План коучинга на тему: «Обучение критическому мышлению и его применение с целью эффективного преобразования школьной практики»


План проведения коучинга №2
Тема: «Обучение критическому мышлению и его применение с целью эффективного преобразования школьной практики»
Вре-мяЦель Форма проведе-нияРесурсы Ход коучинга Действия коуча Действия приглашенных Ожидаемый результатВызов (7-10 мин.) 1. Ознакомить с понятием критического мышления, его навыками и процессами,
создать благопри-ятную среду для внедрения этого модуля в школьную практику с целью её эффективного преобразова-ния.
Индиви-дуальная работа (ИР)
Групповая работа (ГР)
Парная работа (ПР)
Видео «Песенка-зарядка»
М/ф «Совместная работа компании», видеофильм «Критическое мышление»,
2 презента-ции: «План преобразова-ния практики в гимназии»,
«Критическое мышление как фактор активизации познавательной деятель-ности учащихся», м/ф «Услуж-ливый»,
бумага А3 (для посте-ров), А4 (для работы с тео-ретическим материалом), маркеры, фломастеры,
стикеры, таймер 1. Активити «Песенка-заряд-
ка», «Разминка-игра молчаливое построение по дате (дню и месяцу) рождения друг за другом»
Деление по группам (Расчёт на 1-6 (последняя цифра может меняться в завис. от кол-ва участ.): группы – каждый 1, каждый 2 и т.д.)
На протяжении всего коучинга заполнение Рефлексивного листа «Радуга настроения»
(См. приложение №1)
2. Объявление темы и цели занятия
3. М/ф «Совместная работа компании»

4. Презентация «План преобразования практики в гимназии»
(См. приложение №2 Вопросы к анкете)
5. Просмотр видеофильма «Критическое мышление»
(См. приложение №3 «Обучение критическому мышлению».
Приложение №4 Ментальная карта.) 1. Активно подключиться, приглашая коллег.
Помощь при делении по группам.
Помогает рассаживаться по группам коллегам, нашедшим свою, обращает внимание на Рефлексивный лист.
2. Вопрос:
- Каким образом вы смогли поделиться на группы?
3. Задание-вопрос:
Обсудить и подготовить от группы ответ в течение 1 мин.
- На что настраивает м/ф?
- Почему он актуален для нашей работы? Записать тезис.
Руководит отвечающими (спикерами) от групп.
4. Объясняет особенности плана, рассказывает результаты анкетирования, направляет на обсуждение дальнейших действий и разработку плана.
5. Задание:
на основе увиденного видеофильма и раздаточного материала нарисовать на постерах и презентовать ментальную карту по теме «Обучение критическому мышлению и применение на практике». 1. Зарядка.
Построиться по дате. Позже огласить дату, проверив правильность построения.
Поделиться на группы
Делятся на группы, подписывают рефлексивные листы.
2. Ответ участников.
Обсуждают вопрос, отвечают, выбирают спикера и озвучивают для всех свой ответ, зачитывают тезис.
4. Беседа-обсуждение и дальнейшая разработка плана преобразования практики гимназии.
5. Работа с раздаточным материалом и оформление постеров с дальнейшей презентацией. Двигательная активность и создание коллаборатив-ной среды
Настрой на работу в группах
Понимание, что действова-ли благодаря размышлениям
Настрой на коллаборатив-ное обучение
Совместная разработка дальнейших действий фокус-группы.
Настрой на проблему занятия.
Понимание особенностей критического мышления.
Осмысление (20-25 мин.) Групповая работа, индивидуальная работа 6. Презентация «Критическое мышление как фактор активизации познавательной деятельности учащихся»
7. Просмотр и работа по м/ф «Услужливый»
(См. приложение №5
Таксономия Блума,
Приложение №6
Таблица Таксономии Блума)
8. Выводы по творческой работе (См. приложение №7 Пример анализа по таксономии Блума для 9 класса.)
6. Рассказ учителя-лидера и комментарии по презентации.
