Программа внеурочной деятельности Юные друзья природы
Программа внеурочной деятельности «Юные друзья природы»Автор Н. В. Романова
Пояснительная записка
В настоящее время в мировом сообществе все больше внимания уделяется проблеме экологии, так как проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять и приумножать природные богатства.
Каждому с детства известно, что к природе нужно относиться бережно и уважительно. Но, вырастая, мы понимаем, что говорить о любви к окружающему миру проще, чем жить в согласии с его законами. Так возможно ли научиться существовать, не причиняя вреда природе? Да, если учиться, играя, если ученик становится соавтором удивительных открытий.
Появляется большое количество программ природоведческого содержания, ориентированных на развитие экологической культуры.
Вот и данная программа «Юные друзья природы» имеет научно – познавательную, эколого – биологическую направленность, вводит детей в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, создает условия для интеллектуального и духовного развития личности ребенка, укрепляет его психическое и физическое здоровье. Она поможет ребенку лучше усвоить такие начальные предметы, как «Окружающий мир», «Природоведение», «Естествознание».
Ее новизна, необычность в том, что на каждом занятии создается игровая обучающая ситуация – путешествие с героями сказочной повести Ольги Лагутенко «Занимательное природоведение» Аленкой и Алешкой, бельчонком Рыжиком и Златорогим Оленем. Таким образом, содержание программы усваивается в игре, увлекательно – сказочном путешествии по лесам, лугам, водоемам. Путешествуя вместе с героями Алешкой и Аленкой, дети из наблюдателей превратятся в участников событий, узнают о серьезных проблемах защиты окружающей среды, будут искать пути их решения и сами ответят на возникающие вопросы. Учащиеся познакомятся с обитателями леса, парка, луга, болота, сада, научатся понимать их язык, побывают на Северном и Южном полюсе, в тропических лесах и в горах, узнают много интересного о Вселенной и планете Земля. Все это отличает данную образовательную программу от других программ той же направленности и похожего вида деятельности. Новизна также заключается в творческом подходе к изучению природных объектов, использовании экологических игр, способствующих поддержанию интереса в обучении, выработке практических навыков по охране природы, обучении исследовательской деятельности. Игры проводятся во время прогулок, экскурсий, на занятиях в классе для ознакомления с новым материалом и для обобщения знаний о конкретных объектах и явлениях природы.
Актуальность программы заключается в формировании экологических представлений у младших школьников и воспитании бережного отношения к природе, и в том, что она содержит в себе большой развивающий потенциал: у учащихся создаются условия для саморазвития познавательных и исследовательских способностей. Содержание программы носит личностно ориентированный, деятельностный, развивающий характер.
Цель программы: воспитание гуманного, творческого, социально – активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному достоянию человека.
Задачи программы: сформировать систему знаний о природе, выработать мотивы потребностей, привычек, экологически целесообразного поведения и деятельности в природе, сформировать коммуникативные умения и навыки при использовании экологических игр разного вида.
Программа «Юные друзья природы» рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 7-10 лет в течение трех лет обучения в объеме 102 часа и предназначена для учащихся 1-3 классов начальной школы.
Формы и режим занятий при реализации данной программы: экскурсии в природу, краеведческий музей с последующим оформлением собранных материалов (поделки, проекты, гербарии); проведение наблюдений за доступными объектами живой и неживой природы, вызвавшими повышенный интерес учащихся; просмотр презентаций природоведческого содержания; практические занятия (посадка и уход за деревьями и кустарниками, подготовка домиков для птиц, сбор семян для подкормки птиц зимой и др.) Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность, самостоятельное творчество учащихся и их родителей. Очень перспективным инструментом для реализации этих действий являются игровые технологии.
Предполагаемые результаты изучения программы: дети расширят свои познания о природе, о Земле и Вселенной; приобретут много практических навыков: навык посадки и ухода за растениями, навык в изготовлении кормушек и птичьих домиков, научатся делать подарки из природного материала. Они будут замечать изменения в природе и вести дневник наблюдений, а значит, разовьют память, внимание, наблюдательность, устную и письменную речь. Освоение содержания программы даст возможность развить способности учащихся, сформировать универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные; овладеть определенным объемом компетенций: социальных, информационных, решения проблем.
