Разработка программы логопедического обследования навыков письма и чтения у младших школьников


Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования Московской области
«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
КАФЕДРА ДЕФЕКТОЛОГИИ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 2
Тема « Разработка программы логопедического обследования
навыков письма и чтения у младших школьников»
Выполнила слушатель курсов
«Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности педагогических работников по вопросам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья»
Крутикова Лариса Викторовна
учитель-логопед МОУ-СОШ №13 г.Клин
Проверила
к.психол.н., доцент Кожалиева Чинара Бакаевна
Москва 2013
ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Цель логопедического обследования – выявление у детей нарушений в устной и/или письменной речи.
Задачи:     -   определение уровня речевого развития ребенка;
    -   разработка рекомендаций по коррекции речевых нарушений;
   -   определение адекватных условий обучения ребенка.
Логопедическое обследование детей разных возрастных групп и разной степени обученности будет строиться по-разному. Однако существуют общие принципы и подходы, определяющие последовательность проведения обследования:
·       принцип индивидуального и дифференцированного подхода;
·       обследование рационально проводить от общего к частному;
·       внутри каждого вида тестирования предъявление материала дается  от сложного к простому (это позволяет ребенку закончить каждую пробу успешно, что создает дополнительную мотивацию и положительный эмоциональный настрой);
·       от продуктивных видов речевой деятельности – к рецептивным (исходя из данного принципа,  в первую очередь обследуются такие виды речевой деятельности, как говорение и письменная речь: письменные высказывания, сочинения);
·       последовательность процедуры обследования – от экспрессивной языковой компетенции к импрессивной (сначала исследуется объем и характер употребления языковых единиц, и только при наличии трудностей в их использовании переходить к выявлению особенностей пользования ими в пассиве). 
При проведении логопедического обследования детей для обеспечения объективной последующей оценки состояния ребенка соблюдаются следующие условия:
·       создание в   ходе всего обследования комфортности, установление эмоционального контакта с ребенком;
·       предъявление в начале обследования задания повышенной трудности для создания ситуации успеха, вызывающей у ребенка желание дальнейшей работы с экспериментатором;
·       чередование словесных и наглядных методик для предупреждения утомления;
·       предъявление заданий в  игровой форме;
·       экономичность предъявляемого материала;
·       учет уровня развития познавательной деятельности ребенка;
·       учет работоспособности ребенка;
·       четкое и доступное предъявление инструкции к заданиям.
В качестве критериев адекватности процедуры логопедического обследования ребенка выступают:
·     наличие контакта логопеда с обследуемым ребенком;
·     доступность, результативность, успешность деятельности ребенка в процессе обследования с учетом необходимых мер помощи;
·     своевременная компенсация состояния ребенка или прекращение обследования при возникновении по ходу обследования психосоматических, выраженных нейродинамических, невротических, психопатических или психотических расстройств;
·     исключение неэтичных ситуаций при обследовании ребенка и сообщении родителям о результатах диагностики и рекомендаций по дальнейшему виду обучения;
·     возникновение у родителей (законных представителей) доверия к логопеду, готовность воспринимать логопедическое заключение и следовать рекомендациям специалиста. 

Процедура обследования речи младших школьников отличается от процедуры обследования речи дошкольников по нескольким показателям:
1) в обследование включается большой блок заданий, направленных на изучение письменной речи ребенка и уровень сформированности ее предпосылок;
2) обследование включает меньшее количество игровых заданий, т. к. у ребенка уже сформирована произвольная учебная деятельность (или ее начатки);
3) в ходе тестирования возможно использование той лингвистической терминологии, которая была изучена к моменту обследования (предложение, словосочетание, суффикс, окончание, гласный, согласный звуки и др.);
4) часто необходимо установить уровень овладения школьником учебной программой, например, по русскому языку, чтению, математике;
5) при проведении обследования письменной речи часть его может быть проведена фронтально в подгруппе или в классе.
Полнота и развернутость обследования зависит от запроса родителей или педагогов и характера речевого дефекта ребенка.
Важной частью полного логопедического обследования младших школьников является выявление нарушений формирования навыков письма и чтения.
