Мягкий знак. Обозначение мягкости согласного звука мягким знаком в конце слова.

Романюк Галина Нестеровна,
учитель начальных классов БОУ г. Омска «Средняя
общеобразовательная школа № 108»
РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Мягкий знак. Обозначение мягкости согласного звука мягким знаком в конце слова.»

Планируемые образовательные результаты.
Познавательные: формировать умение находить в тексте слова с ь знаком применять разные способы фиксации информации  (словесный, схематичный), анализировать и синтезировать новые знания.
Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Регулятивные: уметь ставить цель, планировать деятельность, осуществлять самоконтроль достижения результатов.   Личностные: формировать основы гражданской позиции, развивать познавательный интерес, вырабатывать личностный смысл учения; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Предметные: научатся: соотносить количество звуков и букв в таких словах как конь, день, деньки, мел, мель; подбирать примеры слов с мягким знаком;
получат возможность научиться: определять путём сравнения способ обозначения мягкости согласного звука.

Цель урока
Формирование умения на практике использовать ь знак для обозначения мягкости предшествующего согласного звука.

Тип урока
Формирования новых знаний и способов деятельности

Основные понятия
Мягкий знак- показатель мягкости согласного звука.

Межпредметные связи
Русский язык, литературное чтение

Ресурсы:
- основные

- дополнительные
В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 1ч.
Русский язык. 1 класс.
- электронные физкультминутки
- презентация к уроку
Листы самооценки, заготовки «солнышек» на оценку настроения

Организация пространства
Фронтальная, индивидуальная, групповая работа, частично- поисковая .


Технологическая карта урока
Деятельность учителя
Задания для учащихся
Деятельность учащихся
Планируемые результаты (УУД)

I. Мотивация к учебной деятельности

Организует Эмоциональный настрой на урок.










Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно
И скорей начнём урок.
Будем мы писать, трудиться.
Ведь заданья
нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы
Начинаем урок русского языка. Сегодня нас ожидает много интересной работы, которая, я надеюсь, пройдёт успешно и плодотворно Мы с вами будем маленькими учёными-исследователями.

Настраиваются на урок.






ученики !









ЛУУД: 
развитие познавательного интереса





II. Актуализация знаний. Формулирование темы урока, постановка цели

Организует минутку чистописания с помощью загадки.

Организует работу с
мотивированными учащимися





Формулирует задание, наводящими вопросами подводит учащихся к выводу о том ,что ь знак не обозначает звука.
Организует дискуссию с мотивированными учащимися.

Организует постановку цели и.формулировку темы урокая.«Зачем словам нужен ь
знак?»


.

1












ко ньк
Есть ,ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих
Что за кони у меня? (коньки)
Быстро скользят по гладкому льду коньки.

Коньки. Сделать звуко-буквенный анализ слова, указать количество звуков и букв.




Почему букв больше, чем звуков? Если мягкий знак это только буква, то в какой ряд мы её поместим?(на доске ряд согласных и ряд гласных букв.)

Докажите, что ь знак не относится ни к гласным, ни к согласным буквам,


Ответить на вопрос нужен ли ь знак, если он не обозначает никакого звука, не является ни согласной, ни гласной буквой?











Обобщите
знания о мягком знаке в виде схемы.





Может быть он совсем не нужен?











Тема урока(слайд1)
-Цель урока (слайд2)
Сегодня на уроке мы постараемся найти ответ на вопрос : «Зачем словам нужен мягкий знак?»

ФИЗМИНУТКА на успех.
Наполним дом здоровьем, счастьем и теплом.
И тогда здоровье и успех
Придут для всех
-
Записывают слоги. Слово коньки, предложение с этим словом.




Указывают
Количество звуков и букв.

Делают вывод о том ,какая буква не является звуком.

Анализируют звуко-буквенный состав слова, объясняют разницу количества звуков и букв.

Доказывают, что ь знак не относится ни к гласным, ни к согласным. ( не поётся ,не шипит, не свистит, не рычит, при произношении не даёт никакого звука, а произносится двумя словами.



Мотивированные учащиеся выполняют самостоятельно задание, анализируют звуко-буквенную модель и приходят к выводу на основе сравнения о том, что ь знак не обозначает
звука. Строят обобщённую схему о ь знаке
Ь [---]





Учащиеся выдвигают версию о какой-то неизвестной нам роли (работе) ь знака в слове и с
помощью учителя формулируют тему и цель урока













Выполняют упражнения с соответствующими движениями.
РУУД – осознают и принимают учебную задачу.
КУУД – слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания
РУУД-действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, определяют план выполнения заданий, адекватно воспринимают оценку учителя.

ПУУД: 
выделять существенные признаки
КУУД :
оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;
РУУД: ставить цель урока, оценивать результаты деятельности и планировать своё продвижение
 
ПУУД - осознанно строят речевые высказывания о том, что обозначает ь
знак на письме.
КУУД-участвуют в диалоге отвечают на поставленные вопросы ,слушают и понимают речь других, оформляют свои мысли в устной речи.

РУУД-пошаговый контроль своих действий.






РУУД-осуществляют самоконтроль, ориентируясь на показ движений учителем.


III. Решение учебной задачи.


Создаёт эмоциональный настрой, обеспечивает мотивацию выполнения задания.

2

Организует работу в группах.






Хвалит детей и организует дальнейшую работу.
3




Формулирует задание, наводящими вопросами подводит детей к выводу о том, для чего на письме нужен ь знак.






Формулирует задание для фиксирования вывода в виде схемы.