Ожидаемый результат первого года обучения:
Иметь расширенные знания о многообразии животного и растительного мира.
Иметь понятие о природном сообществе и основных средах обитания животных и растений.
Понять, что такое природное равновесие.
Знать правила поведения в природе.
Усвоить практические навыки по оказанию помощи природе.
Ожидаемый результат второго года обучения:
Иметь представление о жизни растений и животных в холодных районах Земли.
Знать о том, что существуют тропические леса со своей особой жизнью.
Будут знать о жизни растений, животных и людей на травянистых равнинах.
Знать, что растет и кто живет в горах.
Поймут, что может сделать каждый для охраны и сохранения природы.
Ожидаемый результат третьего года обучения:
Будут знать, откуда берется энергия, как ее получают и как используют.
Поймут, почему необходимо беречь электроэнергию и тепло.
Узнают, что такое Вселенная, ее большие и волнующие тайны и загадки, которые ученые пытаются отгадать.
Лучше узнают нашу планету Земля.
Запомнят заповедники и национальные парки России.
С целью выявления ожидаемых результатов в рамках программы проводятся следующие формы контроля:
тестирование по содержанию программы;
викторины, которые проводятся в игровой форме, после изучения раздела программы;
ответы на вопросы для повторения и обсуждения;
подготовка и защита проектов;
настольные игры «Узнай дерево», «Подбери пару», «Зоологическое лото», «Путешествие Капельки», «Цветочный магазин», и др.
Подведение итогов деятельности рекомендуется организовать в конце каждого года обучения в форме отчетной выставки поделок из природного материала, выпуска экологических газет, посадки цветов на пришкольном участке, отчетного большого экологического праздника.
Учебно – тематический план программы
«Юные друзья природы»
№ п.пТемы Количество часов
Всего Теория Практи-ка1 класс 1. Знакомство с героями сказочного путешествия Аленкой и ее братом Алешкой, бельчонком Рыжиком и Златорогим Оленем, которые раскрывают чудеса природы. 8 4 4
2. Начинаем изучать законы природы. Осенние приключения наших героев. 12 6 6
3. Аленка и Алешка со своими сказочными друзьями приглашают нас в зоопарк и оранжерею. 4 2 2
4. Вместе с нашими друзьями ведем наблюдения за зимой в природе. 5 2 3
5. Вот и весна пришла. Бельчонок Рыжик и Златорогий Олень, Алешка и Аленка снова приглашают нас на природу. 3 - 3
6. Итоговое занятие. Выставка, праздник, посадка цветов на школьную клумбу. 2 - 2
Всего 34 2 класс 11. Вместе с нашими героями продолжаем исследовать растительный мир нашей страны. 9 5 4
22. Сказочные друзья убеждают нас в том, что животный мир нашей страны разнообразен. 8 4 4
33. Златорогий Олень предлагает нам отправиться в путешествие к Северному и Южному полюсу. 3 2 1
44. Путешествия продолжаются. Узнаем о жизни во влажных тропических лесах. 4 3 1
5. О жизни на травянистых равнинах рассказывают наши сказочные герои. 3 2 1
6. Изучаем жизнь растений и животных в горах. 3 2 1
7. Итоговое занятие. Игры, викторины, праздник 2
1 1
Всего 34 3 класс 1. Наши любознательные герои хотят узнать, откуда берется энергия, как ее получают и используют. 3 2 1
2. Алеша, Аленка и их друзья хотят знать, что такое Вселенная. 10 7 3
3. Теперь наши герои хотят больше узнать о планете Земля. 12 8 4
4. Наша планета под защитой закона. 2 1 1
5. Наши друзья предлагают путешествие по крупнейшим заповедникам и национальным паркам России. 2 1 1
6. Вместе с нашими друзьями узнаем о экологически неблагополучных регионах России 2 1 1
7. Итоговое занятие. Игры, викторины, праздник. 3 1 2
Всего 34 Содержание курса (1 класс)
Знакомство с героями сказочных путешествий Аленкой и Алешкой, бельчонком Рыжиком и Златорогим Оленем, которые раскрывают тайны природы. Бельчонок Рыжик дает детям первый урок: «Что такое парк?», проводит экскурсию по парку, а деревья раскрывают детям свои секреты. Златорогий Олень наделяет Аленку волшебным даром и помогает ей попасть в гости к кроту. Ребята спасают ежа и узнают, почему разные животные не ссорятся из-за пищи. Алешка и Аленка узнают, что у зверей бывают гнезда и какие гнезда. Дети знакомятся с уткой кряквой и другими обитателями водоема.
