Интегрированный урок по русскому языку Авторские знаки препинания. (11 класс)


Авторские знаки
Цели урока:
Продолжить знакомство учащихся с авторскими знаками, определить их роль в контексте, рассмотреть авторскую пунктуацию выдающихся мастеров художественного слова;
создать условия для развития умения самостоятельно приобретать знания, используя различные источники информации, формировать опыт творческой деятельности;
воспитывать чувства любви к классической литературе.
Оборудование урока: медиапроектор, экран, карточки для индивидуальной и групповой работы, выставка книг Цветаевой, Бальмонта, Маяковского.
Ход урока
Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпатъся.
К.Паустовский
1. Организационный момент.
Введение в тему (слайд 1).
– К.Паустовский в повести “Золотая роза” вспоминает, как однажды знакомый писатель принёс в редакцию рассказ. Он был интересен по теме, но совершенно неудобочитаем...
И вот корректор взял рукопись и поклялся, что исправит её, не выбросив и не вписав ни одного слова...
“На следующее утро, – вспоминает К.Паустовский,– я прочёл рассказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Всё стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова.
– Это чудо! – сказал я.– Как вы это сделали?
– Да просто расставил правильно знаки препинания...”
Сообщение темы и цели урока.
–Сегодняшний урок расширит ваше представление о пунктограммах, потому что его тема “Авторские знаки препинания”. Какова их роль? На этот вопрос мы ответим в ходе сегодняшнего урока, исследуя поэтические и прозаические тексты мастеров художественного слова. Откроем тетради, запишем число, тему урока.
2. Подготовка к обобщению нового материала. Аналитическая работа с поэтическим текстом (слайд 2).
(Звучит музыкальная композиция)
– В минуты душевного подъёма, тревожных раздумий, грусти и печали мы не раз брали в руки книги любимых поэтов и находили там строки, созвучные строю души, строки участия и сопереживания. Обратимся к поэзии Серебряного века. Мне кажется, что эти стихи будут вам понятны при кажущейся трудности прочтения. Я хочу предложить вам стихи моей любимой поэтессы Марины Цветаевой. Возможно, наши вкусы совпадут (слайд 3).
Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,Оттого что лес – моя колыбель, и могила – лес,Оттого что я на земле стою – лишь одной ногой,Оттого что я тебе спою – как никто другой.
У любого поэта есть пророческие стихи, заглядывающие в будущее. Есть такие строки и у Марины Цветаевой. Например, стихотворение “Моим стихам, написанным так рано”. Давайте прочитаем его (слайд 4). Чтение стихотворения учащимися.(слайд 5). ( Тексты стихотворения у каждого и на доске).
– Ребята, почему трудно прочитать это стихотворение? (Ответы детей).
Да, без знаков препинания нельзя прочитать текст, соблюдая правильную интонацию.
(Обращение к эпиграфу урока). “Знаки препинания – это как нотные знаки.
Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться” – писал К.Паустовский.
Давайте расставим необходимые пунктограммы и объясним их постановку (работа у доски с объяснением).
– По правилам школьной грамматики вы не допустили ошибок. Но давайте проследим, как расставила знаки сама Марина Цветаева (слайд 5).
Постановка тире и скобок здесь не случайна. Автор, намеренно используя эти знаки, хочет подчеркнуть значимость этих фраз.
3. Закрепление первичного материала.
- Вспомните, что такое авторские знаки?
( Знаки, которые не поддаются объяснению с точки зрения действующих правил пунктуации, но выражают необходимый автору смысл, называются авторскими.)
-Теперь посмотрим, какую роль играют эти знаки в построении речи. Поработайте по группам. На листах даны задания. Вы должны выбрать правильное объяснение постановке знаков вне правилам. Одновременно фиксируйте свои ответы в тетрадь. Начните запись: « Тире используется:…» ( 2 варианта текста у всех; учащиеся читают и объясняют, записывают свои ответы).
- Авторский знак привлекает внимание читателей:
- используется для выражения жестких пауз;
- используется для чеканности слога;
- используется для выражения экспрессии;
- тире ставится между словами для обозначения внутренней связи между ними;
- может быть ритмомелодическим;
- для усиления противопоставления (слайд 7).
4. Проверка домашнего задания.
- В качестве домашнего задания вам было предложено создать параллель между авторскими знаками препинания и нормами современного русского языка, используя поэтические тексты поэтов серебряного века.(Учащиеся выступают с подготовленными стихотворениями и проводят параллель с постановкой знаков препинания на современном уровне.) (слайды 8,9).
–Все рассмотренные нами примеры взяты из стихотворений М.Цветаевой позднего периода. Авторская постановка тире присутствует в каждом стихотворении.
“Я не верю стихам, которые льются. Рвутся – да!” – так сама Марина Цветаева определила мелодию своей поэтической речи. Её ритмика – резкие перебои, пауза, это “как удары сердца”. Паузы, обозначенные тире, почти всегда резки, энергичны (слайд 10 читает учитель).
Функции тире у Маяковского и Бальмонта ( слайды 11, 12) учащиеся дописывают по ходу объяснения.
5. Работа с учебником.
- Теперь поработаем с учебником. Упражнение 490. Произведем пунктуационный анализ текста. ( Один ученик читает задание, текст, записывает его на доске, отвечает на вопросы учителя и объясняет постановку авторских знаков препинания).
6. Вывод.
На основе выдающихся мастеров художественного слова мы рассмотрели постановку авторских знаков. Как видим, самым употребительным знаком в творчестве поэтов М. Цветаевой, К.Бальмонта, В. Маяковского является тире.
Однако Тургенев, Пришвин, Леонов использовали в своих произведениях многоточие.
(На резерв: – Запишем предложение Л.Леонова и расставим знаки препинания. Ещё стоят леса на Руси...но заметно не в прежнем количестве.– Как вы расставили знаки препинания в этом предложении?
Автор поставил многоточие как показатель паузы. Оно разрывает плавность речи, создаёт эмоциональную напряжённость и остроту.)7. Домашнее задание.
Подумайте: какую функцию выполняет многоточие и выполните упражнение 491. Выучите теорию параграфа.