Выступление: «Стратегия работы с текстом с использованием «Технологии развития критического мышления через чтение и письмо»
Выступление: «Стратегия работы с текстом с использованием «Технологии развития критического мышления через чтение и письмо»
Учитель русского языка и литературы Герт А.Т.
2014г
Содержание:
1. Работа с текстом – приоритетное направление в обучении школьников.
2. Использование компетентностного подхода в обучении как основа образовательных стандартов.
3. Реализация формирования ключевых компетенций учащихся через развитие критического мышления средствами чтения и письма.
5. Рефлексия.
6. Список используемой литературы.
«С детства на зеленый росток нашего таланта, как сухие листья осени в осеннем лесу, наваливаются чужие мысли, и их мы должны усвоить, чтобы личный зеленый росток мог выше подняться. Но как трудно среди тлеющих мыслей других людей находить свою собственную», - заметил однажды писатель М.М. Пришвин.
И как же должно быть трудно ученику в современном учебном процессе среди постоянного информационного взрыва, среди увеличения в десятки раз объема потребляемой информации сохранить и прорастить свой собственный зеленый росток мысли.
В подобных обстоятельствах продуктивность учебной деятельности зависит от умения ориентироваться в информационных потоках, инициативности, умения справляться с проблемами, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы для достижения поставленных целей, поэтому текст и стратегия работы с текстом должны занять на уроках приоритетное положение в современном обучении на уроках различных дисциплин.
В течение последних десятилетий в отечественных программах в качестве цели обучения чтению выдвигается развитие у учащихся умений читать тексты с разным уровнем понимания содержащейся в них информации:
с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение);
с полным пониманием содержания (изучающее чтение);
с извлечением необходимой значимой информации (поисковое чтение);
критическое понимание содержания.
Без знания основ работы с текстом современный выпускник школы не сможет справиться с теми требованиями, которые к нему предъявляются на экзаменах по разным общеобразовательным предметам.
Русский язык:
понимать коммуникативную цель слушания и чтения текста, в соответствии с ней организовывать свою работу;
владеть разными видами изложения (ознакомительным, детальным, выборочным), а также разными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) и пользоваться ими в зависимости от коммуникативной цели;
дифференцировать основную и дополнительную, известную и неизвестную информацию текста, выделять информацию иллюстрирующую, аргументирующую;
вычленять структурные части исходного текста;
фиксировать информацию прослушанного или прочитанного текста в виде плана (простого, сложного, тезисного), конспекта, резюме, полного или сжатого пересказа;
отвечать на вопросы по содержанию текста, используя при этом информацию, содержащуюся в тексте в явном или неявном виде;
сопоставлять два текста, сравнивая их содержание, основную мысль и авторскую позицию.
Необходимость обучения подобным качествам (компетенциям) обуславливается требованием современного общества.
Компетентностный подход в обучении сосредоточивается на том, чтобы не увеличивать объем информированности человека в различных предметных областях, а помочь людям самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях. Те же умения, которые помогают человеку ориентироваться в новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни, достигая поставленных целей, стали называть компетенциями или ключевыми компетенциями. Сам термин «ключевые компетенции» указывает на то, что они являются «ключом», основанием для других, более конкретных и предметно ориентированных. В то же время владение ими позволяет человеку быть успешным в любой сфере профессиональной и общественной деятельности, в том числе и в личной жизни. Основой современных образовательных стандартов II поколения становится формирование следующих ключевых компетенций:
информационной - умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем;
коммуникативной - умение эффективно сотрудничать с другими людьми;
самоорганизационной - умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы;
самообразовательной - готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность.
Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего критического.
Школа XXI века требует от современного учителя учета индивидуальных способностей учеников, помощи в их начальной профессиональной ориентации, в личностном становлении.
На решение этих и многих других задач направлены современные образовательные технологии, такие как: портфолио, метод кейс стадии, развитие критического мышления через чтение и письмо, которые активно входят в практику школ и помогают учителю формировать ключевые компетенции учащихся.
Одной из самых эффективных технологий для работы с текстом является «Технология критического мышления через чтение и письмо», разработанная американскими педагогами Дж. Стил, К. Мередитом, Ч. Темплом и С. Уолтером. Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Технология развития критического мышления в процессе обучения письму и чтению представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем - предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания. В основе технологии РКМЧГТ лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:
Первая фаза (вызов) ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету.
Вторая фаза (реализация смысла) - главными задачами являются активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания.
Третья фаза (рефлексия) направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле. Базовая модель ("Вызов - Реализация смысла - Рефлексия") задает не только определенную логику построения урока, но и последовательность, и способы сочетания конкретных методических приемов, использование которых создает на уроках условия для самореализации личности, условия, помогающие ученикам самим добывать себе знания на основе уже имеющегося опыта, дать им что-то новое.