7. Задание:
группе составить и защитить постер по анализу м/ф «Услужливый» по таксономии Блума (1 группа – для 1 класса, 2 группа – для 7 класса, 3 группа – для 11 класса.)
8. Направление обсуждения.
Вопрос:
- Где можно в вашей педпрактике применить ТКРМ?
7. Работа в группах.
Составление постеров. (Используется раздаточный материал-таблица для оформления работы), позже идёт защита-презентация итоговой творческой работы группы.
8. Обсуждение и выводы по проделанной работе.
Ознакомление с основными приёмами технологии критического мышления (ТКРМ)
Понимание учителями понятия «Обучение критическому мышлению»
Понимание важности и нужности применения ТКРМ в собственной практике.
Рефлексия (7-10 мин.) 9. Работа с рефлексивными листами.
10. На большом листе бумаги рисуется большой смайлик, лист вывешивается на доске и заполняется индивидуальными стикерами-смайликами.
9. Окончательное заполнение Рефлексивного листа «Радуга успеха»
Каждому участнику предлагается разместить на листе свой цветок-смайлик (подписанный стикер с нарисованной «мордочкой-смайликом»: с «улыбкой» - «Отлично», с «прямым ртом» - «Не очень», с «опущенными уголками рта» - «Плохо»: мнения участников о коучинге.
Рядом на доске размещается Рефлексивный лист «Радуга успеха».
Участники коучинга получают раздаточный материал «Приёмы технологии критического мышления».
Задание:
Обдумать значение понятий талантливый и одарённый. Обсуждение рефлексии всеми участниками. С помощью рефлексии можно опреде-лить изменение отношения к нововведениям в школе и предстоящей работе в будущем.
Задел на предстоящий коучинг по ССП.
Приложение №1
center-285750Рефлексивный лист
00Рефлексивный лист

68580036195«Радуга успеха»
00«Радуга успеха»

19050011303000491490017462500 Дата:

Фамилия, имя, отчество:
Тема: -603252730500 102235194945Участвовал в открытии нового
00Участвовал в открытии нового
6985825500
-46355217805Справился с затруднением
00Справился с затруднением
190514732000
103505242570Выполнял правила поведения
00Выполнял правила поведения
1162055778500
19058255000
6413513970Выполнял правила работы в паре, группе.
00Выполнял правила работы в паре, группе.
14605020891500 3556023495Все получилось (с/р)
00Все получилось (с/р)
35560194945Надо тренироваться
00Надо тренироваться
190511747500
32385212725Творческое задание
00Творческое задание
69852921000
Для самооценки на коучинге нужно оценить собственную учебную деятельность во время занятия знаками «+» - очень хорошо, «±» - средне, «-» - плохо.
Оцените на стикере коучинг, нарисовав: I I – отлично, I I – не очень, I I – плохо
͝ _ ͡
Пожелание коучеру:
Приложение №2
Уважаемый участник анкетирования!
Просим ответить на приведенные ниже вопросы, подчеркивая один из предложенных вариантов ответов.
Занимаемая позиция в школе:
директор,
представитель руководства,
представитель методической службы,
учитель,
представитель учебно-вспомогательного персонала
1. Исследование и рефлексия
1.1. В школе мы обсуждаем качество преподавания
РЕДКО ИНОГДА ЧАСТО ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕГДА
1.2. В школе мы анализируем динамику и результативность внесенных нами изменений в практику преподавания и обучения
РЕДКО ИНОГДА ЧАСТО ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕГДА
1.3. Учителя посвящают свое время самоанализу практики в классе
РЕДКО ИНОГДА ЧАСТО ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕГДА
1.4. Школа соблюдает принцип конфиденциальности в необходимых случаях
РЕДКО ИНОГДА ЧАСТО ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕГДА
2. Планирование
2.1. Наши долгосрочные цели отражены в планах школы
РЕДКО ИНОГДА ЧАСТО ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕГДА
2.2. Процесс планирования в нашей школе является более значимым, нежели его результат - документально зафиксированный план
РЕДКО ИНОГДА ЧАСТО ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕГДА
2.3. Весь коллектив школы ознакомлен с приоритетами развития школы
РЕДКО ИНОГДА ЧАСТО ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕГДА
2.4. Мы совместно анализируем и корректируем наши планы
РЕДКО ИНОГДА ЧАСТО ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕГДА
3. Вовлеченность
3.1. Мнения учащихся значимо на предварительном этапе внесения принципиальных изменений в практику преподавания и обучения в школе
РЕДКО ИНОГДА ЧАСТО ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕГДА
3.2. Школа принимает во внимание мнения родителей на этапе, предшествующем внесению серьезных изменений в практику преподавания и обучения
РЕДКО ИНОГДА ЧАСТО ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕГДА
3.3. Руководство, администрация и весь коллектив школы работают согласованно, принимая решения об определении перспективных направлений работы
РЕДКО ИНОГДА ЧАСТО ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕГДА
3.4. В работу по развитию школы активно вовлекаются внешние организации и отдельные независимые лица (педагогические ВУЗы, эксперты, консультанты и др.)
