Анализ интегрированного урока по русскому языку АВТОРСКИЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ (11класс)
Анализ урока.
Учитель: Ефремова Александра Валентиновна.
Класс: 11
1. Тема урока:
«Авторские знаки препинания».
2. Тип урока:
интегрированный урок формирования новых знаний с использованием ИКТ при ведущей роли учителя.
3. Профильный учебник. Русский язык 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мещерина.
4. Цели урока:
познакомить учащихся с примерами авторской пунктуации, обогатить их лексикон; организовать деятельность учащихся по формированию навыков анализа художественного произведения
5. Задачи урока:
- обучающие: организовать работу над освоением содержания текста литературного произведения, формировать умения осознанного восприятия текста, понимания и решения представленных в нем проблем; продолжить знакомство учащихся с авторскими знаками, определить их роль в контексте, рассмотреть авторскую пунктуацию выдающихся мастеров художественного слова;
- развивающие: способствовать развитию навыка анализа художественного произведения, в том числе и сопоставительного; развивать умение строить суждение на конкретном материале; развивать навык выразительного чтения и соотнесения смысла произведения с интонационным выражением; давать устный ответ на вопрос по тексту произведения; создать условия для развития умения самостоятельно приобретать знания, используя различные источники информации, формировать опыт творческой деятельности;- воспитательные: способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом; воспитывать собственную информационную культуру, ответственное отношение к информации с учетом правовых, этических, духовно-нравственных аспектов ее распространения, воспитывать сознательную дисциплину в решении поисковых задач при сотрудничестве в коллективе со сверстниками; воспитывать чувства любви к классической литературе.
Формы работы учащихся: коллективная и индивидуальная, устная и письменная.
Форма организации работы учителя: выводы по теме, демонстрация слайдов.
МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ составляющая урока: презентация PowerPoint.В презентацию включены графические объекты, иллюстрации и музыкальный файл.
ЦЕЛЬ использования мультимедийного компонента: создание визуального ряда, систематизация словарного материала, повышение мотивации учащихся к учению.
6. Место урока в учебном плане.
Это второй урок в блоке уроков, посвященных изучению авторских знаков препинания. На первом уроке было введено понятие « авторские знаки препинания», рассмотрена роль и употребление в тексте.
7. Структура урока, почему она выбрана.
1) Организационный момент.
2) Подготовка к обобщению нового материала. Аналитическая работа с поэтическим текстом.
3) Закрепление первичного материала.
4) Проверка домашнего задания. Реализация индивидуального домашнего задания.
5.) Работа с учебником.Этап закрепления понятия.
6) Вывод.Подведение итогов урока.
7)Домашнее задание.
Данная структура урока была выбрана для успешного решения поставленных задач.
Время, отведенное на все этапы урока, было использовано рационально.
Главный акцент делался на целостное восприятие учащимися темы, на повышение уровня культуры учащихся.
8. Методы.
На уроке было использовано сочетание таких методов, как:
- коммуникативно-ориентированный
- учебная работа под руководством учителя
- репродуктивный метод (активное восприятие и запоминание сообщаемой в рассказе учителя информации, чтение наизусть)
- наглядно-иллюстративный метод (демонстрация слайдов)
- словесный метод (рассказ, элементы беседы)
-методы стимулирования учения (создание ситуации эмоционального переживания, ситуации занимательности)- логические методы (сравнение, анализ)
- метод формирования познавательного интереса (художественность, яркость, эмоциональность речи учителя)
9. Мотивационная обеспеченность урока.
В формировании учебной мотивации особо значимым является пробуждение интереса, который служит необходимой предпосылкой обучения. При наличии интереса значительно облегчается процесс развития у учащихся познавательных функций и жизненно важных умений.
Специфика урока состоит в применении современных инновационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые способствуют повышению интереса, следовательно, и повышению уровня мотивации учащихся.
Урок состоит из 3-х этапов мотивации:
1) Ориентировочно-мотивационный
Он включает в себя следующие учебные действия:
- создание ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы
- формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения (цель деятельности на данном уроке);
2) Операционально-исполнительский
Он предполагает:
- усвоение темы, овладение учебными действиями и операциями в связи с ее содержанием;
- положительные эмоции, подкрепляющие учебную деятельность, достижение конкретного результата.
