Шел Сильверстайн Щедрое дерево Стратегия №Двойной дневник Развитие критического мышления через чтение и письмо.
Ольга Николаевна Степанькова
заведующая библиотекой
МОУ СОШ № 3
станицы Динской
Краснодарского края
Развитие критического мышления через чтение и письмо
Уважаемые коллеги, друзья, единомышленники!
Хочется рассказать вам об опыте работы нашей библиотеки по развитию критического мышления через чтение и письмо.
С этой технологией мне посчастливилось познакомиться на занятиях первого и второго курсов Библиотечной школы, организованной Издательским домом «Первое сентября» в 2000 и 20004 годах.
Чем привлекла нас эта технология?
Во-первых, по этой технологии можно работать с читателями всех возрастов.
Она доступна и понятна самым юным читателям, прочитавшим свои первые книги, с интересом её изучают подростки, увлечённо работают с текстами старшеклассники.
Во-вторых, применяя разные стратегии этой технологии, ребята в процессе работы учатся выражать устно и письменно свои впечатления и размышления от прочитанного произведения, не опускаясь до примитивного пересказа содержания прочитанного. Этот опыт помогает им успешно справляться заданием «С» по ЕГЭ.
В-третьих, это очень интересно. А для читателей любого возраста это немаловажно. Удаляясь от примитивного анализа текста, его разжёвывания и навязывания собственного, а значит, и авторитарного мнения, мы вместе с читателями при помощи мозгового штурма, осмысления прочитанного, рефлексии читаем и рассуждаем вместе. И нет неправильных высказываний, неверных суждений, каждое мнение самоценно и имеет право на существование, каждая точка зрения вызывает уважение и не остаётся без внимания. Ребёнок не боится ошибиться и быть осмеянным, он раскован и свободно излагает свои мысли. А в работе над письменным анализом текста в черновике не думает о правописании слов и не боится сделать ошибки, давая свободу своим чувствам мыслям. Лишь потом, когда записаны все впечатления и размышления, он приступает к правке текста, устраняя речевые недочёты и орфографические ошибки. Этот текст может быть не так гладко написан, но в нём есть самое главное – собственное мнение читателя.
На базе библиотеки с 2003 года работает клуб вдумчивых читателей «Зёрнышко», первые члены этого клуба в этом году заканчивают одиннадцатый класс. А одним из руководителей клуба является автор «Библиотеки в школе» Юлия Николаевна Фролова. Читатели пишут ей письма, она отвечает на различные детские вопросы. Придумывает для них игры, загадки. Об этом эпистолярном романе нужно рассказывать отдельно, а можно прочитать в «Библиотеке в школе» №
Библиотека школа в течение ряда лет делится опытом работы по развитию критического мышления через чтение и письмо с педагогами своей школы, проводит мастер – классы для учителей русского языка и литературы школ района и края.
На базе библиотеки школы в проблемном семинаре по этой теме в 2007 \ 2008 учебном году были проведены три мастер – класса по различным стратегиям.
Наши читатели вдумчиво работают с текстами различных произведений, задавая тонкие и толстые вопросы, составляя кластеры, придумывая свои синквейны, строя пирамидки – критиков и ведя двойные дневники.
Все эти методы и виды работ помогают им в осмыслении прочитанного.
Можно много говорить о развитии критического мышления через чтение и письмо, о различных стратегиях, о мероприятиях, проведённых на базе библиотеке, но сегодня мне хочется с участниками конференции провести малый мастер-класс с применением стратегии «двойного дневника» по притче Шелла Сильверстайна « Щедрое дерево».
«Двойной дневник» - это одна из стратегий развития критического мышления через чтение и письмо.
Чем она хороша?
Учителя с первого класса заставляют учащихся вести дневники чтения, чтобы отследить процесс чтения ребёнка. Ведение такого дневника обычно превращается в формальность и особого рвения в заполнении ни у родителей, ни у учащихся не вызывает. И, если дневники чтения у учащихся начальных классов имеются, то в среднем звене их уже мало кто ведёт. И то не для себя, а для учителя.
«Двойной дневник» - это не отчёт о количестве прочитанных книг, а записи о своих впечатлениях, которые возникли в процессе знакомства с текстом.
Двойной дневник основан на ассоциативных впечатлениях, которые появились у читателя, вызванных той или иной фразой или мыслью автора. Не секрет, что каждое произведение мы «примеряем» на себя. Оно нравится или не нравится нам именно потому, что затронуло или не затронуло какие-то струны нашей души.
Лист дневника мы делим на две графы (двойной дневник).
В первой части из текста выписывается фраза из произведения, не оставившая нас равнодушным, а во второй части мы пишем, какие ассоциации у нас возникают. Это не обязательно согласие.
Я предлагаю участникам конференции попробовать заполнить двойной дневник по притче «Щедрое дерево» Шела Сильверстайна.
Так как притча небольшая по объёму, мы решили поместить её всю в первую половину двойного дневника, а читателям предложили в тексте подчеркнуть фразы, которые их заинтересовали, а во второй – свои размышления по поводу этих фраз. Попробуйте и вы заполнить свой «двойной дневник».
Приложение к выступлению:
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Шел Сильверстайн не только детский писате он прославился как композитор, поэт, драматург и сценарист; неудивительно, что его называли «человеком эпохи Возрождения»! Но он был еще и мастером рисунка смешного и изящного. Его книги переведены на 30 языков, он был удостоен приза «Выбор детей» Международной читательской ассоциации.
Развитие критического мышления через чтение и письмо.
Стратегия « Двойной дневник».
«Щедрое дерево» Шел Сильверстайн
Двойной дневник
Даёт возможность увязать содержимое со своим личным опытом.