Практическая работа: изготовление гербария лиственных деревьев, поделки из природного материала, изготовление карточек для игры «Узнай дерево», электронная презентация «Обитатели водоема».
Начинаем изучать законы природы. Осенние приключения наших героев. Ребята ищут лес, а находят свалку мусора. Папа Алеши и Аленки рассказывает, почему маленький дождевой червь приносит большую пользу. Бельчонок Рыжик знакомит ребят с лесными жителями. Ребята знакомятся с лисой и барсучатами, узнают, что в лесу можно оказаться и желанным гостем, и непрошеным.
Аленка и Алешка проводят день на речке и встречают выдру, потом следят за превращениями капелек воды и отправляются на болото. Наши друзья узнают о том, что даже несъедобные грибы приносят пользу.
Практическая работа: готовим проект на тему: «Кто чем питается?», карточки для игры «Зоологическое лото», проводим опыт, подтверждающий круговорот воды в природе, оформляем карту знаний по итогам, проведенных экскурсий.
Алешка и Аленка со своими сказочными друзьями приглашают нас в зоопарк и оранжерею. Ребята узнают много нового о своих комнатных растениях, о том, как непросто содержать животных в зоопарке, о Красной книге. Здесь же говорится о том, что может сделать каждый для охраны природы.
Практическая работа: подготовка и защита проектов «Красная книга Самарской области», пересадка комнатных растений, конкурс плакатов на тему: «Берегите природу».
Вместе с нашими друзьями ведем наблюдения за зимними изменениями в природе.
Изучаем жизнь зимующих птиц и помогаем им. Рыжик учит ребят лесной грамоте. Аленка и Алешка приглашают нас в зимний парк и учат различать следы животных. Ребята убеждаются, что Новогодние чудеса можно делать своими руками. Вместе с Аленкой и Алешкой узнаем, как нужно содержать домашних питомцев.
Практическая работа: изготовление Новогодних игрушек из природного материала, игра «Отгадай, чьи это следы», просмотр электронной презентации «Зимующие птицы», подкормка птиц, изготовление кормушек, работа с дневником наблюдений.
Вот и весна пришла! Рыжик и Златорогий Олень снова приглашают нас на природу. Ребята узнают, как построить домики для птиц, скворец возвращается домой. Ребята в парке наблюдают прилет птиц и снова у водоема встречают утку крякву. Папа наших друзей рассказывает о растениях, цветущих ранней весной.
Практическая работа: изготовление скворечников, опыт
«Развитие растения из семени» (фасоль, горох), посадка семян томатов и перца в ящики с землей, заполнение дневника наблюдений по весенним изменениям в природе.
Итоговое занятие.
Подведение итогов занятий. Итоговое тестирование. Подготовка к празднику «Праздник цветов».
Практическая работа: подготовка наглядного и раздаточного материала для праздника, посадка цветов на школьную клумбу, подготовка поделок для выставки.
класс)
Вместе с нашими героями продолжаем исследовать растительный мир и узнавать что-то новое.
И растения и животные – это живые существа. Они питаются, чтобы получить жизненную энергию, взаимодействуют с окружающей средой и размножаются. Из чего состоят живые существа? Что такое хлорофилл? Все ли деревья могут цвести? Как можно узнать возраст дерева? Исследуя растительный мир, можно узнать много интересного о живых существах – как о простейших формах жизни, так и о более сложных, причудливых и разнообразных.
Практическая работа: выпуск стенгазеты «Лесное сообщество», изготовление поделок из природного материала, подготовка устного журнала «Лес - наше богатство», подготовка и защита проекта «Какими были первые леса на нашей планете», совместно с родителями сажаем березки в школьном дворе, собираем гербарий растений нашей области. (Все работы выполняем по группам).
Сказочные друзья убеждают нас в том, что животный мир также разнообразен.
