Дополнительная образовательная программа по истории Календарные праздники обряды Древней Руси как средство формирования русского этноса
Дополнительная образовательная программа
Государственного бюджетного образовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 935
Формирование этнокультурного мировоззрения у учащихся 6-о класса
Календарные праздники обряды Древней Руси как средство формирования русского этноса
(история русского быта)
Программа составлена для учащихся 6го класса
Программа рассчитана на один год.
Уровень программы: ознакомительный, (на основании письма ДОгМ № 01-50/02 – 2166/14 от 06.10.2014 г.).
Программа разработана Соцковой О.В.
МОСКВА 2015 год
Пояснительная записка
Этнокультурное образование на ступени дополнительного образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных традиций. Знания о культурных и этнических обрядах и их воздействие на исторический путь российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Соотношение содержания этнокультурного образования на ступенях дополнительного образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики соединения прошлого и настоящего. Изучая культуру предков на ступени дополнительного образования учащиеся приобретают этнокультурные исторические знания, учатся понимать мир который помог создать этнокультурную общность – русский народ.
Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых традиций, обычаев прошлого, характеризующих специфику становления русского этноса, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории становления этноса в рамках дополнительного образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени дополнительного образования изучение этноса русского народа должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
Основные содержательные линии примерной программы в 6 кассе реализуются в рамках двух курсов – «Становление русского этноса в языческий период исторического развития русского народа» и «Влияние Христианства на формирование русского этноса». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов.
Сложность этой программы в том, что она опирается на устное народное творчество, на исследование тех обрядов, которые дошли до нашего времени порядком искажёнными. Необходимость данной работы велика, так как чем дальше мы уходим от «алей языческих», тем больший интерес к своему очень древнему прошлому возникает у подрастающего поколения.
Программа предусматривает формирование у учащихся общих умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории этноса способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках этнокультурного курса приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Важную роль этнокультурное образование играет в формировании и развитии интереса к изучению обычаев, обрядов, традиций наших предков, пониманию, того, что жизнь наших предков строилась на их взаимосвязи с природой, на гармоничном восприятии природных явлений, а также увидеть высокий этнокультурный уровень развития. На занятиях учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы .
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать своё образование (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать его результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными и инструктивно методическими документами Министерства образования Российской Федерации, Министерства образования и науки Челябинской области:
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (приказ Министерства образования РФ от 18.07. 2003г. № 2783)
«Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089)
Федеральный компонент государственного стандарта. Стандарт основного общего образования по истории. Содержание образования: сборник нормативно - правовых документов н методических материалов.- М.: Вентана-Граф,2008/ Авторы-составители: ТВ. Васильева, И.Н Иванова.
Примерная программа основного общего образования по истории МО РФ 2004 г.,
авторская программа «История России 6-9 кл.» под редакцией А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. - М.: Просвещение, 2008 г.
Положение о разработке рабочих программ ГБОУ СОШ№ 935
Предлагаемая программа ориентирована на учебники: Данилов А. А., Косулина В. Г. История России с древнейших времён до XVI века-М: Просвещение , 2008 г., Загладин Н. В. История Отечества. М., Русское слово, 2007 г., Загладин Н.В. Также на дополнительной литературе: М. Забылин «Его обычаи обряды и суеверия», Б.А. Рыбаков «Язычество древних славян», И.П.Сахаров «Сказания русского народа», А.Н.Афанасьев «Поэтическое воззрение славян на природу»
Изучение истории направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных традиций, нравственных и социальных установок;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира;
освоение систематизированных знаний об истории человечества;
овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;
формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности.
Предусмотрены различные типы занятий:
.Изучение исторических источников
Изучение фольклора
Подготовка обрядов и праздников
Показ школьникам младшего возраста праздников и обрядов
В результате изучения истории ученик должен знать/понимать:
Важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшихся в ходе исторического развития русского этноса
Изученные виды исторических источников.
Задачи:
Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические явления и события по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.
Объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений в современной жизни;
высказывания собственных суждений об историческом наследии России;
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что живя в современном мире и становясь космополитами, учащиеся забывают свои истоки. Данная программа позволяет вернуться к своим истокам и определить место русского народа в историческом процессе, разобраться в «загадочной русской душе». Эта программа особенно востребована сейчас, в период сложного отношения в мире именно к русскому народу, таким образом она вписывается в рамки современных требований модернизации образования, потребностей общества и социальном заказе.
Новизна в данной программе состоит в том, что впервые конкретизировано становление именно русского этноса, а не социокультурной общности – российский народ, для этого будут использоваться сравнительные методики и технологии, будут проведены анализ и обобщение создания именно русского языка, рассмотрена трансформация имен славянских богов в русские привычные слова.
Педагогическая целесообразность данного курса направлена на то, чтобы учащиеся понимали историческую важность каждого этноса на формирования мировой культуры, а также необходимость находить компромисс при взаимодействии с другими культурами. Воспитывать понимание того что гибель того или другого этноса ведёт к невозвратным потерям в мировом этнокультурном пространстве.
Главной целью реализации данной программы является обеспечение знаний всем обучающимся на мировоззренческом уровне:
Рассмотреть, как складывались обычаи и обряды, и что на них влияло;
Определить какой календарь(солнечный или лунный) влиял на формирование праздников и обрядов;
Раскрыть механизм взаимодействия языческих и христианских представлений человека о природе.
Форма :Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность обучающихся через информационную, исследовательскую, проектную, дискуссионную деятельность.
