Конспект коррекционно-развивающего занятия по ручному труду Лебедь. Пластилинография
Цель:
развитие общих речевых навыков и мелкой моторики рук с использованием пластилина.
сформировать умения передавать характерные особенности лебедя, используя нетрадиционную технику исполнения работы - пластилинографию.
Задачи:
Образовательные:
- совершенствовать умения обучающихся в изображении лебедя, передавая особенности внешнего облика (строение туловища, форму головы, крыльев, хвоста, характерную окраску);
- учить создавать выразительный и интересный сюжет;
- закрепить умение использовать в работе ранее усвоенные приемы лепки ;- формировать умение поддерживать речевое общение, отвечать на вопросы полным предложением, обобщать и активизировать словарь.
Развивающие:
- развивать воображение, эмоции, внимание, память через выполнение упражнения «Расшифруй слово»;
- развитие мелкой моторики кистей рук через выполнение пальчиковой гимнастики «Лебеди»;
- расширять кругозор и возможности развития способностей обучающихся.
Воспитывающие:
- развивать эстетический вкус, самостоятельность и аккуратность в процессе работы;
- воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам.
Коррекционно – развивающие
корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания).
коррекция и развитие связной устной речи
коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной).
коррекция и развитие зрительных восприятий.
развитие слухового восприятия.
коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук.
коррекция и развитие мыслительной деятельности.
коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства).
Планируемый результат: закрепить умение передавать характерные особенности лебедя посредством пластилинографии.
Понятия:
Ресурсы: картон, набор пластилина, дощечки, салфетки для рук, стеки, компьютер , презентация,.
Формы работы:
- индивидуальная работа;
- беседа – диалог.
Методы:
- словесно-наглядный;
- игровой;
- практический;
- демонстрация, показ.
Методические приемы:
- рассказ воспитателя;
- практические упражнения;
- творческие задания.
Воспитательные технологии:
- элементы игровой технологии;
- здоровьесберегающая технология (переход от одного вида деятельности к другому).
Предварительная работа с обучающимися:
-беседа о перелетных птицах (их характерные особенности);
- рисование в альбоме - раскраска птиц;
- беседа о лебеде;
- чтение рассказа С.Аксакова «Лебедь»; стихотворения С.Есенина «Лебедушка»
ХОД ЗАНЯТИЯ
Этапы Деятельность воспитателя Деятельность
обучающихся
I.Психологический
настрой.
II. Актуализация знаний.
III. Основная
часть.
1. Определение темы и цели деятельности.
IV. Открытие новых знаний.
1.Показ и анализ
внешнего вида птицы.
2. Объяснение этапов выполнения работы.
V. Физминутка.
VI. Первичное закрепление
Повторение последовательности выполнения работы
VII. Пальчиковая гимнастика «Лебеди».
VIII. Самостоятельная работа обучающихся.
IX. Обобщение изученного.
1 Анализ поделок.
X. Рефлексия.
Итог - Я очень рада видеть ваши добрые лица и лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Посмотрите, ребята, друг на друга – поздоровайтесь глазками, улыбнитесь.
- Я очень хочу, чтобы ваше хорошее настроение сохранилось не только до окончания нашего занятия, но и на весь оставшийся день.
А теперь давайте скажем:
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы – отлично учимся
Все у нас получится!
- Ребята, а какое сейчас время года?
- А как вы догадались что наступила весна?
Ребята, а что же происходит с птицами?
А каких перелетных птиц вы знаете?
- Есть еще одна прекрасная птица. А чтобы узнать название этой птицы, надо расшифровать слово.
Дидактическое упражнение «Расшифруй слово».
Ключ
Л А В И Е Б О А С Е Д Ь -Ключиком к данной шифровке служит «стрелка», которая показывает направление, в котором следует читать слово. Сопоставляются буквы и клетки, через которые проходит стрелка.
Какое слово получилось?
- А какие это птицы перелетные или зимующие?
- А почему они улетают, расскажет Настя Иванова.
- А что вы знаете об этой птице?
- А Соня Колесникова Подготовила небольшое сообщение об этой птице.
- Ребята, вы сказали, что лебеди занесены в красную книгу. А вы знаете что такое красная книга.