РЕДКО ИНОГДА ЧАСТО ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕГДА
4. Развитие сотрудников
4.1. В школе поддерживается процесс профессионального обучения сотрудников
РЕДКО ИНОГДА ЧАСТО ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕГДА
4.2. При разработке политики школы приоритетным является процесс профессионального развития ее сотрудников
РЕДКО ИНОГДА ЧАСТО ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕГДА
4.3. Процесс профессионального развития в школе обусловлен содержанием работы в условиях класса
РЕДКО ИНОГДА ЧАСТО ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕГДА
4.4. Руководство школы осуществляет целенаправленный процесс профессионального развития сотрудников
РЕДКО ИНОГДА ЧАСТО ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕГДА
5. Координирование
5.1. Координаторы работы школы, обладают необходимыми профессиональными навыками работы с коллегами
РЕДКО ИНОГДА ЧАСТО ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕГДА
5.2. Выполнение заданий осуществляется в условиях командной работы
РЕДКО ИНОГДА ЧАСТО ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕГДА
5.3. Сотрудники своевременно информированы о принятых ключевых решениях
РЕДКО ИНОГДА ЧАСТО ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕГДА
5.4. В школе изучается и обобщается лучший опыт по совершенствованию практики преподавания и обучения
РЕДКО ИНОГДА ЧАСТО ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕГДА
6. Лидерство
6.1. Школьный коллектив имеет четкое видение стратегических перспектив развития школы
РЕДКО ИНОГДА ЧАСТО ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕГДА
6.2. Опытные сотрудники школы выполняют наиболее сложные задания
РЕДКО ИНОГДА ЧАСТО ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕГДА
6.3. Сотрудникам школы предоставляются возможности в выполнении лидирующих функций
РЕДКО ИНОГДА ЧАСТО ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕГДА
6.4. В школе изучается и обобщается лучший опыт по совершенствованию практики преподавания и обучения
РЕДКО ИНОГДА ЧАСТО ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕГДА
7. Отношение к реформам
7.1. Нужно ли проводить реформы в образовании и почему?
ДА НЕТ НЕМНОГО ЗАТРУДНЯЮСЬОТВЕТИТЬ
7.2. Нужно ли меняться учителям?
ДА НЕТ НЕМНОГО ЗАТРУДНЯЮСЬОТВЕТИТЬ
7.3. Знаете ли Вы о реформах в мировом образовании?
ДА НЕТ НЕМНОГО ЗАТРУДНЯЮСЬОТВЕТИТЬ
7.4. Нужно ли что-то менять в педагогической практике на современном этапе?
ДА НЕТ НЕМНОГО ЗАТРУДНЯЮСЬОТВЕТИТЬ
7.5. Хотели бы Вы изменить что-то в своей педагогической практике?
ДА НЕТ НЕМНОГО ЗАТРУДНЯЮСЬОТВЕТИТЬ
7.6. Знаете ли Вы о 7 модулях обучения?
