Конспект урока В.Бианки «Январь год открывает», И.Токмакова «Живи Ёлочка», В.Бианки сказка «Заяц, косач, медведь и Дед Мороз», Б. Кустодиев «Масленица».


Тема: В.Бианки «Январь год открывает», И.Токмакова «Живи Ёлочка», В.Бианки сказка «Заяц, косач, медведь и Дед Мороз», Б. Кустодиев «Масленица».
Цель: -ознакомить учеников с рассказом В.Бианки «Январь год открывает», со стихотворением И.Токмаковой «Живи Ёлочка», со сказкой В.Бианки «Заяц, косач, медведь и Дед Мороз», картиной Б. Кустодиева «Масленица».
-развивать связную речь, логическое мышление детей; обогащать словарный запас; умение анализировать текст, понимать замысел автора; формировать речевые, познавательные, творческие навыки учащихся;
-воспитывать любов к предмету, интерес к чтению, к истории происхождения фразеологизмов и имен.
Тип урока: урок ознакомления с новым произведением
Оборудование: презентация


ХРОНОМЕТРАЖ УРОКА

1. Организация начала урока мин.
2. Проверка домашнего задания мин.
3. Сообщение ученикам темы и задач урока мин.
4. Изучение нового материала мин.
5. Итог урока мин.
6. Сообщение домашнего задания мин.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
Организация начала урока.
1.1. Приветствие.
2. Проверка домашнего задания.
3.Сообщение ученикам темы и задач урока.
- Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем читать статью В. Бианки «Январь год открывает», будем отгадывать загадки читать пословицы, а так же рассмотрим картину Б.Кустодиева « Масленица» и еще много чего интересного. Поэтому, чтобы всё успеть, вам нужно рабо тать активно и внимательно.
4. Изучение нового материала.
1. Подготовка к восприятию стихотворения.
1.1. Рассказ биографии поэта учителем
-Посмотрите на доску. Вы видите портрет Виталия Бианки. (сл.1)
Вита
·лий Валенти
·нович Биа
·нки родился 30 января 1894 в Санкт-Петербурге, русский писатель, автор многих произведений для детей.
-Давайте вспомним, какие произведения вы уже читали?
2.Первичное чтение стихотворения и проверка восприятия.
2.1. Чтение статьи учителем.
- Дети, сейчас я вам проту стихотворение, а вы внимательно послушайте и потом скажите, с чем сравнивал автор январь?
2.2. Беседа.
-В каком месяце года у школьников зимние каникулы?
- Какие зимние празники вы знаете?
-Какие из них тебе нравятся більше всего, почему?
2.3. Анализ иллюстрации
-Ребята, посмторите репродукцию картины укр. Нар. Художницы Е.Мироновой и расскажите: « Какие народные обычаи вы знаете? А какие соблюдаете?
3.Работа над стихотворением.
3.1.Работа над стихотворением.
Ребята, сейчас мы познакомимся со стихотворением И. Токмаковой, а вы послушайте внимательно, а потом скажите как неизвестные для вас слова встречались в стихотворении?
3.2.Словарная работа.
Верховище- верхушка дерева
Валежник- сухия сучья, деревья, упавши на землю.
Восвояси- к себе домой.
3.4. Беседа.
-Чему радуется герой стихотворения?
Прочитайте стихотворение передавая радость, выразительно.
-А разделяете ли вы чувства героя стихотворения?Почему?
Заяц, косач, медведь и Дед Мороз.
1. Подготовка к восприятию текста.
-Вы сейчас просчитайте сказку В.Бианки, эта сказка очень интересная. Почему птицям и зверям поздней осенью плохо жилось?
2. Первичное чтение текста и проверка восприятия.
2.1. Чтение текста детьми молча.
Прочитайте, сказку, и скажите почему птицам и зверям поздней осенью плохо жилось?
3. Повторное чтение с углубленным анализом.
Прочитайте вслух еще раз и обратите внимание на выделленный текст в сказке.
- Как вы понимаете «Снега- курице поколено, когда не прикрыл снег и лежачого полена!; Зима наспех-курам на смех. Ни снега, ни мороза. Что ж мне так всю зиму и болтаться на берёзе?»
-Какие из этих выражений могут быть поговорками?
-Все ли лесные жители были рады приходу Деда Мороза?
-Найдите в тексте и прочитайте отрывок, который соответствует рис. На с.6.
-
3.1. Робота с пословицами..
Ребята, посмотрите на доску.(сл..2)
И прочитайте первую пословицу.
-Как вы её понимаете?
Прочитайте вторую пословицу?
-Что она означает?
-А какие пословицы про мороз и холод вы еще знаете?

«Масленица» Бориса Кустодиева
1.Подготовка к восприятию каритины..
- Ребята, мы сегодня говорили о зимних гуляниях и праздниках. И упоминали масленицу.
2.Первичное чтение текста.
2.1.Чтение текста детьми молча.
Прочтите самостоятельно этот текст и подумайте, что есть символом солнца и тепла?
Давайте вернёмся на с. 9 и рассмотрим картинку.
Что на ней изображено?
Какое время года ?
Как вы думаете, какой праздник изображен ?
3.Повторное чтение текста с углубленным анализом.
3.1. Чтение текста детьми вслух.
- Прочитай еще раз этот текст вслух.
- А затем вы поробуете описать картину употребляя слова и выражения из этого текста.
-Бывали ли вы когда нибудь на масленичных гуляниях?
4. Считалки (сл..3)
-Дети читают считалки. Проводится конкурс, кто больше знает считалок.
Отгадывание загадок.
5. Итоги.
- О каком времени года рассказывают в своих произведениях писатели?
-Текст какого автора тебе помог больше узнать про масленицу?
6. Сообщение домашнего задания.