Животный мир нашей планеты очень разнообразен. Коралл, пчела, хамелеон, лама, лев, дельфин – все это животные. Все они не похожи друг на друга и ведут разный образ жизни, но при этом у них есть и нечто общее. Изучая жизнь диких и домашних животных, можно лучше понять, в чем состоят сходство и различия между ними, а также узнать много удивительных вещей. Узнаем, кто такие простейшие животные, морские обитатели, рептилии, динозавры, млекопитающие, и какие животные являются друзьями человека.
Практическая работа: рисуем животных по представлению, подготовка и защита проекта «Самые крупные животные на Земле», просмотр электронной презентации «Какие разные есть птицы на Земле», поделка из крупного птичьего пера «Писчее перо».
Златорогий Олень предлагает нам отправиться в путешествие к Северному и Южному полюсам.
Узнаем, что такое полярные территории, как живут белые медведи, пингвины, тюлени, арктические птицы, антарктические птицы, киты и дельфины; узнаем о жизни в полярных морях, какое лето в Арктике, и живут ли люди в полярных краях.
Практическая работа: составляем цепь питания в подводном море, просмотр электронной презентации «Жизнь пингвинов», подготовка и защита проектов «Киты и дельфины», «Редкие и исчезающие растения и животные Арктики», составление карт «Цепи питания в тундре».
Путешествия продолжаются. Узнаем о жизни во влажных тропических лесах.
Влажные тропические леса на Земле. В чаще тропического леса. Растения и животные влажных тропических лесов. Люди во влажных тропических лесах. Тропические леса в опасности.
Практическая работа: составление карт «Цепи питания животных тропических лесов», подготовка и защита проектов по группам «Птицы влажных тропических лесов», «Дикие кошки в тропических лесах», «Насекомые и пауки тропических лесов», рисуем плакаты: «Тропические леса в опасности».
О жизни на травянистых равнинах рассказывают наши сказочные герои: бельчонок Рыжик и Златорогий Олень.
Травянистые равнины. Травоядные животные. Плотоядные животные, насекомые, птицы травянистых равнин. Змеи. Жизнь сообща. Люди на травянистых равнинах.
Практическая работа: учимся рисовать животных саванн, готовим и защищаем проекты «Самые быстробегающие животные травянистых равнин», учимся составлять и решать задачи, используя знания о животных: их рост, массу, скорость передвижения, количество съеденного корма за промежуток времени.
Вместе с нашими друзьями изучаем жизнь в горах.
Горы мира. Высоко в горах, где уже не растут леса. Северные леса. Горный влажный тропический лес. Жизнь в воде и у воды. Кто как охотится и кто как спасается. Птицы. Горы Китая. Весна в Альпах. Люди в горах. Природа гор в опасности.
Практическая работа: придумываем рисунки – плакаты «Как защитить природу в горах», просмотр электронной презентации «Красота гор», готовим и защищаем проекты «Жигулевские горы Самарской области», выставка рисунков на тему «Жизнь в горах». дИтоговое занятие. Игры, викторины, праздник.
Практическая работа: подготовка к празднику «Цвети, земля родная!», сажаем цветы на клумбе около школы, готовим карточки для игровой викторины по изученным темам за второй год обучения.
класс)
Наши любознательные герои хотят знать, откуда берется энергия, как ее получают и используют.
Никакая деятельность невозможна без энергии. Открытие энергии. Магия электричества. Сила солнечной энергии. Жизненная энергия. Энергия и окружающая среда.
Практическая работа: опыт «Солнечная энергия и растения», опыт с шариком, который наглядно позволяет продемонстрировать принцип движения реактивного самолета, изготовление модели ветряной мельницы из бумаги, опыт с поджиганием бумаги с помощью лупы, составление фантастических рассказов на тему «Как бы ты жил в стране, где нет электричества».
Алешка, Аленка и их друзья хотят знать, что такое Вселенная.
Звездное небо. Загадочный мир галактик. Возраст Вселенной. Происхождение Вселенной: «Большой взрыв». Созвездия. Солнце. Солнечная система. Планеты. Малые тела солнечной системы. Спутники.
Практическая работа: наблюдения за ночным небом невооруженным глазом и с помощью бинокля, сделать фотографию ночного неба, подготовка и защита проектов «Что такое кометы?».
Теперь наши герои больше хотят узнать о Земле.
