Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках истории и обществознания
Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках истории и обществознания Народ, который думает на один год вперёд - выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд - выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд - выращивает молодое поколение.
Сегодня выпускник школы XXI века должен:уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем; быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.
Вопросы: Как учить детей без принуждения? Как помочь им раскрыть свои возможности? Как сделать предмет интересным для всех? Как дать стимул к обучению?
Критическое мышление – направленное мышление, которое отличается логичностью и умением учесть свою точку зрения и другие мнения, а если необходимо, то отказаться от собственных предубеждений.
Критическое мышлениеК. М. есть мышление самостоятельное.Информация является отправным пунктом К. М.К. М. начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.К. М. стремится к убедительной аргументации.К. М. есть мышление социальное.
Основоположники ТРКМЧПТехнология «Развитие критического мышления» разработана американскими педагогами: Дженни Стил, Керт Мередис, Чарльзом Темплом, Скоттом Уолтером.
Критическое мышлениеПо мнению Л.С. Выготского, критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Особенности концептуальных подходов этой технологии заключаются в следующем: не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни; не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения;- коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми; объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.
При создании структуры технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» заимствовано из традиций: 1. Вера в то, что любопытство, связанное с познанием мира, возникает у учеников естественным путем, и что они в состоянии задумываться над серьезными вопросами и формулировать творческие идеи. 2. Признание важной роли, которую играют мыслящие учителя, поддерживающие постоянный поиск и помогающие ученикам формировать привычки и навыки продуктивного мышления. 3. Решение в определенном контексте привлечь наше внимание к дискуссии о критическом мышлении, о деятельности по обучению учащихся письму и о других активных процессах, в которых ученики уже задействованы естественным путем. 4. Признание связи между привычкой людей свободно мыслить и демократичных граждан общества.
Цель ТРКМЧП: формирование таких гражданских умений и навыков, как умение вырабатывать своё собственное мнение, осмысливать опыт, приходить к определённым умозаключениям, логично выстраивать цепь доказательств, выражать себя ясно и уверенно.
Дидактические особенности (задачи) технологии РКМЧПОбучение направлено на формирование обобщённых знаний, умений навыков и способов мышления; умения работать в группе, умение графически оформить текстовый материал, умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию; умение ранжировать информацию по степени новизны и значимости.Появляется реальная возможность интеграции отдельных дисциплин;Создаются условия для вариативности и дифференциации;Используется положительное стимулирование учеников;Формируется направленность на самореализацию, потребность в рефлексии, в самоутверждении.
Качества личности Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых выделяют:Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения. Упорядоченность мысли – признак уверенности.Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока ученик не обладает разнообразной информацией.Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении.Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения.Осознание. Это очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний.
КонструктивизмВызов – (восстановление в памяти – пробуждение любопытства), который подготавливает, настраивает на ту информацию и тот процесс, которые предполагаются на следующих этапах. Этот этап усиливает мотивацию учения.Осмысление – осознание значения новой информации (смысловая стадия), предполагает ввод новой информации.Рефлексия (размышление), является особо значимой, так как способствует осознанию новой информации и творческому развитию личности.
Метапознавательное изучение«Процесс познания следует воспринимать как познавательное ученичество. Это помогают понять роль учителя как модели мышления и познания, и роль учеников как тех, кто овладевает этой моделью, в ходе демонстраций ряда процессов, которые они могут использовать затем в своем собственном построении знаний.(Зигзаг I, дискуссия «Оставьте за мной последнее слово»)». Изабель Бек
Письмо в качестве познанияОни поощряют «исследовательское» письмо.Они поощряют личное авторство учеников. Они делают особое ударение на процессе письма.Они делают особое ударение на содержании, а не на форме.
Необходимость оценивания учебных достижений и результаты.В технологии РКМЧП различают оценку качественную и количественную:Качественная- вербальная оценка, выраженная в форме суждений;- невербальная – в форме мимики и жестов;Количественная: отметка, баллы, рейтинг.
