ЭССЕ на тему: «Гендерное воспитание старших дошкольников в ДОУ»


Муниципальное Бюджетное Дошкольное
Образовательное Учреждение
«Детский сад «33»
ЭССЕ
на тему:
«Гендерное воспитание старших дошкольников в ДОУ»


Воспитатель:
Газизова Альмира Рамильевна

г. Артёмовский
2016 год

Гендерное воспитание старших дошкольников в ДОУ.
1. Вся история человечества доказывала нам, что успехи в цивилизационном развитии были достигнуты лишь благодаря логической дихотомии: разделению вообще, и в частности сексуальному.
Положение женщины (социальное, экономическое, правовое), ее роль на разных этапах общественного развития во многом зависит от самого общества, уровня его материального и духовного развития.
Происходящие в обществе социально-экономические преобразования, направленные на интеграцию России в мировое сообщество, настоятельно требуют активизации теоретических разработок по гендерным вопросам.
С давних времён предпринимались попытки изменить общественное сознание, которое полностью пересмотрело бы назначение женщины в обществе. С этой точки зрения отражением развития общества, наиболее значимой причиной переустройства общественного сознания, выступает образование женщин, которое возникло в свете определённого воздействия общества на новые задачи своего развития.
Началом общественного образования женщин в России принято считать 1764 г, когда в Петербурге по решению Екатерины II и по проекту И. И. Бецкого было основано Воспитательное общество благородных девиц или Смольный институт.
И уже к концу первой половины XIX в. четко оформилась узкосословная система женского образования. Для обучения дочерей дворянских семей предназначались институты благородных девиц, а для девочек мещанского происхождения - дочерей ремесленников, мелких торговцев, отставных низших военных чинов, мелких чиновников - особые «мещанские» учебные заведения. Первым из них было Мещанское училище при Смольном институте. С 30-х годов XIX дочери духовенства обучались в женских епархиальных училищах.
Женщина начала играть непривычные роли, это говорило, как об изменении ее статуса, так и о перемене самого общества. Эпоха Великих реформ настоятельно диктовала необходимость вовлечения женщин в масштабное участие в общественной жизни.
На современном же этапе развития общества необходима полноправная реализация универсальности прав человека.
Она представляет собой как основополагающее право человека. Это право признано как в национальном, так и международном законодательствах. Поскольку женщины составляют около половины населения, соответственно они должны быть пропорционально представлены на уровне принятия решений.
Конечно же, мужчины и женщины имеют разный опыт, знания, интуицию, но ведь учет видения тех и других может привести к формированию и проведению более сбалансированной и просвещенной государственной политики. Женщина привносит в политическую деятельность свое понимание проблем, психологию, свой стиль работы, заметно отличающиеся от мужских. В политике нужны и «мужские» и «женские» качества.
Только в том случае, когда специалисты по изучению жизненного цикла, разделят свое внимание пополам и начнут также жить жизнью женщин, как до этого они жили жизнью мужчин, их взгляды обогатятся жизненным опытом обоих полов, и их теории соответственно станут более плодотворными.
Ведь на сегодняшний день полное понимание этой проблемы в массовом сознании отсутствует, люди просто не понимают важности и существенности гендерного вопроса.
2. И возможно именно поэтому социологи часто ссылаются на гендер, как на социально или культурно создаваемое явление.
Немаловажную роль в формировании, закреплении или изменение ролевых различий играет воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Ведь старший дошкольный возраст – последний из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и др. – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценках. Появление произвольности – решающее изменение в деятельности ребенка, когда целью последней становится не изменение внешних, окружающих его предметов, а овладение собственным поведением.
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем с субординацией ролевого поведения. Расширяются гендерные представления. Формируются представления ребёнка о его месте в обществе.
Исходным пунктом теоретизирования данного понятия служат два бесспорных эмпирических факта:
1) в любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному;
2) в любом человеческом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному общаются с ними.
Особенно это касается установления семейных отношений. Распространенные сегодня формы гражданского сожительства, гостевых браков делают проблематичным процесс приобщения детей к семейным социокультурным ценностям, лишают их ориентации в специфике межполовых отношений. Дети, воспитывающиеся в неполных семьях, зачастую испытывают чувство ущербности, неполноценности.