Наша планета Земля. Когда земля замерзала. Защитный слой – атмосфера. Метеорологические явления. Континенты. Горы и овраги. Вулканы. Моря и океаны. Пресная вода континентов. Почва, по которой мы ходим.
Практическая работа: опыт, показывающий как воспроизвести затмение, рассматривание в микроскоп кусочков льда и снега, изготовление украшений из маленьких камешков, найденных на пляже летом, готовим и защищаем проекты «Все о вулканах».
Наша планета под защитой закона.
Экологическая служба в России и в мире. Главный закон об охране природы в России.
Практическая работа: рисуем плакаты на тему: «Наше общее будущее», готовим и защищаем проекты по группам «Исчезающие растения», «Исчезающие животные».
Наши друзья предлагают путешествие по крупнейшим заповедникам и национальным паркам России.
Жемчужины центральной России, Жигулевский заповедник, Алтайский, Байкальский заповедник и др. Национальные парки: Лосиный остров, Самарская Лука, Мещера (во Владимирской области) и др.
Практическая работа: изготовление скворечников совместно с родителями, собираем материал по группам и оформляем альбом «Заповедные места России».
Вместе с нашими друзьями узнаем об экологически неблагополучных регионах России.
Мурманская область, Центральная Россия, Среднее Поволжье и Прикамье, низовья Волги и Северный Прикаспий, Уральский район, Кузбасс и др.
Практическая работа: работа на пришкольном участке по очистке территории от мусора, разбивка клумб и посадка цветочной рассады, закладка опытов: сажаем лук с добавкой удобрений в клумбу и без добавки удобрений, конкурс творческих работ «Что можно сделать для улучшения экологии в неблагополучных районах России».
Итоговое занятие. Игры, викторины, большой праздник.
Практическая работа: выпуск газеты «Берегите природу», проведение праздника «По просторам Родины чудесной».
Методическое обеспечение программы:
Формы занятий: уроки – путешествия, уроки – презентации, уроки в классе и на природе, экскурсии в природу, игры после изучения каждого раздела программы и на этапе ознакомления с новым материалом, беседы, конкурсы и викторины.
Приемы и методы организации учебно – воспитательного процесса: проведение наблюдений, опытов, опытов на пришкольном участке, просмотр кинофильмов, презентаций, проведение праздников, устных журналов, выпуск экологических газет, изготовление поделок собственными руками учащихся.
Оборудование: штативы, колбы, стаканы, горелки для проведения опытов; инструменты для работы на пришкольном участке; цветная бумага, картон, пластилин, природный материал для изготовления поделок и подарков; содержание викторин, описание настольных экологических игр, их раздаточный материал, обобщающие вопросы после каждого раздела смотреть в книге Ольги Лагутенко «Занимательное природоведение» для младших школьников (приложение).
Список литературы:
Герасимов В. П. Животный мир нашей Родины. Москва «Просвещение» 1991
Загадки дикой природы. Перевод с английского Т. Ю. Покидаевой. Москва «Росмэн» 2001.
Лагутенко О. И. Занимательное природоведение. Москва 2010
Петров В. В. Растительный мир нашей Родины. Москва «Просвещение» 1991
Шалаева Г. П. Современная энциклопедия начальной школы. Окружающий мир. Москва 2009
Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов / Пер. К. Мишиной, А. Зыковой.- М.: изд-во Эксмо, 2006.
Энциклопедия для детей Аванта + (экология) 2001
Энциклопедия для детей Аванта+ (биология) 1998
Энциклопедия школьника.4000 увлекательных фактов. Москва «Махаон» 2003.
Приложение
Карточки для повторения и закрепления изученного за первый год
Чем лес отличается от парка?
Для чего человеку нужны деревья?
Как люди ухаживают за парком?
Почему нельзя подбирать птенцов?
Правильно ли говорить мышка – полевка?
Можно ли держать ежа дома и почему?
Вреден ли крот? Что такое равновесие в природе?
Как устроена нора крота?
В каком случае животные, питающиеся сходными кормами, могут жить на общей территории?
Почему нельзя ходить с собакой в лес и в парк в конце весны – в начале лета?
Можно ли осматривать гнезда? Почему?
Как дрозды защищают яйца и птенцов?