ДА НЕТ НЕМНОГО ЗАТРУДНЯЮСЬОТВЕТИТЬ
Перечислите + + Вашей школы
Перечислите - - Вашей школы
СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!
Приложение №3 для 1 группы
Обучение критическому мышлению
Категория «критический», используемая в понятии «критическое мышление», означает концентрацию мышления на процессе решения каких-либо вопросов или проблем и в данном контексте не означает «неодобрение» или «отрицание». Критическое мышление может проявляться всякий раз, когда происходит процесс рассуждения, формулировки выводов или решения проблемы, т.е. - всякий раз, когда необходимо установить, чему верить, что делать, и как делать это разумным и рефлексивным способом.
Критическое мышление иначе представляет собой «мышление о мышлении» и предполагает способность субъекта к рассуждению по принципиальным вопросам и размышлению над практическим опытом. Предполагается, что у учителей, как субъектов, имеющих педагогическое образование и повышающих свою квалификацию, названная способность развита и используется ими в практической работе.
Критическое мышление в современной педагогике является одним из ключевых понятий и потому - актуальных для усовершенствования процессов преподавания и обучения в Казахстане. Рассмотрение критического мышления в рамках самостоятельного модуля предполагает разработку сознательного и обдуманного подхода к развитию критического мышления как учеников, так и учителей.
________________________________________________________________________________
Приложение №3 для 2 группы
Современная интерпретация
Критическое мышление представляет собой дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Критическое мышление зачастую предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий; приверженность к организованным общественным действиям и развитию критического мышления у других. Перечень основных навыков критического мышления включает наблюдение, интерпретацию, анализ, выводы, оценку, объяснения, метапознание.
Аналитики в сфере образования соглашаются с тем, что отдельные лица или группы, активно занимающиеся проблемой критического мышления, отдают предпочтение:
• данным, полученным посредством наблюдения;
• контекстной информации;
• адекватным критериям для принятия соответствующего решения;
• применяемым методам для формирования суждений;
• применяемым теоретическим конструктам для понимания предстоящих проблем и вопросов.
__________________________________________________________________________________________
Приложение №3 для 3 группы
Навыки критического мышления включают следующие составляющие компоненты:
• выявление проблем и определение оптимальных средств их решения;
• понимание важности приоритетов, иерархии и последовательности действий в решении проблем;
• сбор соответствующей информации;
• установление контекстных предпосылок и приоритетов;
• понимание и четкое, объективное вербальное воспроизведение;
• интерпретация данных с целью дальнейшего оценивания, доказательства и аргументирования;
• установление наличия (или отсутствия) логической связи между предложениями;
• составление выводов и обобщений;
• экспертиза полученных выводов и обобщений;
• реконструирование первоначальной модели собственных убеждений на базе приобретенного опыта;
• формирование адекватных суждений о конкретных предметах (явлениях и т. д.) в контексте реалий повседневной жизни.
На базовом уровне процесс критического мышления предполагает:
• сбор релевантной информации;
• оценку и критический анализ доказательств;
• обоснованные выводы и обобщения;
• корректирование предположений и гипотез на основе значительного опыта.
Приложение №4
Ментальная карта.
Диагра́мма свя́зей, известная также как интелле́кт-ка́рта, ка́рта мыслей – ментальная карта (англ. Mind map) или ассоциати́вная ка́рта, — способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Также может рассматриваться как удобная техника альтернативной записи.
Диаграмма связей реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи.

_________________________________________________________________________________________________
Приложение №4
Ментальная карта.
Диагра́мма свя́зей, известная также как интелле́кт-ка́рта, ка́рта мыслей – ментальная карта (англ. Mind map) или ассоциати́вная ка́рта, — способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Также может рассматриваться как удобная техника альтернативной записи.
Диаграмма связей реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи.

Приложение №5
Таксономия Блумаклассификация педагогических целей обучения в когнитивной сфере, предложенная в 1956 году американским психологом Бенджамином Блумом, и предполагающая шесть уровней мыслительных навыков: знание, понимание, применение, анализ,
синтез, оценка.
