предлагаемой информации.
Прогнозировать действия, необходимые для выполнения задания.
Действовать в соответствии с инструкцией.
Творчески использовать полученные знания и умения в практической работе.
Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). 15-16
Новые приёмы бумагопластики. Футляр – упаковка для подарка.
Учебник, с.64–69.
Рабочая тетрадь №1, С.29.
Ознакомление учеников с новыми приёмами бумажной пластики.
Совершенствование чертежно-графической грамотности (построение и разметка прямоугольника, чтение и анализ чертежа развёртки).
Развитие пространственного мышления и воображения.
Углубление и уточнение представлений о стилевой гармонии в вещах.
Воспитание аккуратности и точности в выполнении работы.
Воспитание культуры быта. Читать, слушать объяснения, рассматривать и анализировать образцы.
Рассматривать и анализировать графические схемы и инструкции.
Обсуждать приёмы выполнения работы.
Упражняться в различных способах трансформации бумаги в объёмные формы.
Решать задачи на конструирование «в уме».
Конструировать футляр - упаковку для подарка на основе новых технологий работы.
Читать и анализировать чертежно-графическую информацию.
Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий.
Действовать в соответствии с инструкцией.
Осуществлять мысленное конструирование формы, создавать форму в воображении.
Моделировать, прогнозировать действия, необходимые для выполнения практической работы.
Планировать умственные и практические действия.
Анализировать и оценивать полученные результаты. Построение развертки с помощью циркуля и линейки. Составление плана работы. Сборка готового изделия.
17
Традиции новогодних праздников и карнавалов. Карнавальные шапочки (оригами).
Учебник, с. 70–73.
Рабочая тетрадь №1, С.32.
Закрепление и расширение технологий изготовления изделий из бумаги способом сгибания и складывания.
Расширение культурного кругозора, знаний о культурных традициях.
Формирование дизайнерских умений, развитие предпосылок проектной деятельности.
Развитие образного мышления, творческого воображения.
Воспитание аккуратности, точности в работе. Читать, слушать объяснения, рассматривать, анализировать, сравнивать образцы изделий.
Читать графические инструкции, выполнять по ним работу. Конструировать головной убор для карнавального костюма.
Осуществлять подбор материалов и выполнять оформление изделия в соответствии с творческой задачей. Воспринимать и анализировать информацию.
Принимать учебную задачу; понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ним.
Руководствоваться правилами при выполнении работы.
Проектировать изделие в соответствии с творческой задачей; создавать в воображении выразительный художественный образ изделия.
Анализировать и оценивать полученные результаты. Методы сгибания бумаги Изготовление шлема богатыря.
18
Традиции новогодних праздников и карнавалов. Карнавальные маски.
Учебник, с.74–77.
Рабочая тетрадь №1, С.33.
Совершенствование навыков обработки бумаги и картона.
Развитие умения комбинирования разных материалов для решения творческих задач.
Расширение культурного кругозора, знаний о традиционных праздниках.
Формирование дизайнерских умений, развитие предпосылок проектной деятельности.
Развитие образного мышления, творческого воображения.
Воспитание художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему миру. Читать, слушать объяснения учителя, рассматривать анализировать, сравнивать образцы изделий.
Выполнять эскизы изделия в соответствии с творческой задачей.
Конструировать карнавальную маску в соответствии с инструкцией и творческим замыслом.
Осуществлять подбор материалов и выполнять оформление маски в соответствии с творческой задачей. Воспринимать и анализировать информацию.
Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану.
Оценивать образцы изделий с точки зрения художественно-эстетической выразительности.
Проектировать изделие в соответствии с творческой задачей; создавать в воображении выразительный художественный образ изделия.
Прогнозировать действия, необходимые для получения определенного декоративно-художественного эффекта.
Оценивать результаты выполненной работы. Составление технологической карты по изготовлению карнавальной маски. Придумывание своего эскиза карнавальной маски. Украшение
19
Традиционные народные праздники. Святочные фигурные пряники по традиционным канонам (лепка из солёного теста).
Учебник, с. 78–81.
Рабочая тетрадь №1, С.34-35.
Расширение и углубление знаний и представлений учащихся о народных культурных традициях.
Расширение знаний о символическом значении вещей в народном быту и об используемых символах (на примере печенья).
Повторение, закрепление и расширение приёмов лепки декоративных предметов в технике барельефа.
Развитие образного мышления, творческого воображения.
Воспитание интереса и уважительного отношения к культурным традициям народов мира. Читать, слушать объяснения учителя, рассматривать анализировать, сравнивать образцы изделий.
Обсуждать информацию.
Выполнять творческие эскизы изделия в соответствии с канонами культурных традиций.
Изготавливать изделия на основе инструкции в соответствии с творческим замыслом.
Воспринимать и анализировать информацию.
Руководствоваться правилами при выполнении работы.
Проявлять учебно-познавательный интерес.
Аргументированно излагать свою точку зрения, внимательно выслушивать мнения одноклассников.
