САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ



САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Одна из главных задач воспитания подрастающего поколения – формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой деятельности. Это требование времени, социальная задача, которую призвана решать, прежде всего школа. Развитие творческих способностей и формирование умений самостоятельной работы происходит на основе знаний, приобретаемых при изучении различных школьных предметов.
Неотъемлемая часть обучения географии – это самостоятельные и практические работы. Они способствуют росту самостоятельности, обеспечивают формирование умений применять знания на практике, воспитывают такое качество, как трудолюбие. В ходе выполнения самостоятельных и практических работ школьники учатся работать с различными источниками географической информации.
В Стандарте школьного географического образования зафиксирована рубрика «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».
Ориентация школьного географического образования на компетентностный подход предполагает усиление его практической направленности.
«Усиление» не означает увеличение количества практических работ в содержании, а предполагает изменение традиционной методики обучения, переход от простой передачи учебной информации к методике, направленной на формирование умений школьников. Ведь знания остаются мертвым грузом, если они не находят практического применения.
Практические работы на уроках могут выполняться на этапе проверки и контроля, в ходе изучения нового материала и его закрепления. В современной методической науке сложились различные классификации практических работ. По уровню усвоения учащимися географических умений выделяют обучающие, тренировочные и итоговые работы.
Обучающие работы выполняются под руководством учителя, который объясняет последовательность действий, их значение, показывает образец выполнения и формирует задания для первичного закрепления действий учащимися. Тренировочные работы нацелены на отработку и совершенствование умений. Эти работы выполняются на уроке под контролем учителя или в форме домашнего задания, результаты которого отслеживает учитель. Итоговые работы выполняют контролирующую функцию: они выполняются школьниками с наибольшей степенью самостоятельности. Их задания рассчитаны на перенос усвоенных умений и действий в условиях, сходные с обучающимися и тренировочными работами, или в новые условия.
В зависимости от цели практической работы следует рассматривать и роль учителя. Если в процессе тренировочной работы учитель индивидуально занимается с теми учащимися, которые еще слабо усвоили практические навыки работы с источниками географических знаний, то итоговые практические работы целесообразно проводить на более высоком уровне самостоятельности. Анализ результата практической работы позволяет определить тех, кто нуждается в дополнительном времени на обучение необходимым умениям. Непосредственное наблюдение за деятельностью учащихся дает возможность вычленить наиболее трудно усваиваемые ими умения, определить глубину понимания изучаемых теоретических понятий. Зная определения теоретических понятий, учащиеся испытывают серьезные затруднения в работе с картой, статистическими материалами. Вызывают затруднения задания, рассчитанные на применение знаний в новой учебной ситуации, при самостоятельном изучении новых территорий по карте. Для проведения практической работы не всегда необходим целый урок. Например, для обучающих и тренировочных работ бывает достаточно выделить от 5 до 7 минут, а на проведение итоговой работы – от 15 до 20 минут учебного времени.
Практическая работа может быть определена как деятельность, направленная на применение, углубление развитие теоретических знаний в комплексе. Самостоятельная работа как, правило, носит творческий характер и выполняются на третьем уровне развития самостоятельной познавательной деятельности. Каждый отдельный блок географических знаний (климатических, геолого-морфологических, гидрологических) должен включать тренировочные, итоговые, практические и самостоятельные работы. Практические и самостоятельные работы должны быть взаимосвязаны, дополнять друг друга и усложняться от одного курса к другому. Не закрепленные в процессе практической деятельности знания остаются для учащихся мертвым грузом и быстро забываются. К выполнению итоговых практических работ, рассчитанных на применение новых знаний и умений, целесообразно приступать только после того, как учащиеся овладевают необходимыми приемами, последовательностью действий, работая с картой, диаграммой, статистической таблицей.
Самостоятельные и практические работы позволяют решать следующие задачи:
- образовательные задачи (формирование системы географических знаний умений и навыков), - воспитательные задачи (формирование самостоятельности, навыков учебного труда) - развивающие задачи (формирование некоторых приемов умственной деятельности).
Еще Ушинский говорил, что школьники овладевают знаниями только благодаря проявлению самостоятельности. Если ученик сам не работает в процессе усвоения учебного материала, то он не приобретает тех знаний, которыми сможет воспользоваться в своей дальнейшей практической деятельности. Если учебные вопросы не прошли через сознание учащихся, их мысли и чувства, практическую деятельность, то они и не будут им усвоены. Самостоятельные работы охватывают значительно большую область учебной деятельности учащихся, чем практические работы. Они включают выполнение не только предусмотренных программой практических работ, но и работу с учебником, дополнительной литературой, с различными иллюстрациями, картографическими и статистическими материалами, подготовку докладов, выступлений и многое другое. Самостоятельные работы можно также классифицировать и по компонентам знаний, направленных на формирование общих понятий, единичных понятий, на знание географических фактов, географических закономерностей. По дидактическим целям выделяют самостоятельные работы с целью: • воспроизведения опорных знаний и умений; • закрепления изученного учебного материала; • приобретения новых знаний и умений; • повторение и обобщения знаний и умений; • проверка знаний и умений; Самостоятельную работу можно классифицировать по источникам знаний: с картами, учебником, раздаточными наглядными пособиями (образцы полезных ископаемых, гербарии), цифровым материалом, дополнительной литературой. Одним из необходимых условий успешной методики проведения самостоятельных работ является постепенное усложнение заданий и усиление самостоятельности учащихся.
Анализ передового педагогического опыта и результатов исследований позволяет констатировать, что рационально организованная и систематически проводимая учителем на уроке самостоятельная работа учащихся способствует овладению всеми учащимися глубокими и прочными знаниями, активизации умственных операции, развитию познавательных сил и способностей к длительной интеллектуальной деятельности, обучению учащихся рациональным приёмам самостоятельной работы.
Самостоятельная работа на уроке ведёт к развитию всей системы саморегуляции личности, помогает более адекватно осуществлять их самоопределение, развивает способность учащихся к рефлективной оценке планируемых и достигнутых результатов, помогает им осознать, что знание – необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои жизненные стратегии, принимать решения, адаптироваться в социуме.

Литература:
1. Беловодова Е.А. Формирование ключевых компетенций на уроках географии: 6-9 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2010. 2. Сиротин В. И. Практические и самостоятельные работы учащихся по географии: 6-10 классы: книга для учителя. – М.: Просвещение 1999.
3. Справочник учителя географии/ авт.-сост. А.Д. Ступникова. – Волгоград: Учитель, 2012.