Применение технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках истории и обществознания Из опыта работы
Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания
(из опыта работы учителя истории высшей категории школы гимназии № 68 Иоганес Марины Эммануиловны)
“ ЕСЛИ СЕГОДНЯ БУДЕМ УЧИТЬ ТАК, КАК УЧИЛИ ВЧЕРА, МЫ УКРАДЕМ У НАШИХ ДЕТЕЙ ЗАВТРА “ Джон Дьюи
Новые социально – экономические условия вызывают необходимость совершенствования образовательной системы при решении новых задач.
Если в традиционном обществе еще можно было строить обучение путем трансляции учителем информации, то в наш век динамичных изменений главным становится формирование умения учиться самостоятельно. Сделать это при сохранении традиционных методов обучения, когда ученик выступал в роли послушного «винтика», невозможно. Мы это должны осознать, понять и признать творческую природу личности каждого ученика, наличие в ней внутренней активности. Ребенка развиваем не мы, а он развивает себя сам. При таком подходе знания, умения, навыки сами по себе перестают быть главной целью учебно-воспитательного процесса. Целью обучения становится развитие способностей и творческих возможностей ученика. Процесс приобретения знаний, формирования умений и навыков превращается из цели в средство развития личности ребенка. Как можно добиться проявления внутренней активности учащихся? Как мотивировать учебную деятельность? Как помочь учащимся овладеть способами самостоятельной работы? Нужны новые технологии, позволяющие сделать процесс обучения гуманистически ориентированным
Современная система образования отмечает, что результатом образования должны стать не знания, умения и навыки. А овладения ключевыми компетенциями, средствами, помогающими организовать самообразование. Но каким образом формировать ключевые компетенции?
Если вы задумаетесь о том, как в эпоху информационного общества:
научить учеников самих добывать информацию;
создать учебную среду для развития, самопознания и самовыражения личности;
развить способность учащихся к самостоятельной работе с информацией любой степени сложности;
формировать у учащихся навыки самообразования;
организовать групповую и парную работу на уроке;
создать в классе атмосферу партнерства,
Что такое технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»?
Технологи предлагает систему конкретных методических примеров, которая может быть использована в различных предметных областях (словесность, история, обществознание, правовое образование, иностранный язык, экология, мировая художественная культура, начальные классы и другие). Это универсальная, проникающая, «надпредметная» технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, ориентированными на решение актуальных образовательных и воспитательных задач.
Что изменится, если в вашем педагогическом арсенале появится технология РКМЧП?
С позиции ученика:
«Критическое мышление позволяет увидеть проблему в новом ракурсе.
Это возможность по-своему увидеть, понять или принять решение по той или иной проблеме».
«Я научился выражать свои мысли, доверять себе»
Теперь у меня появился стимул учиться»
С позиции учителя:
«Я обнаруживаю скрытые таланты в своих учениках, они открывают для себя новые знания, и между ними устанавливаются отношения, основанные на взаимоуважении и доверии»
«Учитель поддерживает, но не навязывает, помогает, но не ущемляет, поощряет к исследованию, но не исследует проблему вместо них»
«учитель, который ценит критическое мышление, мало говорит, а труд его заключается в том, чтобы слушать, наблюдать и направлять учащихся»
Таким образом, технологии Открытого образования позволяют решать обучающие, развивающие, воспитательные и коммуникативные задачи:
Характерными, устойчивыми особенностями технологий является:
-оценочнось,
-открытость новым идеям,
-целостное рассмотрение ситуации,
-стремление к разносторонней осведомленности,
-поиск альтернатив,
-выбор точки зрения, позиции,
-склонность к применению полученных навыков, в часности, навыков критического мышления в жизни.
Общеучебные умения, формируемые технологии:
-умение работать в группе,
-умение графически оформлять текстовый материал,
-умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию,
-умение ранжировать информацию по степени новизны и значимости,
-появляется возможность объединения, интеграции отдельных дисциплин,
-создаются условия для вариативности и дифференциации обучения,
-используется положительное стимулирование учения,
-формируются такие черты, как направленность на самореализацию, удовлтворение потребности в самоутверждении, рефлексии, в выработке собственной индивидуальной траектории образования.
