Программа кружка Юные друзья природы
Рабочая программа кружка
«Юные друзья природы»
для учащихся 2 классов
Составитель программы:
Филимонова Е.Г.
учитель первой категории
Пояснительная записка.
Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с детьми и является актуальной. Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач кружка «Природа вокруг нас».
Программа кружка рассчитана на учащихся 2 классов , содержание и структура курса построены во взаимосвязи с курсом «Окружающего мира»,так же с практической и теоретической деятельностью обучающихся в программе начального обучения по литературному чтению, изобразительному искусству, краеведению.
Программа кружка «Природа вокруг нас» построена таким образом, чтобы внеклассная работа могла стать целенаправленной, систематической и результативной в развитии интеллектуальной, познавательной и трудовой деятельности младших школьников.
Направления работы над программой:
Познавательное направление работы над программой включило цикл познавательных мероприятий ( использовались следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, викторины, конкурсы), которые способствовали более глубокому изучению природоведческих , экологических проблем школьниками.
Практическое направление работы над программой связано с практическими делами ( изучение растительного и животного мира, водоемов, ландшафтов родного края, озеленение класса, подкормка птиц), способствовало привитию бережного отношения детей к родной природе.
Исследовательское направление работы осуществляется при помощи экскурсий, фенологических наблюдений, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.
Актуальность программы и основные положения экологического воспитания
В век новых технологий человек перестает ощущать себя частью природы, действует как хозяин и преобразователь, что ведет к формированию утилитарного подхода к окружающей среде, что ведет к ее неправильному использованию и загрязнению.
Под экологической культурой понимается качество личности, включающее в себя следующие компоненты:
Интерес к природе, окружающему миру, к своему краю.
Знания об окружающем мире, природе, своём крае и воздействии человека на природу;
Позитивная деятельность и поведение в природе;
Цель:
Научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир.
Задачи:
Развитие познавательного интереса учащихся, творческой активности
Овладение навыками поведения в окружающей природной среде и простейшими способами самостоятельного постижения природных закономерностей.
Воспитание понимания эстетической ценности природы.
Развитие любознательности и желания получать знания.
Формирование положительного отношения к окружающему миру.
Нравственное развитие личности, воспитание чувств.
Формирование гигиенических знаний, способствующих сохранению здоровья.
Научить учащихся пользоваться научной литературой.
Научить любить природу, правильно её использовать.
Раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии.
Воспитание трудолюбия, развитие умений работать с текстом, рисунками, природным материалом.
Основные направления работы по программе:
Познавательно-исследовательское:
подготовка проектов, экскурсионных маршрутов; участие в общероссийском конкурсе «ЧИП», экологические мониторинги.
- Духовно-творческое:
конкурсы стихов, рассказов, плакатов, рисунков, сказок, театрализованные представления, изготовление поделок из природных материалов и бытовых отходов; фотовыставки.
- Просветительское:
проведение экскурсий по городу и родному краю, изготовление плакатов, газет;
- Природоохранное:
посадка растений; создание и уход за цветочными клумбами, санитарная чистка улиц, парка; изготовление скворечников и кормушек (охрана птиц).
- Туристско-оздоровительные:
турпоходы, участие в Днях здоровья.
Принципы организации экологического воспитания:
систематичность,
непрерывность,
междисциплинарность содержания
Формы, методы и средства организации экологического воспитания:
а) традиционные;
б) активные;
в) инновационные.
Наиболее действенным средством экологического воспитания является разнообразная деятельность детей ( учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая).
Особую роль играет природоохранительная деятельность школьников:
по защите окружающей среды:
борьба с мусором, изготовление кормушек и домиков для птиц,
по улучшению природной среды:
озеленение класса, школьного участка, оформление клумб.
по сохранению и использованию эстетических ценностей природы:
сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала.
Режим занятий:
(34 часа - 1 раз в неделю).
Занятия осуществляются в кабинете в форме беседы, практических занятий, игр, просмотров презентаций. Так же в форме экскурсий на свежем воздухе, для изучения объектов природы, получения эстетического наслаждения, изучения антропогенного влияния человека на природу, улучшения состояния окружающей среды, а также увеличение физической активности школьников.
Предполагаемые результаты реализации программы.
1.Организация социально- значимой общественной деятельности школьников.
2. Осуществление комплексного подхода к воспитанию гражданственности, патриотизма, экологической культуры, трудовому воспитанию.
3.Создание гуманистической развивающей среды жизнедеятельности учащихся, представление им дополнительных возможностей для само реализации, самоутверждения, самовыражения.
