Конспект логопедического занятия: Мой выбор — грамотная речь!
Конспект занятия по развитию речи «Мой выбор – грамотная речь!»
Подготовила и провела: учитель-логопед Петрякова С.Б.
Цель: систематизировать знания, умения, навыки учащихся 1 классов о звуках и буквах.
Задачи:
Развивающие:
развивать индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности,
побуждать детей к высказываниям и описаниям того, что видели,
совершенствовать мелкую моторику, зрительное восприятие, логическое мышление.
Образовательные:
учить узнавать буквы, различать правильно и неправильно напечатанные буквы,
обучать навыкам овладения письменной речью.
Воспитательные:
воспитывать чувство сотрудничества, умение работать в коллективе.
Оборудование: 2 конверта с письмами, таблички с заглавными буквами имени каждого ребенка, карточки с буквами (М, Х, Т, Ш, К, недорисованные буквы алфавита, «Словесная Гусеница», буквенное поле, карточки из «Алфавита телодвижения», карточки по количеству учащихся с напечатанными слогами, книга «Азбука».
Ход занятия:
Дети входят в кабинет. Встают полукругом около логопеда.
Л: Ребята, нам прислали письмо. Давайте прочтем его.
«Здравствуйте, ребята! Я долгое время наблюдала за вами, переживала ваши неудачи, радовалась вашим успехам. Вы очень прилежные дети и достойны побывать в моей стране, стране Красивой и Грамотной речи. Я приглашаю вас, но путь туда весьма долог и труден. Чтобы попасть в мою страну, вам нужно красиво, правильно и грамотно говорить, знать азбуку и уметь читать. Я приготовила для вас задания. Только правильно выполнив их, вы можете остаться в моей стране. Уверенна, вы обязательно справитесь. До встречи Королева Знаний».
Л: Ребята, вы любите путешествовать?
Д: Да!
Л: Тогда в путь.
Задание №1. (Логопед достает конверт №1 и читает задание) .
Л: Каждому из вас нужно найти свое место за столом. На столе карточка с буквой, на которое начинается ваше имя. Находите свою букву и усаживайтесь на своё место.
(Дети находят свои места).
Л: Ребята, за каждое выполненное задание Королева Знаний вам посылает букву. Только выполнив правильно все задания, мы получим целое слово. А прочитав слово, найдем сюрприз. С первым заданием вы справились и получаете первую букву. Как называется эта буква?
Д: М.
(Логопед прикрепляет букву к доске)
Задание №2.
Л: Ребята, не успели вы выполнить первое задание, как вас уже ждет второе. Оно называется «Расскажи о буквах». Королева Знаний приготовила нам шесть букв. Нужно их вспомнить, и показать двигательные позы на них. Буквы (Т, Г, Ш, М, К, Х). Я показываю карточку с буквой, вы называете её и все вместе показываете на нее двигательную позу.
(Логопед показывает карточку с буквой, дети показывают буквы при помощи алфавита телодвижений) .
Л: Отлично справились с заданием. Садитесь на свои места. Получайте вторую букву. Как называется эта буква?
Д: Буква О.
Задание №3.
Л: Два задания мы уже выполнили, приступим к выполнению третьего. Королева Знаний предлагает вам сыграть в лотерею. Берите каждый себе по листочку и садитесь на свои места. На этих карточках изображены звери, которые не могут справиться с заданием. Королева Знаний просит вас помочь им. Нужно дописать один элемент буквы, а затем назвать и показать её. Можете приступать к выполнению задания.
(Дети берут карандаши и дописывают буквы. Логопед вызывает детей к доске по очереди).
Л: За это задание вы получаете третью букву. Как называется эта буква?
Д: Буква Л.
Задание №4
Л: Ван необходимо отгадать зашифрованные слова. Я буду называть слова, а вы записывайте только первые буквы этих слов. У вас получится новое слово. А теперь зашифруйте своё имя. (На каждую букву своего имени придумать слово и нарисовать соответствующую картинку).
Л: Трудное задание ребята, но вы справились. И заработали следующую букву. Какая это буква?
Д: Буква О.
Л: Занимайте свои места. Вас ждет следующее задание.
Задание №5. «Буквы потерялись».
Л: Прилетел злой волшебник и похитил буквы из слов. Королева Знаний просит вас показать недостающие буквы при помощи алфавита телодвижений. Прочтите слова. Кто уже готов показать недостающую букву? (Полный ответ: У меня получилось слово. Я думаю, что это слово: мама).
(Воспитатель вывешивает на доске карточки со словами. Дети по очереди читают слово и показывают недостающую букву). (На карточках следующие слова: МаК, СоК, МАмА, ЛуК, ОсА).
Л: Хорошо потрудились. Получайте следующую букву. Как называется эта буква?
Д: Буква Д.
Задание №6. «Подбери к звуку букву».
Л: Ребята, следующее задание у нас музыкальное. Я раздаю вам звуки, а на полу у нас разложены буквы на эти звуки. Звучит музыка, как только она заканчивается, каждый звук должен найти свою букву.
Л: Все правильно выполнили задание. Вот вам следующая Буква от Королевы знаний. Как называется эта буква?
Д: Буква Ц.
Задание №7.
Л: Вот и настало время для последнего задания. Подул сильный ветер. Все слоги в словах запутались. Берите каждый по карточке со слогом. Найдите себе пару, составьте слова. (Две карточки - одно слово). (Слоги на карточках: КО-ЗА, ЛЕ-ТО, ДЯ-ДЯ, ЛИ-СА, МО-РЕ). Дети пытаясь составить слово, находят себе пару: КО - ЗА. ЛЕ - ТО. ЛИ – СА, МО – РЕ. ШКО – ЛА. ЗИ – МА. НЕ – БО. ГРУ – ША. ШУ- БА.
Л: Какие слова у вас получились? Давайте по очереди каждая пара прочитает нам свое слово. Хорошо справились с заданием. Получайте последнюю букву. Как это буква называется?
Д: Буква Ы.
Л: Какое слово у нас получилось? Давайте скажем хором: МОЛОДЦЫ. Ну вот, наше путешествие подошло к концу. Только где же Королева Знаний?
Л: Посмотрим, опять письмо. (Читает письмо) «Я прошу у вас прощение, что не застали меня. Вы молодцы, потрудились на славу. Справились со всеми заданиями. Но не нужно останавливаться на достигнутом. Чтобы остаться в моей волшебной стране навсегда, нужно знать азбуку, много читать, писать, учить стихотворения. А в награду за ваши старания, я посылаю вам «Веселую азбуку» (Наклейки с буквами и смайликами).
Итог: Л: Вам понравилось путешествие? Что запомнилось больше всего?
Список литературы:
1. А. Майорова Алфавит телодвижений .-Обруч, 2003, №3, с. 41-42
2. И. И. Пилат, В. А. Кныш Учим буквы играя. - Издательство «Белый ветер», 2010.
3. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина, Л. Г. Шаврина Развитие речи и творчества дошкольников. - ТЦ «Сфера», 2010.
Заголовок 115