Главной целью игры технологии является обучение культуре ведения публичной дискуссии.
-интеллектуально участвовать в жизни общества,
-выступать в качестве лидеров,
-брать на себя ответственность за обогащение своих знаний и развитие способностей,
-изучать, исследовать и анализировать важные современные проблемы,
-синтезировать знания,
-слажено работать в коллективе,
-уметь писать эффектные и эффективные речи и приобретать навыки презентации,
-быть критичным слушатлем,
-принимать хорошо продуманные решения,
-развивать смелость и уверенность в себе,
Применяемые технологии используются как в учебной, так и внеучебной деятельности, отличаются педагогической новизной и вполне отвечают современному образовательному запросу родителей и учащихся.
Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентацией на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает своё мнение в контексте учебной программы.
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Цель технологии – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс
Исходные научные идеи
Критическое мышление:
- способствует взаимоуважению партнёров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми;
- облегчает понимание различных «взглядов на мир»;
- позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределённости, создавать базу для типов человеческой деятельности.
Критические оценки результата в условиях технологии развития критического мышления учащихся.
Основным критерием оценки результата является критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели:
- оценка (Где ошибка?);
- диагноз (В чём причина?);
- самоконтроль (Каковы недостатки?);
- критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы?);
- прогноз (Простой прогноз).
Результаты:
- критичность мышления школьников по поводу своего субъектного опыта.
Ограничения:
- Подготовка специального содержания текстов.
- Невысокий уровень сформированности у школьников учений самостоятельной работы.
Признаки критического мышления
Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.
Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить
Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
Критическое мышление есть мышление социальное.
Только сражаясь с конкретной проблемой,
отыскивая собственный выход из сложившейся ситуации,
ученик действительно думает. Фокусирование на проблемах
стимулирует природную любознательность учеников
и побуждает их к критическому мышлению.
Джон Дьюи
Приёмы технологии развития критического мышления
№
Приёмы
Описание приема
1.
Блиц-опрос
"да-нет"
Опрос домашнего задания: определить верные и неверные утверждения.
2.
Верные
и неверные утверждения
1. Изучение нового материала: даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты. На одном из следующих уроков возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить какие из утверждений были верными, можно на стадии рефлексии.
2. Рефлексия: можно предложить ребятам составить самим утверждения и обменятся ими для оценки их правильности.
3.
Перепутанные цепочки
1. Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные.
2. Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки
3. Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют
4.
Игра
“Верю - не верю ”
"Верите ли вы, что..."
5.
Кластеры
Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди
6.
Инсерт,
или условные значки-
работа с текстом
I – interactive
N – noting самоактивизирующая «V» - уже знал
S – system системная разметка «+» - новое
E – effectivt для эффективного «-» - думал иначе
R – reading and чтения и размышления «?» - не понял, есть вопросы
T - thinking
Во время чтения текста детям необходимо делать на полях пометки:
“!” -я это знал, “+” - это для меня новое,
“-” - это противоречит моим знаниям, “?” - об этом хочу узнать больше,
а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.
Или: - “уже знал”, +“новое”, (-) –“думал иначе или не знал” , ?- не понял, есть вопросы итоговая таблица.
+
(-)
?
7.
Маркировочная таблица ЗХУ
Знаю-Хочу узнать- Узнал
Или ЗУХ
Знаю-Узнал новое-Хочу узнать подробнее
Одна из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками. Дети с помощью этой таблицы собирают воедино имеющиеся у них знания по данной теме, обосновывают и систематизируют поступающие данные.
Прием позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке. Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения.
8.
Эффективная лекция
Материал лекции делится на смысловые единицы, передача каждой из них строится в технологическом цикле "вызов - осмысление - рефлексия". Для организации деятельности используется прием "Бортовой журнал".
9.
Дерево предсказаний
Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.
10
Синту
Синту – пятистрочное японское стихотворение – о любом веществе.
1 строчка – название вещества;
2 строчка – перечисление свойств вещества;
3 строчка – чувства, которые вы испытываете к этому веществу;
4 строчка – другие свойства, не указанные во второй строчке;
5 строчка – синоним названия вещества.