.
Ребята, какими значками мы обозначили гласные и согласные звуки в схеме? А кто сейчас может без ошибок определить гласный или согласный звук? А кто с помощью этих значков умеет строить графические схемы слов? Здорово!

Построить графические модели слов каток, туча, уроки


А как узнать правильно ли мы построили графические модели слов? У кого всё получается?
-Здорово! Работаем дальше?



Построить графическую модель слов мел, мель.




Как определить, где какое слово? (обозначить звуки буквами) Чем отличаются модели слов? (ничем)
Давайте ещё раз проверим всё ли правильно мы c вами сделали?


Построить звуковые модели слов мел, мель.
Сравнить последние звуки.

А какие буквы обозначают мягкость согласных звуков?



Доказать, что в слове мель последний звук обозначается буквой л и ь знаком.


Так какую работу выполняет ь знак в слове мель?


Какое открытие о работе мягкого знака мы сделали.?

Обобщите полученные знания в виде схемы.4



ФИЗМИНУТКА
Ь знак, Ь знак, он работает вот так: стоит в слове появиться, мягкость буквы сохранится.
Если букву не писать, слово можно не понять.
Слушают, оценивают свои умения
Гласные звуки-кружочками, согласные- квадратиками.





·
·
·
·
· – каток

·
·
·
· – туча

·
·
·
·
· – уроки

Строят модель слов при помощи значков.
Выступление представителей групп.
Обозначают звуки буквами. Читают полученные слова.

Строят графические модели слов мел, мель.

·
·
·
·
·
·

мел мел

Сравнивают модели слов Ещё раз всё проверяют , смотрят ,что сделали неправильно?
Всё правильно. А слово не получилось .Что делать?
Выкладывают звуковые модели слов мел. мель.
В слове мель последний звук мягкий

е ё ю я и ь


«Примеряют» по очереди все гласные, обозначающие мягкость согласных и мягкий знак. Подходит только ь знак.

Делают вывод о работе ь знака в слове. (обозначает мягкость предшествующего согласного звука)


Строят обобщённую схему в группах.

Ь

Презентация схем.

Выполняют упражнения.
ЛУУД: осознают свои возможности.

КУУД:
уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.


КУУД: осознанное построение речевого высказывания в письменной форме


РУУД: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, определяют план выполнения задания.


Предметные:
Обозначение мягкости согласного звука на письме.


ПУУД (логические) анализ с целью выделения существенных признаков
ПУУД:
уметь анализировать и синтезировать новые знания,
делать выводы в результате поиска необходимой информации.

РУУД-пошаговый контроль своих действий.



IV. Первичное осмысление и закрепление знаний

Организует групповую работу











Организует индивидуальную работу.










В качестве поощрения за хорошую работу предлагает выполнить задание на no tebooke
Обозначить выделенный звук на письме буквой.
(слайд)
слова[р'] пена[л]
докто[р] учите[л']

тетра[д`]
контро[л`]
Задание повышенной трудности:» Запиши слова.»
д- - [р’] c- [н]
д- - [р ] г-[c’]
т – [н’ ] н-[c]

Задание базового уровня:
«Зачеркни ненужный ь знак».

словарь учитель
докторь пеналь
тетрадь контроль

Проверка

Презентация .»Помоги гномам починить домик»


Стр.89,упр.5
Дописать мягкий знак.
(можно использовать хлопки)
двер тен гус
двор сон нос
Выполняют работу в группах.
Представляют работу групп. Обсуждают результаты каждой группы.

Объясняют в каких словах и почему обязательно надо написать ь знак.

Отдельные дети выполняют индивидуальные задания базового и повышенного уровней.








Выполняют задание
на notebook






Обмениваются тетрадями. Взаимопроверка по образцу.
ПУУД- осваивают основные правила русского языка, формируют представление о различиях употребления знака;
определяют и употребляют языковые единицы адекватно ситуации речевого общения;
РУУД:
осуществляют контроль выполненной работы.
РУУД:
уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
ПУУД:
Уметь сопоставлять и преобразовывать информацию из одной формы в другую:
КУУД:
Уметь работать в группе.
Предметные: определение основной информации, извлечение её из текста упражнения, формулировка вывода.

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Организует фиксирование содержания.
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности


Мотивирует учащихся на исследовательскую работу на следующем уроке.
Повторение:
– Над какой темой работали на уроке?
–-Какая были цель нашего урока?
–У вас на столе есть лист самооценки. Оцените свою деятельность на уроке?

А теперь оцените своё настроение на уроке. Нарисуйте солнышку своё настроение.


Только ли на конце слов мягкость согласного звука может обозначаться ь знаком?










А есть ли ещё работа у ь знака?

Вот об этом мы с вами поговорим на следующем уроке.
Отвечают на вопросы учителя.



Оценивают свою работу по шкале
успешности.







Высказывают свои предположения.


Предположения детей.


Можно вернуться к слову коньки и проверить. сработает ли
открытый нами способ обозначения мягкости предшествующего согласного звука ь знаком в середине слова.
ЛУУД: формировать основы самоопределения, осознавать сущность выполненной работы на уроке.
РУУД: выполнять самооценку деятельности на уроке.

ПУУД: осознанно строят речевые высказывания в устной форме.
КУУД: обмениваются мнениями, слушают друг друга






























Приложение 1

Лист самооценки
Ученик (ца)_______________________________________________


Тема урока «Обозначение мягкости согласного звука ь знаком»



Я хорошо понял(а), когда надо писать ь
на конце слова


Я испытываю затруднение, когда надо писать ь
на конце слова


Я не понял, где надо писать ь знак



-бученность те










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615


Cambria MathVersion 5.96Cambria Math Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 ђ Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915