ТРКМЧП Технологические этапы{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}1 стадия2 стадия3 стадияВызов Осмысление Рефлексия Актуализация имеющихся знаний.Получение новой информации, осмысление её.Целостное осмысление, обобщение полученной информации.Пробуждение интереса к получению информации.Соотнесение с уже имеющимися знаниями.Размышление, рождение нового знания.Постановка учеником собственных целей обучения.Корректировка учеником поставленных целей обучения.Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Приемы используемые на стадии вызова«Верное или неверное утверждение» (в форме игры «крестики –нолики») Проблемные вопросы;«Толстые и тонкие» вопросы;Рассказ-предположение по ключевым словам;Перепутанные логические цепочки;Кластеры;Таблицы
Стадия осмысления Стадия осмысления содержания может осуществляться по-разному: чтение текста, рассказ учителя или видеофильм. В любом случае у детей создается целостное представление о событии, и они могут уточнить свою цепочку и определить последовательность элементов события. Тут большую роль играет внимание, поэтому не у всех учеников получается правильно. После завершения индивидуальной работы проверяют друг друга, сверяются либо в группах, либо в парах. В конце всего этого звучит верный вариант , и все могут проверить качество своей работы.
Приемы, используемые на стадии осмысленияМетоды активного чтения: «инсерт», «фишбоун», «идеал».Ведение различных записей: бортовой журнал;Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.
Приемы, используемые на стадии рефлексииРезюме (Я понял(а), что…).Синквейн;Кластер; Возврат к ключевым словам;Устный круглый стол;Различные виды дискуссий;Написание творческих работ;Исследование по отдельным вопросам.
Приемы используемые в ТРКМЧП Инсерт – маркировка текста на полях значками по мере его чтения.Делает зримым процесс накопления информации«V» – уже знал«+» – новое«-» – думал иначе«?» – не понял, есть вопросы.
Инсерт При повторном чтении учащиеся заполняют таблицу:В первоначальные записи вносятся изменения, дополнения ручкой с цветным стержнем.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}«V»«+»«-»«?»Уже зналновоеДумал иначеЕсть вопросы, не понял
Чтение с остановками Текст читается дозированно. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.
Кластер («гроздь», «пучок», «созвездие») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде грозди, пучка, созвездия.
Правила работы с кластеромНе бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
«Понятийное колесо» Свое название приём получил из– за того, что в законченном виде действительно напоминает колесо, в центре которого пишется ключевое (изучаемое на уроке) понятие (тема), а вокруг него, соединенные лучами слова– ассоциации (словосочетания), которые предлагают дети.
Эссе,сочинение-рассуждениеЯ пишу для того, чтобы понять, что я думаю.После чтения текста, его обсуждения или дискуссии можно предложить учащимся организовать свои мысли с помощью эссе. Для этого просим в течение 10 минут писать без остановки на конкретную тему. Главное правило – не останавливаться, не перечитывать и не исправлять.
{284E427A-3D55-4303-BF80-6455036E1DE7}1-я строка.Кто? Что?1 существительное2-я строка.Какой?2 прилагательных.3-я строка.Что делает?3 глагола.4-я строка.Что автор думает о теме?Фраза.5-я строка.Кто? Что? (Новое звучание темы)1 существительноеАлгоритм написания синквейнаСинквейн
Синквейны, написанные учениками 5-х классовБородино ЦезарьГероическое, воинское Хитрый, умныйСражаются, гибнут, помнят Привлекает, завоевывает, правитРусские воины - храбрые. Стал диктатором Рима!Подвиг. Великий человек.(Федин Д.) (Помазенкова М.)Кутузов Мудрый, старенькийРешает, воюет, думаетОн выиграл войнуМолодец!(Корниенко К.)
Сюжетная таблица Суть работы с этой таблицей – читая текст ученик делает пометки, создавая «скелет» текста:{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}КТО?ЧТО?КОГДА?ГДЕ?ПОЧЕМУ?
«Дерево предсказаний» Этот прием подходит для развития умения аргументировать, обосновывать свои прогнозы. «Ствол» дерева – это тема, «листочки» – прогнозы, «веточки» - аргументы.
Прием "Fishbone" (фишбоун).С его помощью можно в явлении различать составные части, в событиях выделять причины и последствия, аргументировать ответ и подтверждать его примерами и т. д. Основой для выполнения работы по схеме является проблема, содержащаяся в тексте или рассказе учителя. Её записывают в “голове” “фишбоуна”, а вывод, получаемый по ходу работы, записывается в “хвосте”.
