Открытое занятие в 5 классе на тему «Обобщающий урок к разделу «Восприятие свойств предметов и явлений»


Обобщающий урок к разделу «Восприятие свойств предметов и явлений»
Тема: «Восприятие формы, цвета и размера предметов окружающей действительности. На примере праздника Новый год»
Цели  занятия:
развитие различных видов восприятия (формы, цвета, размера и др.);
формирование мыслительных действий: сравнения, обобщения, анализа и синтеза и т.д.;
развитие ручной умелости, навыков опрятности и аккуратности у обучающихся.
Оборудование:
осколочные карточки с геометрическим материалом;
аромолампа с ароматическим маслом хвойных растений;
алгоритм рассказа-описания по вопросам;
счётные палочки разной длины;
образец выкладывания ели при помощи счётных палочек;
индивидуальные карточки с логическими цепочками;
раздаточный геометрический материал на каждого ученика;
CD проигрыватель с музыкальным сопровождение к динамической паузе;
индивидуальная карточка по нахождению причинно-следственных связей и исключению лишнего;
игровое графическое задание на каждого ученика;
«волшебные камни»
канцелярские принадлежности (белая бумага формата А4, клей, цветная бумага, шаблоны геометрических фигур, ножницы, простой карандаш, цветные карандаши, маркеры, трафаретная линейка с геометрическим материалом).
ХОД  ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент начала занятия
А. Ритуал начала занятия. Психологическая игра «Волшебный камешек»
Цель: создание положительного настроя на совместную, продуктивную работу. Ритуал вхождения в занятие.Содержание этапа. Ведущий: «Расслабьтесь,  положите руки на колени,  ладонями вверх, закройте глаза и ждите, когда на вашей ладошке  появится волшебный камешек. Постарайтесь сразу ощутить, какой он: тёплый или прохладный, крупный или мелкий, тяжёлый или лёгкий, гладкий или шероховатый?..»Ведущий кладёт каждому в ладонь камень и спрашивает детей об их ощущениях. При этом дети не должны открывать глаза и двигаться. Ведущий напоминает, что всё тело надо расслабить. После ответов дети открывают глаза и рассматривают свой камень. Ведущий говорит: «Камни обладают такой большой силой, что как только они коснулись ваших ладоней, так сразу вы становитесь самыми добрыми, самыми умными и всё, что вы не делаете, у вас обязательно  всё будет получаться».
В. Сообщение темы и цели занятия (фронтальная работа)
Дидактическая игра «Узнай и прочитай».
Цель: актуализация ранее полученных знаний, развитие зрительного восприятия формы и цветового гнозиса.
Примечание: на доске расположены различные элементы геометрических фигур, у детей на партах даны недостающие элементы деталей геометрических фигур, расположенных на доске. Изначально дети должны узнать представленные геометрические фигуры. Затем, при соединении геометрических фигур и их осколков, на каждой геометрической фигуре   и осколках появляются слоги, если правильно соединить фигуру и её осколок, то из слогов получатся слова.
– Ребята, посмотрите, пожалуйста, внимательно, что вы видите на доске? (Рисунок 1. «Геометрические фигуры»)– Назовите те из фигур, которые вам знакомы?– Посчитайте и скажите, сколько фигур имеют здесь 3 угла?– Посчитайте и скажите, сколько фигур не имеют   углов?– Посчитайте и скажите, сколько фигур имеют здесь 4 угла?– Посчитайте и скажите, сколько фигур имеют  прямые углы?– Ребята, обратите внимание, фигуры, то у нас не простые, на них что-то написано… У вас на партах даны слоги или слова, из которых вы при помощи осколков элементов геометрических фигур должны составить слова. (Дети соотносят геометрическую фигуру на доске и осколок на парте и выходя к доске, соединяют их, образуя слова).
Дети составляют из осколков геометрических фигур с соблюдением сочетания цвета слова. Затем прочитывают получившееся слово, называют геометрическую фигуру и называют её признаки.