11
«Фишбоун»- "рыбный скелет"
голова - проблема - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы- причины возникновения изучаемой проблемы, нижние косточки суть понятии- по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
12
Двойной
дневник
Учащиеся, работая с текстом, заполняют таблицу:
вопросы
точка зрения автора
моя точка зрения
13
Толстые
и тонкие вопросы
Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного. Составьте вопросы по теме, по тексту.
Толстый.
Тонкий.
Объясните почему.?
Почему вы думаете.?
Предположите, что будет если?
В чём различие?
Почему вы считаете.?
Кто..? Что? Когда?
Может? Мог ли?
Было ли? Будет?
Согласны ли вы?
Верно ли?
14
Таблица вопросов-
сюжетная таблица
Прочитав текст, составьте в тетради таблицу вопросов по нему, так чтобы вопрос начинался с указанного слова.
Что?
Кто?
Где?
Когда?
Почему?
Зачем?
15
Логические цепочки
Составить логические цепочки из предложенных понятий:
например: ткань, клетка, организм, орган, система органов
16
"Дерево предсказаний"
Этот приём подходит для развития умения аргументировать, обосновывать свои прогнозы. “Ствол дерева” - это тема, “листочки” - прогнозы, “веточки” -аргументы.
17
Чтение с остановками
Работа с художественными текстами. Особенности художественных текстов и возможности работы с ними.
18
"Зигзаг"
Цель приема "Зигзаг"- изучение и систематизация большого по объему материала, на текстах меньшего объема применяется прием "Зигзаг-2"(автор Славин),
19
Дискуссии
Это технологии, которые вырабатывают у учащихся опыт совместной деятельности. дискуссия "совместный поиск" затрагивает один из аспектов текста, то "Перекрестная дискуссия" (Олверманн) позволяет увидеть текст в целом, его идею, проблемы.
20
Письмо
Прием, позволяющий высказать свою точку зрения на человека:
- "Очерк на основе интервью",
-создание "личностного" текста.
Формы письменной рефлексии:
- Синквейн,
- Эссе.
21
Стратегия "РАФТ"
Социо-игровое задание: Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема).
22
Стратегия "Fishbone"-
фишбоун
Модель постановки и решения проблемы, позволяет описать и попытаться решить целый круг проблем ( поле проблем).
Прием “фишбоун” - схема, где можно в явлении различать составные части, в событиях выделять причины и последствия, аргументировать ответ и подтверждать его примерами. Основой для выполнения работы по схеме является проблема, содержащаяся в тексте или рассказе учителя. Её записывают в “голове” “фишбоуна”, а вывод, получаемый по ходу работы, записывается в “хвосте”.
23
«Лекция со стопами»
Лекция читается дозировано. После
каждой смысловой части обязательно делается
«стоп-пауза», во время которой идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.
24
«Синквейн» "стихотворение"
Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу.
1 строчка: записывается одно слово - существительное- тема синквейна.
2 строчка - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
3 строчка - три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
4 строчка - целая фраза, предложение, состоящее из
нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.
5 строчка - это слово - синоним первого или итоговое слово-слово-резюме, которое позволяет выразить к ней личное отношение.
Например:
Дорога
Широкая, извилистая
Ведёт, бежит, поворачивает
По извилистой дорожке бегут ребята.
Шоссе.
25
Приём «Диаманта»
Диаманта –стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением, полезно для работы с понятиями, противоположными по значению
( 1, 7 строчки – существительные антонимы;
( 2 – два прилагательных к первому существительному;
( 3 – три глагола к первому существительному;
( 4 – два словосочетания с существительными;
( 5 – три глагола ко второму существительному;
( 6 – два прилагательных ко второму существительному.
Например:
Город
Большой, древний
Строится, растет, процветает Известный город, маленькая деревня
Возрождается, развивается, кормит
Красивая, родная
Деревня
· Блума
(как вариант Д/З)
По теме составить вопросы, учитывая их назначение.
27
Концептуальная таблица (сравнительный анализ)
Заполнить таблицу, работая в группах. Затем провести обсуждение и сравнение результатов.