Таблица ЗХУ (знаю-хочу узнать-узнал) Ее цель – развить мыслительные способности учащихся, выработка ими собственной позиции по изучаемой теме. Дети с помощью таблицы собирают воедино имеющиеся знания по данной теме, обосновывают и систематизируют поступающие новые.
Мозговая атака Используется с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова».1 этап. Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают по данной теме.2 этап. Обмен информацией.Рекомендации:– лимит времени на первом этапе – 5–7 минут;– при обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;– оперативная запись высказанных предположений.Возможны индивидуальная, парная и групповая формы работы.
Ключевые (опорные) слова (словосочетания, термины) Учитель выбирает 4—7 ключевых слов (в зависимости от объема текста, в котором они встречаются) и выписывает их на доску. Учащиеся, работая в группе, паре или индивидуально, дают общую трактовку этих терминов и предполагают, как они будут применяться в конкретном контексте той темы, которую им сейчас предстоит изучить.
«Техника постановки вопросов» Вопросы – основная движущая сила мышления. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления. На стадии вызова – вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии рефлексии – демонстрация понимания пройденного.«Тонкие вопросы» Кто…Что…Когда…«Толстые вопросы»Согласны ли вы…Верно ли…Дайте объяснение почему…Почему вы думаете…Почему вы считаете…В чем разница…Предложите, что будет, если…Можно ли изменить роли так, чтобы сделать их противоположными…
Шесть шляп мышления«Шесть шляп мышления» используются на стадии рефлексии, при подведении итогов работы на уроке. Каждому ученику предлагается выбрать одну из шляп по цвету. Цвет шляпы указывает на основные моменты, которые необходимо осмыслить и обобщить. Красная шляпа предполагает выражение своих чувств, без объяснения причин их возникновения. Белая – перечень фактов. Черная – выявление недостатков и их обоснование (негативное мышление). Желтая – позитивное мышление, что было хорошего и почему. Ученики, выбравшие зеленую шляпу, ищут ответы на вопрос, где и как можно применить изученный материал. Синяя шляпа предполагает общий, философский вывод. Учащихся можно объединить в группы по цвету шляп.
Что даёт технология развития критического мышления ученику - повышение эффективности восприятия информации;- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;- умение критически мыслить;- умение ответственно относиться к собственному образованию;- умение работать в сотрудничестве с другими;- повышение качества образования учеников;- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Что даёт технология развития критического мышления учителю- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.
Использованная литература, Интернет – источники, рекомендуемая литература.1. Примеры методических приемов технологии развития критического мышления (материалы из книги Галактионовой Т.Г. От самопознания к самореализации: Персонал-технология образовательной деятельности. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999. - 156 с.) Примеры методических приемов технологии развития критического мышленияМатериал из KSPU Wiki. 2. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб : Альянс-Дельта, 2003. – 284 с.3. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. СПб : Альянс-Дельта совм. с изд-вом «Речь», 2003. – 192 с.4. Дэвид Клустер “Что такое критическое мышление?” ИД “Первое сентября”, газета “Русский язык” №29/2002. 5. С.В.Столбунова “Развитие критического мышления. Апробация технологии” ИД “Первое сентября”, газета “Русский язык” №28/2003. 6. Е.Е.Вишнякова “Не только о технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо” ИД “Первое сентября”, газета “Русский язык” №15/2004. 7. Н. В. Богатенкова, И. В. Муштавинская «Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения», Санкт - Петербургский университет педагогического мастерства, 20017. С. И. Заир – Бек, И.В.Муштавинская «Развитие критического мышления на уроке», Москва «Просвещение», 2004 8. Д. Халперн «Психология критического мышления» Санкт – Петербург, 9. Е.С. Полат Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003.10. Т. И. Шамова, Т. Давыденко Управление образовательным процессом в адаптивной школе. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.11. Развитие критического мышления через чтение и письмо http://ct-net.net/ru/ct_about_ru 12. Развитие критического мышления через чтение и письмо -http://lib.1september.ru/2003/16/1.htm Приложения:1. Презентация
Спасибо за внимание