- Артем Казючиц сейчас вам расскажет, что такое красная книга.
- Ребята, а кто мне скажет, как сделать чтобы лебеди не исчезли?
- Ребята вы знаете нам сегодня в группу пришло письмо. Дима прочитай кому это письмо.
- Миша, прочитай от кого это письмо.
- Давайте прочитаем это письмо. Есть такая сказочная страна «Чудесландия».В этой сказочной стране есть красивые реки, леса, горы и озера. В «Чудесландии» живут необычные животные. Жители этой сказочной страны предлагают свою помощь, чтобы спасти этих прерасных птиц. Они предлагают отправить лебедей к ним в страну. Они будут ухаживать за ними, заботиться о них.
- Ребята, а как же мы отправим лебедей туда, ведь мы же не можем поймать их.
- Кажется, я придумала!
Можно их сфотографировать и отправить письмом.
- А вы как думаете?
- Правильно, молодцы.
- А так как эта страна волшебная они оживят их и будут о них заботиться и когда наступит следующая весна они пришлют наших лебедей обратно, но ни одних, а со своими птенцами.
- Посмотрите, что у вас лежит на столе.
- Ребята, подумайте и скажите, чем мы будем сегодня заниматься на занятии?
- Правильно.
- А как вы думаете кого мы будем лепить?
- Вспомните, как называется техника рисования пластилином?
- Правильно.
- А как вы думаете, какая тема нашего занятия
- Правильно. (Слайд 4)
- Какую цель мы поставим перед собой сегодня?
- А давайте проверим.
- Да, правильно. (Слайд 5)
Посмотрите на внешний вид лебедя. ( Слайд 7).
- Назовите части тела птицы.
- Какое по форме туловище лебедя?
- Какая по форме голова птицы?
- А что есть на голове?
-Какие крылья у лебедя?
- Какая шея у лебедя?
- Посмотрите на лебедя, выполненного мной, и скажите: какие приемы я использовала при лепке?
- Я предлагаю вам попробовать вылепить своих лебедей по этим этапам. (Показываю последовательность и разъясняю этапы лепки). Этапы
лепки на доске.
Посмотрите на первую схему, с чего начнем нашу работу? (Слайд8).
- Какого цвета возьмем пластилин для туловища?
Взять жгутик пластилина и заполнить туловище.
- Что будем делать потом?
( Слайд 9).
Выложим жгутиками пластилина шею.
- Какого цвета возьмем пластилин для головы лебедя?
( Слайд 10)
С головой поступает аналогично
Сделать горошину – глаз черного цвета.
Какого цвета клюв?
( Слайд 11).
жгутик красного цвета размещаем сбоку головы.
- Какого цвета возьмем пластилин для крылышка лебедя? ( Слайд 12)
С лебедем поступаем аналогично, лишний пластилин обрезаем стекой.
- Вы работали много, устали и сейчас отдохнем.
Лебеди летят, крыльями машут,
Прогнулись над водой,
Качают головой
Прямо и гордо
Умеют держаться
Очень бесшумно
На воду садятся
- Давайте повторим, в какой последовательности мы будем выполнять работу.
Не отвлекайтесь во время работы. Соблюдайте порядок на рабочем месте. Экономно используйте материалы. Кладите стеку на тарелочку. После работы сразу протрите руки влажной салфеткой.
- Прежде, чем мы начнем лепить лебедя, давайте разомнем наши ручки.
Вдоль по реченьке лебедушка плывет.
Выше бережка головушку несет.
Белым крылышком помахивает.
На цветы водичку стряхивает
Приступаем к выполнению работы. Обращаем внимание на динамическую таблицу. Целевые обходы воспитателя:
1. Контроль организации рабочего места
2. Контроль правильности выполнения приемов работы и соблюдение правил безопасности работы.
3. Оказание помощи обучающимся, испытывающим затруднение.
4. Контроль объёма и качества выполнения работы.
- Посмотрите на птиц, которые вы сделали.
- Какие красивые лебеди у вас получились.
- Леша, какая работа тебе понравилась и почему?
- А мне все ваши работы понравились потому что, вы очень старались.
- Я думаю, наши друзья из «Чудесландии» будут очень рады. Мы сегодня сделали прекрасных лебедей и теперь сможем отправить в «Чудесландию», чтобы жители позаботились о них.