28
Создание цепочки
Учащиеся создают синквейны , хайку, рисунки, передавая друг другу их по кругу. Каждый пишет свой синквейн, развивая мысли предыдущих авторов.
29
Мозговая атака-
мозговой штурм
Мозговая атака используется для создания банка идей, возможных решений проблемы, из которых можно выбрать лучшую. Принимаются любые предложения. Критика и комментирование не допускаются.
Применяется в данной технологии и метод рефлексии.
30
“Мысли
по аналогии”
т.е. для оценки понимания изучаемого материала можно задавать “вопросы по аналогии” : “На что похоже?” , “С чем можно сравнить?” и т.д. Дети, проводя сравнения, “наводят мосты” между тем, что они знали и тем, что узнали.
31
“Размышление
от обратного”
Этот способ помогает школьникам лучше понять причины тех или иных явлений, самим увидеть доказательства различных законов природы и общества.
32
Перекрестная дискуссия
Учащиеся заполняют левую и правую колонку таблицы, приведя 3-4 аргумента «за» и «против» тезиса, приведенного в заголовке таблицы; обмениваются мнениями со своими коллегами, используя их аргументы, которые покажутся им убедительными, продолжают заполнение таблицы, когда аргументы иссякнут, делают вывод.
33
Шесть шляп мышления
- Белая шляпа: подробная и необходимая информация. Только факты.
- Желтая шляпа: символическое отражение оптимизма. Исследование возможных выгод и положительных сторон.
- Черная шляпа: Предостерегает и заставляет думать критически. Что может случиться плохого или пойдет не так. Но не злоупотребляйте ею.
- Красная шляпа: Чувства, догадки и интуитивные прозрения. И не пытайтесь их объяснить.
- Зеленая шляпа: Фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях. Это возможность выразить новые понятия и концепции и использовать здесь латеральное мышление.
- Синяя шляпа: позиция «размышления», говорят о сущности , о том, с чем связано.
34
Метод углов
Учащиеся расходятся по углам в соответствии с определенной позицией. Аргумент одной группы – контраргумент другой. Учащиеся могут переходить в другой угол. Колеблющиеся сидят в центре класса, в процессе дискуссии могут присоединиться к той или иной группе
35
Семинары совместного редактирования.
Автор текста (реферата) раздает ксерокопии всем участникам семинара. Каждый указывает три момента (по содержанию, стилю, сюжету), которые понравились и три, которые не понравились. Автор тихо записывает и в конце делает отчет о том, что принимает, а что нет.
36
Упражнение Джеффа
"Да-Нет-Может быть"
Учащимся предлагаются вопросы. Например, "Верите ли вы в любовь с первого взгляда?" Учащиеся подходят к тому слову "Да", "Нет", "Может быть"(вывешено на стенах класса), с которым они согласны при ответе на данный вопрос.
37
Эссе-
свободное письмо
Смысл приема: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.
38
Зигзаг -
метод Джиксо
Взаимообучение - работа в группах сменного состава. Каждая группа изучает одну подтему, обговаривает ее, а затем по-одному расходятся в другие группы обучать свлей подтеме.
39
Двухчастный дневник
Вопросительные слова
Основные понятия темы
Что
Какой
Чем отличается
Почему и т.д.
40
Концептуальная таблица
Что
сравнивали?
Черты и свойства
41
«Составление кластера»
("пучок, созвездие")
Смысл приема - попытка систематизировать имеющиеся
знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины».
Кластер - это графическая организация материала, показывающая
смысловые поля того или иного понятия. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.
На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.
На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.
42
Стратегия ИДЕАЛ
Расшифровывается она следующим образом:
· И Идентифицируйте проблему (Проблема определяется в общем виде)
· Д Доберитесь до её сути (Сформулировать её в виде вопроса).
· Е Есть варианты решения! (Как можно больше)
· А А теперь за работу! (Выбрать из всех лучший вариант)
· Л Логические выводы (Анализ проделанной работы)
43
Бортовой
журнал
Учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли
Что я знаю по теме
Что нового узнал
Что не понял
44
«Корзина» идей, понятий, имен...
Прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний; позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
1. Задается прямой вопрос: "Что известно вам по той теме?"
2. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по этой
теме или проблеме (строго индивидуальная работа, 1-2 мин).
3. Обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом
известным знанием (групповая работа,3 минуты). Ученики выясняют, в чем
совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
4. Каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при
этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
45
“Как вы думаете?”
Игра осуществляется в следующем порядке:
1) в тетради вычерчивается таблица с тремя колонками –“никогда”, “иногда”,
“всегда” или на доске вывешивается игровое поле с соответствующими
разделами;
2) учащиеся получают карточки с информацией, каждая карточка может быть
разного цвета;
3) учащиеся читают карточки и кладут их на определённое место, при этом
может получиться, что одни и те же карточки окажутся в разных местах,
каждый объясняет свой выбор, но разногласия остаются.
46
«П» - «М» - «И»: таблица
«Плюс – минус - интересно»
Или
таблица
«Плюс – минус - вопрос»
Прием работает на стадии вызова: помогает организовать работу с информацией и на стадии осмысления. Новая информация заносится в таблицу, по ходу чтения параграфа или прослушивания лекции заполняются соответствующие графы. Этот приём можно использовать и на стадии рефлексии. При чтении текста предлагается фиксировать в соответствующих главах таблицы информацию, отражающую:
Графа «П» - заносится информация, которая, с точки зрения ученика, носит позитивный характер.
Графа «М» - негативная информация.
Графа «И» - наиболее интересные и спорные факты.
Графа «?» - «Есть вопросы».
При использовании данного приёма информация не только более активно воспринимается (прослушивается, записывается), систематизируется, но и оценивается. Подобная форма организации материала позволяет провести обсуждение, дискуссию по спорным вопросам.
47
«Мудрые совы»
Учащиеся самостоятельно прорабатывают содержание текста учебника (индивидуально или в группе). Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации. Рассмотрим примеры таких заданий:
1. Азы работы над текстом. Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке.
2. Что не ждали? Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям.
3. Ты уже знаешь, последние новости? Запишите ту информацию, которая является для Вас новой.
4. Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Или какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми?
5. Известное и неизвестное. Найдите в тексте ту информацию, которая является для Вас известной, и ту информацию, которая была ранее известной.
6. Иллюстративное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно, Вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д.
7. Поучительный вывод. Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?
8. Важные темы для обсуждения. Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии на уроке.
Далее организуется обсуждение результатов работы. При этом могут быть намечены следующие шаги: поиск дополнительной информации, индивидуальные домашние задания; выделение нерешенных проблем, определение последующих этапов работы.
Что не понял
Проект «Развитие критического мышления через чтение и письмо» -совместная творческая деятельность педагогов нескольких стран. Цель такого сотрудничества - создать методические инструкции,которые способствовали бы развитию критического мышления у учащихся всех возрастов в течение всего курса обучения.
Хочется предостеречь коллег от некоторых ошибочных подходов к внедрению критического мышления в учебный процесс. Есть мнение, что только учащиеся старших классов способны овладеть подобным типом мышления. Проведенная работа и наблюдения доказывают, что это не так.
«Критическое мышление приемлемо для любого возраста», поэтому необходимо с начальной ступени обучения вовлекать учащихся в процесс, учить выражать свою точку зрения, ставить и решать проблемы.
В старших классах этот процесс постоянно углубляется и расширяется, проблемы становятся более сложными. Это активный и познавательный процесс, происходящий на всех уровнях.
У данного способа мыслительной деятельности имеется ряд преимуществ. В первую очередь это его валеологическая направленность. Во время учебного прцесса создается благоприятная атмосфера, способствующая возможности проявить себя каждому ученику, выбрать задание по душе, работать по желанию в группе с другими учащимися. Это создает здоровую, доброжелательную атмосферу. А от учителя требуется такт и терпение, чтобы выслушать любое мнение, пусть даже ошибочное, до конца. Главное, что дети вовлечены в процесс мышления, что это позволит им постепенно прийти к верным выводам и решениям проблем, сформировать коммуникативные навыки, научиться сохранять ровный психологический климат, что положительно скажется на их здоровье.