Почему в городе стало много ворон? Почему увеличение численности ворон вредно?
Какие превращения бывают в жизни лягушки и жабы?
Расскажи, как пузырчатка ловит свою добычу?
Почему нельзя убивать змей? Как себя вести при встрече со змеей?
Как правильно посадить семена и ухаживать за посадками?
Какова роль дождевых червей в природе?
Почему для дерева опасны раны, нанесенные человеком?
Вспомни, о каких рыбах мы узнали. Чем они питаются?
Для чего нужна чистая вода? Как сохранить чистую воду?
Расскажи, как выглядит нора лисы.
Расскажи, как развивается бабочка.
К чему может привести переселение животных на новые места? Приведи примеры.
Как растения связаны с грибами?
Какова роль грибов в природе?
Почему большинство растений плохо чувствуют себя на болоте?
Почему желательно оставлять часть ягод на кустах?
Почему с каждым годом тетеревов и глухарей становится все меньше?
Отчего могут болеть комнатные растения и как их лечить?
Почему важно вести дневник наблюдений? Как его вести? Почему важно записывать наблюдения за погодой?
Какими способами размножаются растения?
Для чего нужны зоопарки? Как вести себя в зоопарке?
Почему исчезают некоторые виды животных и растений?
Как возникла Красная книга?
Как сохранить исчезающие некоторые виды животных и растений?
Как удалось сохранить зубра?
Что вы со своими друзьями можете сделать для сохранения природы?
Какие корма можно заготовить для подкормки белок и зимующих птиц?
Что произошло на Чернобыльской АЭС?
Почему нужно беречь тепло и электроэнергию?
Как правильно сделать кормушку?
Когда лучше наблюдать следы животных?
Из-за чего появляются бездомные животные и кто в этом виноват?
Как подготовиться к появлению животного в доме?
Стоит ли заводить черепаху? Почему? Какие ей нужны условия?
Можно ли брать домой животных, пойманных в природе?
Какие правила должен соблюдать хозяин собаки?
Почему некоторые птицы нуждаются в искусственных гнездовьях?
Почему доски для изготовления домика для птиц должны быть нестругаными?
Какие материалы нельзя брать для постройки домика для птиц и почему?
Какие события происходят весной в природе?
Почему бельчата поздно открывают глаза?
Почему ранневесенние цветы расцветают так рано?
Как птицы находят дорогу к местам зимовок и к местам гнездовий?
У какой птицы плавучее гнездо?
Викторины по материалу первого года обучения
№ 1
Как птица «сажает» дубы?
У какого дерева листья похожи на сердечки?
У какого дерева, растущего в парке, самая прочная древесина?
Какому из хвойных деревьев лучше живется в городе? Почему?
Какое дерево цветет в июле?
Цветки, какого дерева очень любят пчелы?
Плоды, каких деревьев имеют крылышки?
Какому дереву можно делать фигурную стрижку?
Из плодов, какого дерева в старину делали муку?
№ 2
Почему некоторые гнилушки светятся в темноте?
Чем питается крот?
Чем питается еж?
Чем полевка отличается от мыши?
Чем питается личинка майского жука?
Почему во время зимней спячки у ежа понижается температура тела?
Как называется гнездо белки?
Какое водное растение ловит мелкую водную живность?
Как называется самое мелкое цветковое растение?
№ 3
Какую пользу приносит кукушка?
У какой птицы гнездо похоже на рукавичку?
У какой - на шалашик?
У какой - на корзиночку, подвешенную на тонких ветвях?
У каких птиц гнездо в норе?
Какие звери строят гнезда?
Чем питается личинка стрекозы?
Чем питаются прудовик и катушка?
Почему некоторые кулики откладывают свои яйца прямо на землю?
№ 4
Кору, каких деревьев любят зайцы?
Как отличить ужа от гадюки?
Какие птицы питаются ягодами рябины?
Как опыляется береза?
Чем питаются рыжие лесные муравьи?
Какое насекомое активно поедает тлю?
Как муравьи «предсказывают» погоду?
Что такое торф и как он образуется?
Чем питается лисица?
№ 5
Чем отличается нора барсука от норы лисицы?
Из чего осы строят свои гнезда?
Какая хищная птица в основном питается личинками ос?
Чем питаются барсуки?