Они ждут их с нетерпением.
- Скажите, что вам особенно понравилось на занятии?
- Какую цель мы ставили на занятии?
- Мы поставленную цель выполнили?
- Ребята, когда лебеди чистили свои перышки, то они обронили несколько из них, но они необычные. Каждое перышко что-то обозначает.
- Белое перышко - мне занятие понравилось, было легко и интересно.
- Серое перышко - было не просто, но с помощью друзей справился.
- Черное перышко - мне было неинтересно и трудно.
- С помощью перышек оцените свою работу. Выберите перышко определенного цвета и прикрепите на силуэт этого лебедя.
- Я вижу, что вам занятие понравилось.
- Ребята, а как вы думаете доброе дело сделают для нас жители страны чудесландии?
- Почему?
- о ком сегодня говорили на занятии?
- какой лебедь?
- что делают лебеди?
Обучающиеся стоят в кругу.
Весна
Начал таять снег, стало теплее, солнце стало больше светить, набухают почки, становится длиннее, а ночи короче, появляются первоцветы
Прилетают с теплых краев.
Грачи, скворцы, соловьи, жаворонки, ласточки.
- Правильно, лебедь.
Лебеди перелетные птицы.
Лебеди питаются мелкой рыбой, растениями, а зимой водоемы замерзают, птицы не могут найти пищу.
Лебедь – самая крупная водоплавающая птица.
Лебеди занесены в Красную книгу. У лебедя тело покрыто перьями. Перья могут быть белого, и черного цвета. Лебеди питаются водными растениями и мелкими водорослями. Гнезда у лебедей большие и неопрятные , они сделаны из камыша.
Лебедь – необыкновенно красивая птица. Свою изящность лебедь приобретает за счет длинной шеи. Лебеди большую часть жизни проводят на воде. Кроме того, лебеди – заботливые родители – они заботятся о своих детенышах около года после их появления на свет.
Наша природа создала много различных творений. Животные и растения занимают в ней особое место, но многим их них сейчас угрожает большая опасность просто исчезнуть с лица Земли. И чтобы запомнить и сохранить то, что люди истребляют и губят они заносят в Красную книгу
Петровская школа-интернат. Фирма «Капитошка»
Страна «Чудесландия»
Можно сделать своими руками
Можно нарисовать, сделать оригами, аппликацию, слепить.
На столе лежит жгутики пластилина, картон, салфетка, дощечка для лепки, стека.
Сегодня на занятии будем лепить из пластилина .Мы будем лепить лебедя.
Техника пластилинография.
Лебедь
Мы должны сегодня, из пластилина вылепить лебедя в технике пластилинографии, создавая выразительный образ посредством передачи объема и цвета.
.
Туловище, голова, клюв, хвост, глаза, шея, крылья.
Туловище лебедя овальной формы.
Голова у лебедя круглая.
На голове есть глаза, клюв.
Крылья большие и сильные.
Шея у лебедя длинная изогнутая.
Я думаю, при лепке лебедя были использованы приемы: выкладывание жгутиков по кругу, по прямой
Мы начнем работу с туловища.
Для туловища возьмем пластилин белого цвета.
Потом будем делать шею.
Для головы возьмем пластилин белого цвета.
Клюв у лебедя красного цвета.
Для крылышка возьмем пластилин белого цвета.
(Ходьба на месте с подниманием рук через стороны вверх и вниз).
Наклон туловища вперед, прогнувшись, руки в стороны.
Повороты головы.
Выпрямиться, руки за спину - проверить осанку.
Руки вниз - потянуться вверх. Сесть на место, туловище держать прямо.
Обучающиеся по очереди называютэтапы. (Слайд)13
Левая рука в горизонтальном положении изображает речку, а правая изображает лебедя. При исполнении песенки,
Ладони делают волнообразные движения.
Самостоятельная деятельность обучающихся.
Ответы обучающихся.
Ответы обучающихся.
Мы должны были вылепить из пластилина лебедя в технике пластилинографии.
-Да.
Да.
Они помогут нам сохранить этих прекрасных птиц – лебедей.
О лебеде
Красивый, прекрасный, белый.
Летают, плавают.