Оценивать результаты выполненной работы. Составление рецепта соленого теста. Выполнение эскиза печенья.
20-21
Барельеф в декоративном изделии. Конструирование и изготовление декоративной рамки для фото (барельеф).
Учебник, с.82–87.
Рабочая тетрадь №1, С.36.
Закрепление и расширение приёмов изготовления декоративных изделий на основе технологии лепки барельефа.
Расширение и углубление знаний о стилевой гармонии в вещах.
Развитие творческого воображения, дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности.
Воспитание аккуратности, художественного вкуса, культуры быта. Воспринимать и анализировать образцы изделий.
Решать задачи на конструирование декоративной рамки для фото на основе стилевой гармонии; выполнять творческие эскизы декоративной рамки.
Отбирать способы обработки материала в соответствии с решаемой декоративно-художественой задачей.
Обсуждать возможные варианты выполнения работы.
Конструировать декоративную рамку в соответствии с творческой задачей. Воспринимать, понимать и анализировать текстовую и визуальную информацию, учитывать её в своей работе.
Проектировать конструкцию и декор изделия в соответствии с творческой задачей.
Прогнозировать и планировать действия с ориентацией на предполагаемый результат.
Вступать в общение, соблюдая правила общения, выражать свою точку зрения, слушать другого.
Руководствоваться правилами при выполнении работы.
Творчески использовать материалы и приёмы работы в практической деятельности.
Анализировать и оценивать полученные результаты. Составление технологической карты для изготовления декоративной рамки. Выполнение эскиза барельефа и рисунка для рисунка.
3. Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие (6 ч) 22-23 Технологии окантовки картона. Обложка для проездного билета.
Учебник, с.103–107.
Рабочая тетрадь №2, С.14.
Освоение технологий окантовки картона.
Совершенствование чертежно-графических умений.
Воспитание аккуратности, точности в работе.
Воспитание культуры быта.
Читать текст, рассматривать и анализировать графическую информацию, инструкции.
Выполнять чертежно-графические работы, разметку, заготовку деталей и сборку изделия.
Анализировать текстовую и графическую информацию; использовать её в своей работе.
Выполнять работу по инструкции.
Прогнозировать необходимые взаимосвязи действий и результатов.
Планировать умственные и практические действия.
Анализировать и оценивать полученные результаты. Изготовление выкройки деталей переплета. Сборка изделия по инструкции
24-25
Простые переплетные работы. Жёсткий переплёт. Ремонт книги.
Учебник, с.108–115
Рабочая тетрадь №2, С.15.
Ознакомление с особенностями жесткого переплета и его основными элементами.
Обучение технологии изготовления несложного жесткого переплета для книг.
Закрепление технологии сшивания листов тетради «в три прокола».
Развитие тонкой моторики, глазомера.
Воспитание аккуратности, прилежания и культуры труда.
Воспитание культуры быта, бережного отношения к книге. Читать, рассматривать и обсуждать образцы изделий и инструкции по выполнению работы.
Выполнять чертежно-графические работы, разметку, заготовку деталей для жесткого переплета.
Изготавливать жесткий переплет для брошюры.
Выполнять оформление изделия в соответствии с правилами.
Анализировать текстовую и графическую информацию; использовать её в своей работе.
Выполнять работу по инструкции.
Прогнозировать необходимые взаимосвязи действий и результатов.
Планировать умственные и практические действия.
Анализировать и оценивать полученные результаты.
Проявлять внимательное и бережное отношение к книге.
Изготовление выкройки деталей переплета. Сборка изделия по инструкции
26-27 Простые переплётные работы. Жесткий переплет. Книжка-малышка.
Учебник, с.115.
Рабочая тетрадь №2, С.15.
Совершенствование расчетно-измерительных, чертежно-графических умений; закрепление приёмов разметки прямоугольных деталей. Закрепление технологии изготовления жесткого переплета.
Закрепление умения работы по инструкции. Развитие тонкой моторики, аккуратности и точности действий. Воспитание добросовестного отношения к работе. Читать, рассматривать и обсуждать текстовую и зрительную информацию.
Выполнять разметку, заготовку деталей для записной книжки в жестком переплете.
Конструировать и изготавливать книжку-малышку.
Воспринимать и анализировать информацию в учебнике и объяснения учителя.
Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности.
Проектировать желаемые результаты, прогнозировать необходимые взаимосвязи действий и результатов.
Планировать умственные и практические действия.
Анализировать и оценивать полученные результаты. 4. В каждом деле – свои секреты (7 ч) 28
Металл в руках мастера. Тиснение по фольге: перевод рисунка.
Учебник, с.137–142.
Рабочая тетрадь №2, С.22-24.
Освоение технологии тиснения по металлу (фольге).
Расширение культурного кругозора (знаний о новых видах художественных ремесел); воспитание внимательного и уважительного отношения к культурным традициям.
Развитие воображения, художественно-творческих способностей, вкуса.