Что представляет собой ил?
Чем питается выдра?
Чем питаются раки?
Где гнездится цапля?
Чем питается стрекоза?
№ 6
Почему клевер не может завязать семена без шмелей?
Как отличить кузнечика от кобылки? Чем они питаются?
Где находятся уши у кузнечика?
Каким растением можно мыть посуду?
Какую пользу приносят навозные жуки?
Чем питается ондатра?
Почему летучие мыши не натыкаются на предметы даже в полной темноте?
№ 7
Как мох сфагнум влияет на условия жизни на болоте?
Чем и как питается росянка?
Какие птицы питаются ягодами?
Какие животные питаются грибами?
Кто любит червивые грибы?
Как отличить желчный гриб от белого?
Какие грибы используются преимущественно для засолки?
Отчего образуются «ведьмины кольца»?
Какие ядовитые грибы вы знаете?
Как размножаются грибы?
№ 8
Назовите осенние цветы.
Какие комнатные растения вы знаете?
Назовите комнатные растения, родиной которых является Африка.
Какие комнатные растения размножаются листьями?
Назовите родину кактусов.
Какие цветы расцветают ранней весной?
Как и зачем цветы привлекают насекомых?
Почему в лесу много растений с белыми цветами?
Сколько лепестков у настоящего подснежника?
Какие весенние цветы используют в медицине?
Какие весенние цветы охраняются?
№ 9
Какие виды животных сохранились только в зоопарках?
Что такое рацион?
Как называется врач, который лечит животных?
Чем питается белый медведь?
Чем питается бурый медведь?
Какова роль волка в природе?
Как охотится рысь?
Что делают зоотехники?
Где обитают тигры?
Каких животных, занесенных в Красную книгу, вы знаете?
№ 10
Какие животные исчезли в результате деятельности человека?
Что такое заповедник?
Какие бывают электростанции?
В чем опасность атомных электростанций?
Какие виды топлива используются на тепловых электростанциях?
Какие виды топлива рано или поздно закончатся?
Какие электростанции практически не наносят вреда природе?
Чем опасно радиоактивное излучение?
В чем вред гидроэлектростанций?
№ 11
Какие птицы прилетают к нам на зиму с севера?
Чем гнездо сороки отличается от гнезда вороны?
Каких синиц вы знаете?
Что такое «кузница» дятла?
Как отличить, кто ел ягоды рябины: снегирь или свиристель?
Какие животные питаются семенами шишек?
Как по следам определить направление движения зайца?
Какая птица не может взлететь с земли?
Чем питается стриж?
Почему трясогузка и горихвостка так называются?
№ 12
Что такое «инстинкт»?
Где зимуют скворцы?
Где зимуют зяблики?
Почему самки многих птиц окрашены неприметно?
Как добывают пищу гоголи?
Какая утка гнездится в дупле?
Как отличить нырковых уток?
Каких чаек вы знаете и как их отличить?
Почему лебедь кормится на мелководье?
№ 13
Какие ветроопыляемые деревья и кустарники вы знаете?
Какие цветы расцветают ранней весной?
Какие весенние цветы охраняются?
Какие весенние цветы используют в медицине?
Как распространяются семена хохлатки?
Как и зачем цветы привлекают насекомых?
Почему в лесу много растений с белыми цветами?
Сколько лепестков у настоящего подснежника?
Природоведческие игры, применяемые с целью усвоения и закрепления пройденного материала
Игра «Узнай дерево»
Игра «Кто что ест?»
Игра «Кто, где живет?»
Игра «Путешествие капельки»
Игра «Цветочный магазин»
Игра «Зоологическое лото»
Игра «Найди свою стаю»
Игра «Пищевые цепи»
Игра «Найди своего детеныша» и др.
Итоговый тест за первый год обучения по программе «Юные друзья природы»
Чем отличается парк от леса?
А) Парк создавался людьми, а лес вырос сам.
Б) Лес создавался людьми, а парк вырос сам.
В) В парке есть деревья, которые не растут в лесу.
Г) В лесу водятся такие же животные, которые есть в парке.
2. Деревья, как и все зеленые растения выделяют:
А) азот
Б) кислород
В) углекислый газ
Г) ничего не выделяют
3. У какого дерева листья напоминают сердечки?
