Презентация по русскому языку Авторские знаки (11 класс)


Авторская пунктуация. Знаки препинания – ноты при чтении.А.П.Чехов Грамматика (греч.) – «умение писать и читать» Умение писать Умение читать Синтаксис(пунктуация) Морфология (орфография) Punktum (лат.) – «точка» Препинание – «остановка, перерыв» Пунктуация – собрание правил о постановке знаков препинанияЗнаки препинания – знаки, которые ставятся между словами или группами слов в письменной речи ? ! Самая лаконичная в мире переписка состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги «Отверженные» ? – послание писателя ! – ответ издателя О чем узнал писатель? Пунктуационный парадокс Пальцев у него двадцать пять, на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.Пальцев у него двадцать: пять на каждой руке, десять на ногах – всего двадцать. Бабушка сердилась внучка не слушалась. Бабушка сердилась внучка не слушалась. Бабушка сердилась внучка не слушалась.Бабушка сердилась внучка не слушалась. , – : Основные принципы русской пунктуации Логический (смысловой)выражение мыслей на письмеСтруктурно-синтаксический (грамматический)наглядность смыслового строя речиИнтонационныйфразовая интонация, ритмика и мелодика Знаки препинания «выражают ощущение лица говорящего и его отношение к слушающему» (Ф.И.Буслаев) Ф.И.Буслаев считал, что знаки препинания «выражают ощущение лица говорящего и его отношение к слушающему»Знаки препинания, по мнению Ф.И.Буслаева, «выражают ощущение лица говорящего и его отношение к слушающему» Цель авторской пунктуации создание экспрессивности текставыражение эмоционально-экспрессивного настроя самого авторасоздание особой ритмики произведения Объяснить знаки препинания В разговоре мать спросила: – Спать тебе баба Дуня дает? – И посоветовала: – Она лишь начнет с вечера говорить, а ты крикни: «Молчать!» Она перестает. Мы пробовали. Приезжала баба Дуня – и взрослые, считай, ночь напролет не спали. экспрессивность текста Объяснить знаки препинания – Потеряла… Нет… Нету карточек… – бормотала баба Дуня еще негромко. – Карточки… Где… Карточки… – И слезы, слезы подкатывали. эмоционально-экспрессивный настрой самого автора Объяснить знаки препинания – Не надо плакать, – громко сказал он. – Карточки целые. Зачем же плакать? Возьмите хлеба и несите детишкам. Несите, поужинайте и ложитесь спать, – говорил он, словно приказывал. – И спите спокойно. Спите. эмоционально-экспрессивный настрой самого автора Какое средство выразительности есть в этом предложении? Гриша подождал, послушал ровное бабушкино дыхание. Поднялся. Его бил озноб. Какой-то холод пронизывал до костей. И нельзя было согреться. 1. эпитет2. олицетворение 3. метафора4. фразеологизм Какое средство выразительности есть в этом предложении? Гриша неторопливо шел и шел, раздумывая, и в душе его что-то теплело и таяло, что-то жгло и жгло. 1. эллипсис2. парцелляция 3. эмфаза4. градация Какое средство выразительности есть в этом предложении? Только улягутся и заснут, как забормочет баба Дуня, в голос заговорит, кого-то убеждает, просит так явственно в ночной тишине, а потом закричит: «Люди добрые! Спасите!!» 1. эллипсис2. парцелляция 3. градация4. эмфаза Какие проблемы поднимает Б.Екимов в рассказе «Ночь исцеления»? Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем.Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, читательский или жизненный опыт (учитываются первые два аргумента).Объем сочинения – не менее 150 слов (до 300 слов).