Формирование предпосылок проектной деятельности. Читать, слушать, оценивать и обсуждать информацию культурных традициях и их отражении в творчестве мастеров.
Рассматривать и обсуждать образцы изделий.
Читать инструкцию по изготовлению изделия в технике тиснения по металлу, планировать и распределять работу на последующие уроки.
Создавать эскизы изделий.
Выполнять перевод рисунка с эскиза на фольгу. Воспринимать, анализировать и оценивать учебную информацию.
Аргументированно излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей.
Создавать в воображении выразительный образ изделия.
Прогнозировать действия, необходимые для выполнения практической работы.
Планировать умственные и практические действия.
Руководствоваться правилами при выполнении работы.
Творчески использовать приобретенные знания и умения в своей деятельности.
Анализировать и оценивать полученные результаты. Составление плана изготовления чеканки на фольге.
29-30
Металл в руках мастера. Тиснение по фольге: завершение работы. Учебник, с.142–144
Рабочая тетрадь №2, С.22-24.
Освоение технологии тиснения по металлу (фольге).
Расширение культурного кругозора (знаний о новых видах художественных ремесел); воспитание внимательного и уважительного отношения к культурным традициям Развитие сенсомоторной сферы, воображения, художественно-творческих способностей, вкуса. Рассматривать и анализировать образцы изделий и инструкции по выполнению работы.
Изготавливать изделие из фольги способом тиснения (по инструкции и по замыслу).
Представлять результаты своей работы; оценивать работу товарищей.
Воспринимать, анализировать и оценивать учебную информацию.
Прогнозировать и планировать действия, необходимые для выполнения практической работы.
Руководствоваться инструкцией и правилами при выполнении работы.
Анализировать и оценивать полученные результаты.
Проявлять внимательное и уважительное отношение к культурным традициям и творчеству мастеров.
31-32
Секреты бумажного листа. Кусудама.
Учебник, с.145–151
Рабочая тетрадь №2, С.32-33.
Ознакомление с новыми приёмами изготовления изделий в технике оригами.
Закрепление умения работы по инструкции.
Расширение культурного кругозора, ознакомление с новыми культурными традициями народов мира.
Развитие тонкой моторики, аккуратности и точности действий. Воспитание добросовестного отношения к работе. Воспитание коммуникативной культуры. Рассматривать и обсуждать текстовую и зрительную информацию в учебнике о кусудамах.
Выполнять разметку и изготовление деталей для кусудамы из бумаги способом сгибания и складывания.
Изготавливать изделия в группах соответственно инструкции.
Воспринимать и усваивать новую информацию.
Принимать учебно-познавательную задачу, понимать алгоритм действий, выполнять работу на его основе.
Прогнозировать взаимосвязи предполагаемых действий и результатов.
Планировать умственные и практические действия, оптимальную последовательность операций.
Проявлять терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда.
Производить контроль и оценку результатов работы. Методы сгибания бумаги.
33 Секреты бумажного листа. Коробочка санбо.
Учебник, с.152–153
Закрепление и расширение технологий изготовления изделий из бумаги способом сгибания и складывания.
Закрепление умения работы по инструкции.
Расширение культурного кругозора.
Развитие тонкой моторики, глазомера.
Воспитание аккуратности, усидчивости и культуры труда.
Воспитание эстетического вкуса, культуры быта. Рассматривать и обсуждать текстовую и зрительную информацию в учебнике.
Упражняться в обработке бумаги способом сгибания.
Изготавливать коробочку по инструкции. Воспринимать, анализировать и оценивать учебную информацию.
Прогнозировать и планировать действия, необходимые для выполнения практической работы.
Руководствоваться инструкцией и правилами при выполнении работы.
Анализировать и оценивать полученные результаты.
Проявлять терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда.
Производить контроль и оценку результатов работы. Методы сгибания бумаги. Изготовление коробочки санбо
34 Подведение итогов года. Итоговая выставка. Анализ результатов работы за учебный год. Систематизация полученных знаний.
Общая оценка сформированности основных предметных и метапредметных результатов у учащихся по итогам 4-го года обучения. Рассматривать и анализировать экспонаты выставки.
Делать краткие сообщения (для родителей и других посетителей выставки) об отдельных работах.
Обмениваться впечатлениями об экспонатах выставки и учебных достижениях. Воспринимать, анализировать информацию, содержащуюся в экспонатах выставки.
Вступать в общение, соблюдая правила общения, выражать свою точку зрения, слушать другого.
Аргументированно высказывать свое мнение, внимательно и доброжелательно слушать мнение товарищей и гостей выставки.
Производить оценку достижений. Разработка проекта. Главная идея. Конструирование объектов (макетов) городских сооружений
Проекты
1 вариант. «Город, в котором удобно и приятно жить» (коллективная работа).
2 вариант. «Традиции мастеров: из глубины веков – до наших дней». Изготовление изделий на основе традиционных ремесел народной культуры (индивидуальная, парная или групповая работа).