Поэтому оптимальным вариантом для полоролевого развития ребёнка является наличие в семье обоих родителей. На мой взгляд при отсутствии одного из родителей, например, отца, важно, чтобы в той или иной мере его замещал другой взрослый – родственник, друг, воспитатель.
Отрицательно на гендерное воспитание детей влияют:
Большой процент разводов в обществе;
Преобладание неполных семей;
Главенствующая роль матери в семье;
Пассивное участие мужчин в воспитании детей;
Отсутствие культуры взаимоотношений между мальчиками и девочками;
Построение педагогического процесса без учёта гендерных особенностей.
Если говорить о старшем дошкольном возрасте, то вместе с возможностью сюжетно-ролевых игр усложняется интерес к противоположному полу. Появляется так называемые социосексуальные игры – в «дочки-матери», «семью», «доктора» и др. В них дети осваивают не только роли взрослых вообще, но и роли мужчин и женщин, супругов, родителей чаще всего это разрывание ситуаций, знакомых ребенку по собственному жизненному опыту, прежде всего семейному.
Основными направлениями гендерного воспитания старших дошкольников в ДОУ являются:
1. Повышение уровня компетентности педагогов в гендерном воспитании детей (семинары, дискуссии, круглые столы, педагогические советы).
2. Построение предметной среды, ориентированной на гендерное самопознание (игры для девочек и для мальчиков).3. Построение модели педагогического процесса (перспективное планирование, тематические недели, открытые занятия, музыкальные занятия, физическая подготовка).4. Организация взаимодействия с родителями (участие в совместных праздниках).
Формы гендерного воспитания: игровая деятельность, экспериментальная деятельность, проблемно – поисковая деятельность.
Методы гендерного воспитания старших дошкольников в ДОУ: Этические беседы, проблемные ситуации, сюжетно - ролевые игры (игры – драматизации), чтение художественной литературы, фольклор с акцентом на гендер.
Предполагаемый результат:
Твердая идентификация детьми себя с тем или иным полом.
Осознание половой роли и того, что пол «переделать» уже невозможно.
Рост культуры поведения и общение мальчиков и девочек. Повышение уровня компетентности родителей по гендерному воспитанию дошкольников. Родители воспитанников должны иметь точные знания об особенностях воспитания детей разного пола.
Таким образом, мы создаем условия для гендерной социализации детей.
Существует много формулировок понятия «гендерное воспитание».
По мнению Н.Г. Кутеевой, гендерное воспитание – это гармонизация полоролевого взаимодействия на основе эгалитаризма как принципа равных прав и возможностей личности независимо от половой принадлежности.
Также гендерным воспитанием называют – организацию педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.
И гендерное воспитание – это процесс культурной гендерной ориентации, идентификации и овладения подрастающим поколением нравственной культурой в сфере взаимоотношений полов в определённой культурной (педагогически организованной) среде.
3. В дошкольном возрасте ребёнок делает первые шаги в сложном мире взаимоотношений, и результаты, полученные в этот период опыта в немалой степени, зависят от педагогов детского сада.
Именно в дошкольном возрасте происходит фактическое формирование личности ребёнка.
Общение со сверстниками противоположного пола занимает важное место в жизни ребёнка: от того, насколько успешно складывается это общение, зависит темп развития ребёнка, его самоощущения и самооценка, отношение к другим людям.
«Феминизация» воспитания детей приводит к тому, что немало молодых людей в силу отсутствия у них необходимых качеств испытывают дополнительные трудности при службе в армии, вступая в брак, оказываются неспособными выполнять элементарную мужскую работу и часто перекладывают ответственность на плечи женщины за семью и воспитание детей, что порождает многие семейные конфликты. У представительниц женского пола не формируется терпеливость, умение поддерживать тепло семейного очага, создавать положительный эмоциональный настрой в семье, рационально и умело организовывать домашнее хозяйство.
Дефицит гендерного воспитания приводит к возрастанию разводов, снижению уровня рождаемости, увеличению числа еще не распавшихся, но неустойчивых браков.