Диагностический этап начинается с наиболее сложных заданий, с наиболее сложного для детей вида речевой деятельности – письменной речи.
В обследование входят письмо и письменная речь (продуктивный вид речевой деятельности) и чтение (рецептивный вид речевой деятельности).
В начале обследования ребенок выполняет небольшую творческую письменную работу, например, описать какой – либо случай из жизни, при этом объем работы ограничивается 5 предложениями. Это не только экономит время, но и стимулирует активность самого ребенка, позволяет нам оценить умение ребенка планировать и равномерно распределять информацию.
Затем, после проверки работы самим ребенком, приступают к совместной проверке, которая представляет данные об уровне теоретической и практической грамотности учащегося, способах его деятельности по самопроверке, способах чтения письменного текста и наличия учебной произвольной деятельности .
Направления дальнейшего обследования
На основании данных, полученных при изучении письменных работ ребенка и только что написанной творческой неподготовленной работы , систематизации и группировки ошибок решается вопрос о направлениях дальнейшего обследования.
1. Если присутствуют ошибки, которые могут быть обусловлены НЕСФОРМИРОВАННОСТЬЮ УСТНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ, необходимо изучить состояние процессов устной речи и выявить языковую компетенцию в этой сфере.
2. Если у ребенка недостатки письма обусловлены НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ других ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ, то необходимо выявить, какие стороны психической деятельности и каким образом страдают. Это может сделать либо логопед, владеющий методиками психологического и нейропсихологического тестирования, либо психолог.
3. Если в процессе анализа письменных работ были обнаружены ошибки, обусловленные НЕСФОРМИРОВАННОСТЬЮ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ УСТНОЙ РЕЧИ, необходимо провести углубленное обследование письменной речи. В качестве дополнительных тестов можно использовать различные виды записи, способствующие выявлению ведущего звена в структуре дефекта: ПИСЬМО ПОД ДИКТОВКУ, СПИСЫВАНИЕ, ПИСЬМЕННЫЕ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ.
Обследование чтения
Как правило, нарушения письма и чтения выступают в комплексе. Поэтому после выполнения письменных работ можно предложить текст для чтения.
Для обследования отбирается небольшой по объёму незнакомый текст, примерно на 5-7 минут чтения. Текст должен быть доступен по содержанию, не насыщен незнакомыми словами. Размер шрифта должен соответствовать размеру шрифта учебника или быть немного крупнее. Для ученика первого класса подбирается текст с иллюстрациями.
Сначала необходимо дать ученику некоторое время для подготовки к чтению, пусть ученик просмотрит глазами текст, задаст вопросы , если что-то непонятно.
В ходе чтения логопед обращает внимание на способ чтения, наличие ошибок и их характер. Прерывать чтение ребенка для того, чтобы он исправил ошибки, допустимо только в том случае, если они могут повлиять на понимание прочитанного.
После первого прочтения просим ребенка еще раз просмотреть текст и подготовиться к пересказу. Затем просим ребенка рассказать текст.
Таким образом, логопед обследует технику чтения и процессы смысловой переработки прочитанного текста, т.е. понимание печатного текста. При этом оценивается не просто качество пересказа, как связного текста, сколько то, какой уровень значения текста ребенок понял, и каким образом он выделяет ключевые опоры при анализе и воспроизводстве текста.
Выделяется несколько уровней значения текста: фактология, общий смысл и скрытый смысл текста
Фактология включает в себя перечень внешних событий, фактов и прямых оценок этих событий, содержащихся в тексте.
Общий смысл текста включает в себя тему и рему текста: о чем этот текст и что об этом сообщается нового, интересного.
Скрытый смысл или подтекст – это скрытое внешнее содержание текста, иносказание, идея, заложенная автором (для чего этот текст написан, почему этот текст написан, чему учит этот текст).
Особенно яркое расхождение между фактологией, общим содержанием и подтекстом наблюдается при анализе сказок, басен, притч. При всей своей внешней простоте они сложны для анализа детьми. Естественно, что анализ скрытого смысла ребенок может производить на уровне своего возраста и своего понимания мира.