Одной из особенностей критического мышления является открытость для новых идей. Эта открытость основывается на таких чертах, как постоянное стремление к поиску истины, уверенности в том, что собственные выводы могут быть не свободны от ошибок и заблуждений. Отсюда следует еще одна чертах, как постоянное стремление к поиску истины, уверенности в том, что собственные выводы могут быть не свободны от ошибок и заблуждений. Отсюда следует еще одна черта: безусловное уважение к оппоненту, толерантность даже по отношению к тем идеям, которые не разделяешь, осторожность в настаивании на своей правоте, готовность к поиску компромисса. Критически мыслящий человек готов жить в мире неоднозначном, мире меняющемся. Что необходимо для учащихся в изменяющемся мире- это способность анализировать информацию и решать, что является важным.
Чтобы в достаточной мере владеть информацией, учащихся должны иметь практические мыслительные навыки, которые помогут им выбрать необходимую информацию, которая пригодится им в жизни. Но автоматически стать владеющим навыками критического мышления нельзя. Учащиеся должны пройти через систематический процесс критических анализов и умения подойти к своим мыслями критически. Этот процесс должен стать для них понятных, тогда и после окончания школы они смогут мыслить критически и независимо. Для этого необходимо, чтобы структура урока была четкой и систематической, что даст возможность учащимся понять, что от них требуется. Урок состоит из трех этапов: побуждение, поиск ответов из опыта собственных знаний, рефлексия (обдумывание после дискуссии). Во время проведения первого этапа учащийся активно вовлечен в воспоминание того, что он знает по данной проблеме. На уроках истории вспоминаем сведения из биографии писателя, произведения, знакомые ребятам ранее. Итогом этой работы является составление ассоциативного кластера. Учащиеся обсуждают свою работу в парах, группах, обогащая свои знания. Через активную начальную деятельность ученик определит свое личное знание, к которому может добавляться новое. На данном этапе целесообразно использовать «Дневник тройной записи» : знаю- хочу знать- узнал. Графы дневника заполняются на протяжении всего урока, он помогает учащимся четко определить свои задачи по определенной тематике. Для получения осмысленного, прочного критического мышления учащихся активно вовлекаются в учебный процесс. В данной методике нет мелочей.
“МОЖНО И НУЖНО КАЖДОГО УЧИТЕЛЯ НАУЧИТЬ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ИНСТРУМЕНТАМИ,ТОЛЬКО ТОГДА ЕГО РАБОТА БУДЕТ ВЫСОКОРЕЗУЛЬТАТИВНОЙ, А МЕСТО УЧИТЕЛЯ САМЫМ ЛУЧШИМ ПОД СОЛНЦЕМ “ Ян Каменский
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Список используемой литературы
Власова Т.А. “Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах”. // “Преподавание истории и обществознания в школе” - 2005 № 3.
Долженко Ю.А. “Методическое сопровождение личностно-ориентированного образования”. Б., 2003г.
Дулама Мария Элиза. Кластеры как форма организации мышления. //lib. 1september/ru htm
Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.- СПб: Изд-во «Альянс-Дельта», 2003.
Загашев И.О. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма // lib. 1september/ru. 2004/17/15. htm-35к.
Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир-Бек, И.В.Муштавинская.- М.: Просвещение, 2004 г.
Клустер Д. Статья «Что такое критическое мышление?» газета «Русский язык» №29, 2002 г //www pedagogical.freenet.kz/technology/krit1/htm
8 Мельникова Е.Л. “Проблемный урок, или как открывать знания с учениками”. Пособие для учителей. М., 2002г.
9 Низовская И. Критическое мышление этоГазета «Библиотека в школе» №16, 2003г. //lib. 1september/r
10 Технологии развития критического мышления в ВУЗе: перспективы для школьного образования в 21 веке. Материалы конференции. Н.-Новгород.2001 г.
11 Фёдоров А.В. Развитие критического мышления в медиаобразовании: основные понятия.// Инновации в образовании. 2007. №4.
12 Халперн Д. Психология критического мышления. СПб, Издательство «Питер», 2000 г.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 PAGE 141715
Рисунок 2Рисунок 3Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 815