Формирование универсальных учебных действий учащегося на уроках химии.
Формирование универсальных учебных действий учащегося на уроках химии.
Данная работа посвящена одному из ключевых положений федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения – формированию универсальных учебных действий при изучении химии в основной школе. В работе даны описания основных видов универсальных учебных действий и путей их формирования с учётом возрастных особенностей учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы. Представлены задания, направленные на развитие и оценку личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных и универсальных учебных действий.
Данная работа может представлять интерес для учителей химии для использования в профессиональной деятельности.
Содержание
Введение............................................................................................................2
Универсальные учебные действия и их классификация ...............................3
Технологическая карта урока ……………………………………………………..9
Базовые образовательные технологии при обучении химии………………10
Задания по химии, формирующие УУД………………………………………11
Заключение…………………………………………………………………………13
Список литературы.........................................................................................14
«Новый мир имеет новые условия и
требует новых действий»
Н. Рерих
Введение
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования, произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать. В современных условиях приоритетным
направлением образования становится обеспечение развивающего потенциала
новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования
обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных
действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного
процесса.
Одной из важнейших задач основного общего образования является
подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и
профессионального пути. Обучающиеся должны самостоятельно научиться ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт в реальной жизни, за рамками учебного процесса. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.
Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в воспитание и
развитие обучающихся; она призвана вооружить школьников основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний, а также способствовать
развитию безопасного поведения в окружающей среде и бережного к ней
отношения.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И
ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
Универсальные учебные действия (УУД) – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.
В основу выделения состава и функций УУД для основного общего образования были положены возрастные психологические особенности учащихся и специфика возрастной формы УУД, факторы и условия их развития . Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.
Функции универсальных учебных действий:
• обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять
деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимыесредства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
• создание условий для гармоничного развития личности и ее
самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
• обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и
компетентностей в любой предметной области.
Овладение учащимися УУД происходит в контексте разных учебных
предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способностей самостоятельно успешно усваивать новые знания.
Учитель химии основное внимание обращает на научное содержание и
предметные умения. Но в жизни люди не часто сталкиваются с задачами,
аналогичными предметным. Чаще всего решение реальных проблем требует
метапредметных умений. Сегодня стало очевидным, что основной задачей и
критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.
Цели химического образования в основной школе:
• формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность
образования, значимость химического знания для каждого человека независимо
от его профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки,
сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь
критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновыватьсобственную позицию;
• формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли
химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения
объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной,
социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические
знания;
• приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения
проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации,
коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного
обращения с веществами в повседневной жизни.
В качестве ценностных ориентиров химического образования выступают
объекты, изучаемые в курсе химии, к которым у обучающихся формируется
ценностное отношение, при этом ведущую роль играют познавательные ценности,
так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные
методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в
процессе изучения химии, проявляются в признании:
• ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
• ценности химических методов исследования живой и неживой природы.
Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса химии
позволяет сформировать:
• уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
• понимание необходимости здорового образа жизни;
• потребность в безусловном выполнении правил безопасного использования
веществ в повседневной жизни;
• сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
• правильному использованию химической терминологии и символики;
• развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента,
участвовать в дискуссии;
• развитию умения открыто выражать и аргументировано отстаивать свою
точку зрения.
Изучение химии в основной школе дает возможность достичь следующих
результатов в направлении личностного развития:
1) формирование чувства гордости за российскую химическую науку;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики, а также
социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о
существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений,
осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом
устойчивых познавательных интересов;
4) формирование коммуникативной компетентности в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах
деятельности;
5) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
6) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе
развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами,
доступными инструментами и техническими средствами информационных
технологий;
7) формирование основ экологического сознания на основе признания
ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
8) развитие готовности к решению творческих задач, умения находить
адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и
оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах
деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т.д.)
В Программе развития универсальных учебных действий выделены четыре блока УУД:
1. Личностные. Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию, профессиональное, жизненное самоопределение обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают личностное, профессиональное и жизненное самоопределение обучающихся. Личностные УУД способствуют установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задавать вопрос «Какое значение и какой смысл имеет для меня учение?» и уметь на него отвечать.
Применительно к учебной деятельности следует особо выделить два типа действий, необходимых в личностно ориентированном обучении.
Первый тип – действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом – продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для него учение, и уметь находить ответ на него.
Второй тип – это действие нравственно-этической ориентации, исходя из социальных и личностных ценностей.
Для формирования личностных универсальных учебных действий предлагаются следующие виды заданий:
– участие в проектах;– подведение итогов урока;– творческие задания;– зрительное, моторное, вербальное восприятие;– мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;– самооценка события, происшествия;– дневники достижений.
2. Регулятивные. Обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того,
что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
планирование — определение последовательности промежуточных целей с
учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний,
его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и
способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что
ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов
работы;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому
усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению
препятствий.
