«Решение алгоритмов в управляющей структуре ветвление» средством блок — схем.
Конспект открытого урока по информатике в 10 классе.
Учитель: Кашкаров Александр Петрович
Раздел АлгоритмикаТема урока «Решение алгоритмов в управляющей структуре
ветвление» средством блок - схем.
Цели урока Познавательная: способствовать осознанию и осмыслению новой учебной информации;
Образовательная:
сформировать представление о принципе работы условного материала
сформировать навыки записи алгоритмов в виде блок-схем
Развивающая:
формирование ИКТ- компетентности;
развитие алгоритмического мышления.
Воспитательная: способствовать формированию партнерских отношений в классе.
Тип урока объяснительно-демонстрационный с элементами практикума.
Вид урока учебно-трудовой практикум.
Техническое обеспечение Компьютеры типа Pentium, средства мультимедиа (интерактивная доска, проектор).
Методическое обеспечение Электронные заготовки (файлы с заданиями). CD-ROM «Вычислительная математика и программирование 10-11 классы» подготовленное по заказу Министерства образования РФ.
Предварительная подготовка:
Распечатать основные определения по теме.
Разработать урок в программе SMARTNotebook..
Скопировать на все компьютеры файлы-заготовки:
Установить на компьютеры с CD-ROM «Вычислительная математика и программирование 10-11 классы»
План занятия
Организационный момент.
Постановка целей и задач занятия. Ознакомление с планом занятия.
Повторение(определение алгоритма).
Построение основных графических элементов блок-схем.
Знакомство с управляющей структурой ветвление.
Решаем задачу с кондиционером.
Компьютерный практикум.
Составляем алгоритм на языке блок – схем для решения функции.
Рефлексия
Подведение итогов урока.
Ход урока
Учитель:Один из важнейших этапов решения задач на ЭВМ – составление алгоритма. О том, что такое алгоритмы, какими общими свойствами они обладают и как исполняются вы уже познакомились на предыдущих уроках, а сейчас для закрепления повторим основное определение алгоритма:
Учащиеся дают определение:
Алгоритм – конечная последовательность указаний, адресованных исполнителю, четко и однозначно задающая процесс решения задач какого-либо типа во всех деталях и позволяющая получить за конечное число шагов результат, однозначно определяемый исходными данными.
Учитель:А сегодня на уроке мы узнаем, каковы основные способы записи алгоритмов, и подробнее познакомимся с наиболее распространенным способом – языком блок-схем.Данный способ записи алгоритмов очень распространен, в силу его удобства и понятности.
Давайте познакомимся с графическими элементами блок-схем.
(на интерактивной доске в программе SMARTNotebook..изображены блоки)
2014220254000
блок начала;
блок конца;
блок ввода – вывода;
блок действия;
блок разветвления
Учитель даёт пояснение о способе построении и названии каждого графического элемента и определение Что такое блок-схема?
Учащиеся делают запись в конспект:
Блок-схема – это графическое изображение алгоритма в виде определенным образом связанных между собой нескольких типов блоков.
Заданиедля закрепления1.(эта работа предполагает фронтальную форму организации познавательной деятельности учащихся.)
На интерактивной доске путём перемещения присвоить графическим элементам блок-схем соответствующие названия.
Учитель поочерёдно вызывает учащихся к интерактивной доске для работы.
Учащиеся, передвигая названия блоков, присваивают их графическим объектам.
Учитель: И так мы познакомились с основными графическими элементами блок-схем, а сейчас подробнее остановимся на условиях выбора действий в разветвляющихся алгоритмах.
Учитель знакомит учащихся с управляющей структурой ветвление.
Один учащийся на интерактивной доске заполняет структуру ветвление.
Учащиеся данное задание выполняют на ПК индивидуально и дают вместе с учителем определение:(определение записывается в конспекты)
Форма организации действий, при которой, в зависимости от выполнения некоторого условия, совершается одна или другая последовательность действий, называется ветвлением.
Заданиедля закрепления2.
Учащиеся регулируют температурный режим в компьютерном классе в управляющей структуре ветвление на интерактивной доске, дают определение и записывают его в конспекты.
Вуправляющейструктуреветвление, нужносделатьтотилиинойвыборвзависимостиоттого, выполняетсяилиневыполняетсянекотороеусловие.
Динамическая пауза.
Учащиеся выполняют комплекс упражнений физкультурной паузы №2.
ФП повышает двигательную активность, стимулируют мышечные системы, снимают общее утомление, повышает умственную работоспособность.
Компьютерный практикум:(работа на компьютере предполагает индивидуальную форму деятельности учащихся)
Цель задания: Настроить условные операторы в блок-схеме алгоритма, чтобы ёжики собрали яблок как можно больше.
Задача учащихся состоит в том, что бы не допускать ошибок, а количество пробежавших ежей всегда совпадало с числом собранных яблок.
Учащиеся загружают CD-ROM «Вычислительная математика и программирование 10-11 классы», раздел Алгоритмика , практикум №1 «Ветвление в алгоритмах» . Игра «Ежиные тропы» и выполняют задание.
2349538671500
По завершению работы учащиеся делают вывод.
Задание для закрепления 3.(работа на компьютере предполагает индивидуальную форму деятельности учащихся)
Учащиеся составляют алгоритм на языке блок-схем из заготовленных графических элементов и заполняют на естественном языке.
Подведение итогов урока.
Выставление оценок.
Информация по домашнему заданию.
Н.Угринович. Глава 4 П.4.1,4.2 стр. 146-153
Источники информации и используемая литература:
Н. Угринович. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2002.
И.Г. Семакин. Информатика. Базовый курс. 7-9. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2002.
А.Горячев, Ю.Шафрин. Практикум по информационным технологиям. М.: Бином. Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
Ответ к заданию 3.306768523177500