• Знание - подтверждение запоминания предыдущего материала, посредством указания фактов, условий, основных концепций и ответов.
• Понимание - преобразование материала из одной формы выражения - в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий.
• Применение - использование новых знаний, методов и правил в различных вариантах.
• Анализ– процесс разложения целостного объекта на мелкие составляющие части для того, чтобы лучше изучить или обдумать его сущность.
• Синтез– процесс объединения ранее разрозненных понятий в целое. Систематизация информации, посредством комбинирования различными способами элементов в новом шаблоне или предоставление альтернативного решения.
• Оценка (Эвалюация) – процесс определения достоинств, недостатков, ценности, важности и других характеристик объекта на основе определенных критериев и стандартов.
__________________________________________________________________________________________________
Приложение №5
Таксономия Блумаклассификация педагогических целей обучения в когнитивной сфере, предложенная в 1956 году американским психологом Бенджамином Блумом, и предполагающая шесть уровней мыслительных навыков: знание, понимание, применение, анализ,
синтез, оценка.
• Знание - подтверждение запоминания предыдущего материала, посредством указания фактов, условий, основных концепций и ответов.
• Понимание - преобразование материала из одной формы выражения - в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий.
• Применение - использование новых знаний, методов и правил в различных вариантах.
• Анализ– процесс разложения целостного объекта на мелкие составляющие части для того, чтобы лучше изучить или обдумать его сущность.
• Синтез– процесс объединения ранее разрозненных понятий в целое. Систематизация информации, посредством комбинирования различными способами элементов в новом шаблоне или предоставление альтернативного решения.
• Оценка (Эвалюация) – процесс определения достоинств, недостатков, ценности, важности и других характеристик объекта на основе определенных критериев и стандартов.
Приложение №6
Таблица
ПО ТАКСОНОМИИ БЛУМА (Для класса)
Знание
Понимание Применение Анализ Синтез Оценка Приложение №7
МУЛЬТФИЛЬМ «УСЛУЖЛИВЫЙ»
ПО ТАКСОНОМИИ БЛУМА (Для 9 класса)
Знание
Что вы знаете про Зайца и Лося: поведение, среда обитания, хищник или травоядное?
Соответствует их мультипликационное поведение жизненному?
Что из ваших имеющихся знаний вам может пригодиться?
С каким жанром литературы ассоциируется мультипликационный фильм? (С басней.)
Вспомните, что такое аллегория?
Что такое мораль?
Понимание Что значит «услужливый»?
Как проявляет эту категорию Заяц?
Подберите синоним к слову «услужливый». (Настырный, назойливый, навязчивый, несносный, надоедливый.)
Применение Какие черты характера людей высмеиваются в мультфильме на примере поведения этих животных?
Что положительного или отрицательного вы увидели в поведении животных?
Составьте схемы, соответствующие каждому из поведений. (Выход на психотип.)
Анализ Почему герои не поняли друг друга?
На каком литературном приёме основывается мультфильм? (Метафора.)
Охарактеризуйте Лося и Зайца? (Работа в группах.)
Кто неправ?
Синтез Что вы можете выделить общего в поведении данных животных в мультфильме?
В чем проблема?
Какова идея произведения мультипликации? Так ли она проста?
Какова мораль этого мультфильма?
С какими жизненными ситуациями ассоциируется мультфильм?
Какие пословицы и поговорки, применимые к сюжету мультфильма, вы знаете?
(Вежливость ничего не стоит, но много приносит.
Всем угодлив, так никому не угодлив.
Услужливый дурак опаснее врага.)
Вспомните об эзоповом языке. Как это понятие связано с разбираемым мультфильмом?
Попробуйте в группах по похожим жизненным ситуациям придумать мультфильмы.
Оценка Чем понравилось (не понравилось) поведение Лося и Зайца?
Вы покажете мультфильм своим младшим братьям, сёстрам? Чему он их может научить?
Поступаете ли вы в подобных ситуациях так же, как Лось и Заяц?