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
– «Преднамеренные ошибки»– Поиск информации в предложенных источниках– Взаимоконтроль– Взаимный диктант
– Диспут– Заучивание материала наизусть в классе– «Ищу ошибки»– КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему)
3. Познавательные. Общеучебные универсальные действия — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, определение основной и второстепенной информации, свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического стилей, понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Знаково-символические действия моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая), преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных), синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов сравнение - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации,
классификации объектов, классификация объектов, установление причинно — следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
постановка и решение проблемы — формулирование проблемы,
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового
характера.
Так, при изучении нового материала учащиеся самостоятельно изучают материал по тексту параграфа или с помощью информационных листов и выполняют письменно задание: составить план ответа, подтвердить каждый пункт плана соответствующим тезисом. Результат работы записывают в таблицу.
Ученики в 8-11 классах с большим удовольствием работают на уроке и дома над составлением тематических синквейнов, текст которых состоит из пяти строк и 11 слов:
1 строка – 1 существительное (тема), 2 строка – 2 прилагательных (описание темы ), 3 строка – 3 глагола (описание действий), 4 строка – фраза из 4 слов, показывающих отношение к теме 5 строка – 1 слово (резюме или синоним, который повторяет суть темы).
Действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Этому способствуют краткосрочные тематические проекты.
Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
– «Найди отличия» (можно задать их количество);– «На что похоже?»– Поиск лишнего– «Лабиринты»– Упорядочивание– «Цепочки»– Хитроумные решения– Составление схем-опор– Работа с разного вида таблицами– Составление и распознавание диаграмм
4. Коммуникативные. Обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками-определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Постановка вопросов- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов решения проблемы, принятие решения и его
реализация.
Управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и
диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
– составь задание партнеру;– отзыв на работу товарища;– групповая работа по составлению кроссворда;
– «отгадай, о ком говорим»;– диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);– «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.
Технологическая карта урока.
Анализируя деятельность обучающихся на каждом этапе урока, можно выделить те универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации деятельности учащихся формируются на учебном занятии и могут быть оформлены в виде технологических карт:
Требование к уроку Урок современного типа Универсальные учебные действия
Объявление темы урока Формулируют сами учащиеся Познавательные, коммуникативные
Сообщение целей и задач Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания(учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач). Регулятивные, коммуникативные
Планирование Учащиеся планируют способы достижения намеченной цели (учитель помогает и советует) Регулятивные, личностные
Практическая деятельность учащихся
Осуществление
контроля
Осуществление коррекции
Оценивание учащихся
Итоги урока
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану(применяется групповой, индивидуальный методы, учитель консультирует)
Учащиеся осуществляют контроль(применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля; учитель консультирует)
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно(учитель консультирует, советует, помогает)
Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценивание, оценивание деятельности товарищей); учитель консультирует)
Проводится рефлексия
Познавательные, регулятивные, коммуникативные)
Регулятивные, коммуникативные
Коммуникативные, регулятивные
Регулятивные, коммуникативные
Регулятивные, коммуникативные
Данная карта позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие УУД формируются при правильной организации деятельности учащихся.
Базовые образовательные технологии при обучении химии.
Технология проблемно-диалогического обучения
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)
Обучение на основе «учебных ситуаций»
Проектная и исследовательская деятельность
Информационные и коммуникативные технологии.
Так, технология проблемно-диалогического обучения отвечает всем требованиям стандарта второго поколения. С помощью проблемного диалога формируются весь комплекс УУД:
- регулятивные – умение решать проблемы;
- коммуникативные – вести диалог;
- познавательные – извлекать информацию, делать логические выводы
- личностные – нравственная оценки ситуации, проблема выбора
Исследовательская деятельность обучающихся также играет большую роль в формировании УУД:
В регулятивных – умение ставить цель, определять задачу; соотносить поставленную цель и условия её достижения; планировать действия в соответствии с собственными возможностями;
В познавательных - умение использовать предметные знания для реализации цели; добывать, перерабатывать и представлять информацию; оформлять результаты исследования и представлять его;
В коммуникативных - планировать учебное сотрудничество и согласовывать свои действия с партнёрами; строить речевые высказывания и ставить вопросы;
В личностных - различать виды ответственности внутри своей и коллективной работы.
Основным методом мониторинга УУД учителя является системное наблюдение и фиксация результатов.
Задания по химии формирующие УУД.
Творческие задания по химии.
1.
2.
3. «ХИМИЧЕСКИЕ ВЕСЫ»
4.Почему волосы рано седеют?
Заключение
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ученика и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия:
– обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;– создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность.
Литература
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования.
Г.К Селевко. Энциклопедия образовательных технологий. – М., 2006.
Т.Н. Беркалиев. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса
школы. – Спб, 2007.
Г.А. Цукерман. Виды общения в обучении. – М., 1993.
Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. Учим детей общению. – М., 1998.
М. Демидова. Естественно-научный цикл: вырабатываем общеучебные
умения // Народное образование. – 2005. – №9. – с.115-126.
Д.Татьянченко, С. Воровщиков . Развитие общеучебных умений школьников
//Народное образование. – 2003. – № 8. – с.115-126.
8 . Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от
действия к мысли. Система заданий / под ред. Асмолова А. Г.,Бурменской Г.
В., Володарской И. А. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
(Стандарты второго поколения).
9. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В.
Козлова, А. М. Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 59 с.
(Стандарты второго поколения)