– Ребята, прочитайте ещё раз про себя получившиеся слова (шары, бусы, подарки, Дед Мороз, гирлянда, мишура).– Назовите те слова, которые вам непонятны.– Подумайте и скажите, каким, одним словом их можно объединить? К какому событию относятся все эти предметы? (Новый год)– Молодцы! Ребята, сегодня мы с Вами действительно будем говорить о празднике Новый год.– Сегодня на занятии мы с Вами закрепим наши знания о размере, форме и цвете окружающих нас предметов.
2. Основная часть  занятия
А. Актуализация ранее имеющихся представлений у детей по данной теме. Беседа учителя и детей.
Цель: развитие  представлений детей по заданной теме, формирование связной речи обучающихся.
– Ребята, скажите, пожалуйста, вы любите праздник Новый год?– А когда он наступает?– В какое время года мы отмечаем этот праздник?– В каком месяце?– А как вы считаете, без чего не наступит настоящий Новый год? (Без ёлки).
В. Ароматерапия и дыхательная гимнастика по профилактике острых респираторных заболеваний.
Цель: развитие различных анализаторных систем обучающихся.
– Дети выдыхают при помощи диафрагмального дыхания пары масла хвойных растений.– Ребята, сделайте, пожалуйста, три глубоких вдоха.– Как вы считаете, какой аромат появился в нашей классной комнате?
C. Составление рассказа описания по картине «Ель» (Рисунок 2)
Цель: развитие основных мыслительных операций (анализа, синтеза, исключения) и связной речи.
Инструкция: Рассмотрите, пожалуйста, рисунок ели. Сейчас мы с Вами, при помощи опорных вопросов составим рассказ по картине «Ель». Мы с Вами по очереди будем читать опорные вопросы и варианты ответов. Вы должны выбрать верный ответ и напротив правильного ответа нарисовать зелёный кружок. (карточка представлена на Рисунке 3.).
D. Конструирование с помощь строительного конструктора, используя палочки разной длины, стилизованной ели (по образцу)
Цель: развитие зрительно-пространственной ориентировки в пространстве, развитие зрительного восприятия и кратковременной памяти.
– Ребята, посмотрите, что вы видите на доске? (Рисунок 4)– Из каких элементов/частей она состоит?– Посчитайте, сколько деталей конструктора нам понадобится, чтобы построить такую же ель, как на образце?– Скажите, пожалуйста, одинаковые ли детали нам понадобятся или разные?– Чем детали отличаются между собой?– Какие по величине будут верхние ветви ели, нижние?– Далее учитель обращает ещё раз внимание детей на образец, просит внимательно посмотреть и запомнить. Затем убирает образец и просит построить ель по память, затем дети сравнивают образец и то, что у них получилось.
Е. Графическое задание 9-й лишнийЦель: развитие основных мыслительных операций, тренировка графических навыков.
– Ребята, посмотрите, пожалуйста, на рисунок 5. Что вы здесь видите?– Скажите, эти ели одинаковые или разные?– Чем они отличаются?– Покажите самую высокую/низкую ель?– Сколько веток у самой высокой/низкой ели?– Посмотрите внимательно, и дорисуйте недостающую в цепочке ель.
F. Гимнастика для глаз.
Инструкция: На фронтальной стене кабинета, на разном уровне, размещаются иллюстрации с изображением елей разного размера. Учитель просит детей  найти глазами самую маленькую, самую большую, самую пушистую ель, найти ель, запорошенную снегом, найти ель, украшенную новогодними игрушками и т.д.
J. Аппликация ели с помощью геометрических фигур
Цель: развитие ручной умелости и зрительно-пространственной ориентировки на листе бумаги.
– Ребята, подумайте и скажите, при помощи каких геометрических фигур мы можем сконструировать ель?– Как вы считаете, какие по размеру треугольники нам понадобятся?– Если мы будем вычерчивать ель по шаблонам, то на верху какой по размеру треугольник мы возьмём?– Какой по размеру треугольник будет следующим?– Какой треугольник будет нижним?– Рассматривание образца (Рисунок 6)– Как вы считаете, какого цвета треугольники нам понадобятся?– Далее дети выкладывают шаблоны геометрических фигур на парте, в соответствии с образцом.– Вычерчивание треугольников на цветной бумаге.– Повтор техники безопасности при работе с ножницами.– Вырезание  деталей для аппликации.– Приклеивание шаблонов геометрических фигур в центре 1/2 листа А4.