А) березы
Б) дуба
В) осины
Г) липы
4. Какое дерево цветет в июле и издает медовый аромат?
А) липа
Б) осина
В) клен
Г) вяз
5. Кто питается семенами дуба?
А) скворцы, зайцы, белки, волки
Б) грачи, медведи, лоси, мыши
В) белки, сойки, мыши, полевки, кабаны
Г) муравьи, орлы, совы, землеройки
6. Какое дерево самое долговечное и прочное среди наших деревьев?
А) клен
Б) ясень
В) сосна
Г) дуб
Лист, какого дерева напоминает ладошку с растопыренными пальчиками?
А) лиственницы
Б) клена
В) березы
Г) вяза
8. Какое хвойное дерево сбрасывает хвоинки каждый год?
А) сосна
Б) лиственница
В) ель
Г) кедр
9. Из плодов, какого дерева в старину делали муку и пекли лепешки?
А) ели
Б) сосны
В) дуба
Г) березы
10. Как ты поступишь, если увидишь птенца, еле-еле перелетающего с одного куста на другой?
А) Если гнездо рядом, посажу туда.
Б) Возьму домой, а когда подрастет, выпущу на волю.
В) Ничего делать не буду.
Г) Отнесу ветеринару.
11. Где живут кроты?
А) Под корнями деревьев, в норе.
Б) Под землей и роют ходы.
В) Прячутся в сухих листьях.
Г) Спасаются на деревьях.
12. Почему, где много червей, там и кроты?
А) Потому что черви – их основная еда.
Б) Потому что черви рыхлят почву, и кротам легко ее рыть.
В) Потому что и черви и кроты полезны для природы.
Г) Потому что черви и кроты живут в дружбе.
13. Что ты знаешь про сон ежа летом?
А) Он день спит, а ночью бодрствует.
Б) Он ночь спит, а день бодрствует.
В) Он спит и день и ночь.
Г) летом он совсем не спит.
14. Чем питаются ежи? Выбери правильные ответы.
А) Улитками, червями, пауками, личинками, гусеницами.
Б) Яблоками, желудями, ягодами, семенами растений.
В) Лягушками, змеями ящерицами.
Г) Молоком, свежей капустой , морковью.
15. Пузырчатка – это:
А) зверек – хищник;
Б) растение – хищник;
В) насекомое – хищник;
Г) птица – хищник.
16. Как называется гнездо белки?
А) дупло;
Б) норка;
В) зимовник;
Г) гайно;
17. Что такое равновесие в природе?
А) Воды на земле столько же, сколько и суши.
Б) Растений столько же, сколько и животных.
В) Все виды живых организмов нужны в природе, потому что зависят друг от друга.
Г) Хищников и травоядных животных в природе поровну.
18. У какого дерева листья дрожат, даже когда нет ветра?
А) у березы;
Б) у осины;
В) у ольхи;
Г) у сосны.
19. Почему семена многих растений умеют летать?
А) Потому что у них есть крылышки.
Б) Потому что они легкие.
В) Потому что им нравится летать.
Г) Потому что их разносит ветер.
20. Какие животные не слышат?
А) Волки и лисы.
Б) Зайцы и белки.
В) Лоси и кабаны.
Г) Змеи и муравьи.
Шкала оценивания теста
Верных ответов Оценка
18 и больше 10 - 17 9 и меньше
Анализ результатов итогового теста за первый год обучения
1.Число учащихся в кружке «Юные друзья природы» - 15.
2.Число учащихся, выполнявших работу – 15.
3. Результаты:
№ п. п. Верных ответов Число учащихся
1. 18 и более 8
2. 10 - 7 6
3. 9 и меньше 1
Наибольшее количество ошибок было допущено учащимися в задании №12, №15, №16. Все остальные задания большинством кружковцев были выполнены правильно. Качество знаний учащихся по результатам итогового теста составил – 93%.
Вывод: полученные результаты в ходе выполнения итогового тестирования, соответствуют запланированным результатам первого года обучения по программе «Юные друзья природы».
Учащиеся узнали о многообразии животного и растительного мира, запомнили основные среды обитания животных и растений, поняли, что такое природное равновесие и усвоили правила поведения в природе, а также приобрели некоторые практические навыки по охране природы.