1. На втором уроке по изучению частиц я использовала таблицу-синтез «Знаю – Хочу узнать - Узнал» на стадии вызова я и предложила учащимся заполнить 1 графу таблицы – что они уже знают о частицах.
После обсуждения переходим к заполнению 2-ой графы «Хочу узнать». Здесь происходит формирование самоорганизационной компетенции учащихся, то есть индивидуальное целеполагание.
Далее обсуждаются записи, дополняются в процессе приема «Мозговая атака».
На стадии осмысления содержания происходит самостоятельное изучение темы по предложенному учащимся тексту, где они находят ответы на поставленные ими вопросы, заполняют третью графу таблицы.
Такая работа формирует информационную компетенцию (умение искать информацию, анализировать и применять на практике).
Каждый ученик работает индивидуально в своих тетрадях, происходит 100 % охват.
2. На этом же уроке на стадии рефлексии предлагаю учащимся придумать Синквейн по теме «Частица», который выявляет процесс усвоения знаний в творческой форме, так как предполагает изложение сложных идей в сжатой форме. С этой работой справляются сразу не все, но постепенно учатся, развивая собственное критическое мышление. Примеры синквейнов с этого урока у вас на столах.
Для учителя эта технология предоставляет возможность открыть новые таланты в учениках, установить партнерские отношения. Она отличается сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами, хорошей стратегией для работы с текстом. Кроме того, она является универсальным инструментом обучения, так как предлагаемые методические приемы могут быть использованы в обучении различным предметным дисциплинам с учетом всех возрастов.
Несомненно то, что основы работы с текстом должны быть заложены уже в начальном звене образования учащихся, а затем в качестве преемственности расширяться и углубляться в среднем и старшем звеньях.
«Что такое критическое мышление и почему оно занимает ключевую позицию в современной жизни?». Критическое мышление (КМ) есть мышление самостоятельное, которое начинается с постановки вопросов, которые нужно решить.
С точки зрения традиционного урока эти этапы, стадии не представляют исключительной новизны для учителя. Вместо «вызова» более привычно для учителя – введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» – изучение нового материала. Третья стадия в традиционном уроке – закрепление материала, проверка усвоения знаний.
Так что же принципиально нового несет технология критического мышления? Элемент новизны – это методические приемы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока рекомендуется использовать определенные приемы работы, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность.
На фазе вызова это: рассказ - предположение по ключевым словам, по заголовку; графическая систематизация материала (кластеры и таблицы), верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки, словарная работа, рассматривание иллюстраций. Информация, полученная в ходе совместной работы, выслушивается, записывается, обсуждается.
Стадия осмысления направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Этому способствуют методы активного чтения (стратегия «Чтение с остановками»), прием «Дерево предсказаний», поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.
Выделяется шесть типов вопросов:
1. Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.
2. Уточняющие вопросы. Обычно они начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что ….?», «Если я правильно понял, то ..?». Такие вопросы нужны для предоставления собеседнику обратной связи относительно того что он только что сказал.
3. Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». Они направлены на установление причинно—следственных связей.
4. Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. «Что бы изменилось …., если бы….?», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?»
5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?»
6. Практические вопросы. Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой «Как бы вы поступили на месте героя?»
Такая классификация помогает научить детей самостоятельно задавать вопросы к тексту. Учащимся нравится формулировать и записывать вопросы к произведению (на любом этапе работы). Данная работа проводиться в парах, группах и индивидуально.
Нельзя добиться от учащегося глубокого понимания текста без специально целенаправленного обучения приемам переработки информации: составлению плана, тезисов, кодированию информации в различных графических схемах и т.д. Некоторые из них можно использовать еще до чтения. Например, по заголовку «входной двери» текста спрогнозировать тему и идею всего произведения. Диалог начинается с заголовка - размышление над которым создаёт установку на понимание. С первой минуты учитель советует ребёнку уже на пороге текста задуматься о чём пойдёт речь в тексте.
Понимание и интерпретация информации основана на ее анализе учеником. Ученик, читая, мысленно выделяет структурные и логические единицы текста, выявляет те связи, которые есть между ними, а затем фиксирует это либо в плане, либо в граф - схеме или в таблице. Таким образом, ученик перекодирует информацию на другой, в большей степени “свой язык” символов и знаков. Такая работа помогает всю полученную информацию привести в систему, а значит глубже понять и использовать в дальнейшей работе. Поэтому нельзя добиться от учащегося глубокого понимания текста без специально целенаправленного обучения приемам переработки информации: составлению плана, тезисов, кодированию информации в различных графических схемах и т.д.