4.Приобщение детей к здоровому образу жизни, как важной составляющей экологической культуры.
5 Формирование духовных потребностей, раскрытие творческого потенциала личности ребенка.
6.Воспитание любознательности, эстетической отзывчивости, экологической культуры школьников.
7.Становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения детей к природному и социальному окружению.
Ресурсное обеспечение кружка.
1.Библиотека.
2.Интернет.
3.Фотоаппарат.
4.Разработки игр, конкурсов, викторин.
5.Природный материал.
6.Словари, справочники.
7.Презентации.
8.Компьютер, диски.
9.Цветочные горшки, саженцы, семена, корм для птиц
План работы по программе «Природа вокруг нас»
№ Тема занятия Выбор вида деятельности Сроки подготовки
1 Экскурсия на природу.
Красота осеннего леса.
Наблюдения за изменениями в неживой и живой природе
1 неделя
сентября
2 Изготовление поделок
из природного материала. Изготовление поделок,
участие в выставке
«Дары осени» 2 неделя
сентября
3 Работа с классным календарём природы. Наблюдение,
ведение календаря 3 неделя
сентября,год4 Времена года.
Осень в стихах,пословицах, загадках,музыке,живописи.
Чтение литературы,
прослушивание музыки,
рассматривание картин.
4 неделя
сентября
5 Фотоконкурс «Золотая осень» Фотографирование
осенней природы.
1 неделя
октября
6 Всемирная неделя защиты животных. «Мы в ответе за тех , кого приручили» Беседа,встреча с кинологом. 2 неделя
октября
7 «Друзья наши меньшие»
Просмотр презентации,
проект учащихся 3 неделя
октября
8 Проект «Животные в жизни
нашей семьи» Защита проекта 4 неделя
октября
9 Экскурсия в краеведческий музей Экскурсия,
исследовательская
работа 1 неделя
ноября
10 «Такие удивительные растения».Оранжерея
на окне Просмотр презентации,
посадка, уход за комнатными растениями. 2 неделя
ноября
11 Исследовательская работа.
«Красная книга» Исследование,
проект
3 неделя
ноября
12
Игра «Мы знаем окружающий мир» Игра 4 неделя
ноября
13 «Редкие растения, звери и птицы нашего края» Проект, презентация 1 неделя
декабря
14 Операция «Кормушка» Практическая деятельность 2 неделя
декабря
15 Писатели о природе. Чтение и обсуждение книг, знакомство с писателями ,которые писали о природе 3 неделя
декабря
16 Постановка сказки на экологическую тему Постановка и показ сказки 4 неделя
декабря
17 Фотоконкурс «Белоснежная зима» Фотографирование
зимней природы 1 неделя
января
18 Экскурсия по городу. Экскурсия 2 неделя
января
19 Времена года.
Зима в стихах,пословицах,
загадках,музыке,живописи. Чтение книг,
прослушивание музыки,
рассматривание картин 3 неделя
января
20 Проект «Здоровым быть модно» Посещение спортивныхкомплексов г.Йошкар-олы4 неделя
января
21 Экологический КВН Игра 1 неделя
февраля
22 Работа с тестами Практическая деятельность 2 неделя
февраля
23 Справочники,
энциклопедии о природе Посещение библиотеки 3 неделя
февраля
24 «Вода в нашей жизни» Просмотр презентации,
исследовательская работа 4 неделя
февраля
25 Конкурс рисунков на экологическую тему Рисунки, выставка рисунков 1 неделя
марта
26 «Лекарственные растения Марий Эл» Исследовательская работа,
проект
2 неделя
марта
27 Праздник «Масленица» Участие в празднике 3 неделя
марта
28 Экскурсия на кумысную ферму Экскурсия 4 неделя
марта
29 Конкурс «ЧИП» Участие в конкурсе 1 неделя
апреля
30 «Красота в нашей жизни» Фото,
презентация 2 неделя
апреля
31 Изготовление скворечников Практическая деятельность 3 неделя
апреля
32 Праздник «День птиц» Викторина, беседа,
презентация о птицах 4 неделя
апреля
33 Акция «Очистим планету
от мусора» Практическая деятельность 1неделя
мая
34 «Человек – часть природы» Практическое занятие.
Оказание первой простейшей медицинской
помощи. 2 неделя
мая
35 Экскурсия в Ботанический сад Экскурсия 3 неделя
мая
36 Работа на пришкольном участке Практическая деятельность 4 неделя
мая