Полезен, когда дети получают задание прочитать большой текст.
Нужно разделите вертикальной чертой чистую страницу пополам.
Слева записываем, какая часть текста произвела наибольшее впечатление.
Быть может, она вызвала какие-то воспоминания или ассоциации из собственной жизни. Или озадачила, или вызвала в душе резкий протест.\
С правой стороны необходимо дать комментарий: Что заставило записать именно эту цитату? Какие мысли она вызвала?
Жила на свете яблоня
и она любила маленького мальчика.
Каждый день мальчик приходил к ней
и собирал её листья.
и сплетал из них венок, чтобы играть в Лесного короля.
Он взбирался по её стволу
и качался на её ветвях
и ел её яблоки.
И они играли с яблоней в прятки.
А, наигравшись, он засыпал в тени её ветвей.
И мальчик любил яблоню очень.
И яблоня была счастлива.
Но шло время.
И мальчик подрастал.
И яблоня частенько теперь оставалась одна.
И вот однажды мальчик пришёл к яблоне,
и она сказала:
- Иди сюда, мальчик, взберись по моему стволу, покачайся на моих ветвях, поешь мои яблок, поиграй в моей тени, и ты будешь счастлив!
- Я уже слишком взрослый для того, чтобы лазить по деревьям и качаться на ветвях, - ответил мальчик. Я хочу покупать вещи и получать удовольствия. Мне нужны деньги. Ты можешь дать мне Деньги?
- Прости, - ответила яблоня, - но у меня нет денег: у меня есть только листья и яблоки. Возьми мои яблоки, мальчик, и продай их в городе.
Ты получишь за них деньги и будешь счастлив.
Мальчик взобрался по стволу, собрал все яблоки и унёс.
И яблоня была счастлива.
После этого мальчик долго не появлялся, и яблоня грустила.
Но однажды мальчик вернулся, и яблоня задрожала от радости и сказала:
- Иди сюда, мальчик, взберись по моему стволу, покачайся на моих ветвях и будешь счастлив.
- Я слишком занят, чтобы лазить по деревьям, - ответил мальчик.
- Мне нужен теплый дом, - продолжал он.
- Я хочу иметь жену и детей, и поэтому мне нужен дом.
Ты можешь дать мне дом?
- У меня нет дома, - ответила яблоня, - мой дом это лес.
Но ты можешь срезать мои ветви и построить себе дом. И станешь счастливым.
Мальчик срезал ветви яблони и унёс их, чтобы построить себе дом.
И яблоня была счастлива.
Потом мальчик снова исчез на долгое время.
А когда он вернулся, яблоня так счастлива, что едва могла говорить.
- Иди сюда, мальчик, - прошептала она, иди, поиграй.
- Я слишком стар и печален, чтобы играть, - ответил мальчик.
- Мне нужна лодка, чтобы я мог уплыть далеко – далеко.
Ты можешь дать мне лодку?
- Спили мой ствол и построй себе лодку, -
ответила яблоня.
Тогда ты сможешь уплыть далеко и стать счастливым.
И мальчик спилил ствол яблони
И построил себе лодку, и уплыл далеко – далеко.
И яблоня была счастлива но не совсем.
Опять прошло много времени, и мальчик вернулся к яблоне.
- Прости мальчик, - сказала она, - но мне нечего больше дать тебе.
У меня не осталось яблок.
- Яблоки мне теперь не по зубам, - ответил мальчик.
- У меня не осталось ветвей, – сказала яблоня, - ты не сможешь покачаться на них. – Я слишком стар, чтобы качаться на ветвях, - ответил мальчик.
- У меня не осталось ствола, - сказала яблоня – и тебе не по чему больше взбираться вверх.
- Я слишком устал, чтобы взбираться вверх, - ответил мальчик.
- Прости, - вздохнула яблоня, - мне бы очень хотелось дать тебе хоть что – нибудь, но у меня ничего не осталось. Я теперь только старый пень. Прости
- А мне теперь много и не нужно, - ответил мальчик, - мне бы теперь только тихое спокойное место, чтобы посидеть и отдохнуть. Я очень устал.
– Ну что ж, сказала яблоня, выпрямляясь, насколько это было возможно, - старый пень как раз годится, чтобы посидеть и отдохнуть.
Иди сюда, мальчик, садись и отдыхай. Так мальчик и сделал.
И яблоня была счастлива.
А вот вам ещё один текст этого же автора.
Попробуйте самостоятельно поработать с ним в стратегии «двойного дневника»
Шел Сильверстайн
«Если бы я был»
Если бы я был маленький – маленький гном,
Я бы умывался каплей одного дождя,
Я бы на божьей коровке ездил верхом,
Удочку прятал в дырочку от гвоздя.
Я под дверями бы запросто проходил,
Мне б комар казался большим орлом,
Блюдце – широким озером, если бы я был
Если бы я был маленький – маленький гном,
Я бы ни папу, ни маму обнять не мог,
Разве мизинчик, и то не наверняка.
Я бы в испуге шарахался из-под ног
Даже полуторамесячного щенка.
Если бы мне подарила конфету «Полёт»
Тётя, которая очень любит меня,
Я бы конфету эту ел целый год,
Фантик один разворачивал бы полдня.
Чтобы написать короткое слово «привет»
Я бы с неделю ворочал вечным пером
(Эти стихи я писал четырнадцать лет,
я ведь и есть маленький – маленький гном).
И пожелание: можно сетовать на различные обстоятельства: отсутствие в библиотеке хороших книг, нежелание детей читать, а можно просто идти к ним, используя различные метода, читать и размышлять вместе. И не чувствовать себя маленьким – маленьким гномом.
Удачи!
Заголовок 115