H. Динамическая пауза.
Инструкция: Дети под музыку  говорят четверостишия, заученные  наизусть и делают двигательные упражнения на развитие общей моторики.
Маленькая ёлочкаРосла без печали,Буйны ветры ёлочкуЛасково качали.
Закружили ёлочкуЗимние метели,Каждую иголочкуВ серебро одели.
Примечание:  исходное положение – сидя на мяче,  напряжённые руки в стороны – «ёлочка». В первом четверостишии – выполнение поворота туловища вправо и влево. Напряжённые руки находятся пи этом в четырёх положениях:
1-я строчка: в стороны – вниз;2-я строчка: в стороны;3-я строчка: в стороны – вверх;4-я строчка: вверх.Во втором четверостишии руки мягкие, пластичные также находятся в четырёх положениях, но повороты туловища (скручивание позвоночника) начинается из положения руки вверх, причём к последней строчке руки переходят в исходное положение.
I. Работа по рассказу в картинках
Цель: развитие логического мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи.
– Ребята, как Вы считаете, как ёлка попадает к нам на новогодний праздник?
Инструкция: Вам предлагается рассказ из картинок. Вы должны выстроить серию по схеме, которая дана внизу (Рисунок 7), зачеркнув лишние картинки из предложенного набора, нек относящиеся к данному сюжету.– Проверка выполнения задания.– Ребята, посмотрите внимательно, на получившийся рассказ.– Как вы считаете, можно ли рубить дерево в лесу, ради нескольких праздничных дней?– Как можно было бы поступить в этой ситуации и не причинить вред растению?
G. Графическое задание «Укрась ёлку» (Рисунок 8)
– Ребята, скажите, что ещё мы с вами забыли сделать, чтобы наша ель стала праздничной?– Кто знает, чем украшают ёлку к Новому году?– Работа с графическим заданием.– Ребята, посмотрите на нашу ель.– Как вы считаете, на что похожи наши ёлочные украшения?– Какие геометрические фигуры вы узнали?– Одинаковые ли шары на ёлке? Чем они отличаются?– Где расположены маленькие шары?– Какого они цвета?– Где большие?– Какого они цвета?
Задание: Обведите предложенную вам ель. Нарисуйте игрушки так же, как на образце.
K. Работа с трафаретной линейкой по вычерчиванию геометрических фигур – ёлочных украшений. Продолжение аппликации. Вырезание и наклеивание по образцу. (Рисунок 9)
L. Анализ образца аппликации.
– Ребята, посмотрите, мы с вами сделали аппликацию.– Как вы считаете, на что она похожа? (На открытку).– Кому мы можем подарить открытку?– Когда люди дарят друг другу открытки?
M. Домашнее задание.
Подпишите, пожалуйста, открытку, тому человеку, которого вам хотелось бы поздравить с праздником.
3. Итог занятия
– Ребята, о чём мы говорили сегодня на занятии?– Чему мы с вами учились?
Ритуал окончания занятия «Волшебные камни»
Инструкция: «Ребята, наше занятие подошло к концу, теперь возьмите в руки камни, которые я раздала вам в начале занятия, давайте обменяемся ими друг с другом и подарим своему соседу приятные слова-комплименты».
Рисунок 1.
ШУРА
ША
П О Д А Р К
ДЕД
СЫ
ГИРЛЯН

Осколки геометрических фигур
МИ
ДА

МОРОЗ
РЫ

БУ
КИ

Рисунок 2.

Что изображено на этом рисунке?
- животное;
- растение;
- предмет.
Как называется это растение?
Какого цвета ель?
Как называются еловые ветви?
- руки;
- ноги;
- лапы.
Опиши еловые лапы, используя следующие слова:
- пушистые;
- зелёные;
- пышные;
- красивые.
Как называются листья ели?
- иглы;
- булавки;
- шипы.
Что ещё, кроме иголок, может расти на ветвях ели?
- игрушки;
- шишки;
- орехи.
Рисунок 4.

Рисунок 5.


Рисунок 7.

Рисунок 8.


ДЕД МОРОЗ


БУ СЫ
Миш ура

ИГРУШКИ