Режим занятий – 1 час в неделю, продолжительность педагогических занятий исчисляется в астрономических часах(учебное занятие – 45 минут, организационные мероприятия, короткие перерывы составляют – 15 минут)
Возраст обучающихся 12-13 лет
Срок реализации – 1год
Ожидаемые результаты: Воспитанник будет иметь представление о том, как формировался русский этнос, и что на него влияло; воспитанник будет стремиться узнать из дополнительной литературы историческую основу формирования русской народности; будет сформирована устойчивая потребность в самопознании и саморазвитии; будет сформирована активная жизненная позиция по отношению к собственной стране и русскому народу; будет воспитанно уважение к культуре русского народа.
Способы определения результативности:
Результат деятельности воспитанников будет определяться педагогическим наблюдением, в подготовленных выступлениях на праздниках «Новый год», «Масленица», а так же на защите проектов по темам «Календарные праздники и обряды», « Солнечные боги славян», «Тайны сказок и былин».
Мониторинг: самооценка обучающегося, ведение творческого дневника обучающегося.
Форма подведения итогов: защита презентаций, творческий дневник обучающегося.
Тематическое планирование курса 34 часа(один час в неделю)
Тема занятия
Кол-во
часов
Тип занятия
Форма занятия
Требования к уровню подготовки обучающихся
(обучающиеся должны знать/уметь)
Введение в программу курса (1 час)
Раздел I. Об обычаях и обрядах Древней Руси (4 часа)
2.Как складывались обычаи Древней Руси
1
Занятие по изучению нового материала
Вводная лекция с элементами беседы
Уметь: объяснять значение понятий: археология, этнография, народ, этнос
3. Природа и древнерусский человек
1
Изучение и первичное закрепление новых знаний
Занятие- рассказ с элементами беседы, раскодирование сказок
объяснять значения понятий: природный цикл древних славян, фольклор
4. Религия и искусство в мире праславян
1
Изучение и первичное закрепление новых знаний
Занятие - беседа
Уметь: объяснять значение понятий: раскопки, исторические источники, факты, магия, религиозные верования
5. Верования Древних славян и объекты поклонения
1
Изучение источников – использование
фотографий с чертами и резами из коллекции Б.А. Рыбакова
Рассказ с элементами беседы.
Уметь: давать определение понятий: календарь древних славян
- анализировать причины появления календаря;
-сравнивать орудия труда древних славян с орудиями других народов
Раздел 2. Развитие языческих верований (4 часа)
6-7. Объекты поклонения наших предков
2
Комбинированное занятие
Рассказ с элементами беседы
Уметь: объяснять значение понятий - языческие боги, культ рода и рожаниц, духи.
8. Ведичество древних славян
1
Комбинированное занятие, изучение фольклора
Занятие - беседа
Уметь: ориентироваться в фольклоре, различать сравнительные обороты, сравнения.
9. Збруевский идол или три субстанции мира наших предков
1
Комбинированное занятие
Занятие - беседа
Знать: что такое правь, явь и навь, привести примеры слов с данными корнями
10. Повторительно-обобщающее занятие
1
Комбинированное занятие
Практическое занятие
Учимся читать летописи
Раздел 3. Календарь древних славян (4 часа)
11-12. Лунный календарь в древних верованиях
2
Комбинированное занятие
Занятие - беседа
Знать: когда использовался лунный календарь у древних славян
13-14. Солнечный календарь в древних верованиях
2
Комбинированное занятие
Занятие - беседа
Знать: когда использовался солнечный календарь у древних славян
Раздел 4. Солнечные боги древних славян (6часов)
15-16. Боги пантеона утверждённого князем Владимиром
2
Комбинированное занятие
Изучение летописей «Повести временных лет»
Знать имена богов: Перун, Даждьбог, Стрибог, Макош, Симагр, Велес, Сварог, Род, Рожаницы
17-18. Культ Параскевы -пятницы
2
Комбинированное занятие
Знакомство с культом женских богов
Знать богинь – хранительниц домашнего очага: Макош, Среча, Лада.
19-20. Боги мужского культа
2
Комбинированное занятие
Знакомство с культом мужских богов
Знать богов мужского культа
Раздел 5. Календарные праздники и обряды (8часов)
21-22. Зимние праздники и обряды
2
Комбинированное занятие
Знакомство с праздниками Зимние Святки, Новый год, Масленица
Разучивание колядок, припевок, прибауток
Знать: когда проводятся и как праздники зимнего цикла
23-24. Весенние праздники и обряды
2
Комбинированное занятие
Знакомство с праздниками весеннего цикла. Пасха(заменила древний праздник пробуждения природы) Красная горка(навий праздник) Троица(заменила праздник по окончанию весны)
Знать: когда проводятся и как праздники весеннего цикла. Уметь водить карагоды
25-26. Летние праздники обряды
2
Комбинированное занятие
Знакомство с праздниками летнего цикла- зелёные Святки, Богини Купалы, бога Перуна
Знать: когда проводятся и как праздники летнего цикла. Уметь водить карагоды, гадать на венках, знать фольклорные припевки
27-28. Осенние обряды
2
Комбинированное занятие
Знакомство с женские посиделками – овсенями, виноградьями
Знать: когда проводятся и как обряды осеннего цикла.
Раздел 6. (6 часов)
29-30. Изучаем символы рисунков на русском костюме
2
Практическое занятие
Знакомство с русской вышивкой
Уметь перерисовать символы с русского костюма, знать расшифровку
31-32 Изучаем слова вошедшие в русский язык от имён славянских богов
2
Практическое заняти
Использование имен славянских богов в разговорной речи
Уметь подобрать слова, затрагивающие пантеон славянских богов
33-34 Обобщающее повторение
2
Комбинированное занятие
Занятие - беседа
15