3) Рефлексивно-оценочный
На этом этапе происходит:
- анализ выполненных заданий, сопоставление достигнутого результата с поставленной задачей и оценкой работы;
- подведение итогов, переводящее удачные и неудачные ответы учащихся в позитивную плоскость приобретенного опыта;
- «подкрепление» учебной мотивации, что, в свою очередь, приводит к формированию ее устойчивости.
Важным было повышение уровня мотивации учащихся.
Стимулирование мотивации осуществлялось вербальными приемами и благодаря использованию наглядно-иллюстративного метода.
10. Содержательная сторона урока.
Содержание материала личностно ориентировано, доступно.
11. Виды речевой деятельности.
Чтение.
Говорение.
12. Формы работы:
фронтальная;
индивидуальная;
работа в парах
13. Средства обучения.
мультимедийная презентация со зрительной и речевой опорой.
14. Контроль знаний, умений и навыков.
Контроль усвоения знаний, умений и навыков был осуществлен в форме вопросно-ответной деятельности, составление параллели авторскими текстами и текстами, соответствующими нормам русского литературного языка.
Для закрепления материала было дано домашнее задание по формированию необходимых языковых навыков и развитию речевых умений по теме.
15. Подведение итогов.
Работоспособность учащихся на уроке обеспечивала за счет использования инновационно-коммуникационных технологий, создавая положительный эмоциональный настрой и благоприятную психологическую атмосферу. Ориентируясь на уровень подготовки и речевых способностей учащихся, применяла дифференцированный подход.
Отклонений от плана урока не было.
Результативность урока хорошая. Учитывая небольшую наполняемость класса, я стремилась задействовать всех учащихся в разных видах работы, учитывая уровень их коммуникативной активности.
Перегрузки детей не было.
Цель урока достигнута.
Задачи урока решены. Этому помогло четкое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приемы подачи учебного материала.
16. Пояснительная записка к самоанализу урока.
Рассматривается интегрированный урок по русскому языку и литературе, проведенный в 11 классе. 11 класс достаточно подготовлен, так как эти предметы профильные. Все обучающиеся имеют хорошие и отличные оцени по предмету.
Тема урока. В соответствии с федеральным компонентом образовательного стандарта по литературе я ставила себе цель ориентировать учащихся не только на усвоение определенных знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей.
Были поставлены взаимосвязанные цели и задачи, обеспечивающие восприятие и запоминание учебного материала, формирующие умения и навыки, связанные с данной темой, воспитывающие культуру чувств и усвоение общечеловеческих ценностей.
Ставя данные цели и задачи, я учитывала специфику класса. Стержневые цели и задачи обеспечивали профильный уровень изучения предмета (освоение исследовательской деятельности: умение анализировать художественный текст, делать обобщения).
Данная тема благоприятна для представления учащимся литературы как величайшей духовно-эстетической ценности, позволяет учить, анализировать и оценивать литературные произведения, дает представление о роли авторских знаков препинания в произведениях мастеров художественного слова. Она обладает большой силой воздействия, а если учитывать возрастную специфику учащихся (юношеский возраст), работает на перспективы развития личности. А также позволяет реализовать межпредметные связи (литература, русский) Следовательно, воспитывается культура литературных и исторических ассоциаций, умение обобщать и сопоставлять различные литературные явления.
Для достижения поставленных целей были использованы оптимальные методы и средства обучения, рациональная структура урока, распределяющая время, отведенное на различные этапы. Связь между этапами была логичной.
Погружение в тему осуществлялось вступительным словом учителя
Актуализация знаний осуществлялась в течение всего урока при аналитическом чтении стихотворений.
Одним из способов постижения идейно-художественной сущности лирического произведения является подготовка к выразительному чтению произведения.
Все дидактические задачи на этапах урока были выполнены.
Урок был теоретически-практическим, направлен на понимание самого термина «авторская пунктуация».
Методы обучения, которые использовались на уроке, вы могли видеть: наглядность, проблемность, дифференцированное обучение, личностно-ориентированный подход. Методы соответствуют изучаемому материалу и полученные результаты можно считать положительными.
Урок активный. Идет в оптимальном темпе, части логически связаны между собой. Разнообразие видов учебной работы обеспечивает стабильность учебно - познавательной атмосферы.
Различными методами стимулируется поисковая деятельность детей. Педагог не забывает о методах, мотивирующих процесс познания – применяется самоорганизация познавательной работы учащихся.
Активность учащихся адекватна запросам учебного процесса, ученики готовы к проблемным ситуациям. Разнообразные виды заданий обеспечивают занятость всех школьников с учетом их способностей.