Задания для проверки понимания текста
1) Самое сложное - выделить из текста ключевые слова (словосочетания, предложения). Как правило, дети, которые недостаточно глубоко восприняли семантику текста, не могут выполнить это задание правильно, все время «соскакивая» на дословный пересказ текста. Жесткое следование образцу, вплоть до того, что ребенок, не вспомнив нужного слова, не может продолжать пересказ текста далее, свидетельствует о неблагополучии именно в области восприятия текста, в том числе при чтении.
2) Пересказ текста – задание средней степени сложности.
3) Ответы на вопросы – самое легкое задание. При этом необходимо учитывать, что выявление скрытого смысла текста возможно только при использовании вопросов. Вопросы логопеда должны иметь четкую формулировку и отражать основное содержание текста.
Если у школьника обнаруживаются проблемы с пониманием текста после его прочтения вслух, логопед может предложить ему прочитать следующий равноценный отрывок «про себя» и подготовиться в пересказу (ответам на вопросы).
Детям, у которых выражены проблемы чтения, постепенно в ходе обследования предлагаются для чтения и осмысления все более и более мелкие единицы. От чтения текстов переходят к чтению предложений, затем слов, слогов и отдельных букв. В ходе такого поэтапного уменьшения единиц для чтения выясняется, какие проблемы являются ведущими в трудностях формирования процесса чтения – механизмы слогослияния, идентификация букв или один из механизмов, обеспечивающих беглое чтение – механизм вероятностного прогнозирования. В сопоставлении с данными, которые будут получены в ходе обследования устной речи и др. психических функций, решается вопрос о ведущем механизме дефекта.
Результаты логопедического обследования и особенности формирования навыков письма и чтения можно отразить в бланке Портфолио речевой деятельности учащегося начальной школы. Его разработала творческая группа учителей-логопедов общеобразовательных школ г. Клин .ПОРТФОЛИО РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИУЧАЩЕГОСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1. Фамилия, имя____________________________________________________
2. Дата рождения, возраст, класс_____________________________________
3. Оценка навыка чтения:
1) характер чтения: чтение побуквенное, слоговое, слоговое и целыми словами, только целыми словами, чтение по догадке;
2) выразительность: читает выразительно / монотонно, интонационно выделяет / не выделяет фразы, ударение правильное / неправильное;
3) виды ошибок чтения: пропуски, перестановки, замены, добавления, повторы, искажения звуков, слогов, слов; 4) смысловая сторона чтения: умеет / не умеет воспроизводить прочитанное, осознает / не осознает основную идею текста;
5) общее звучание речи:
скорость (средняя, очень быстрая, очень медленная)
голос (средний, очень громкий, иссякающий)
разборчивость (хорошая, нарушено 1-2 звука, общая смазанность)
темп (постоянный, общая неровность, сбивчивый)
4.
4. Индивидуальные особенности чтения
________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Оценка навыков письма. Типы ошибок.
1) ошибки звуко-буквенного анализа (перестановки, пропуски, вставки, недописывания, контаминации)
2) ошибки смешения букв по акустико-артикуляционному сходству (глухие - звонкие, свистящие - шипящие, соноры, аффрикаты и др.)
3) ошибки конфигурации букв (написание лишних или недописывание нужных элементов, неправильное пространственное расположение элементов, зеркальное письмо)
4) ошибки обозначения мягкости согласных (гласными второго ряда,
буквой ь)
5) персеверации (многократное повторение отдельных элементов) или антиципации (преждевременное совершение действия)
6) пропуск слова или предлога
7) ошибки отграничения речевых единиц (слитное написание слов, раздельное написание одного слова, неправильный перенос слова, пропуск запятой или точки, ненаписание заглавной буквы, написание каждого предложения с новой строки)
8) аграмматизмы (нарушение словообразования, согласования, управления, употребления предлогов)
9) орфографические ошибки
6. Индивидуальные особенности письма
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Примечание________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата _____________ учитель—логопед _______________
Литература
Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: - Методическое пособие – М.: АРКТИ , 2014. – 80 с.