Исходя из этого, образовательные ситуации на уроке надо проектировать так, чтобы, прочитав текст, ученик был бы способен сам задать вопросы по его содержанию, затем на основе анализа текста составить план. Создать такие условия, чтобы у ребенка возникло желание обсудить содержание прочитанного с товарищами. Формировать у школьников способности не просто пересказывать текст, но и умение выразить свое отношение к прочитанному, давать оценку той информации, которую он получил, или оценивать героев произведения, о которых прочитал. Речь идет о том, чтобы научить школьника вступать в диалог с автором текста, спорить с ним или соглашаться с его мнением, научить строить свой, авторизованный текст, свой речевой постулат.
Диалог с текстом.
Многие тексты отличаются тем, что содержат явные или скрытые вопросы, возможность предугадывать развитее событий. Поэтому первоначальная задача научить ребёнка видеть такие вопросы
- давать на них ответы;
- удерживать вопросы и ответы в памяти до тех пор, пока не появится в тексте ответ, т.е. возможность провести самоконтроль. В этом заключаются основные операции диалога с текстом. В диалог включены мышление, память, воображение, внимание, поэтому – это основной приём работы с текстом.
Учитель, ведущий этот диалог с текстом, заранее выделяет в тексте две, три остановки – в зависимости от размера текста. Во время этих остановок задаются вопросы, которые побуждали бы школьников к критическому мышлению (вопросы готовятся заранее). Ясно, что и учебные цели забывать не стоит: надо обсудить непонятные слова, проанализировать средства художественной выразительности, но, все же, в нашем случае давайте сделаем акцент на вопросах высокого уровня, наподобие: «Что заставило героя поступить именно так?», «Как дальше будут разворачиваться события?», «Какие чувства вызвал этот отрывок текста?» и т.д. После первой или второй остановки можно использовать прием «Дерево предсказаний».
4. После окончания работы с текстом учитель предлагает учащимся на выбор две - четыре цитаты (или пословицы, расхожие выражения), связанные с содержанием текста и отражающие различные подходы к интерпретации сюжета. Например, для рассказа «Синие листья» учитель мог бы предложить такие варианты: «Каков вопрос – таков и ответ», «Друг познается в беде», «Упорство и труд все перетрут», «На обиженных воду носят». Детям нужно выбрать одну из них – какая, на их взгляд, больше подходит по смыслу к тексту – и написать небольшое эссе (маленькое сочинение), обосновывающее выбор. Это можно сделать как на уроке, так и в качестве домашнего задания.
Известно, что дети любят сказки и любят сочинять их сами. Знакомясь с их сочинительством, убеждаешься, что сказка - поистине неувядающий жанр.
Исходя из этого, образовательные ситуации на уроке надо проектировать так, чтобы, прочитав текст, ученик был бы способен сам задать вопросы по его содержанию, затем на основе анализа текста составить план
Так в процессе говорения-слушания, т.е. общения – обсуждения прочитанного, формируются, причем комплексно, и информационная, и речемыслительная, и коммуникативная культура учащихся. Что актуально на сегодняшний день."
Заключение
Таким образом, технология критического мышления через чтение и письмо, являясь личностно-ориентированной, позволяет решать широкий спектр образовательных и развивающих задач, формировать необходимые ключевые компетенции учащихся.
В условиях динамично меняющегося мира очень важно помочь каждому ученику включиться в межкультурное взаимодействие, сформировать базовые навыки человека открытого информационного пространства и научиться эти навыки применять. В процессе применения РКМЧП:
происходит формирование ключевых компетенций учащихся;
появляется возможность объединения отдельных дисциплин;
создаются условия для вариативности и дифференциации обучения;
формируется направленность на самореализацию, вырабатывается собственная индивидуальная технология обучения.
Уважаемые коллеги, в качестве рефлексии предлагаю Вам высказаться по теме доклада, используя методический прием РКМЧП «Шесть шляп». Описание этого приема лежит у Вас на столах. Выступление – соответственно выбранному цвету.
Список используемой литературы:
1. Интернет ресурсы «Использование приемов технологии критического мышления для формирования ключевых компетентностей учащихся», автор Акзегитова Е.В., г. Кунгура.
2. Интернет ресурсы «Воспитательный аспект приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо», автор Антонова С.Ю.
3. ГИА-2010. Сборник заданий: 9 класс. Русский язык. Автор: С.И.Львова. М:Эксмо, 2010.
4. Русский язык, № 18, 2005 г., «Первое сентября», лекция №2. Технология развития критического мышления через чтение и письмо.
5. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя, С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. М:Просвещение, 2004 г.