Востребованность гендерного подхода в воспитании старших дошкольников в ДОУ. Определение направлений, методов и форм в решение данной проблемы, даёт возможность разработать комплекс мероприятий по гендерному воспитанию дошкольников в ДОУ:
Это проведение родительского собрания по теме «Гендерное воспитание старших дошкольников в ДОУ.
Также проведение среди педагогов дискуссии по теме.
Как на родительском собрании, так и на дискуссии, возможно использование результатов заранее проведённого анкетирования отдельно как для родителей, так и для воспитателей.
Не секрет, что в игровой деятельности многое обусловлено активностью самих детей, возможностью играть свободно. И именно игры и игровые ситуации, могут помочь детям разных полов сформировать дружеские отношения внутри группы.
Таким образом, можно сделать следующие выводы, что для гендерного воспитания старших дошкольников в ДОУ необходимо, прежде всего, работать над:
обеспечением условий для совершенствования практической компетенции педагогов в гендерном воспитании детей;
совершенствованием услуг по воспитанию, обучению детей и оказание поддержки семьям.
У детей старшего дошкольного возраста должны сформироваться:
Гендерно - ориентированное поведение.
Навыки гендерной идентичности и гендерной социализации.
Навыки оказания помощи друг другу в игре, совместной деятельности.
Нравственные качества, принятые в обществе.
Коммуникативно-речевые навыки.
Мышление, память воображение.
Умение понимать и уважать мнение партнеров, противоположного пола.
Исходя из вышесказанного можно сделать следующие выводы о том, что:
1. Гендерное воспитание – это целенаправленный процесс педагогического сопровождения жизнедеятельности детей дошкольного возраста, заключающийся в содействии накопленного социального опыта, выполнения гендерных ролей, осознания себя как представителя определённого пола с позиции духовных нравственных ценностей;
2. Необходимость гендерного воспитания заключается в формировании позитивной гендерной идентичности, в развитии у ребёнка эмоционально – ценностного отношения к себе, как к мальчику или девочке, положительному принятию своей половой роли, созданию позитивно окрашенного «образа Я» мальчика или девочки;
3. Реализация педагогами направлений, форм и методов, приёмов педагогической деятельности, должна способствовать совершенствованию преподавания и воспитания детей;
4. Педагог должен приложить максимум усилий для правильного воспитания мальчиков и девочек с учётом гендерных ролей и налаживания дружеских отношений между ними, формирования культуры общения, уважения, что является одним из главных условий гендерного воспитания;
5. Педагогическая деятельность должна быть направлена, на разработку нового содержания, новых педагогических технологий и новых организационных форм образования.
Таким образом, воспитание детей разного пола должно быть направлено на подготовку их к будущему, на то, чтобы сегодняшние дети, став взрослыми людьми, смогли создать счастливую, гармоничную семью, т. к в нынешнем современном обществе, Ю к большому сожалению, стали нормой однополые браки. Во многих странах Европы они утверждены законом. Это ни в коем случае не может стать нормой в нашем российском обществе. Наши дети должны воспитываться в обществе со здоровыми взглядами на семью, которая будет состоять из родителей разных полов: мамы и папы.
Список литературы
Авт.-сост. Л.В. Астапович. Гендерный подход в воспитании личности/ Мн.: Красико-Принт, 2011;
Белова Е.А., Савчук Г.А. Феминизм как феномен западно-европейской цивилизации – М.: 1998.6.Тих Н. А. Предыстория общества Л. 1990 С. 194
Григорьев В. В. Исторический очерк русской школы. М.: Высшая школа, 1900;
Иванов В. А. Высшая школа России в конце Х1Х -н. ХХ веков. М.,1991.
Мищенко А.С. Социальные аспекты эволюционного полового диморфизма –М.: 2003;
Овчинников А.В. Реформирование школы в царствование Александра II // Педагогика. 2005. № гимназий в России. 1845-1858гг. // Русская старина. 1888;
Фрейд А., Фрейд З. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов. Сост. и ред. М. М. Решетников – СПб. 1997;
Хорошилова Л. Б. Женское образование и воспитание // Очерк русской культуры XIX в. М.: Изд-во МГУ, 2001;
Штылева, Л.В. Гендерный подход в педагогике и образовании // Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ. М.: ПЕР СЭ, 2008.